Файл: Разработка решения в сфере молодежной политики гму.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- Дома и дворцы молодежи, детские, подростковые и молодежные клубы, физкультурно – спортивные объединения, молодежные центры.

- Социальные службы для молодежи, центры информации для молодежи, организации по содействию занятости молодежи.

- Образовательные учреждения дополнительного образования.

-Детские и молодежные оздоровительные центры и лагеря.

- Другие организации, которые осуществляют некоммерческие общественно значимые программы (проекты) работы с молодежью.

Указанные молодежные центры обеспечиваются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления необходимыми материальными и финансовыми средствами в целях оказания социальных услуг для молодежи на условиях договора.

Молодые граждане РФ – учувствуют в формировании и в разработках ГМП в РФ посредством реализации общественно значимых инициатив, обращений в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, взаимодействия молодежных, детских общественных объединений с указанными органами на условиях договора, а также в других формах их непосредственного участия в формирования и решений ГМП в РФ и представления их интересов.

В целях привлечения молодых граждан к формированию и разработок решений ГМП в РФ федеральные органы государственной власти совестно с молодежными, детскими общественными один раз в три года созывают всероссийский конгресс молодежи.

Всероссийский конгресс молодежи может обсуждать и вырабатывать рекомендации , принимать обращения к молодежи, федеральным органам государственной власти о формировании и реализации ГМП в РФ. Федеральные органы государственной власти анализируют предложения и учитывают такие предложения при реализации ГМП в РФ.

Федеральные органы государственной власти в пределах своей компетенции представляют на обсуждение на всероссийском конгрессе молодежи1. Подготовка указанного доклада обеспечивается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по реализации ГМП в РФ.

2.2.Анализ законодательства РФ по формированию реализации ГПМ.

В России система управления государственной молодёжной политикой начала складываться в 1991 г., после принятия Закона СССР "Об общих началах государственной молодёжной политики в СССР" от 16 апреля 1991 г. №2114 - 1. Данный закон в соответствии с п.2 Раздела 2 "Заключительные и переходные положения" Конституции РФ является частью правовой системы РФ, однако он практически не применяется.


Конституция Российской Федерации содержит положения, составляющие основу государственной молодежной политики, а также устанавливает разграничение предметов ведения между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления. Исходя из этого разграничения определяется компетенция в области молодежной политики органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Частью 2 статьи 7 предусматривается, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с частью 1 статьи 38 материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Непосредственное отношение к вопросам молодежи имеет содержание статьи 43 о праве на образование, обязательности основного общего образования. В принципе, практически все права могут иметь специфическое преломление в аспекте молодежной политики.

Конституцией Российской Федерации предусмотрены базовые положения, касающиеся порядка образования и деятельности общественных объединений, распространяемые, естественно, в том числе на молодежные объединения. Согласно части 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Частью 2 той же статьи устанавливается, что никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Основой правовой базы ГМП является Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года № 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации", которым утверждены Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации - единственный из рассматриваемых актов, который был принят до принятия Конституции Российской Федерации.

Нормативный акт декларирует единство целей и принципов государственной молодежной политики в Российской Федерации для всех уровней государственной власти и управления. В разделе 1 указаны четкие критерии субъектов, в отношении которых проводится государственная молодежная политика. В разделе 2 сформулированы основные направления политики государства.



Кроме того, в число основополагающих документов, регулирующих государственную молодёжную политику в России входят:

- Указ Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики" от 16 сентября 1992 г. №1075

В качестве первоочередных задач, требующих решения, рассматриваемым Указом Президента Российской Федерации были выделены:

Обеспечение соблюдения прав молодых граждан, установление для них гарантий в сфере труда и занятости, содействие их предпринимательской деятельности;

Создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи, предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг;

Осуществление поддержки молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных объединений;

Содействие международным молодежным обменам.

Рассматриваемым Указом предусматривалось создание Российского фонда федеральных молодежных программ для организационного и финансового обеспечения приоритетных программ развития молодежи (пункт 3), а также поддерживалось предложение об образовании Национального совета молодежных объединений в целях координации деятельности молодежных и детских объединений России для защиты и реализации их интересов, прав молодежи и детей (пункт 4), а также принятие ряда иных мер.

Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ.

Определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации, устанавливает виды молодежных и детских объединений, которым оказывается государственная поддержка (статья 4), статья 13 предусматривает формирование Федерального реестра молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, осуществлять которую должен федеральный орган исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики;

Ст.16 "Полномочия Правительства Российской Федерации в социальной сфере" Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г. №2 - ФКЗ, в соответствии с которой к полномочиям Правительства РФ относятся меры по реализации молодёжной политики;

П.58 ч.2 ст.26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ;


П.30 ч.1 ст.14, п.34 ч.1 ст.16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября. 2003 г. № 131-ФЗ;

Федеральный закон Российской Федерации "О бюджетной классификации Российской Федерации" от 15 августа 1996 г. № 120-ФЗ (подраздел 0707 "Молодёжная политика и оздоровление детей")

Ст.17 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ, которая определяет компетенцию органов по делам молодёжи и сферу деятельности учреждений при этих органах в вопросах профилактической работы.

Полномочия федерального уровня власти в сфере молодежной политики утверждены постановлениями о соответствующих ведомствах: Постановление Правительства Российской Федерации "О Министерстве спорта, туризма и молодёжной политике" от 29 мая 2008 г. № 408, Постановление Правительства Российской Федерации " О Федеральном Агентстве по делам молодёжи" от 29 мая 2008 г. N 409.

В реализации ГМП на федеральном, региональном и местных уровнях широко используется программно-целевой подход. Так, в 1994 г. Указом Президента РФ от 15 сентября 1994 г. Была утверждена федеральная целевая программа "Молодёжь России", в последствии продлена до 2010 г.

Концепция ГМП в РФ была одобрена Правительственной комиссией по делам молодёжи под председательством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.И. Матвиенко в 2001 г.

Рабочей группой по вопросам ГМП Государственного совета РФ в 2002 г. была подготовлена и внесена на рассмотрения Президенту РФ Доктрина государственной молодёжной политики Российской Федерации.

В 2006 г. распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р утверждена Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации, стратегия разработана на период до 2016 года и определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов.

Правовое регулирование ГМП в Российской Федерации основывается на международных документах, федеральном законодательстве, законодательстве субъектов Российской Федерации, нормативно правовых актах органов местного самоуправления.

2.3. Анализ методов формирования и реализации государственной молодежной политики в России


К настоящему времени накоплен большой арсенал методических средств в работе с молодежью. Многие из них успешно решали отдельные локальные задачи, были ориентированы на отдельные на отдельные группы молодежи.


Согласно стратегии, которая рассматривает проектный подход в качестве системообразующего в развитии в реализации ГМП, определяется системой проектов, призванных сформировать федеральный компонент молодежной политики в России.

«Основы государственной молодёжной политики РФ на период до 2025 года» содержат основные направления формирования и развития, основные принципы осуществления молодёжной политики на федеральном уровне, а на региональном и муниципальном уровнях происходит конкретизация и реализация молодёжной в соответствии с общими принципами.

Так например, молодёжной политики в г. Казани уделяется большое внимание.

В этой области деятельность реализуется Комитетом по делам детей и молодёжи Исполнительного комитета г. Казани в нескольких направлениях:

-развитие и сохранение учреждений по месту жительства для организации досуга детей и молодёжи; поддержка и создание условий для деятельности молодёжных общественных организаций и движений;

-Социально-правовая защита молодёжи;

- Содействие в решении жилищных вопросов молодёжи; нравственно-

патриотическое воспитание молодёжи; создание условий для развития научного;

- Творческого потенциала молодёжи2.

В городе работает множество учреждений, в которых молодёжь получает возможность реализовать себя в различных сферах.

Например, муниципальное образовательно - досуговое учреждение Казанский молодёжный центр им. А.П. Гайдара, на базе которого проходят молодежные мероприятия. С целью решения занятости молодёжи был создан Казанский центр студенческих трудовых отрядов, целью которого является вовлечение студентов в движение студенческих трудовых отрядов, а также содействие индивидуальному трудоустройству

студентов на муниципальные предприятия и в организации в г. Казани. Помощь в социализации подростков группы риска оказывает Социально-реабилитационный центр для детей с девиантным поведением. В г. Казани реализуются программы поддержки молодых семей в приобретении жилья:

- целевая программа:

«Обеспечение жильем молодых семей» на 2012-2015 годы.

В г.Москве, на региональном уровне, принят Закон г. Москвы от 30 сентября 2009 г. N 39 "О молодежи3", действуют целевые городские программы «Молодой семье – доступное жилье», «Поют дети Москвы» и другие.

Преимущественно осуществляется комплекс мер в таких областях, как занятость, трудоустройство, молодёжное предпринимательство учащейся и работающей молодёжи, а также здоровье, физическая культура, досуг и отдых.