Файл: Научноисследовательская работа направления 38. 03. 01 Экономика Валиева Аделина Сергеевна (фамилия, имя, отчество студента).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

За время практики по научно-исследовательской работе передо мной стояла цель: получить первичные навыки научно-исследовательской работы.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1 Выбрать тему для научного исследования по проблемам ««Бухгалтерский учет, анализ и аудит»» и подготовить обоснование ее актуальности.

2. Составить аннотированный библиографический список (не менее 20 наименований) по выбранной теме исследования.

1. Методологические основы бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса

1.1. Роль и значение малого предпринимательства

1.2. Основные критерии определения малого предприятия

1.3. Формы бухгалтерского учета на малом предприятии

1.4. Действующие системы налогообложения малых предприятий

2. Организация бухгалтерского учета малого предприятия на примере ООО «Центр Технологии Развития»

2.1. Организационно-хозяйственная характеристика и учетная политика малого предприятия

2.2. Ведение бухгалтерского учета хозяйственных операций

2.3. Бухгалтерская, статистическая и налоговая отчетность малого предприятия

3. Совершенствование бухгалтерского учета в ООО «Центр Технологии Развития»

3.1. Оценка состояния бухгалтерского учета

3.2. Совершенствование бухгалтерского учета

3.3. Автоматизация бухгалтерского и налогового учета

Заключение

Список использованной литературы

1. Методологические основы бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса

1.1. Роль и значение малого предпринимательства


Малое предпринимательство, как свидетельствует мировой опыт, играет особую роль в развитии рыночной экономики. Становление малого предпринимательства в современной России является необходимым условием решения комплекса сложнейших социально-экономических проблем, вовлечения в предпринимательский сектор значительной части незанятого населения, переориентации кредитной и налоговой политики на стимулирование развития производства, переход к инновационному типу экономического развития и т.д.

Эффективность малых предприятий определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупными предприятиями:

  • малое предприятие обеспечивает потребности рынка в тех товарах и услугах, которые средним и крупным фирмам производить и оказывать нецелесообразно по экономическим и иным причинам, например из-за ограниченных потребностей местных рынков;

  • более высокая оборачиваемость капитала;

  • малые предприятия часто проявляют себя как новаторы;

  • относительно невысокие расходы на организацию и ведение предпринимательской деятельности, в первую очередь на управление;

  • высокая приспособляемость к изменениям рынка;

  • близость к местным рынкам и приспосабливание к запросам клиентуры и другие преимущества.

Эффективное функционирование экономики возможно лишь при оптимальном соотношении количества крупных, средних и малых предприятий. В нашей стране количество малых предприятий по сравнению с крупными предприятиями гораздо меньше, чем в развитых странах. Малое предпринимательство в России обладает рядом отличительных особенностей, не характерных для малого бизнеса в развитых странах. Среди них:

  • высокий уровень диверсификации (многопрофильности) малых предприятий. Нестабильная российская экономика заставляет предпринимателей искать любые источники дохода, занимаясь различными видами деятельности, порой не связанными между собой ни организационно, ни технологически;

  • стремление к максимальной самостоятельности. В странах с развитой рыночной экономикой значительная часть малых предприятий работает на условиях субподряда, в системе франчайзинга и т.п.;

  • высокая доля "теневого" сектора (по различным оценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов малого бизнеса не задействованы в решении общегосударственных задач);

  • низкий технологический и управленческий уровень деятельности.


В настоящее время наиболее привлекательными для малого бизнеса являются отрасли, не требующие значительных капитальных вложений, торговля, общественное питание, строительство гражданских объектов, мелкий ремонт техники и др. В частности, в торговой сфере работает почти каждое второе предприятие и трудится каждый третий из числа работающих на малых предприятиях. Пока в России данный сектор экономики дает лишь 10-11% ВВП.

За последние годы в развитии малого предпринимательства в России можно выделить следующие тенденции:

  • постепенное увеличение количества малых предприятий;

  • крайне неравномерное представительство в регионах (более половины предприятий малого бизнеса работает в восьми субъектах РФ);

  • очень сжатый отраслевой охват.

В России необходимость государственной поддержки малого предпринимательства понимается далеко не всеми и в целом ряде теоретических концепций рассматривается как вредное явление, нарушающее естественное развитие экономических процессов и действие механизмов рыночного саморегулирования.

Можно выделить следующие формы государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства:

  • субвенции и субсидии;

  • бюджетные кредиты, займы, ссуды;

  • государственные и муниципальные гарантии.

В целом, в поддержке нуждаются как слабые, так и сильные малые предприятия. Первых надо поддерживать, чтобы не пополнять ряды безработных, увеличивая социальную напряженность и трансфертную нагрузку на бюджет. Вторых - чтобы наращивать потенциал малого бизнеса, создавая "точки роста".

По итогам вышесказанного можно сделать вывод, что малый бизнес составляет основу экономики развитых стран. В России малые предприятия приносят в бюджет значительную часть налоговых платежей, однако практически не получают государственной поддержки.

1.2. Основные критерии определения малого предприятия


В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ, под субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):



  • в промышленности - 100 человек;

  • в строительстве - 100 человек;

  • на транспорте - 100 человек;

  • в сельском хозяйстве - 60 человек;

  • в научно-технической сфере - 60 человек;

  • в оптовой торговле - 50 человек;

  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

24 июля 2008 г. был утвержден Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данный закон регулирует отношения, возникающие в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры их поддержки, виды и формы такой поддержки.

В соответствии с п.1. ст.3 Закона № 209-ФЗ, субъекты малого и среднего предпринимательства – это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям (к микропредприятиям и средним предприятиям).

В соответствии со ст. 4 Закона № 209-ФЗ, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

  • для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале указанных юридических лиц не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

  • до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.


В соответствии со ст. 7 Закона № 209-ФЗ, в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ могут предусматриваться следующие меры:

  • специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

  • упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

  • упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

  • льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

  • особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

  • меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

  • меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

  • меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

  • иные меры, направленные на обеспечение реализации целей и принципов Федерального закона № 209-ФЗ.

По итогам вышесказанного можно сделать вывод, что в настоящее время законодательство в сфере регулирования и поддержки малого предпринимательства находится в стадии динамичного развития как на уровне государства, так и на региональном уровне.

1.3. Формы бухгалтерского учета на малом предприятии


При организации и ведении бухгалтерского учета в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства, следует руководствоваться общими требованиями бухгалтерского и налогового законодательства, а также нормами документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета:

  • Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 N 129-ФЗ (в ред. от 03 ноября 2007 г.);

  • Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (в ред. от 26 марта 2008 г.);

  • Положений по бухгалтерскому учету;

  • Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (в ред. от 07.05.2003 N 38н);

  • Налогового кодекса РФ и др.

Общие требования к построению бухгалтерского учета на малых предприятиях сформулированы в Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н. К ним относятся следующие:

1. Ведение бухгалтерского учета должно осуществляться только на основании первичных учетных документов, которые составляются при возникновении хозяйственных операций, по унифицированным формам, утвержденным Федеральной службой государственной статистики. При отсутствии таких документов они разрабатываются самой организацией и прилагаются к приказу руководителя об учетной политике.

2. Использование типового плана счетов бухгалтерского учета, на основе которого малое предприятие самостоятельно формирует рабочий план счетов, используемый в организации и отражающий специфику его хозяйственной деятельности.

3. Обязательное проведение инвентаризации, необходимой для проверки данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, их документального подтверждения, а также контроля сохранности имущества.

  • 4. Ведение учета имущества, обязательств и хозяйственных операций организацией:

  • непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до ликвидации или реорганизации;

  • своевременно, без каких либо пропусков и изъятий, в том числе и отражение результатов инвентаризаций;

  • путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета в хронологической последовательности.