Файл: Условия формирования профессиональных умений и навыков.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования умений и навыков
1.1 Сущность понятий «навык», «умение», «профессиональная компетентность»
1.2 Система знаний, умений и навыков в личности учителя
Глава 2. Факторы формирования профессиональных компетенций
2.1 Психологические условия формирования профессиональных компетенций
Профессиональные знания, навыки, умения действенны не только благодаря специальному развитию психических познавательных процессов, но и физическим качествам обучающегося. Экспериментально доказано, что целенаправленные физические упражнения развивают не только физические, но и психологические качества, необходимую для каждого специалиста эмоционально-волевую устойчивость.
Большая роль в формировании профессиональных знаний, навыков, умений принадлежит целенаправленному применению различного рода технических средств обучения (ТСО). Именно с их помощью можно развивать и упрочивать знания, навыки, умения, придавать им гибкость.
ТСО направлены на расширение возможностей преподавателя в учебном процессе. При использовании их происходит эмоционально-психологическое воздействие на студентов. Появляется возможность управления ходом поступления информации самими обучающимися, что существенным образом улучшает усвоение материала относительно независимо от текущего состояния и различия индивидуальных способностей и психологических особенностей каждого студента.
Особо важным средством профессиональной подготовки являются практика, стажировка, выполнение будущих обязанностей в реальных условиях профессиональной деятельности.
Анализируя процесс обучения, С. Л. Рубинштейн справедливо отмечал: «Как бы ни было велико значение специально выделенной учебной деятельности для овладения специальными знаниями и умениями как «техническими» компонентами той или иной жизненной профессиональной деятельности, подлинного мастерства, завершающего обучения какой-либо деятельности, человек достигает, не просто лишь обучаясь, а на основе предшествующего обучения, выполняя эту деятельность» 10.
Первый уровень усвоения сводится к распознаванию, различению, узнаванию или опознаванию объекта, изучения его в ряду других объектов.
Второй уровень характерен действиями по воспроизведению информации об объекте изучения, его свойствах, особенностях, характеристиках на уровне памяти или уровне понимания.
Третий уровень можно характеризовать степенью овладения умениями применять усвоенную информацию в практической сфере для решения некоторого класса задач.
Четвертый уровень усвоения, деятельность которого характеризует применение информации с широким переносом, может быть обеспечен на основе использования теории проблемного обучения. По данной теории проблемы (задачи) выступают как объект мышления. Это означает, что обучаемому даются такие задачи, которые он может решить только путем самостоятельного открытия. Для правильного решения таких задач обучающегося необходимо вооружить некоторым алгоритмом поиска (проб). В алгоритме поиска должны быть предусмотрены все возможные операции и их последовательность. Осуществив эти операции, обучаемый обязательно откроет, какая их последовательность ведет к цели, т. е. откроет алгоритм решения
11.
2.2 Практическое применение знаний, умений и навыков
Применение знаний, умений и навыков - важнейшее условие подготовки педагога, путь установления связи теории с практикой в учебно-воспитательной работе.
Знания становятся средством воздействия на предметы и явления действительности, а умения и навыки - орудием практической деятельности только в процессе их применения. Важнейшая функция применения - получение с его помощью новых знаний, т.е. превращение их в инструмент познания. В этом качестве применения знаний может нередко означать лишь мысленное преобразование некоторых исходных моделей действительности с целью получения новых, более полно и совершенно отражающих реальный мир. Характерный пример такого применения - т.н. мысленное экспериментирование.
Способность использовать усвоенные знания для получения новых называют интеллектуальными умениями и навыками.
В практической деятельности, кроме интеллектуальных, обязательно применение специфических умений и навыков, в совокупности обеспечивающее успешность труда.
Применение знаний, умений и навыков - один из этапов усвоения - осуществляется в самых разнообразных видах деятельности и во многом зависит от характера учебного предмета, специфики содержания изучаемого.
Его можно педагогически организовать путем выполнения упражнений, лабораторных работ, практической деятельности. Особенно глубоким по своему воздействию является применение знаний к решению учебно-исследовательских задач.
Применение знаний усиливает мотивацию учения, раскрывая практическую значимость изучаемого, делает знания более прочными, реально осмысленными.
Применение знаний, умений и навыков связано, прежде всего, с распознаванием в конкретной ситуации случаев, где такое применение целесообразно.
Специальное обучение соответствующему распознаванию связано с установлением принципиального сходства и, следовательно, с умением отвлечься (абстрагироваться) от факторов и особенностей, которые при данных обстоятельствах можно считать несущественными.
Единство обобщения и конкретизации позволяет избежать решения задач лишь с опорой на память, а не на всесторонний анализ предлагаемых условий, т.е. избежать формализма знаний. Другое необходимое условие - владение последовательностью операций применения.
Обучению такого рода действиям уделяют обычно больше внимания, но и здесь встречаются ошибки - чаще всего попытки свести его к чисто алгоритмическим процедурам в раз и навсегда заданной последовательности. Применение знаний, умений и навыков успешно тогда, когда оно приобретает эвристический и творческий характер.
Обучение невозможно без применения наличных (пусть минимальных, почерпнутых из житейского опыта) знаний, умений и навыков и является целесообразно организованной системой последовательного применения знаний, умений и навыков. В ряде случаев применение может быть лишь мысленным, воображаемым.
Совершенствование знаний, умений и навыков также происходит только в процессе их применения, поэтому повторение изученного должно быть, как правило, не простым воспроизведением, а применением его в более или менее новых условиях.
Для применения знаний, умений и навыков важны межпредметные связи, т.к. действия с реальными объектами требуют одновременного учета знаний по нескольким учебным предметам. Успешному применению знаний, умений и навыков способствует самоконтроль.
Заключение
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что для формирования профессиональных знаний, навыков, умений необходимо воздействовать не только на познавательные процессы, но и направленность, чувства, волю, интересы, психические состояния.
Выдвигаемая нами гипотеза подтвердилась, усвоение знаний и умений – процесс сложный, включающий в себя овладение совокупностью разнообразных операций и действий
Необходимо исходить из того, что овладевать знаниями лучше на основе активности познавательных процессов, если его действия побуждаются чувством ответственности за свою профессиональную подготовку, чувством долга и другими положительными мотивами. Овладение знаниями требует четкого и точного их восприятие, осмысление, запоминание, применение на практике. Усвоение - сложная познавательная деятельность, основу которой составляют умственные действия.
Именно в процессе активного практического использования знаний они становятся более обобщенными и твердыми, часть из них переходит в навыки и умения. Но здесь выступает психологическая условие: учебная деятельность, не доставляет внутреннего удовлетворения, не вызывает активного мышления, внимания, памяти, воображения, не требует творчества, инициативы, слабо влияет на полноту и глубину усвоения знаний. Поэтому важно, чтобы занятия проводились интересно, влияли на эмоции, чувства и мотивы поведения студентов.
Наиболее эффективно формируются навыки на основе глубокого осмысления того, что они должны делать, интереса к овладению действиями, знание своих ошибок, а также своевременного одобрения и поощрения успехов. Развитие профессиональных знаний, навыков, умений студентов идет тем быстрее, чем глубже и разностороннее разъясняются им требования будущей профессии, негативные последствия слабой подготовленности, показываются достижения выпускников. Практика вузовского обучения свидетельствует, что формирование системы профессиональных знаний, навыков, умений замедляется, если студент слабо разобрался в задачах профессии, не проявляет интереса к своей специальности.
Особенно важным средством профессиональной подготовки практика, стажировка, выполнения обязанностей специалиста в реальных условиях профессиональной деятельности.
Итак, в самом общем виде навык определяется как «действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля». Навык можно расценивать как уровень совершенства действия, его качество. Поэтому формирование навыков является одной из самых важных проблем педагогической психологии.
Процесс формирования навыка включает определение его компонентов и такое овладение операцией, которое позволяет достичь наивысших показателей на основе совершенствования и закрепления связей между компонентами, их автоматизации и высокого уровня готовности действия к воспроизведению. Образование навыков характеризуется переходом от сознательных актов к автоматическим, и этот период сознательного усвоения имеет решающее значение для правильности и быстроты образования навыка.
Мы полагаем, что основными психолого-педагогическими предпосылками формирования прочного навыка являются следующие:
а) целенаправленность обучения;
б) наличие у субъекта деятельности внутренней мотивации;
в) автономность обучающегося;
г) внутренняя системность – понимание, осмысление обучающимся выполняемого действия, полнота уяснения содержания операции;
д) уровень развития субъекта, наличие фоновых знаний и умений;
е) аффективный фактор;
ж) знание и оценка качества результатов выполнения действия.
Этапами организации предметных действий являются следующие:
-
формирование системы понятий (знания) -
автоматизированные умственные операции (навыки) -
сложные умственные действия (умения).
Дидактический принцип системности и последовательности требует непрерывности функционирования триады «знания-умения-навыки», а анализ ее составляющих помогает выявлять оптимальные методы усвоения содержания изучаемых дисциплин и реально формировать высокий уровень профессиональной компетенции будущего специалиста.
Библиографический список литературы
-
Бердичевский А. Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе: науч.-теорет. пособие. М.: Высш. шк., 1989. – 103 с. -
Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Уракова Е.А. Процесс формирования профессиональных компетенций будущих преподавателей экономических и управленческих дисциплин // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. С. 80-85. -
Ваганова О.И. К вопросу формирования технологической компетентности педагога профессионального обучения // В сборнике: Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки. 2019. С. 149-151. -
Гальперин, П. Я. (1999) Введение в психологию: учебное пособие для вузов. М.: Книжный дом «Университет». 332 с. -
Демидова И.Ф. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – с. 96. -
Дьяченко, М. И., Кандыбович Л. А. (1981) Психология высшей школы. Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина. 383 с. -
Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. - 218 с. -
Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.- (Психол. наука — школе) -
Рубинштейн, С. Л. (2000) Основы общей психологии. СПб.: Издательство «Питер». 712 с. -
Спирин Л. Ф., Степинский М. А., Фрумкин М. Л. Основы педагогического анализа. - Ярославль: ЯГПУ, 1985. - 85 с.
1 Демидова И.Ф. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – с. 96.
2
3 Бердичевский А. Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе: науч.-теорет. пособие. М.: Высш. шк., 1989. – 103 с.
4 Ваганова О.И. К вопросу формирования технологической компетентности педагога профессионального обучения // В сборнике: Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки. 2019. С. 149-151.
5 Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.- (Психол. наука — школе)
6 Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. - 218 с.
7 Спирин Л. Ф., Степинский М. А., Фрумкин М. Л. Основы педагогического анализа. - Ярославль: ЯГПУ, 1985. - 85 с.
8 Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Уракова Е.А. Процесс формирования профессиональных компетенций будущих преподавателей экономических и управленческих дисциплин // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. С. 80-85.
9 Гальперин, П. Я. (1999) Введение в психологию: учебное пособие для вузов. М.: Книжный дом «Университет». 332 с.
10 Рубинштейн, С. Л. (2000) Основы общей психологии. СПб.: Издательство «Питер». 712 с.
11 Дьяченко, М. И., Кандыбович Л. А. (1981) Психология высшей школы. Минск : Изд-во БГУ им. В. И. Ленина. 383 с.