Файл: Условия формирования профессиональных умений и навыков.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 237
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования умений и навыков
1.1 Сущность понятий «навык», «умение», «профессиональная компетентность»
1.2 Система знаний, умений и навыков в личности учителя
Глава 2. Факторы формирования профессиональных компетенций
2.1 Психологические условия формирования профессиональных компетенций
4.
Профессиональная компетентность включает в себя решение профессиональных задач. Педагог профессиональной подготовки должен быть готов к решению профессиональных задач, отраженных в Профессиональном стандарте педагога профессионального обучения, а также в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Профессиональная компетентность педагога состоит из пяти основных составляющих компонентов:
Система педагогических знаний включает в себя ведущие идеи, понятия, основополагающие факты, законы. Эти знания применяются и реализуются в практической деятельности учителя. Благодаря усвоению системы педагогических знаний обеспечивается овладение содержательной и порациональней сторонами учебно-воспитательного процесса.
Большое значение имеет эрудированность учителя, его общая культура, начитанность, широта интересов. Знания из далеких от профессиональной деятельности сфер нередко служат источником оригинальных идей и нестандартных решений. Поэтому становление творческой личности педагога невозможно только в узких предметно-педагогических рамках.
Особенно основательно учитель должен владеть той наукой, которую он преподает. Учитель обязан видеть свою науку во всех существенных чертах, понимать и уметь передать учащимся логику ее движения и развития, диалектику тех явлений действительности
, которые эта наука отражает.
Глубоко и сознательно усвоенные знания о воспитании, образовании и обучении составляют не только фонд теоретических знаний, но и становятся основой формирования педагогических умений и навыков. Педагогические умения являются формой функционирования теоретических знаний. Педагогические умения представляют совокупность самых различных действий учителя, которые соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетенции. Наиболее полно умения учителя представлены А.К. Марковой:
1. умения увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач; ориентироваться на ученика как на активного развивающегося соучастника учебно-воспитательного процесса;
2. умения, отвечающие на вопрос «чему учить», «кого учить», «как учить».
3.умения использовать психолого-педагогические знания и осведомленность о современном состоянии психологии и педагогики.
4. приемы постановки коммуникативных задач.
5. приемы, способствующие достижению высоких уровней общения. К ним относятся умение понять позицию другого, проявить интерес к его личности.
6. умения удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии.
7. умения осознавать перспективу своего профессионального развития.
8. умения определять характеристики знаний учащихся в начале и в конце учебного года; стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию.
9. оценивание учителем состояния воспитанности и воспитуемости школьников5.
В деятельности учителя имеются «сквозные», интегральные умения и навыки, которые являются составными частями всех выше указанных:
1) Организационные умения включают в себя: планирование учебно- воспитательной работы, распределение объектов работы, проведение контроля, учета и оценки деятельности.
2) Специфические методические умения, присущие учителям определенных специальностей: владение демонстрационным экспериментом, умение обучать решению задач, работать с картой, и т. д.
3) К умениям, необходимым для решения педагогических задач, следует, прежде всего, отнести педагогическую технику, которая представляет собой способности учителя адекватно выражать свои намерения и стремления во внешних действиях и включает в себя умение найти верный тон и стиль общения с учащимися, овладеть и руководить их вниманием, выбрать нужный темп обучения, управлять проявлением своих чувств убедительно выражать свое отношение к действиям и поступкам учеников. Для этого учитель должен в совершенстве владеть голосом, мимикой, жестикуляцией.
Н.В. Кузьмина, Л.Ф. Спирин, М.Л. Фрумкин и некоторые другие исследователи выделяют 5 групп педагогических умений 67:
1. Конструктивные – умения выбирать учебно-воспитательный материал и проектировать его в соответствии с конкретными целями воспитания и обучения, проектировать личность школьника, находить средства педагогического воздействия, обеспечивающие запланированные результаты.
2. Коммуникативные - умения устанавливать правильные взаимоотношения с воспитанниками, а также перестраивать их в ходе практической работы.
3. Гностические – умения накапливать и систематизировать знания, пользоваться литературой, изучать опыт передовиков, анализировать свой собственный опыт.
4. Организаторские – умения организовывать учащихся на различные виды деятельности, направлять их активность в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания.
5. Прикладные – умения, определяемые художественными, спортивными, и иными способностями, и наклонностями учителя-воспитателя, а также требованиями профессиональной работы.
Основными группами педагогических навыков являются:
1. Дидактические навыки по организации учебного процесса и руководству познавательной деятельностью школьников;
2. Навыки по проведению внеклассной воспитательной работы с учащимися и руководству их самовоспитанием;
3. Методические навыки по изучению и обобщению передового педагогического опыта, анализу и обобщению личного опыта;
4. Навыки в области самообразовательной работы.
Развитие профессиональной компетентности педагога возможно несколькими основными путями 8:
1. Активное использование в профессиональной деятельности средств информационно-коммуникационных технологий.
2. Оказание педагогической поддержки.
3. Организация работы обучающихся и преподавателей в группах или небольших творческих объединениях.
4. Принятие участие в научно-исследовательской и творческой деятельности высшего учебного заведения.
5. Изучение и реализация на практике современных образовательных технологий.
6. Трансляция личного профессионально-педагогического опыта.
Процесс формирования профессиональных компетенций педагога профессиональной подготовки реализуется в три этапа:
- самоанализ и саморефлексия деятельности, принятие необходимости в развитии;
- анализ и планирование поэтапного саморазвития (постановка целей, решение задач, поиск путей решения проблем и т.д.);
- самопроявление и самокорректировка.
Вышеперечисленные пути и этапы формирования профессиональной компетентности эффективны лишь при желании и потребности самого педагога профессиональной подготовки к развитию. Анализ педагогической деятельности способствует стремлению к саморазвитию в профессиональной среде.
На формирование навыков влияют изменение работоспособности в течение недели (в какой день проводится упражнение), время суток. Поэтому овладение новыми и сложными навыками лучше начинать в первую половину средних дней недели, а повторение — в другое время.
Между навыками происходит взаимодействие (положительное и отрицательное). Поэтому переучивание сопряжено с особыми трудностями. Положительному переносу навыков способствуют сходные психические процессы, установки и общие приемы в работе (прежней и новой). Навыки могут ослабляться, утрачиваться. Это происходит вследствие их неиспользования в практике, отсутствия систематичности и длительных перерывов в повторениях, болезни, переутомления, сильного стресса. Быстрее утрачиваются сложные, недостаточно закрепленные навыки. Это необходимо учитывать, решая вопрос о готовности навыков. Научные данные и практика показывают, что механическая выработка навыков идет в несколько раз медленнее, чем сознательная (на основе понимания сути действий, причин допускаемых ошибок и т. д.).
Экспериментальные исследования П. Я. Гальперина показали значение ориентировки в действии, уяснения всех его реально существующих признаков9. Это создает условия, при которых действие сразу (или через несколько упражнений) может быть выполнено правильно, без ошибок. Формирование умений предполагает повышение самоконтроля, управляемости действий в соответствии с лучшими образцами. Сравнение обучающимися своих реальных действий с показываемыми преподавателями приемами, установление совпадения и различия между ними, внесение поправок в процесс деятельности и его настойчивое совершенствование — необходимая предпосылка укрепления умения. Накапливая профессиональные знания и вырабатывая навыки, преподавателю следует вооружать обучающихся рациональными способами их использования в различной обстановке на основе творческого осмысливания задач будущей деятельности.
Рассмотрим более общие условия формирования знаний, навыков, умений, превращения их совокупности в слаженную систему, обеспечивающую успех профессиональной деятельности. Одно из условий такого превращения — положительные мотивы учения студентов, их сознательность, дисциплинированность, организованность.
Развитие профессиональных знаний, навыков, умений обучающихся идет тем скорее, чем глубже и разностороннее разъясняются им требования будущей профессии, отрицательные последствия слабой подготовленности, показываются достижения выпускников. Практика вузовского обучения свидетельствует, что формирование системы профессиональных знаний, навыков, умений замедляется, если обучающийся слабо разобрался в задачах профессии, не проявляет интереса к своей специальности.
Лучшие преподаватели обращают особое внимание на то, чтобы правильно спланировать занятия, обеспечить успех учебы обучающихся, создать в студенческом коллективе хорошую психологическую атмосферу, своевременно предотвратить появление настроений, мешающих нормальной учебе. Если обучающийся правильно оценил значение своей будущей профессии, убедился в целесообразности и необходимости учения, если у него нет внутренних разногласий с тем, что он делает, то у него быстрее развивается единство знаний, навыков, умений.
Таким образом, повышение уровня мотивации и сознательного отношения обучающихся к учению — важное условие успешного формирования системы профессиональных знаний, навыков, умений.
Небывалый рост науки и техники, дальнейшее усложнение трудовой деятельности, всех профессий усилили зависимость формирования профессиональных знаний, навыков, умений у обучающихся от совершенствования и профессионализации их познавательных процессов: мышления, речи, воображения, внимания, памяти и т. д. Умелая профессиональная деятельность, творчество в труде невозможны, если познавательные процессы имеют серьезные недостатки: инертны, малоподвижны, неустойчивы, неточно отражают то, что нужно для успешных действий, медленно перерабатывают необходимую информацию.
Причиной неправильных профессиональных действий может стать неточность восприятия, невнимательность, инертность его мышления, эмоциональная напряженность, страх, неуверенность, слабость воли и навыков. Поэтому слаженность профессиональных знаний, навыков, умений у обучающихся формируется вместе с совершенствованием восприятия, внимания, представлений, памяти, воображения и других психических процессов. Заботясь об их совершенствовании у обучающихся, можно повлиять на повышение профессиональной подготовленности. Так, профессионально развитые воображение и мышление дают возможность в уме моделировать предстоящие действия, решать задачи, связанные с предвосхищением последствий практической деятельности.
Профессиональная компетентность включает в себя решение профессиональных задач. Педагог профессиональной подготовки должен быть готов к решению профессиональных задач, отраженных в Профессиональном стандарте педагога профессионального обучения, а также в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Профессиональная компетентность педагога состоит из пяти основных составляющих компонентов:
-
аутокомпетентность - представляет собой личное представление личности о своих способностях и возможностях в профессиональной сфере деятельности; -
персональная компетентность - это желание и способность педагога непрерывно развиваться и самосовершенствоваться, повышать свою квалификацию и реализовывать свое «Я» в области профессиональной подготовки; -
экстремальная компетентность - умение реализовывать профессиональную деятельность в непредвиденно сложившихся обстоятельствах и условиях; -
специальная компетентность - способность педагога профессиональной подготовки к максимально возможной объективной оценке своей деятельности, рефлексии, способность к саморазвитию и выполнению профессиональных задач; -
социально-правовая компетентность - умение грамотно вести диалог и общение с коллегами, студентами, общественными институтами в целом.
1.2 Система знаний, умений и навыков в личности учителя
Система педагогических знаний включает в себя ведущие идеи, понятия, основополагающие факты, законы. Эти знания применяются и реализуются в практической деятельности учителя. Благодаря усвоению системы педагогических знаний обеспечивается овладение содержательной и порациональней сторонами учебно-воспитательного процесса.
Большое значение имеет эрудированность учителя, его общая культура, начитанность, широта интересов. Знания из далеких от профессиональной деятельности сфер нередко служат источником оригинальных идей и нестандартных решений. Поэтому становление творческой личности педагога невозможно только в узких предметно-педагогических рамках.
Особенно основательно учитель должен владеть той наукой, которую он преподает. Учитель обязан видеть свою науку во всех существенных чертах, понимать и уметь передать учащимся логику ее движения и развития, диалектику тех явлений действительности
, которые эта наука отражает.
Глубоко и сознательно усвоенные знания о воспитании, образовании и обучении составляют не только фонд теоретических знаний, но и становятся основой формирования педагогических умений и навыков. Педагогические умения являются формой функционирования теоретических знаний. Педагогические умения представляют совокупность самых различных действий учителя, которые соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетенции. Наиболее полно умения учителя представлены А.К. Марковой:
1. умения увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач; ориентироваться на ученика как на активного развивающегося соучастника учебно-воспитательного процесса;
2. умения, отвечающие на вопрос «чему учить», «кого учить», «как учить».
3.умения использовать психолого-педагогические знания и осведомленность о современном состоянии психологии и педагогики.
4. приемы постановки коммуникативных задач.
5. приемы, способствующие достижению высоких уровней общения. К ним относятся умение понять позицию другого, проявить интерес к его личности.
6. умения удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии.
7. умения осознавать перспективу своего профессионального развития.
8. умения определять характеристики знаний учащихся в начале и в конце учебного года; стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию.
9. оценивание учителем состояния воспитанности и воспитуемости школьников5.
В деятельности учителя имеются «сквозные», интегральные умения и навыки, которые являются составными частями всех выше указанных:
1) Организационные умения включают в себя: планирование учебно- воспитательной работы, распределение объектов работы, проведение контроля, учета и оценки деятельности.
2) Специфические методические умения, присущие учителям определенных специальностей: владение демонстрационным экспериментом, умение обучать решению задач, работать с картой, и т. д.
3) К умениям, необходимым для решения педагогических задач, следует, прежде всего, отнести педагогическую технику, которая представляет собой способности учителя адекватно выражать свои намерения и стремления во внешних действиях и включает в себя умение найти верный тон и стиль общения с учащимися, овладеть и руководить их вниманием, выбрать нужный темп обучения, управлять проявлением своих чувств убедительно выражать свое отношение к действиям и поступкам учеников. Для этого учитель должен в совершенстве владеть голосом, мимикой, жестикуляцией.
Н.В. Кузьмина, Л.Ф. Спирин, М.Л. Фрумкин и некоторые другие исследователи выделяют 5 групп педагогических умений 67:
1. Конструктивные – умения выбирать учебно-воспитательный материал и проектировать его в соответствии с конкретными целями воспитания и обучения, проектировать личность школьника, находить средства педагогического воздействия, обеспечивающие запланированные результаты.
2. Коммуникативные - умения устанавливать правильные взаимоотношения с воспитанниками, а также перестраивать их в ходе практической работы.
3. Гностические – умения накапливать и систематизировать знания, пользоваться литературой, изучать опыт передовиков, анализировать свой собственный опыт.
4. Организаторские – умения организовывать учащихся на различные виды деятельности, направлять их активность в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания.
5. Прикладные – умения, определяемые художественными, спортивными, и иными способностями, и наклонностями учителя-воспитателя, а также требованиями профессиональной работы.
Основными группами педагогических навыков являются:
1. Дидактические навыки по организации учебного процесса и руководству познавательной деятельностью школьников;
2. Навыки по проведению внеклассной воспитательной работы с учащимися и руководству их самовоспитанием;
3. Методические навыки по изучению и обобщению передового педагогического опыта, анализу и обобщению личного опыта;
4. Навыки в области самообразовательной работы.
Развитие профессиональной компетентности педагога возможно несколькими основными путями 8:
1. Активное использование в профессиональной деятельности средств информационно-коммуникационных технологий.
2. Оказание педагогической поддержки.
3. Организация работы обучающихся и преподавателей в группах или небольших творческих объединениях.
4. Принятие участие в научно-исследовательской и творческой деятельности высшего учебного заведения.
5. Изучение и реализация на практике современных образовательных технологий.
6. Трансляция личного профессионально-педагогического опыта.
Процесс формирования профессиональных компетенций педагога профессиональной подготовки реализуется в три этапа:
- самоанализ и саморефлексия деятельности, принятие необходимости в развитии;
- анализ и планирование поэтапного саморазвития (постановка целей, решение задач, поиск путей решения проблем и т.д.);
- самопроявление и самокорректировка.
Вышеперечисленные пути и этапы формирования профессиональной компетентности эффективны лишь при желании и потребности самого педагога профессиональной подготовки к развитию. Анализ педагогической деятельности способствует стремлению к саморазвитию в профессиональной среде.
Глава 2. Факторы формирования профессиональных компетенций
2.1 Психологические условия формирования профессиональных компетенций
На формирование навыков влияют изменение работоспособности в течение недели (в какой день проводится упражнение), время суток. Поэтому овладение новыми и сложными навыками лучше начинать в первую половину средних дней недели, а повторение — в другое время.
Между навыками происходит взаимодействие (положительное и отрицательное). Поэтому переучивание сопряжено с особыми трудностями. Положительному переносу навыков способствуют сходные психические процессы, установки и общие приемы в работе (прежней и новой). Навыки могут ослабляться, утрачиваться. Это происходит вследствие их неиспользования в практике, отсутствия систематичности и длительных перерывов в повторениях, болезни, переутомления, сильного стресса. Быстрее утрачиваются сложные, недостаточно закрепленные навыки. Это необходимо учитывать, решая вопрос о готовности навыков. Научные данные и практика показывают, что механическая выработка навыков идет в несколько раз медленнее, чем сознательная (на основе понимания сути действий, причин допускаемых ошибок и т. д.).
Экспериментальные исследования П. Я. Гальперина показали значение ориентировки в действии, уяснения всех его реально существующих признаков9. Это создает условия, при которых действие сразу (или через несколько упражнений) может быть выполнено правильно, без ошибок. Формирование умений предполагает повышение самоконтроля, управляемости действий в соответствии с лучшими образцами. Сравнение обучающимися своих реальных действий с показываемыми преподавателями приемами, установление совпадения и различия между ними, внесение поправок в процесс деятельности и его настойчивое совершенствование — необходимая предпосылка укрепления умения. Накапливая профессиональные знания и вырабатывая навыки, преподавателю следует вооружать обучающихся рациональными способами их использования в различной обстановке на основе творческого осмысливания задач будущей деятельности.
Рассмотрим более общие условия формирования знаний, навыков, умений, превращения их совокупности в слаженную систему, обеспечивающую успех профессиональной деятельности. Одно из условий такого превращения — положительные мотивы учения студентов, их сознательность, дисциплинированность, организованность.
Развитие профессиональных знаний, навыков, умений обучающихся идет тем скорее, чем глубже и разностороннее разъясняются им требования будущей профессии, отрицательные последствия слабой подготовленности, показываются достижения выпускников. Практика вузовского обучения свидетельствует, что формирование системы профессиональных знаний, навыков, умений замедляется, если обучающийся слабо разобрался в задачах профессии, не проявляет интереса к своей специальности.
Лучшие преподаватели обращают особое внимание на то, чтобы правильно спланировать занятия, обеспечить успех учебы обучающихся, создать в студенческом коллективе хорошую психологическую атмосферу, своевременно предотвратить появление настроений, мешающих нормальной учебе. Если обучающийся правильно оценил значение своей будущей профессии, убедился в целесообразности и необходимости учения, если у него нет внутренних разногласий с тем, что он делает, то у него быстрее развивается единство знаний, навыков, умений.
Таким образом, повышение уровня мотивации и сознательного отношения обучающихся к учению — важное условие успешного формирования системы профессиональных знаний, навыков, умений.
Небывалый рост науки и техники, дальнейшее усложнение трудовой деятельности, всех профессий усилили зависимость формирования профессиональных знаний, навыков, умений у обучающихся от совершенствования и профессионализации их познавательных процессов: мышления, речи, воображения, внимания, памяти и т. д. Умелая профессиональная деятельность, творчество в труде невозможны, если познавательные процессы имеют серьезные недостатки: инертны, малоподвижны, неустойчивы, неточно отражают то, что нужно для успешных действий, медленно перерабатывают необходимую информацию.
Причиной неправильных профессиональных действий может стать неточность восприятия, невнимательность, инертность его мышления, эмоциональная напряженность, страх, неуверенность, слабость воли и навыков. Поэтому слаженность профессиональных знаний, навыков, умений у обучающихся формируется вместе с совершенствованием восприятия, внимания, представлений, памяти, воображения и других психических процессов. Заботясь об их совершенствовании у обучающихся, можно повлиять на повышение профессиональной подготовленности. Так, профессионально развитые воображение и мышление дают возможность в уме моделировать предстоящие действия, решать задачи, связанные с предвосхищением последствий практической деятельности.