Добавлен: 27.03.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 2
Введение
В широком смысле, маркетинг — это деятельность, обеспечивающая на предприятии разработку, производство и доведение до покупателя тех товаров и услуг, которые представляют для него ценность. Любое управление предполагает наличие объекта и субъекта управления, внешней среды, информационных потоков, переработки информации.
На данный момент на рынке очень большая конкуренция в сфере оказания услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета, кадрового администрирования и оказания ИТ услуг, поэтому необходимо четко понимать цели и задачи, которые пытается достичь предприятие, грамотно и эффективно построить систему маркетинга в организации.
Задачи, стоящие перед данной курсовой работой:
- рассмотреть теоретические основы организации маркетинга на предприятии;
- Проанализировать и оценить ситуацию;
- разработать рекомендации по созданию организации маркетинга.
В начале 2012 руководство ПАО Иркутскэнерго приняло решение о выведение непрофильных функций компании таких как бухгалтерский и налоговый учет, кадровое администрирование в отдельную организацию, то есть на аутсорсинг. Тем самым для начала было сформировано управление в структуре ПАО «Иркутскэнерго». Затем поняв, что начало положено и несколько предприятий уже находится на обслуживании, было принято решение о создании отдельной организации и в 2013 году была создана организация ООО «Учетно-сервисный центр ЕвроСибЭнерго». В тот момент на обслуживании находилось 12 предприятий группы компаний ЕвроСибЭнерго.
В дальнейшем на 2014 год была поставлена цель перевести на обслуживание все филиалы ПАО Иркутскэнерго, а это 12 филиалов (ТЭЦ и ГЭС). Также с переводом на обслуживание филиалов ПАО Иркутскэнерго добавились и другие направления такие как, ИТ услуги, юридические услуги, корпоративные услуги. Тем самым оказываемых услуг стало больше и численность компании заметно выросла с 50 человек до 500 сотрудников. До конца 2017 года поставлена задача перевести все компании группы ЕвроСибЭнерго на обслуживание, что было выполнено и штат сотрудников вырос до 700 человек. Также были открыты обособленные подразделения в г. Дивногорске, Нижнем Новгороде, Москве.
Так как на обслуживании в УСЦ ЕвроСибЭнерго только компании группы, необходимости в маркетинговой стратегии не было. На данный момент идет объединение двух центров обслуживания УСЦ ЕвроСибЭнерго и центра обслуживания Русала. И сейчас стоит задача выхода на внешний рынок, то есть оказывать услуги по всем направлениям не только внутри группы, но и за ее пределами. Поэтому на данный момент возникла необходимость в маркетинге.
1. Теоретические аспекты формирования структуры маркетинга на предприятии
Управление маркетингом – это важный элемент общефирменной системы управления, направленный на достижение согласованности реальных внутренних возможностей (материальный и интеллектуальный потенциал) с факторами внешней среды (политических, социально-экономических, конкурентных, технологических, культурных) для получения желаемого результата.
В современных условиях достичь высоких результатов в любом бизнесе невозможно без использования хорошо скоординированной модели управления маркетингом, позволяющей вносить коррективы в планово-управленческие решения по направлениям планирования, организации, мотивации, оценки и контроля.
Основные блоки модели.
1. «Миссия и система целей». Миссия — это результат комплексного мышления и действий, получаемый от реализации корпоративных стратегий в области управления производством, финансами, маркетингом и персоналом. Миссия корпорации в условиях рынка предполагает выполнение генеральной цели за счет планирования, организации продвижения товаров и услуг, реализации товарной, ценовой политики.
2. «Маркетинговые стратегии». Этот блок отражает усилия компании в области перспективного ее развития за счет успешной реализации маркетинговых программ и планов. Маркетинговые стратегии — комплекс планово-управленческих решений по организации маркетинговой деятельности в целях достижения корпоративной миссии. Формирование различных стратегий по проникновению на рынок, росту, развитию фирмы, ее популярности в обществе.
3. «Маркетинговое планирование». Материальное воплощение стратегии получают в процессах планирования и организации маркетинговой деятельности. Маркетинговое планирование — это творческий процесс достижения соответствия миссии фирмы и реальных возможностей корпорации на базе разработанных системных документов стратегического развития, проникновения на рынок, обоснования зон рыночного присутствия и оперативной тактики рыночного взаимодействия.
Тактика выполнения стратегии предполагает ее трансформацию в виде текущих программ. Маркетинговые программы направлены на организацию маркетинговых исследований, сбыта, рекламных кампаний, ярмарок, выставок.
4. «Организация маркетинговой деятельности. Он представляет собой совокупность многообразных форм и методов руководства маркетинговой деятельностью на основе разграничения полномочий и ответственности исполнителей в целях выполнения миссии фирмы. Здесь создается структура управления маркетингом и формируются рекомендации по ее реструктуризации в случае необходимости.
Процесс выполнения маркетинга начинается с обоснования и построения организационной структуры управления. Структура управления должна обладать высокой степенью адаптации к рыночным переменам за счет своевременной координации коммерческой деятельности и перераспределения полномочий. Это прежде всего формирование выгодного ассортимента за счет своевременного снятия устаревших образцов и разработки концепции нового товара, организация эффективных маркетинговых коммуникаций (в том числе ярмарок, выставок, рекламных кампаний), оптимизация каналов продвижения грузов за счет выгодных маршрутов и использования передовых логистических форм и методов управления материальным потоком.
5. «Мотивация и контроль». Мотивация — это деятельность, имеющая целью активизировать трудовой коллектив и каждого работника к творчеству и нововведениям. В процессе мотивации устанавливаются и оцениваются неудовлетворенные потребности, разрабатывается программа конкретных мер, необходимых для удовлетворения потребности всего коллектива и каждого исполнителя в отдельности. Такие меры включают экономическое и моральное стимулирование для раскрытия творческого потенциала и карьерного роста.
Контроль — процесс установления количественной и качественной оценки фактических результатов маркетинговых усилий с запланированными. Маркетинговый контроллинг — это сложный управленческий процесс наблюдения, проверки, учета и анализа для корректировки планово-управленческих решений в целях достижения эффективного результата маркетинговой деятельности. В маркетинге используют как внешний аудит, т.е. оценку результатов маркетинга с привлечением независимых экспертов, так и внутренний аудит, который проводится собственными силами ревизионной службы фирмы. Недостаток внутреннего аудита заключается в его ограниченных возможностях осуществлять масштабные проверки, а главное — возможность субъективизма и отсутствие беспристрастной оценки.
6. «Оценки результатов маркетинга. Содержанием данного блока является комплексная работа по мониторингу функционирования всех предыдущих блоков. Комплексный мониторинг предполагает системную оценку каждой стадии маркетингового цикла, рентабельности маркетинговых решений по функциям, своевременной корректировки управленческих решений с учетом регулируемых и нерегулируемых рисков.
Маркетинг представляет собой определенную систему внутрифирменного управления, имеющую собственную методологическую основу: принципы, функции, организационную структуру, методы и инструменты, информационную базу. Маркетинговая деятельность направлена на изучение, учет спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производства на выпуск конкурентоспособных продуктов в заранее установленных объемах, и. отвечающих определенным технико-экономическим характеристикам, реализация, которой может обеспечить фирме получение наиболее высокой прибыли или прочное положение на рынке.
Маркетинг как управленческая деятельности включает в себя:
- изучение спроса (текущего и перспективного) на конкретную услугу на определенном рынке или его сегменте, требований потребителей; его качеству, новизне, технико-экономическим и эстетическим характеристикам, уровню цены и др. ориентирам, включая возможные каналы сбыта;
- составление, исходя из комплексного учета рыночного спроса, программы маркетинга по продукту или услуге, в которой на основе анализа всех необходимых факторов рассматриваются возможные издержки производства конкретной услуги, в том числе учитываются необходимые капиталовложения, сбытовые, транспортные расходы, затраты на рекламу, техобслуживание и др.;
- установление верхнего предела цены услуги и рентабельности;
- разработку на основе программ маркетинга инвестиционной политики фирмы, расчет полных издержек и уровня рентабельности по фирме в целом;
- определение конечного результата хозяйственной деятельности фирмы, валовых доходов и чистой прибыли после вычета стоимости материальных затрат, оплаты труда, уплаты всех видов налогов и отчислений и так далее.
Такая совокупность видов деятельности в рамках системы маркетинга по существу означает качественно новый подход к управлению производством. Суть этого подхода состоит в том, что исходным пунктом выявления возможностей конкретного производства, его интенсификации и повышения эффективности стал анализ платежеспособного рыночного спроса на соответствующие товары, потребности потребителя.
Главный смысл и содержание маркетинга, как функции управления, состоит в содействии определению целей и стратегии развития как фирмы в целом, так и ее оперативно-хозяйственного звена. Поэтому важнейшее значение имеет выработка и принятие решений по конкретным видам маркетинговой деятельности.
В России маркетинг еще не получил достаточного распространения, но все большее число предприятий и организаций начинают успешно использовать его основные принципы в своей работе. Появляются специализированные маркетинговые компании, предоставляющие широкий спектр услуг на российском рынке. Руководители подавляющего большинства предприятий уже осознали необходимость маркетинговых подходов к управлению предприятиями и продукцией. К сожалению, маркетинговая деятельность требует больших денежных расходов, что в нашей пока сложной экономической ситуации практически невозможно для большего числа предприятий. Однако маркетинговый подход к управлению предприятием вскоре поможет отечественной промышленности выйти из кризиса и твердо встать на ноги.
Без маркетинга сегодня немыслима деятельность ни одной организации, так как его игнорирование рано или поздно приведет к краху. Умелое и грамотное обращение всем наличным инструментарием маркетинга, позволит любому предприятию в полном объеме использовать свои конкурентные преимущества и соответственно занимать лидирующее положение в своей отрасли. В то же время необходимо помнить, что умелое применение маркетинговых инструментов не является абсолютной гарантией жизнеспособности предприятия. Все должно использоваться комплексно с применением гибкого подхода, т.е. маркетинг является одной из важных составляющих менеджмента.
1.1 Факторы микро- и макросреды предприятия
Маркетинговая среда организации - это совокупность факторов, действующих на организацию и влияющих на возможности службы маркетинга устанавливать и поддерживать с клиентами отношения сотрудничества
Макросреда - это совокупность факторов, на которые руководство предприятия повлиять не может и должно учитывать для того, чтобы устанавливать и поддерживать с клиентами отношения сотрудничества. Предприятие и его микросреда функционируют в окружении более обширной макросреды, которая либо открывает новые возможности, либо грозит новыми опасностями. Макросреда включает следующие основные элементы:
1) демографическая среда;
2) экономическая среда;
3) научно-техническая среда;
4) природная среда;
5) политическая среда
Демографическая среда. Основные ее характеристики. Численность и плотность размещения населения. Для маркетологов демографическая среда представляет интерес, поскольку рынки состоят из людей, и тенденции этой среды имеют влияние на маркетинговую деятельность предприятия.
Экономическая среда. Это общая покупательная способность населения, которая связана с уровнем текущих доходов, цен, сбережений и доступностью кредита, уровнем безработицы. Реакцией на текущую экономическую конъюнктуру стал осторожный подход к совершению покупок. Чтобы сэкономить деньги, многие люди предпочитают покупать более дешевые товары. Некоторые потребители откладывают покупку товаров длительного пользования, другие - наоборот, ускоряют ее из-за опасений, что в следующем году цены поднимутся. Произошло перераспределение затрат - увеличение расходов на продукты питания и одежду и соответствующее сокращение затрат по другим товарным категориям. Имеют место географические различия в структуре распределения доходов. В Москве, например, уровень доходов населения значительно выше, чем в Туле или Орле.