Файл: Анализ системы маркетинга на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Научно-техническая среда. Развитие науки и техники является главным фактором экономического роста уже три столетия. Новая техника заменяет старую, от которой она отличается сокращением удельных затрат труда, материалов и энергии, а также капитала. Любое научно-техническое новшество может вызвать серьезные долговременные последствия. Руководство предприятия должно отслеживать основные тенденции в этой сфере, к которым относятся ускорение научно-технического прогресса, рост ассигнований на исследования и разработки, распространение стратегии мелких улучшений, ужесточение государственного контроля.

Природная среда. В 1960-х годах проявилось растущее беспокойство общественности по поводу загрязнения окружающей природной среды. Законодатели стали выдвигать различные меры по ее охране. Изменения в окружающей среде сказываются и на товарах, которые предприятия производят и предлагают рынку.

- Дефицит некоторых видов ресурсов и сырья. Вода и воздух могут показаться неисчерпаемыми видами природных ресурсов, но существует серьезная угроза их загрязнения. Снабжение продовольствием может стать крупной проблемой, поскольку размеры сельскохозяйственных угодий ограничены.

- Использование возобновляемых ресурсов, таких, как лес и продовольствие, требует внимания. Острые проблемы возникают в связи с истощением невозобновляемых ресурсов, например, месторождений металлических руд (платины, цинка, меди, свинца, серебра).

- Рост загрязнения природной среды. Промышленная деятельность почти всегда наносит вред состоянию природной среды. Существуют проблемы опасного уровня содержания химических загрязнителей в почве и продуктах питания, радиоактивного заражения, загрязнения упаковочными материалами, не поддающимися биохимическому разложению. В качестве альтернативы негативным тенденциям развития создается рынок средств по борьбе с загрязнением окружающей среды.

- Вмешательство государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Предпринимательская деятельность находится под контролем как со стороны государственных органов, так и со стороны влиятельных групп общественности. Бизнес должен участвовать в поиске решения проблем обеспечения экономики материальными ресурсами и предотвращения загрязнения окружающей среды.

Политическая среда. Это законы, нормативные документы государственных учреждений, требования групп общественности, которые оказывают влияние на различные организации и отдельных лиц и ограничивают свободу их действий. В России быстро растет число законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Их основой является Конституция РФ и Гражданский кодекс. Важная причина государственного регулирования - необходимость защиты потребителей от недобросовестной деловой практики. Руководители предприятий должны хорошо знать федеральные и местные законы, под действие которых подпадает маркетинговая деятельность в том или ином регионе.


Микросреда - это совокупность факторов, на которые руководство предприятия должно воздействовать для того, чтобы устанавливать и поддерживать с клиентами отношения сотрудничества.

К микросреде относятся следующие элементы:

  1. организация (предприятие);
  2. поставщики;
  3. маркетинговые посредники;
  4. клиентура;
  5. конкуренты;
  6. контактные аудитории.

Предприятие. Это внутренние группы организации, такие, как руководство фирмы, финансовая служба, служба НИОКР, служба материально-технического снабжения, производственные подразделения, бухгалтерия. Руководство фирмы определяет общие стратегические установки и текущую политику фирмы. Управляющие по маркетингу должны принимать решения, не противоречащие планам руководства фирмы, и работать в тесном контакте с другими службами и подразделениями. Финансовую службу волнуют проблемы наличия и использования средств. Служба НИОКР занимается техническими проблемами конструирования новых изделий и разработкой эффективных методов производства. Служба материально-технического снабжения заботится о наличии достаточного количества деталей и узлов для производства. Производственные подразделения несут ответственность за выпуск нужного количества продукции. Бухгалтерия следит за доходами и расходами.

Поставщики. Это фирмы и отдельные лица, которые обеспечивают предприятие материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг. События в "среде поставщиков" могут серьезно повлиять на маркетинговую деятельность предприятия. Рост цен на закупаемые материалы ведет к повышению цен и на готовую продукцию. Нехватка тех или иных материалов, забастовки могут нарушить регулярность поставок и график отгрузки товаров заказчикам. В результате будут упущены возможности сбыта и подорвана репутация предприятия.

Маркетинговые посредники. Это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентуры. К ним относятся:

а) торговые посредники;

б) фирмы-oрганизаторы товародвижения;

в) агентства по оказанию маркетинговых услуг;

г) кредитно-финансовые организации.

Клиентура. Выделяют пять типов клиентурных рынков:

1) потребительский рынок - отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления;

2) рынок предприятий - организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства;

3) рынок промежуточных продавцов - организации, приобретающие товары и услуги для их последующей перепродажи с прибылью;


4) рынок государственных учреждений - государственные организации, приобретающие товары и услуги либо для последующего их использования в сфере коммунальных услуг, либо для передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается;

5) международный рынок - это все типы покупателей за рубежом. Каждому типу рынка присущи свои специфические черты.

Конкуренты. Различают четыре разновидности конкурентов:

а) желания-конкуренты - потребности, связанные с одной нуждой. Потребитель обычно рассматривает несколько вариантов действии (например, покупку транспортного средства, поездку в Европу и т.п.).

б) товарно-родовые - различные способы удовлетворения какого-либо конкретного желания. Положим, потребитель решит купить транспортное средство. У него есть три варианта: покупка автомашины, мотоцикла или велосипеда. Он выберет наиболее привлекательный вариант, например, велосипед.

в) Товарно-видовые конкуренты - разновидности одного и того же товара, способные удовлетворить конкретное желание покупателя. В данном случае разновидностями будут трех-, пяти- и десятискоростные велосипеды.

г) Марки-конкуренты — это разные марки одного и того же товара. Остановившись на десятискоростном велосипеде, потребитель должен выбрать конкретную марку - машину конкретного предприятия.

Контактные аудитории. Это любые группы, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к организации или оказывают влияние на ее способность достигать поставленных целей. Контактная аудитория может способствовать либо противодействовать усилиям предприятия. По характеру их подразделяют на благотворные, искомые и нежелательные аудитории. Благотворная аудитория - группа, интерес которой к организации носит благотворный характер (например, спонсоры). Искомая аудитория - группа, чью заинтересованность следует искать (например, средства массовой информации). Нежелательная аудитория - группа, внимание которой лучше не привлекать, но с которой придется считаться, если она каким-то образом проявит себя.

2. Оценка возможностей

В целом на рынке услуг по ведению бухгалтерского учета достаточно много фирм осуществляющих данную деятельность. Но и много таких фирм, у которых профессиональный уровень не такой высокий, как в центрах обслуживания. Так же в центрах обслуживания очень хорошо выстроены процессы, что дает возможность выполнять услуги намного качественнее, профессиональнее и производительность таких сотрудников намного выше, чем в обычных организациях, которые оказывают услуги на рынке.


В целом центры обслуживания создаются для сокращения операционных затрат, оптимизации штата сотрудников, унификации и стандартизация бизнес-процессов, исключение дублирующих функций, повышение качества функций за счёт специализации труда. Все данные аспекты на высоком уровне реализованы в УСЦ ЕвроСибЭнерго, что является очень большим преимуществом перед другими фирмами.

С учетом того, что штат компании довольно большой, порядка 700 человек, дополнительные задачи для сотрудников практически не скажется на их загрузке и равномерно распределятся между всеми сотрудниками компании. Сотрудники опытные, высококвалифицированные профессионалы в своих отраслях. В бухгалтерской сфере количество выполняемых операций на очень высоком уровне по сравнению с другими центрами обслуживания, тем более по сравнению с бухгалтерами других компаний. Отличная материальная база. Каждый сотрудник обеспечен высокоскоростным компьютером, программным обеспечением и всеми прикладными программными продуктами, которое обновляется регулярно. Данные аспекты значительно снижают затраты и себестоимость услуг, повышают эффективность, что позволяет за более низкую стоимость оказывать услуги на ранг выше, чем другие компании на рынке. Так же организация может реализовать инвестиционную программу по улучшению качества услуг, что даст еще более значимое преимущество перед конкурентами. Есть все условия для выхода на внешний рынок. Так же есть все условия стать лучшим центром обслуживания в России по количеству обрабатываемых транзакций. Такое высокое звание можно использовать как маркетинговый ход в рекламных компаниях, что привлечет новых клиентов и увеличит прибыль компании.

Маркетинговые стратегии

  1. Стратегия совершенствования деятельности.

Совершенствование деятельности - это стратегия для большинства компаний, которая предполагает работу с уже существующим рынком и услугами. Их главная цель – увеличить объем продаж. Основным инструментом здесь выступает повышение конкурентоспособности услуг, поэтому главное внимание в этой стратегии должно быть направлено на повышение эффективности бизнес-процессов, за счет чего можно увеличить как потребление продуктов существующими потребителями, так и привлечение новых клиентов. Возможными источниками роста могут быть:

- увеличение доли рынка

- увеличение частоты использования услуг

- предоставление новых услуг. В штате компании есть много специалистов различных сфер. Можно предоставлять услуги по организации архива, моделированию и описанию бизнес-процессов, внедрение программных продуктов и так далее.


  1. Стратегия расширения границ рынка.

Данная стратегия направлена на попытку адаптировать свои услуги на новых рынках. Для этого необходимо определить новых потенциальных потребителей существующих услуг.

Данная стратегия направлена на поиск нового рынка или нового сегмента рынка для уже освоенных услуг.

Однако выйти напрямую на новые географические рынки трудно, так как они заняты другими компаниями.

  1. Стратегия развития услуг.

Стратегия разработки новых или совершенствования существующих товаров с целью увеличения продаж. Компания может осуществлять такую стратегию на уже известном рынке, отыскивая и заполняя рыночные ниши. Доход в данном случае обеспечивается за счет сохранения доли на рынке в будущем. Такая стратегия наиболее предпочтительна с точки зрения минимизации риска, поскольку компания действует на знакомом рынке. Стратегия затратная, обещает долгосрочную отдачу вложенных инвестиций.

  1. Стратегия диверсификации.

Стратегия, которая подразумевает выход на принципиально новую территорию для нее. Целесообразна в случаях, когда компания не видит возможностей достижения своих целей, оставаясь в рамках первых трех стратегий, новое направление деятельности обещает быть намного прибыльнее, чем развитие существующих или развитие нового направления не требует серьезных инвестиций.

Рассмотрев стратегии, можно выбрать подходящую для нашей организации. Так как УСЦ выходит на внешний рынок и с отличными человеческими, материальными и программными ресурсами, то, наверное, стоит обратить внимание на стратегию совершенствования деятельности. То есть продвигать свои услуги с минимальными затратами за счет унификации бизнес-процессов и внедрения новых услуг по необходимости.

Видение компании:

- Через два года стать единым центром обслуживания в группе компаний EN+. Стать лучшим центром обслуживания России в сфере бухучета по количеству обрабатываемых транзакций и обслуживаемых лицевых счетов на одного сотрудника.

- Через пять лет стать лидером области по количеству предприятий на обслуживании в сфере бухгалтерского, налогового учета, а также ИТ и юридических услуг.

2.1 SWOT анализ

 Потенциальные внутренние

сильные стороны

-   Наличие основных компетенций в ключевых областях

-   Адекватные финансовые ресурсы

-   Высокая репутация в группе компаний ЕвроСибЭнерго

-   Хорошо продуманные стратегии в функциональных областях

-   Возможности использования эффекта масштаба

-   Защищенность от давления конкурентов

-   Преимущества в издержках

-   Умелое совершенствование услуг

-   Отличный управленческий состав

-   Большие инвестиционные возможности

- Отличная материальная и техническая база

- Возможность расширения материальной и технической базы

- Низкий уровень издержек

- Возможность снижения стоимости услуг 

Потенциальные внутренние

слабые стороны

- Не совсем детально продуманы стратегические цели из-за объединения двух центров обслуживания

-   Недостаточная прибыльность из-за сдерживания стоимости оказания услуг управляющей компанией

-   Отсутствие единого каталога услуг

- Внутренние оперативные вопросы

-   Недостаточный опыт в области маркетинга

-   Отсутствие необходимой мотивации у персонала

- Не все процессы оптимизированы

- Отсутствие системы мотивации сотрудников

- Отсутствие заинтересованности сотрудников в улучшении качества оказываемых услуг, так как они уже на довольно высоком уровне

Потенциальные внешние возможности

-   Способность обслужить дополнительные группы потребителей или проникнуть на новые рынки или их сегменты

-   Возможность расширить ассортимент услуг для удовлетворения запросов потребителей в более широком диапазоне

-   Способность переносить опыт новые услуги

-   Способность к быстрому расширению услуг при росте спроса на рынках

-   Создание новых технологий

Потенциальные внешние угрозы

-   Появление нового конкурента с низкими издержками

-   Замедление роста рынка

-   Изменение предпочтений потребителей

- Отсутствие спроса на качественное оказание услуг