Файл: 1. Конкуренция понятие и виды.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Роль конкуренции в развитии рыночной экономики

1. Конкуренция: понятие и виды.


Термин «конкуренция» происходит от немецкого слова «konkurrenz».

С давних времен под конкуренцией было принято понимать конфликтное соперничество между различными субъектами отношений, которое возникало по разным поводам, но обязательно приводило к приобретению одними соперниками преимуществ над другими.

Под конкуренцией следует понимать процесс взаимодействия производителей и поставщиков, использующих свои конкурентные преимущества при реализации продукции, а также, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара (услуги) за выбор покупателя.

Важными в этом определении являются следующие аспекты:

1) рыночная конкуренция есть непосредственное взаимодействие организаций на рынке, та борьба, которую они ведут, продвигая свой товар;

2) конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса, именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом;

3) рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка.

1. Конкуренция: понятие и виды.


Ф. Котлер выделял четыре направления конкуренции:

1) конкуренция торговых марок — соперничество субъектов бизнеса, предлагающих идентичные товары одним и тем же целевым покупателям по сопоставимым ценам;

2) отраслевая конкуренция — соперничество фирм, производящих и реализующих однородные товары, при этом в качестве отрасли рассматривалась группа компаний, предлагающих потребителям идентичные товары;

3) формальная конкуренция — соперничество субъектов бизнеса, осуществляющих производство продукции, призванной обеспечить удовлетворение одних и тех же потребностей;

4) общая конкуренция — соперничество всех без исключения субъектов предпринимательского бизнеса.

Теории конкуренции

Атомистическая

Конфликтная

Инновационная

Информационная

1. Конкуренция: понятие и виды.


По степени интенсивности конкуренция может быть:

— привлекательная, в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;

— умеренная, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;


— ожесточенная, когда один субъект конкуренции поглощает, уничтожает либо вытесняет другого из данного сегмента.

По формам удовлетворения потребностей различается конкуренция:

— функциональная — обусловлена тем, что потребность может быть удовлетворена разнообразными способами. Все товары, обеспечивающие удовлетворение определенной потребности, являются функциональными конкурентами;

— видовая — является следствием того, что существуют товары, предназначенные для одной и той же цели, но отличающиеся друг от друга по каким-то существенным параметрам и, соответственно, имеющие разные виды; — предметная — заключается в том, что организации выпускают идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления, а иногда, и одинаковые по качеству.

2. Научные подходы к управлению конкурентоспособностью


Инновационный подход

Научные подходы

Системный подход

Комплексный (междисциплинарный) подход

Глобальный подход

Маркетинговый подход

Эксклюзивный подход

Процессный подход

Структурный подход

Ситуационный подход

Поведенческий подход

3. Эволюция концепций конкурентных преимуществ.


Эволюция концепций конкурентных преимуществ

- теория абсолютного преимущества (А. Смит);

- теория сравнительного преимущества (Д. Рикардо);

- теория факторов производства (Ж.-Б. Сэем, Э. Хекшер и Б. Олин);

- межотраслевой баланс «затраты-выпуск» (В.Леонтьев);

- теория эффекта масштаба (П. Кругман, К. Ланкастер);

- теория человеческого капитала (Р. Лукас);

- теория конкурентных преимуществ (М. Портер);

- теория трех ценностных дисциплин (М. Треси и Ф. Вирсема);

- теория предпринимательских экосистем (Дж. Ф. Мур);

- теория соконкуренции (А. Бранденбургер и Б. Дж. Нейлбафф);

- теория интеллектуального лидерства (Г. Хэмел и К. Прахалад).

4. Стадии формирования конкурентных преимуществ.


1. Стадия факторных преимуществ

На первой, начальной стадии, успех в конкуренции зависит от исходных ресурсных преимуществ, от наделенности факторами производства.

2. Стадия инвестиционных преимуществ

На второй стадии важно дальнейшее развитие и усовершенствование факторов, а предпосылками являются уже сложившиеся технические возможности, инфраструктура, образование, информационная база. Успех будет зависеть от инвестиций, способных повысить конкурентные преимущества на основе более развитых факторов.



3. Стадия инновационных преимуществ

На третьей стадии центр тяжести в конкуренции переносится в высокотехнологичные сегменты национальной экономики. Конкурентоспособность высокотехнологичных отраслей связана с инвестициями в исследования и разработки, в создание нововведений, то есть с технологическими конкурентными преимуществами.

Иерархическая структура конкурентоспособности

Конкурентоспособность как показатель развития экономической системы Системный подход в обеспечении функционирования разноуровневых экономических систем. Разнообразие сфер деятельности и конкурентных полей.

Национальная конкурентоспособность

Конкурентоспо- собность отрасли

Конкурентоспо- собность региона

Конкурентоспособ- ность организации

Конкурентоспо- собность товара
  • внутренний экономический потенциал;
  • внешнеэкономические связи;
  • государственное регулирование;
  • финансово-кредитная система;
  • инфраструктура;
  • система управления;
  • научно-технический потенциал;
  • трудовые ресурсы.
  • производительность труда;
  • удельная оплата труда;
  • капиталоемкость и наукоемкость;
  • технический уровень продукции;
  • степень экспортной ориентации и импортной зависимости отрасли;
  • степень использования продукции в различных отраслях народного хозяйства и др

Показатели конкурентоспособности региона: научно-исследо-вательский, производствен-ный, технологи-ческий, инвести-ционный, кадровый. Подходы к определению конкурентоспособности региона: традиционный, программно-целевой, инновационный.
  • качество продукции и услуг;
  • наличие эффективной стратегии маркетинга;
  • уровень менеджмента и квалификации персонала;
  • технологический уровень производства;
  • специфика налоговой среды;
  • доступность источников финансирования.
  • техноко-экономиче-ские (качество, продажная цена, затраты на эксплуатацию, издерж-ки производства, наукоемкость продукции);
  • коммерческие (условия конкуренции, сервисное обслужи-вание, реклама, имидж фирмы);
  • нормативно-правовые (техническая и экологическая безопасность продукта).

Г. Азоев и А. Челенков выделяют иерархическую структуру, последовательно включающую оценку товара, предприятия, отрасли и экономики с точки зрения их превосходства над аналогичными конкурирующими объектами

Национальная конкурентоспособность — это способность ее предприятий, организаций и отраслей опережать соперника в завоевании и укреплении позиций на зарубежных рынках и обусловливается экономическими, социальными, политическими и другими факторами в самой стране.


Оценка конкурентоспособности

Проблемой оценки конкурентоспособности национальной экономики стран занимаются многие научно-исследовательские организации — как региональные (например, "Европейский форум по проблемам управления" с центром в Женеве), так и международные (например, Всемирный экономический форум со штаб-квартирой в Женеве, Международный институт менеджмента и развития в Лозанне).

Для определения конкурентоспособности используются более 300 показателей и свыше 100 оценок международных экспертов-экономистов.

Данные анализа группируются, как правило, в 10 факторов, а именно:

1) экономический потенциал и темпы роста экономики;

2) эффективность промышленного производства;

3) уровень развития науки и техники, темпы освоения научно-технических достижений;

4) участие в международном разделении труда;

5) динамичность и емкость внутреннего рынка;

6) гибкость финансовой системы;

7) воздействие государственного регулирования экономики;

8) уровень квалификации трудовых ресурсов;

9) обеспеченность трудовыми ресурсами;

10) социально-экономическая и внутриполитическая ситуация.

Под конкурентоспособностью региона следует понимать его роль и место в экономическом пространстве РФ, способность обеспечить высокий уровень жизни населения и возможность реализовать имеющийся в регионе потенциал (производственный, трудовой, инновационный, ресурсно-сырьевой).

Конкурентные преимущества региона определяются следующими группами факторов:

1) конкурентоспособность страны;

2) природно-климатические, географические, экологические и социально-экономические параметры региона;

3) предпринимательская и инновационная активность в регионе;

4) уровнем соответствия параметров инфраструктуры региона международным и федеральным нормативам;

5) уровнем международной интеграции и кооперирования региона. На основе перечисленных групп факторов каждый регион может сформировать свои конкурентные преимущества для привлечения инвестиций в регион.

Уровень конкурентоспособности города



Под конкурентоспособностью отраслей следует понимать эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства, оцениваемую помимо традиционных критериев по показателям, характерным для данной отрасли и описывающим степень ее живучести и динамичности при различных вариантах развития экономики данной страны и всего мира в целом.


Согласно теории М. Портера, конкурентные преимущества достигаются с помощью определенного сочетания пяти конкурентных факторов в своей отрасли: конкуренции между действующими на рынке участниками, угрозы появления новых конкурентов и товаров-заменителей, рыночного положения поставщиков и покупателей.

Привлекательность отрасли

Конкурентоспособность на уровне отрасли можно оценивать, применяя следующие показатели:

-производительность труда;

-удельная оплата труда;

-капиталоемкость и наукоемкость;

- технический уровень продукции;

-совокупность знаний, необходимых для самостоятельного освоения продукции и ее воспроизводства;

- объем технических заделов для реализации научных проектно-конструкторских разработок;

- степень экспортной ориентации или импортной зависимости отрасли;

-степень соответствия уровня развития отрасли общему уровню развития национального хозяйства, степень использования продукции в различных отраслях народного хозяйства.

Конкурентоспособность организации — это относительная характеристика, которая выражает степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей. Конкурентоспособность организации характеризует возможности и динамику ее приспособления к условиям рыночной конкуренции.

Факторы конкурентного преимущества организации

внешние

внутренние
  • уровень конкурентоспособности страны, региона, отрасли;
  • государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране и регионах;
  • правовое регулирование функционирования экономики страны и регионов;
  • открытость общества и рынков;
  • научный уровень управления экономикой страны и другими системами;
  • национальная система стандартизации и сертификации;
  • государственная поддержка науки и инновационной деятельности;
  • качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии;

1.Структурные:

производственная структура организации; миссия организации; организационная структура организации; специализация и концентрация производства; уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции и составных частей производства; учет и регулирование производственных процессов; персонал; информационная и нормативно-методическая база управления; сила конкуренции на входе и выходе системы.

2. Ресурсные:

поставщики; доступ к качественному дешевому сырью и другим ресурсам; учет и анализ использования всех видов ресурсов по всем стадиям жизненного цикла крупных объектов организации; оптимизация эффективности использования ресурсов.

3. Технические:

патентованный товар; патентованная технология; оборудование; качество изготовления товаров.