Файл: Учебное пособие в оронеж 2015 фгбоу во Воронежский государственный технический университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 240

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1 Понятие базы данных

1.1. Базы данных

1.2. Структура базы данных

1.3. Реляционные базы данных

1.4. Концептуальная модель базы данных

1.5. Физическая реализация базы данных (БД)

Вопросы для самоподготовки:

ГЛАВА 2 Базы данных в автоматизированном проектировании

2.1. Роль и место базы данных в системах автоматизированного проектирования

2.2. Построение информационного обеспечения САПР

2.3. Проектирование баз данных

2.4. Работа с элементами данных в САПР

2.5. Проектирование реляционных баз данных с использованием семантических моделей

Вопросы для самоподготовки:

ГЛАВА 3 Базы данных в ИНЖЕНЕРНЫХ РАСЧЕТАХ

3.1. Инженерные базы данных

3.2. Единые базы данных - управленцу, конструктору, технологу, снабженцу

3.3. Электронные справочники - экономически выгодно, быстро, удобно

3.4. САПРы разные - справочники единые

3.5. Инженерная база данных для SolidWorks

Вопросы для самоподготовки:

ГЛАВА 4 БАЗЫ ДАННЫХ В АВТОМАТИЗИРОВАННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

4.1. Перспективы применения CALS-технологий

4.2. Этапы жизненного цикла изделий и промышленные автоматизированные системы

4.3. Возникновение концепции CALS и ее эволюция

4.4. Концептуальная модель CALS

4.4. Базовые принципы CALS

4.5. Базовые управленческие технологии

4.6. Интегрированная логистическая поддержка (ИЛП)

4.7. Базовые технологии управления данными и информационные модели

Вопросы для самоподготовки:





4.5. Базовые управленческие технологии



Управление проектами и заданиями
В современной литературе и практике проектом принято называть совокупность действий, направленных на достижение поставленной производственной или коммерческой цели и связанных с использованием и расходом ресурсов различного типа. Примером проекта является выполнение контракта на поставку изделия, предполагающего выполнение целого ряда задач. Другим примером проекта может служить решение отдельной сложной задачи, такой как разработка комплекта документации или ввод изделия в эксплуатацию. Технология управления проектами не зависит от содержания проектов, что позволяет рассматривать ее как базовую (инвариантную) технологию.

Термин Project Management (PM) обозначает класс управленческих задач, связанных с планированием, организацией и управлением действиями, направленными на достижение поставленных целей при заданных ограничениях на использование ресурсов.

Типовыми задачами PM являются:

  • разработка планов выполнения проекта, в том числе разработка структурной декомпозиции работ проекта и сетевых графиков;

  • расчет и оптимизация календарных планов с учетом ограничений на ресурсы; – разработка графиков потребности проекта в ресурсах;

  • отслеживание хода выполнения работ и сравнение текущего состояния с исходным планом;

  • формирование управленческих решений, связанных с воздействием на процесс или с корректировкой планов;

  • формирование различных отчетных документов.

Действия, приводящие к выполнению проекта и потребность в которых выявляется в ходе его планирования, могут представлять собой типовые бизнес-процессы (закупка комплектующих, разработка документации, производство и т.д.).

Такие бизнес-процессы часто выполняются по заранее определенным формальным схемам (моделям) [IDEF/0/3], фактически определяющим технологию их выполнения. В ходе выполнения проекта исполнители (организации или сотрудники), действуя в соответствии с заданной технологий (моделью процесса), получают и выполняют задания, соответствующие структурным элементам бизнес-процесса (операциям). Автоматизация управления потоком таких заданий есть функция другой базовой технологии управления – технологии "workflow" (поток работ – буквальный перевод английского "workflow").


Управление ресурсами
Понятия MRP II (Manufacturing Resource Planning) и ERP (Enterprise Resource Planning) в настоящее время являются общепринятыми обозначениями комплекса задач управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Автоматизированные системы, построенные на этих принципах, широко применяются не только в производстве, но и для управления проектной деятельностью (конструкторские бюро), коммерцией, эксплуатацией сложной техники (авиакомпании). Это позволяет рассматривать принципы и стандарты MRP/ERP как базовую технологию управления ресурсами при решении различных задач.

В соответствии с [ISO /IEC 2382-24:1995] системы класса MRP должны выполнять функции:

  • Управление финансовыми ресурсами (Financial Management) Расчет потребностей в материалах (Materials Requirement Planning);

  • Управление персоналом (Human Resources) Прогнозирование объема реализации и продаж (Forecasting);

  • Ведения портфеля заказов (Customer Orders) Оперативно-производственное планирование (Finite Scheduling);

  • Управление запасами (Inventory Management) Оперативное управление производством (Production Activity Control);

  • Управление складами (Warehouse Management) Управление техническим обслуживанием оборудования (Equipment Maintenance);

  • Управление закупками (Purchasing) Расчет себестоимости продукции и затрат (Cost Accounting);

  • Управление продажами (Sales) Управление транспортировкой готовой продукции (Transportation);

  • Объемное планирование (Master Production Scheduling) Управление сервисным обслуживанием (Service);

Для выполнения перечисленных в таблице функций MRP/ERP-системы используют информацию, содержащуюся в ИИС, и помещают в нее результаты своей работы для использования данных на последующих стадиях ЖЦ.
Управление качеством
Обеспечение требуемого качества продукции является одной из целей реализации концепции CALS, поэтому управление качеством (в терминах стандартов серии ИСО 9000 система менеджмента качества – СМК) следует отнести к базовым технологиям управления.

Управление качеством в широком смысле необходимо понимать как управление процессами, направленное на обеспечение качества их результатов. Такой подход соответствует идеям всеобщего управления качеством (Total Quality Management), суть которых как раз и заключается в управлении предприятием через управление качеством.

В контексте концепции CALS методы и технологии управления качеством приобретают новое развитие. Применение ИИС обеспечивает информационную поддержку и интеграцию процессов, а соответственно и возможность использования электронных данных, созданных в ходе различных процессов предприятия, для задач управления качеством.

4.6. Интегрированная логистическая поддержка (ИЛП)



Одним из важных потребительских параметров сложного наукоемкого изделия является величина затрат на поддержку его ЖЦ (life cycle cost). Они складываются из затрат на разработку и производство изделия, а также затрат на ввод изделия в действие, эксплуатацию и поддержание его в работоспособном состоянии. Сокращение затрат на поддержку ЖЦ изделия – одна из целей CALS. Комплекс управленческих технологий, направленных на сокращение этих затрат, объединяется понятием ИЛП (Integrated Logistic Support).

Согласно стандарту DEF STAN 0060 ИЛП включает в себя: анализ логистической поддержки, процедуры планирования процессов технического обслуживания и ремонта, интегрированные процедуры материально-технического обеспечения, меры по обеспечению персонала электронной эксплуатационной и ремонтной документацией (Подробнее в разделе "Концепция ИЛП").

4.7. Базовые технологии управления данными и информационные модели



Информацию, циркулирующую в системе информационной поддержки ЖЦ машиностроительного изделия, можно условно разделить на три класса:

  • данные о продукции (изделии);

  • данные о выполняемых процессах;

  • данные о ресурсах, требуемых для выполнения процессов.

Под изделием (конечным) понимается комбинация материалов, предметов, программных и иных компонентов, готовых к использованию по назначению. Компоненты конечного изделия в свою очередь являются изделиями. Данные об изделии составляют основной объем информации в ИИС. На разных стадиях ЖЦ требуются различные подмножества из всей совокупности данных об изделии, отличающиеся составом и объемом информации. В целом информация об изделии включает в себя:

  • данные о составе и структуре изделия, используемых материалах и комплектующих изделиях, с указанием возможных альтернатив и их взаимозаменяемости;

  • данные, определяющие состав возможных конфигураций изделия в зависимости от внешних требований и условий, а также данные об отличиях конкретных экземпляров изделий (партий изделий);

  • данные о технических, физических и других характеристиках изделия;

  • классификационные и идентификационные данные об изделии и его компонентах, в том числе его наименование, обозначение, классификационные коды, данные о поставщиках, сведения, касающиеся степени конфиденциальности информации об изделии и его компонентах;

  • геометрические данные, представленные в форме объемных геометрических моделей изделия, сборочных единиц и отдельных деталей, электронных (векторных) и сканированных бумажных (растровых) чертежей;

  • текстовая документация;

  • сведения об имеющихся версиях структуры изделия, документов, моделей и чертежей и их статусе;

  • данные о разработчиках;

  • указания и требования, касающиеся финишной обработки и качества поверхностей готового изделия;

  • данные о качестве изделий;

  • данные об эксплуатации изделия.


Приведенный перечень не является полным и может быть расширен.

Многие из перечисленных типов данных требуют для своего представления сложных специфических информационных моделей, учитывающих семантику данных и правила работы с ними. Например, международные стандарты ИСО 10303 и ИСО 15384, регламентируют технологию представления данных об изделии и его компонентах на стадии проектирования и подготовки производства, стандарты ИЛП [DEF STAN 0060] – представление данных об изделии в контексте обеспечения эффективной эксплуатации, стандарты серии ИСО серии 9000 рассматривают данные о качестве изделий.

Ресурс – это совокупность материальных, финансовых, интеллектуальных или иных ценностей, используемых и расходуемых в ходе деятельности, связанной с разработкой, проектированием, производством или эксплуатацией изделия. Ресурсы, используемые в проекте, могут иметь различную природу, свойства и характеристики. Между ресурсами могут существовать отношения: заменяемости, когда один ресурс может заменить другой, и взаимозаменяемости, когда ресурсы могут заменять друг друга. Ресурсы могут быть простыми и составными и, соответственно, образовывать иерархические структуры.

Классификационные характеристики ресурсов

  1. По типу физической природы

  • Материальный;

  • Финансовый;

  • Информационный;

  • Трудовой;

  • Временной;

  • Энергетический;

  1. Другие

  • По характеру расхода и возобновления;

  • Не расходуемый (используемый);

  • Расходуемый, но возобновляемый;

  • Расходуемый безвозвратно;

  • По профилю доступности;

  • Доступный постоянно;

  • Доступный в соответствии с расписанием;

  • По способу измерения величины;

  • Измеряемый в количественных единицах;

  • Измеряемый в логических единицах (есть/нет).

Структуры данных, описывающих ресурсы различного типа, регламентируются стандартом ИСО 15551.

Процесс (бизнес-процесс) – это совокупность последовательно или/и параллельно выполняемых операций, преобразующая материальный или/и информационный потоки в соответствующие потоки с другими свойствами. Бизнес-процесс протекает в соответствии с управляющими директивами, вырабатываемыми на основе целей деятельности. В ходе процесса потребляются финансовые, энергетические, трудовые и материальные ресурсы и выполняются ограничения со стороны других процессов и внешней среды.