ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 454
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Организационно-правовые формы социального обеспечения
1.1 История развития организационно-правовых форм социального обеспечения
1.2 Понятие организационно-правовых форм социального обеспечения
Глава 2. Виды организационно – правовых форм социального обеспечения
2.1 Обязательное пенсионное страхование
2.2 Обязательное социальное страхование
2.3 Государственная социальная помощь
1. Такой регулятор необходим в силу принципа адресности предоставления социальной помощи, от его эффективности зависит выполнимость показателей программы социальной адаптации. К слову, ФЗ N 178 в ч. 3 ст. 8.1 закрепил открытый перечень ее мероприятий, предоставив право его расширить субъектам Российской Федерации. Например, в Ярославской области к таким мероприятиям дополнительно отнесены добровольное лечение от алкогольной (наркотической) зависимости, осуществление мероприятий по улучшению жизнедеятельности несовершеннолетних (приобретение стиральных машин, холодильников, газовых и электрических плит, мебели для учебного процесса), ремонт жилья и хозяйственных построек, подготовка к отопительному периоду (п. 2.4 Порядка оказания социальной помощи в Ярославской области).
Реализация программы адаптации есть условие получения социальной помощи, а ее невыполнение - основание прекращения оказания социальной помощи и одностороннего расторжения контракта (ч. 2.1 ст. 10 ФЗ N 178). Кроме того, роль стимула к выходу из трудной жизненной ситуации выполняет целевое назначение средств социальной помощи - последние должны расходоваться на мероприятия программы адаптации. В этом контексте показательны действующие в регионах типовые формы социального контракта, которые нередко определяют его предметом «сотрудничество сторон по реализации программы социальной адаптации»1. Фактически под сотрудничеством скрывается комплекс социально-обеспечительных правоотношений, объединяющий материальные по оказанию целевой социальной помощи и сопутствующие им процедурные:
- по контролю исполнения программы социальной адаптации и расходования предоставленных по контракту денежных средств;
- по информированию органа социальной защиты об изменениях, являвшихся основанием для назначения социальной помощи.
В контексте исследования предмета социального контракта сложно оставить без внимания утверждения, что ряд мер, предусмотренных ФЗ N 178, находится за пределами системы социального обеспечения. Например, отмечается, что «основным видом государственной социальной помощи на основе социального контракта является предоставление единовременных целевых денежных выплат на развитие личного подсобного хозяйства, а также на занятие индивидуальной трудовой деятельностью. Соответствующие отношения не могут быть отнесены к предмету права социального обеспечения, не регулируются нормами данной отрасли»
2. Думаю, сказанное верно лишь отчасти, поскольку основано на недостаточном разграничении разноотраслевых правоотношений: социально-обеспечительных и правоотношений иной природы, субъектом которых лицо становится во исполнение программы социальной адаптации. Так, активный поиск работы требует содействия органов службы занятости, регистрации в качестве ищущего работу либо безработного, что порождает социально-обеспечительные правоотношения. В то же время трудовые правоотношения, гражданские правоотношения по занятию предпринимательством и т.д. действительны «за пределами системы социального обеспечения». Речь идет о межотраслевом взаимодействии по преодолению последствий реализации социального риска. На мой взгляд, оговоренный контрактом целевой характер социальной помощи не меняет природы этого блага как социально-обеспечительного, скорее, напротив, подчеркивает его значение в деле преодоления трудной жизненной ситуации.
В силу социального контракта могут оказываться различные услуги, в том числе социальные, методическая и консультационная помощь по реализации программы адаптации. Возникает вопрос о природе данных правоотношений. Так, высказывается мнение об ошибочности отнесения к натуральным видам социального обеспечения услуг, касающихся поиска работы, профессионального обучения и профессионального образования, осуществления предпринимательской деятельности, ведения подсобного хозяйства1. Что характерно, эти «предоставления» не являются обязанностью непосредственно органа социальной защиты, речь о его функции как организатора их предоставления, в том числе в рамках взаимодействия с органами и учреждениями службы занятости населения, органами здравоохранения, образования, общественными и иными организациями. Данное направление деятельности органа социальной защиты субъекты Федерации определяют как сопровождение социального контракта2. Здесь нелишним будет вспомнить, что сопровождение знакомо и системе социального обслуживания. Согласно ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - ФЗ N 442) социальное сопровождение рассматривается как содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. И осуществляется сопровождение путем привлечения органов, организаций, предоставляющих такую помощь, что отражается в индивидуальной программе.
1
Полагаю, закрепленная ФЗ N 442 оценка социального сопровождения применима и для системы государственной социальной помощи. Следует признать, что далеко не все услуги, предоставляемые лицу (членам его семьи) по социальному контракту, относимы к натуральным видам социального обеспечения. Кроме того, зачастую их оказание осуществляется с привлечением третьих лиц на стороне должника, например органов социального обслуживания. К слову, ФЗ N 178 не исключает множественности лиц на стороне органа социальной защиты при исполнении контракта, что позитивно воспринято отдельными субъектами Российской Федерации. Например, в Удмуртской Республике наряду с территориальным органом стороной социального контракта выступает учреждение социального обслуживания, как предоставляя социальные услуги согласно программе адаптации, так и осуществляя сопровождение контракта2.
Услуги, не отвечающие признакам социального обеспечения, в частности прохождение профессионального обучения, есть результат сопровождения социального контракта. Последнее имеет вспомогательный характер в системе социальной помощи. Поскольку мероприятия по сопровождению определяются программой социальной адаптации, а его осуществление есть обязанность органа социальной защиты как стороны контракта, на сопровождение распространяется общий порядок оказания социальной помощи. Сопровождение социального контракта можно рассматривать как вид процедурных правоотношений в структуре предмета права социального обеспечения.
Социальный контракт представляет собой «самодостаточную юридическую конструкцию социально-обеспечительного договора»1.. Самодостаточную, поскольку необходимость обращения к нормам цивилистики при регламентации отношений его сторон минимальна. Данные отношения, несмотря на договорную форму, сохраняют преимущественно публичный характер и регулируются социально-обеспечительным законодательством, подзаконными актами субъектов Российской Федерации. Гражданское законодательство, точнее общие положения об обязательствах, применимо лишь при нецелевом использовании средств социальной помощи, когда ее суммы взыскиваются органом социальной защиты
Государственное пенсионное обеспечение – составная часть пенсионной системы Российской Федерации, которая обеспечивает предоставление гражданам пенсий за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Государственное пенсионное обеспечение характеризуется особым составом субъектов и видов пенсионного обеспечения.
Социальное обеспечение предоставляется населению России в различных организационно-правовых формах, и, следовательно, в различных видах социального обеспечения.
Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его осуществления.
Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Организационно-правовые формы подразделяются на: обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование, государственная социальная помощь и государственное пенсионное обеспечение.
Обязательное пенсионное страхование – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Обязательное пенсионное страхование является одной из базовых и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, непосредственно затрагивает интересы граждан страны.
Обязательное социальное страхование – это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения. Социальное страхование имеет специфическую особенность, определяемую природой страхования, а именно: создание механизма возмещения убытка при возникновении страхового случая и обеспечения дохода, невосполнимого другими способами.
Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Основными целями оказания данной помощи являются: поддержание уровня жизни нуждающихся граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте нашей страны, а также адресное и рациональное использование бюджетных средств.
Социальный контракт представляет собой «самодостаточную юридическую конструкцию социально-обеспечительного договора». Самодостаточную, поскольку необходимость обращения к нормам цивилистики при регламентации отношений его сторон минимальна. Данные отношения, несмотря на договорную форму, сохраняют преимущественно публичный характер и регулируются социально-обеспечительным законодательством, подзаконными актами субъектов Российской Федерации. Гражданское законодательство, точнее общие положения об обязательствах, применимо лишь при нецелевом использовании средств социальной помощи, когда ее суммы взыскиваются органом социальной защиты
Список литературы
Реализация программы адаптации есть условие получения социальной помощи, а ее невыполнение - основание прекращения оказания социальной помощи и одностороннего расторжения контракта (ч. 2.1 ст. 10 ФЗ N 178). Кроме того, роль стимула к выходу из трудной жизненной ситуации выполняет целевое назначение средств социальной помощи - последние должны расходоваться на мероприятия программы адаптации. В этом контексте показательны действующие в регионах типовые формы социального контракта, которые нередко определяют его предметом «сотрудничество сторон по реализации программы социальной адаптации»1. Фактически под сотрудничеством скрывается комплекс социально-обеспечительных правоотношений, объединяющий материальные по оказанию целевой социальной помощи и сопутствующие им процедурные:
- по контролю исполнения программы социальной адаптации и расходования предоставленных по контракту денежных средств;
- по информированию органа социальной защиты об изменениях, являвшихся основанием для назначения социальной помощи.
В контексте исследования предмета социального контракта сложно оставить без внимания утверждения, что ряд мер, предусмотренных ФЗ N 178, находится за пределами системы социального обеспечения. Например, отмечается, что «основным видом государственной социальной помощи на основе социального контракта является предоставление единовременных целевых денежных выплат на развитие личного подсобного хозяйства, а также на занятие индивидуальной трудовой деятельностью. Соответствующие отношения не могут быть отнесены к предмету права социального обеспечения, не регулируются нормами данной отрасли»
2. Думаю, сказанное верно лишь отчасти, поскольку основано на недостаточном разграничении разноотраслевых правоотношений: социально-обеспечительных и правоотношений иной природы, субъектом которых лицо становится во исполнение программы социальной адаптации. Так, активный поиск работы требует содействия органов службы занятости, регистрации в качестве ищущего работу либо безработного, что порождает социально-обеспечительные правоотношения. В то же время трудовые правоотношения, гражданские правоотношения по занятию предпринимательством и т.д. действительны «за пределами системы социального обеспечения». Речь идет о межотраслевом взаимодействии по преодолению последствий реализации социального риска. На мой взгляд, оговоренный контрактом целевой характер социальной помощи не меняет природы этого блага как социально-обеспечительного, скорее, напротив, подчеркивает его значение в деле преодоления трудной жизненной ситуации.
В силу социального контракта могут оказываться различные услуги, в том числе социальные, методическая и консультационная помощь по реализации программы адаптации. Возникает вопрос о природе данных правоотношений. Так, высказывается мнение об ошибочности отнесения к натуральным видам социального обеспечения услуг, касающихся поиска работы, профессионального обучения и профессионального образования, осуществления предпринимательской деятельности, ведения подсобного хозяйства1. Что характерно, эти «предоставления» не являются обязанностью непосредственно органа социальной защиты, речь о его функции как организатора их предоставления, в том числе в рамках взаимодействия с органами и учреждениями службы занятости населения, органами здравоохранения, образования, общественными и иными организациями. Данное направление деятельности органа социальной защиты субъекты Федерации определяют как сопровождение социального контракта2. Здесь нелишним будет вспомнить, что сопровождение знакомо и системе социального обслуживания. Согласно ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - ФЗ N 442) социальное сопровождение рассматривается как содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. И осуществляется сопровождение путем привлечения органов, организаций, предоставляющих такую помощь, что отражается в индивидуальной программе.
1
Полагаю, закрепленная ФЗ N 442 оценка социального сопровождения применима и для системы государственной социальной помощи. Следует признать, что далеко не все услуги, предоставляемые лицу (членам его семьи) по социальному контракту, относимы к натуральным видам социального обеспечения. Кроме того, зачастую их оказание осуществляется с привлечением третьих лиц на стороне должника, например органов социального обслуживания. К слову, ФЗ N 178 не исключает множественности лиц на стороне органа социальной защиты при исполнении контракта, что позитивно воспринято отдельными субъектами Российской Федерации. Например, в Удмуртской Республике наряду с территориальным органом стороной социального контракта выступает учреждение социального обслуживания, как предоставляя социальные услуги согласно программе адаптации, так и осуществляя сопровождение контракта2.
Услуги, не отвечающие признакам социального обеспечения, в частности прохождение профессионального обучения, есть результат сопровождения социального контракта. Последнее имеет вспомогательный характер в системе социальной помощи. Поскольку мероприятия по сопровождению определяются программой социальной адаптации, а его осуществление есть обязанность органа социальной защиты как стороны контракта, на сопровождение распространяется общий порядок оказания социальной помощи. Сопровождение социального контракта можно рассматривать как вид процедурных правоотношений в структуре предмета права социального обеспечения.
Социальный контракт представляет собой «самодостаточную юридическую конструкцию социально-обеспечительного договора»1.. Самодостаточную, поскольку необходимость обращения к нормам цивилистики при регламентации отношений его сторон минимальна. Данные отношения, несмотря на договорную форму, сохраняют преимущественно публичный характер и регулируются социально-обеспечительным законодательством, подзаконными актами субъектов Российской Федерации. Гражданское законодательство, точнее общие положения об обязательствах, применимо лишь при нецелевом использовании средств социальной помощи, когда ее суммы взыскиваются органом социальной защиты
Заключение
Государственное пенсионное обеспечение – составная часть пенсионной системы Российской Федерации, которая обеспечивает предоставление гражданам пенсий за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Государственное пенсионное обеспечение характеризуется особым составом субъектов и видов пенсионного обеспечения.
Социальное обеспечение предоставляется населению России в различных организационно-правовых формах, и, следовательно, в различных видах социального обеспечения.
Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его осуществления.
Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Организационно-правовые формы подразделяются на: обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование, государственная социальная помощь и государственное пенсионное обеспечение.
Обязательное пенсионное страхование – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Обязательное пенсионное страхование является одной из базовых и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, непосредственно затрагивает интересы граждан страны.
Обязательное социальное страхование – это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения. Социальное страхование имеет специфическую особенность, определяемую природой страхования, а именно: создание механизма возмещения убытка при возникновении страхового случая и обеспечения дохода, невосполнимого другими способами.
Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Основными целями оказания данной помощи являются: поддержание уровня жизни нуждающихся граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте нашей страны, а также адресное и рациональное использование бюджетных средств.
Социальный контракт представляет собой «самодостаточную юридическую конструкцию социально-обеспечительного договора». Самодостаточную, поскольку необходимость обращения к нормам цивилистики при регламентации отношений его сторон минимальна. Данные отношения, несмотря на договорную форму, сохраняют преимущественно публичный характер и регулируются социально-обеспечительным законодательством, подзаконными актами субъектов Российской Федерации. Гражданское законодательство, точнее общие положения об обязательствах, применимо лишь при нецелевом использовании средств социальной помощи, когда ее суммы взыскиваются органом социальной защиты
Список литературы
-
Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996 (ETS N 163)). Россия ратифицировала данный документ (Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 101-ФЗ «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года», вступ. в силу 01.12.2009) // Бюллетень международных договоров. 2010. N 4. -
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398. -
Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О государственной социальной помощи» // СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3699. -
Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1929. -
Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 24.04.2020) «О занятости населения в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915. -
Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 18. -
Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 01.10.2019) «О погребении и похоронном деле» // «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, N 3, ст. 146 -
Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах обязательного социального страхования» // «Собрание законодательства РФ», 19.07.1999, N 29, ст. 3686 -
Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ», 27.10.1997, N 43, ст. 4904 -
Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // СЗ РФ. 12.05.2014. N 19. Ст. 2304. -
Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// СЗ РФ. 04.07.2016. N 27 (часть 1). Ст. 4169. -
Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС // СПС «КонсультантПлюс». Документ опубликован не был; Распоряжение Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. N 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» // СЗ РФ. 15.02.2016. N 7. Ст. 1017. -
Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СПС «КонсультантПлюс». Первоначальный текст документа опубликован в издании: СЗ РФ. 24.11.2008. N 47. Ст. 5489. -
Определение Конституционного Суда РФ от 26.11.2018 N 2900-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Королевства Испания Гонсало Лопес Алисии на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды», а также статьей 3 и частью 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях».// документ опубликован не был -
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 19.07.2017 по делу N 33-12090/2017; Апелляционное определение Омского областного суда от 12.08.2015 по делу N 33-4854/2015; Апелляционное определение Воронежского областного суда от 13.10.2015 по делу N 33-5382/2015 // СПС «КонсультантПлюс». -
Постановление Администрации Костромской области от 5 ноября 2014 г. N 448-а «О реализации Закона Костромской области «О государственной социальной помощи в Костромской области» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. -
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 16 декабря 2013 г. N 589 «О предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта» // Официальный сайт Правительства Удмуртской Республики. URL: http://www.udmurt.ru. -
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 17 марта 2016 г. по делу N 33-5946/2016 // СПС «КонсультантПлюс». -
Аюшеева И.З. Реформа обязательственного права России: проблемы и перспективы / И.З. Аюшеева, Е.Е. Богданова, Д.Е. Богданов [и др.]. Москва: Проспект, 2018. 416 с. -
Абдрашитова А.Ф. Основные мировые тенденции развития налогового права в условиях глобализации экономики // Закон. 2018. N 11. С. 76 - 87. -
Всеобщая декларация прав человека (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета. 1995. 5 апреля. -
В. И. Ленин. Полное собрание сочинений: сочинения. – М.:,1967. т. 43. – С.158. -
Барышникова Т.Ю. К вопросу о социальной услуге как предмете договорного регулирования в праве социального обеспечения / Т.Ю. Барышникова // Вестник трудового права и права социального обеспечения. 2016. N 10. С. 100 - 111. -
Внукова В.А. Проблемы применения юридической ответственности в сфере здравоохранения / В.А. Внукова // Медицинское право. 2018. N 4. С. 18 - 23. -
Гусева Т.С. Структура и основные тенденции развития российского законодательства о пособиях // Российский юридический журнал. 2010. N 6. С. 146. -
Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: учебник – М., «БЕК», 2015. - С. 46. -
Игольникова В.А. Источники права и правоотношения в сфере регулирования социальной деятельности государства / В.А. Игольникова // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 6. С. 7 - 9. -
Козюк М.Н. Медиация как вид социальной помощи (к постановке проблемы) // Социальное и пенсионное право. 2018. N 2. С. 11 - 15. -
Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения России: Монография / С.И. Кобзева. Москва: Проспект, 2013. 266 с. -
Миронова Т.К. Новации в понятийном аппарате права социального обеспечения и их влияние на предмет отрасли / Т.К. Миронова // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 9. С. 153 - 162. -
Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: учебное пособие для вузов. - М.: «Книжный мир», 2017. – С.35. -
Николаева Е.Ю. Право социального обеспечения / Е.Ю. Николаева. Москва: РИОР, Инфра-М, 2017. 559 с. -
Телегина Т.Д. Право социального обеспечения в вопросах и ответах / Т.Д. Телегина. Москва: ТК Велби, Проспект, 2015. 208 с. -
Проблемы общей части права социального обеспечения: Монография / Под редакцией Э.Г. Тучковой. Москва: Проспект, 2017. 416 с. -
Правовое регулирование социально-трудовых отношений с иностранными гражданами: междисциплинарный подход: монография / И.В. Войтковская, А.В. Гребенщиков, Е.Н. Доброхотова и др.; под общ. ред. Е.Б. Хохлова, Е.В. Сыченко. М.: Юстицинформ, 2019. 320 с. -
Поветкина Н.А. Финансово-правовая модель реформирования системы обязательного социального страхования // Финансовое право. 2018. N 11. С. 17 - 20. -
Седельникова М.Г. К проблеме межотраслевого взаимодействия в праве социального обеспечения / М.Г. Седельникова, А.А. Пузырева // Вестник Омской юридической академии. 2017. N 1. С. 30 - 36. -
Тарабан Н.А. Международно-правовые стандарты народного суверенитета и их роль в эволюции мирового конституционализма // Международное публичное и частное право. 2019. N 1. С. 3 - 6; Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [N 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом N 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // СПС «КонсультантПлюс». -
Тарусина Н.Н. Социальные договоры в праве / Н.Н. Тарусина, А.М. Лушников, М.В. Лушникова. Москва: Проспект, 2017. 480 с. -
Чирков С.А. О пенсионных нормах российско-сербского Договора о социальном обеспечении // СПС КонсультантПлюс. 2019. -
Чупрова Е.В. Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации: учебное пособие // СПС КонсультантПлюс. 2017. -
Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире: Монография / Т.Я. Хабриева. Москва: Наука РАН, 2016. 320 с.