ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 460
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Организационно-правовые формы социального обеспечения
1.1 История развития организационно-правовых форм социального обеспечения
1.2 Понятие организационно-правовых форм социального обеспечения
Глава 2. Виды организационно – правовых форм социального обеспечения
2.1 Обязательное пенсионное страхование
2.2 Обязательное социальное страхование
2.3 Государственная социальная помощь
Правовая природа платежа, формирующего Фонд и особенности установления тарифа данного платежа. В настоящее время бюджет Фонда формируется за счет уплаты страховых взносов, администрируемых налоговыми органами в установленном Налоговым кодексом РФ порядке, доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда, бюджетных ассигнований федерального бюджета и др. источников. В первую очередь изменение организационно-правовой формы Фонда, выход из участников бюджетного процесса приведут к кардинальной смене подходов к определению правовой природы тех средств, которые Фонд будет управомочен аккумулировать у себя в социальном финансовом плане (бюджете) и, соответственно, в последующем распоряжаться ими на цели, связанные с реализацией функции по обязательному социальному страхованию. Соответственно, такая реформа повлечет и трансформацию правовой природы страхового взноса - с налогового платежа на парафискалитет, формируемый социальный финансовый план (бюджет) публично-правовой компании ФСС. При этом тариф «нового» страхового взноса должен рассчитываться с учетом страховых принципов, утверждаться на основе рекомендаций РТК (социальных партнеров) в форме нормативного правового акта Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Основы составления и исполнения социального бюджетного плана (бюджета). Создание Фонда в форме публично-правовой компании предполагает его выход из участников бюджетного процесса и, соответственно, влечет изменение правовой формы его социального финансового плана (бюджета) с федерального закона на локальный акт самого Фонда. Порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения данного акта также будет утверждаться нормативным правовым актом (постановлением) Правительства Российской Федерации. При этом определение объема средств на осуществление деятельности публично-правовой компании в соответствующем году будет осуществлять Наблюдательный совет публично-правовой компании.
Следует также обратить внимание на особенности учета средств Фонда, осуществляющего свою деятельность в статусе публично-правовой компании. Согласно действующему порядку, в условиях, когда бюджет ФСС входит в состав бюджетной системы Российской Федерации (ст. 10 Бюджетного кодекса РФ; далее - БК РФ), учет основных средств бюджета Фонда осуществляется на едином бюджетном счете, включающем счет бюджета ФСС, открытый Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка РФ, кассовое обслуживание исполнения бюджета ФСС осуществляется также Федеральным казначейством. При этом допускается возможность открытия валютных счетов и размещение резервов Фонда в кредитных организациях, соответствующих установленным требованиям, в том числе с государственным участием (ПАО «Сбербанк России» и ПАО «ВТБ»). Новое регулирование (в части установления правового статуса публично-правовых компаний) также предусматривает право публично-правовой компании иметь счета в ЦБ РФ и (или) лицевые счета в органах Федерального казначейства, а также право открывать счета в кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами, если иное не предусмотрено решением о создании публично-правовой компании. На наш взгляд, учитывая социальный характер денежных средств, формируемых в Фонде, предполагается и повышенный уровень ответственности за их сохранность при управлении, что дает основание предположить возможность сохранения казначейского обслуживания счетов Фонда как публично-правовой компании, но уже в рамках договорных отношений, в том числе с возможностью наделения Казначейства России агентскими полномочиями по последующему размещению (инвестированию) средств Фонда, включая его резервы, на банковском, финансовом рынках. Это позволит не только обеспечить прозрачность управления и размещения средств социального финансового плана (бюджета) Фонда, но и повысить доходы федерального бюджета, формируемые за счет уплаты комиссии за реализацию агентских полномочий Федеральным казначейством.
Контроль за исполнением социального финансового плана (бюджет) и отчетность. Контроль за расходованием социального финансового плана (бюджета) Фонда как публично-правовой компании уже в настоящее время имеет достаточно разработанную правовую основу и не потребует кардинальных преобразований в этой сфере. Соответственно, в условиях реформирования системы обязательного социального страхования уместно будет говорить о «донастройке» и совершенствовании правового регулирования. Так, в части действующего законодательства уже закреплено, что публично-правовые компании относятся к объектам (точнее, к подконтрольным субъектам. - Авт.) государственного финансового контроля (ст. 266.1 БК РФ); кроме этого, внешний государственный финансовый контроль за деятельностью публично-правовых компаний осуществляет Счетная палата Российской Федерации (ст. 15 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации»). В качестве мер по развитию системы государственного финансового контроля возможно предложить расширение сферы казначейского сопровождения на средства Фонда, осуществляющего свою деятельность в форме ППК.
Кроме этого, действующими положениями Федерального закона о публично-правовых компаниях прямо предусмотрена обязательность проведения внутреннего контроля, внутреннего аудита и аудита отчетности публично-правовой компании (ст. 16).
Также следует обратить внимание на возможность осуществления общественного финансового контроля, поскольку информация о результатах финансово-хозяйственной деятельности Фонда обязательно будет подлежать размещению на соответствующем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Взаимодействие с бюджетной системой Российской Федерации. Отдельного внимания заслуживает вопрос, связанный с возможностью получения и использования бюджетных средств Фондом при его выходе из участников бюджетного процесса. В рамках уже действующего регулирования можно выделить следующие основания для взаимодействия с бюджетной системой: предоставление субсидий государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям (ст. 78.3 БК РФ); публично-правовым компаниям может предоставляться право на заключение и исполнение от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации государственных контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), являющихся государственными заказчиками, передавших государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства (за
исключением бюджетных инвестиций в целях реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения указанных объектов), которые будут находиться в государственной собственности, в соответствии с решениями, указанными в п. п. 2 и 3 ст. 79 БК РФ (ст. 79 БК РФ).1
В рамках же проектируемого регулирования стоит обратить внимание на целесообразность сохранения выполнения Фондом как публично-правовой компании отдельных расходных обязательств Российской Федерации в сфере социальной защиты граждан, что, соответственно, повлечет обязанность Российской Федерации направлять бюджетные ассигнования на их финансовое обеспечение в пределах, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на год и соответствующий период. 2Очевидным в данной ситуации представляется распространение бюджетного законодательства на ту часть отношений, которая связана с использованием Фондом бюджетных средств.
Подводя итоги, отметим, что в настоящее время созданы все объективные предпосылки к реформированию системы обязательного социального страхования. Ключевым элементом данной реформы выступает наделение Фонда социального страхования статусом публично-правовой компании и его исключение из участников бюджетного процесса и бюджетной системы Российской Федерации. Целесообразным представляется расширение границ применения страховых принципов в системе обязательного социального страхования с одновременным повышением ответственности социальных партнеров в зависимости от роли и степени их участия. Это, в свою очередь, будет способствовать повышению эффективности расходования средств, консолидируемых в Фонде, повышению качества оказания услуг в данной сфере и развитию системы обязательного социального страхования.
2.3 Государственная социальная помощь
Государственная социальная помощь регулируется Федеральным законом «О государственной социальной помощи».
В соответствии с законом государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» целями оказания данной помощи являются:
- поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
- адресного использования бюджетных средств;
- усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
- создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
- снижения уровня социального неравенства;
Основной целью оказания государственной социальной помощи является поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан.
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (ст. ст. 1, 7, 12 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
Рассмотрим далее основные виды государственной социальной помощи на федеральном и региональном уровнях и категории лиц, которым она предоставляется.
Набор социальных услуг включает (ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ; п. 1 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328; Приказ Минтруда России N 301н, Минздрава России N 449н от 10.07.2013):
-
обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по соответствующим рецептам, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; -
предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний в определенные санаторно-курортные организации; -
бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Право на получение набора социальных услуг имеют следующие лица (ст. ст. 6.1, 6.7 Закона N 178-ФЗ):
-
инвалиды войны; -
участники ВОВ; -
ветераны боевых действий; -
военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 по 03.09.1945 не менее шести месяцев, а также военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; -
лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; -
лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, на строительстве военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале ВОВ в портах других государств; -
члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в ВОВ лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда; -
инвалиды, дети-инвалиды; -
лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан.
От набора соцуслуг можно отказаться в пользу денежного эквивалента (ч. 3, 4 ст. 6.3 Закона N 178-ФЗ).
С 01.02.2020 общая стоимость набора социальных услуг составляет 1 155,06 руб., из них (ч. 1 ст. 6.5 Закона N 178-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.01.2020 N 61):
-
889,66 руб. - на лекарства, медицинские изделия, а также специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов; -
137,63 руб. - на санаторно-курортное лечение; -
127,77 руб. - на проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Получателями социальной доплаты к пенсии являются неработающие пенсионеры, общая сумма материального обеспечения которых меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ (ч. 1, 4, 5 ст. 12.1 Закона N 178-ФЗ; п. 4 ст. 4 Закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ). Величина прожиточного минимума пенсионера на 2020 г. в целом по РФ составляет 9 311 руб., в г. Москве - 12 578 руб. (ч. 5 ст. 8 Закона от 02.12.2019 N 380-ФЗ; ст. 1 Закона г. Москвы от 30.10.2019 N 26).