ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 457
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Организационно-правовые формы социального обеспечения
1.1 История развития организационно-правовых форм социального обеспечения
1.2 Понятие организационно-правовых форм социального обеспечения
Глава 2. Виды организационно – правовых форм социального обеспечения
2.1 Обязательное пенсионное страхование
2.2 Обязательное социальное страхование
2.3 Государственная социальная помощь
потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Исходя из Федерального закона «Об основах обязательного страхования» можно выделить следующие принципы:
- устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
- ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
- обеспечение надзора и общественного контроля;
- автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страхователями являются:
- организации любой организационно-правовой формы;
- граждане, обязанные уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях выплачивать отдельные виды страхового обеспечения;
Страховщиками являются некоммерческие организации, которые создаются для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Застрахованными лицами являются:
- граждане Российской Федерации;
- иностранные граждане;
- лица без гражданства, работающие по трудовым договорам;
- лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой;
- иные категории граждан.
Согласно ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страховой риск – это предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование.
Существуют следующие виды социального страховых рисков:
- необходимость получения медицинской помощи;
- утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;
- дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Страховой случай – это свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.
К каждому виду страхового риска соответствует вид страхового обеспечения. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является:
- оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
- пенсия по старости;
- пенсия по инвалидности;
- пенсия по случаю потери кормильца;
- пособие по временной нетрудоспособности;
- страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
- пособие по беременности и родам;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
- иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка.
Все выплаты производит фонд социального страхования. Он управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
Изучив Положение «О фонде социального страхования» можно выделить основные задачи фонда:
- оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
- пенсия по старости;
- пенсия по инвалидности;
- пенсия по случаю потери кормильца;
- пособие по временной нетрудоспособности;
- страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
- пособие по беременности и родам;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
- иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- социальное пособие на погребение.
Бюджет фонда – это форма образования и расходования фонда денежных средств, образуемого вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенного для реализации конституционных прав граждан на обязательное социальное страхование.
Бюджет Фонда составляется на три финансовых года.
Таким образом социальное страхование имеет специфическую особенность, определяемую природой страхования, а именно: создание механизма возмещения убытка при возникновении страхового случая и обеспечения дохода, невосполнимого другими способами.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Основным субъектом, осуществляющим государственное социальное страхование, выступает специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации - Фонд социального страхования (внебюджетный фонд) (далее - ФСС, Фонд). В этой связи рассмотрение основных направлений реформирования системы социального страхования без изменения правового статуса ФСС представляется невозможным. При этом, учитывая тот факт, что реализация любой функции государства, включая государственное социальное страхование, требует финансового обеспечения
, рассмотрение вопросов, связанных с совершенствованием и развитием системы обязательного социального страхования, также не представляется возможным без исследования финансово-правовой модели такого развития. Таким образом, интерес представляют финансово-правовые аспекты реформирования системы обязательного социального страхования, связанные с необходимостью трансформации правового статуса ФСС как основного участника данных отношений.
Предпосылками таких изменений выступают как общие негативные факторы, связанные с геополитической обстановкой, экономическими санкциями и т.д., так и факторы, обусловленные особым правовым статусом и деятельностью самого Фонда. Например, Фонд управляет средствами обязательного социального страхования Российской Федерации, которые имеют режим бюджетных средств. Особенность правового статуса ФСС заключается в том, что, с одной стороны, Фонд имеет бюджет, который, как и иные бюджеты государственных внебюджетных фондов и бюджетов публично-территориальных образований, имеет правовую форму федерального закона и подчинен всем требованиям бюджетного законодательства, предъявляемым к процессу его составления, рассмотрения, утверждения, исполнения и отчетности; с другой стороны, осуществляет социальную страховую деятельность, являясь специализированным финансово-кредитным учреждением. (При этом данная форма организации юридического лица является уникальной, характерной только для государственных внебюджетных фондов и не предусмотрена Гражданским кодексом РФ, что создает ряд противоречий, коллизий и изъятий как в правовом регулировании их деятельности, так и непосредственно в рамках фактической деятельности.). Соответственно, правовой статус Фонда сочетает в своем содержании публично-правовые (например, в части бюджетно-правового регулирования) и частноправовые начала (например, в части реализации подходов к страхованию), которые в рамках практической деятельности Фонда нередко вступают в противоречие друг с другом и не только провоцируют тем самым задержку эффективного развития системы обязательного социального страхования, но и тормозят нормальное функционирование Фонда.
Таким образом, наряду с общегосударственной финансовой политикой, направленной на повышение эффективности бюджетных расходов, возникают объективные предпосылки к изменению правового статуса Фонда. И в первую очередь можно предположить, что это возможно только при изменении организационно-правовой формы Фонда, влекущем «потерю» статуса внебюджетного фонда, статуса участника бюджетного процесса и, как следствие, исключение бюджета Фонда из бюджетной системы Российской Федерации. Очевидным также представляется необходимость сохранения за Фондом функции по обязательному государственному социальному страхованию.
Из всего множества видов организационно-правовых форм юридических лиц, возможных для применения к Фонду, наиболее эффективной представляется форма публично-правовой компании. Публично-правовые компании - это новое явление российского права. Впервые данное понятие было введено в юридический оборот Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»1 (далее также - Закон N 99-ФЗ). С момента вступления в силу Закона N 99-ФЗ и вплоть до принятия Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»2 (далее - Закон о публично-правовых компаниях) правовое регулирование статуса публично-правовых компаний в России исчерпывается приведенными нормами. Закон о публично-правовых компаниях определяет публично-правовую компанию как «унитарную некоммерческую организацию, созданную Российской Федерацией в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, наделенную функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющую свою деятельность в интересах государства и общества» (ст. 2). Проецируя общее правовое регулирование на деятельность интересующего нас Фонда, можно с уверенностью констатировать возможность и перспективность трансформации ФСС в публично-правовую компанию с сохранением его статуса как субъекта, реализующего функцию социального страхования, и предоставлением «большей свободы», не ограниченной бюджетным законодательством Российской Федерации. Данная трансформация предполагает переход на руководство в своей деятельности страховыми принципами (характерными для частного страхования), но с одновременным возможным сохранением, хоть и в более ограниченном виде, нежели в настоящее время, действия финансово-правовых принципов. Очевидной также в этой связи представляется необходимость принятия нормативного правового акта, закрепляющего статус Фонда социального страхования как публично-правовой компании, закрепляющей специфику его деятельности.
Таким образом, принимая во внимание постулат о сочетании финансово-правовых и страховых принципов обязательного социального страхования, определим некоторые аспекты возможного функционирования финансово-правовой модели деятельности Фонда в качестве публично-правовой компании: правовая природа платежа, формирующего социальный финансовый план (бюджет) и особенности установления его тарифа; основы составления и исполнения социального финансового плана (бюджета) ФСС; контроль за его исполнением и отчетность; взаимодействие с бюджетной системой Российской Федерации.
Исходя из Федерального закона «Об основах обязательного страхования» можно выделить следующие принципы:
- устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
- ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
- обеспечение надзора и общественного контроля;
- автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страхователями являются:
- организации любой организационно-правовой формы;
- граждане, обязанные уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях выплачивать отдельные виды страхового обеспечения;
Страховщиками являются некоммерческие организации, которые создаются для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Застрахованными лицами являются:
- граждане Российской Федерации;
- иностранные граждане;
- лица без гражданства, работающие по трудовым договорам;
- лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой;
- иные категории граждан.
Согласно ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страховой риск – это предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование.
Существуют следующие виды социального страховых рисков:
- необходимость получения медицинской помощи;
- утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;
- дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Страховой случай – это свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.
К каждому виду страхового риска соответствует вид страхового обеспечения. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является:
- оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
- пенсия по старости;
- пенсия по инвалидности;
- пенсия по случаю потери кормильца;
- пособие по временной нетрудоспособности;
- страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
- пособие по беременности и родам;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
- иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка.
Все выплаты производит фонд социального страхования. Он управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
Изучив Положение «О фонде социального страхования» можно выделить основные задачи фонда:
- оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
- пенсия по старости;
- пенсия по инвалидности;
- пенсия по случаю потери кормильца;
- пособие по временной нетрудоспособности;
- страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
- пособие по беременности и родам;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
- иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- социальное пособие на погребение.
Бюджет фонда – это форма образования и расходования фонда денежных средств, образуемого вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенного для реализации конституционных прав граждан на обязательное социальное страхование.
Бюджет Фонда составляется на три финансовых года.
Таким образом социальное страхование имеет специфическую особенность, определяемую природой страхования, а именно: создание механизма возмещения убытка при возникновении страхового случая и обеспечения дохода, невосполнимого другими способами.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Основным субъектом, осуществляющим государственное социальное страхование, выступает специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации - Фонд социального страхования (внебюджетный фонд) (далее - ФСС, Фонд). В этой связи рассмотрение основных направлений реформирования системы социального страхования без изменения правового статуса ФСС представляется невозможным. При этом, учитывая тот факт, что реализация любой функции государства, включая государственное социальное страхование, требует финансового обеспечения
, рассмотрение вопросов, связанных с совершенствованием и развитием системы обязательного социального страхования, также не представляется возможным без исследования финансово-правовой модели такого развития. Таким образом, интерес представляют финансово-правовые аспекты реформирования системы обязательного социального страхования, связанные с необходимостью трансформации правового статуса ФСС как основного участника данных отношений.
Предпосылками таких изменений выступают как общие негативные факторы, связанные с геополитической обстановкой, экономическими санкциями и т.д., так и факторы, обусловленные особым правовым статусом и деятельностью самого Фонда. Например, Фонд управляет средствами обязательного социального страхования Российской Федерации, которые имеют режим бюджетных средств. Особенность правового статуса ФСС заключается в том, что, с одной стороны, Фонд имеет бюджет, который, как и иные бюджеты государственных внебюджетных фондов и бюджетов публично-территориальных образований, имеет правовую форму федерального закона и подчинен всем требованиям бюджетного законодательства, предъявляемым к процессу его составления, рассмотрения, утверждения, исполнения и отчетности; с другой стороны, осуществляет социальную страховую деятельность, являясь специализированным финансово-кредитным учреждением. (При этом данная форма организации юридического лица является уникальной, характерной только для государственных внебюджетных фондов и не предусмотрена Гражданским кодексом РФ, что создает ряд противоречий, коллизий и изъятий как в правовом регулировании их деятельности, так и непосредственно в рамках фактической деятельности.). Соответственно, правовой статус Фонда сочетает в своем содержании публично-правовые (например, в части бюджетно-правового регулирования) и частноправовые начала (например, в части реализации подходов к страхованию), которые в рамках практической деятельности Фонда нередко вступают в противоречие друг с другом и не только провоцируют тем самым задержку эффективного развития системы обязательного социального страхования, но и тормозят нормальное функционирование Фонда.
Таким образом, наряду с общегосударственной финансовой политикой, направленной на повышение эффективности бюджетных расходов, возникают объективные предпосылки к изменению правового статуса Фонда. И в первую очередь можно предположить, что это возможно только при изменении организационно-правовой формы Фонда, влекущем «потерю» статуса внебюджетного фонда, статуса участника бюджетного процесса и, как следствие, исключение бюджета Фонда из бюджетной системы Российской Федерации. Очевидным также представляется необходимость сохранения за Фондом функции по обязательному государственному социальному страхованию.
Из всего множества видов организационно-правовых форм юридических лиц, возможных для применения к Фонду, наиболее эффективной представляется форма публично-правовой компании. Публично-правовые компании - это новое явление российского права. Впервые данное понятие было введено в юридический оборот Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»1 (далее также - Закон N 99-ФЗ). С момента вступления в силу Закона N 99-ФЗ и вплоть до принятия Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»2 (далее - Закон о публично-правовых компаниях) правовое регулирование статуса публично-правовых компаний в России исчерпывается приведенными нормами. Закон о публично-правовых компаниях определяет публично-правовую компанию как «унитарную некоммерческую организацию, созданную Российской Федерацией в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, наделенную функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющую свою деятельность в интересах государства и общества» (ст. 2). Проецируя общее правовое регулирование на деятельность интересующего нас Фонда, можно с уверенностью констатировать возможность и перспективность трансформации ФСС в публично-правовую компанию с сохранением его статуса как субъекта, реализующего функцию социального страхования, и предоставлением «большей свободы», не ограниченной бюджетным законодательством Российской Федерации. Данная трансформация предполагает переход на руководство в своей деятельности страховыми принципами (характерными для частного страхования), но с одновременным возможным сохранением, хоть и в более ограниченном виде, нежели в настоящее время, действия финансово-правовых принципов. Очевидной также в этой связи представляется необходимость принятия нормативного правового акта, закрепляющего статус Фонда социального страхования как публично-правовой компании, закрепляющей специфику его деятельности.
Таким образом, принимая во внимание постулат о сочетании финансово-правовых и страховых принципов обязательного социального страхования, определим некоторые аспекты возможного функционирования финансово-правовой модели деятельности Фонда в качестве публично-правовой компании: правовая природа платежа, формирующего социальный финансовый план (бюджет) и особенности установления его тарифа; основы составления и исполнения социального финансового плана (бюджета) ФСС; контроль за его исполнением и отчетность; взаимодействие с бюджетной системой Российской Федерации.