Файл: 2. 2 Обязательное социальное страхование.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 459

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Размер пенсии составляет 55 процентов денежного довольствия (заработка) по должности космонавта-испытателя, космонавта-исследователя, инструктора-космонавта-испытателя, инструктора-космонавта-исследователя на день увольнения с данной должности. За каждый полный год выслуги сверх указанных сроков (для мужчин и женщин соответственно) пенсия увеличивается на 3 процента, но не более чем до 85 процентов денежного довольствия (заработка). При выслуге у мужчин от 20 до 25 лет и у женщин от 15 до 20 лет размер пенсии за выслугу лет уменьшается на 2 процента денежного довольствия (заработка) за каждый год (в том числе и неполный), недостающий до полной выслуги. Кроме того, на размер пенсии за выслугу лет гражданам Российской Федерации из числа космонавтов влияют следующие обстоятельства:

наличие инвалидности I группы;

возраст пенсионера;

нуждаемость в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) в соответствии с заключением медицинской организации;

наличие у неработающего пенсионера на иждивении нетрудоспособных членов семьи;

наличие заслуг перед Отечеством.

Условиями возникновения права на пенсию за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава являются: наличие выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья при выслуге не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин; получение страховой пенсии по старости либо страховой пенсии по инвалидности, назначенной в соответствии с Законом о страховых пенсиях. Установление пенсии осуществляется в процентном отношении к размеру социальной пенсии по старости, предусмотренной подп. 1 п. 1 ст. 18 Закона о государственном пенсионном обеспечении:

при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, у которых не менее двух третьих указанной выслуги приходится на непосредственное выполнение испытательных полетов на штатных рабочих местах членов летных экипажей летательных аппаратов и парашютно-десантной техники, пенсия за выслугу лет назначается в размере, равном 1 000 процентам размера указанной социальной пенсии за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Законом о страховых пенсиях. За каждый полный год выслуги сверх 25 и 20 лет (для мужчин и женщин соответственно) пенсия за выслугу лет увеличивается на 25 процентов размера социальной пенсии
, но не более чем до 1 500 процентов размера указанной социальной пенсии;

при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, у которых работа по непосредственному выполнению испытательных полетов на штатных рабочих местах членов летных экипажей летательных аппаратов и парашютно-десантной техники составляет менее двух третьих указанной выслуги, пенсия за выслугу лет назначается в размере, равном 800 процентам размера указанной социальной пенсии, за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Законом о страховых пенсиях. За каждый полный год выслуги сверх 25 и 20 лет (для мужчин и женщин соответственно) пенсия за выслугу лет увеличивается на 25 процентов размера социальной пенсии, но не более чем до 1 300 процентов размера указанной социальной пенсии;

при выслуге у мужчин от 20 до 25 лет и у женщин от 15 до 20 лет исчисленный размер пенсии за выслугу лет уменьшается на 50 процентов размера указанной социальной пенсии за каждый год (в том числе неполный), недостающий до полной выслуги.

Кроме того, на размер пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава влияют следующие обстоятельства:

наличие звания «летчик-испытатель I класса»; проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации; наличие заслуг перед Отечеством.

Таким образом государственное пенсионное обеспечение имеет особый круг субъектов. Согласно ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» выделяются следующие виды государственных пенсий:

- пенсия за выслугу лет;

- пенсия по старости;

- пенсия по инвалидности;

- пенсия по случаю потери кормильца;

- социальная пенсия.

Глава 3 Социальный контракт как основание предоставления государственной социальной помощи
Оказание социальной помощи на основании социального контракта является актуальным направлением социального обеспечения, и в целом этот институт получил положительную оценку в праве социального обеспечения. Заключение контракта предполагает совершение гражданином - получателем социальной помощи активных действий по выходу из трудной жизненной ситуации (трудоустройство, ведение личного подсобного хозяйства, предпринимательская деятельность и др.), что нивелирует иждивенческие настроения

1. В то же время социальный контракт иллюстрирует такой вектор новаций в системе социального обеспечения, как введение частного механизма договорного регулирования в публичные социально-обеспечительные правоотношения. По мнению Т.К. Мироновой, это «ведет к вымыванию социальной составляющей из ее нормативного содержания под воздействием более устойчивой в рыночных условиях отрасли гражданского права». Российскому законодательству на современном этапе свойственна тенденция к синтезу частноправовых и публично-правовых средств, что является мощным импульсом его развития. Изменения претерпевают как публичные отрасли, в инструментарий которых «все чаще проникают элементы частного права, связанные с использованием договорных и согласительных процедур»2, так и цивилистика. Представители последней указывают на «тенденцию по солидаризации, социализации и гуманизации договорного права»3. В этом контексте важно результативное сочетание частного и публичного в правовом регулировании отраслевых правоотношений. Касаемо права социального обеспечения следует признать, что критерием их оптимального взаимодействия и пределом заимствования конструкций частного права «должен выступать принцип приоритета законных интересов граждан»1. Как правило, подобное заимствование оценивается в науке отрасли негативно и не без оснований. Но социальный контракт стал исключением, примером договорной конструкции, в рамках которой правоотношения по социальному обеспечению не утратили отраслевой специфики. Полагаю, форма соглашения способствует раскрытию потенциала социальной помощи и усиливает ее адресную направленность. Тем интереснее его исследование. Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - ФЗ N 178) социальный контракт есть соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации2. Последняя как неотъемлемая часть и приложение к контракту фиксирует виды
, объем, порядок реализации мероприятий по преодолению лицом (его семьей) трудной жизненной ситуации.

Несмотря на договорную форму, речь не идет о гражданско-правовом договоре. Да, отношения сторон взаимны, но взаимность «не связана с имущественной самостоятельностью сторон договора, с встречным эквивалентным предоставлением «товар - услуга» или «услуга - услуга»3. Взаимность прав и обязанностей сторон социального контракта призвана обеспечить достижение цели его заключения - стимулирование активных действий лица по выходу на самообеспечение. В этой связи конструкция контракта своеобразна и отражает преобладание публично-правового метода регулирования социально-обеспечительных отношений. Он возлагает на орган социальной защиты социально-обеспечительные обязательства по предоставлению имущественных благ (социальной помощи за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в виде денежных выплат или в натуральной форме) в целях компенсации последствий нестрахового социального риска. Перечень получателей социальной помощи, которые вправе претендовать на заключение контракта, установлен ч. 1 ст. 8.1, ч. 1 ст. 7 ФЗ N 178, это малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. С учетом источника финансирования социальной помощи именно органы власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок ее назначения, виды предоставлений и типовую форму контракта (ч. 1 и 2 ст. 8 ФЗ N 178). Что характерно, его заключению предшествуют процедурные правоотношения по рассмотрению заявления и проверке нуждаемости заявителя (ч. 2, 3 ст. 8 ФЗ N 178). Повторюсь, это состояние должно определяться причинами, которые не зависят от воли гражданина.

Так, одним из оснований к отказу в социальной помощи является наличие в составе малоимущей семьи трудоспособных граждан, не имеющих работы (приносящего доход занятия), не зарегистрированных в качестве безработных и не имеющих объективных причин невозможности трудиться1. Перечень данных причин также регламентирован: уход за ребенком в возрасте до трех лет, ребенком-инвалидом, инвалидом I группы, военная служба по призыву и т.д. С учетом потенциала заявителя в преодолении трудной жизненной ситуации формируется и программа социальной адаптации. Подписанию контракта предшествует принятие компетентным органом (комиссией) решения об оказании социальной помощи. Отсюда следует, что заключение социального контракта является обязанностью органа социальной защиты, производной от установления факта малообеспеченности заявителя (его семьи)
1. То есть анализируемые правоотношения реализуются за счет активных действий управомоченной стороны - лица, нуждающегося в социальной помощи. Этот признак традиционен для социально-обеспечительных правоотношений. Сохраняется и долженствование в обеспечении со стороны государства в лице его органов, безвозмездность предоставления благ в порядке и на условиях, которые установлены законом. Применение института договора при оказании социальной помощи лишь отчасти придало отношениям диспозитивный характер, поскольку заключение контракта санкционировано государством. Закон регламентировал его содержание в ч. 2 ст. 8.1 ФЗ N 178, порядок и срок, а также обязательность применения типовой формы, утвержденной субъектом Федерации. Тем самым свобода усмотрения сторон контракта ограничена рамками нормативного регулирования и допускается при конкретизации содержания программы социальной адаптации, определяющей размер социальной помощи, ее вид и срок контракта (от трех месяцев до года с правом продления соглашением сторон). Но и здесь свобода сторон далека от свободы договора в гражданском праве, поскольку заключается в выборе «варианта поведения» из числа закрепленных актами органов власти субъектов Федерации. И выбор преимущественно за гражданином, задача его контрагента - содействие такой индивидуализации на этапе заключения социального контракта.

Императивность регламентации договорных отношений ставит вопрос о назначении договора в праве социального обеспечения. По мнению Т.К. Мироновой, это инструмент определения объема бесплатно предоставляемых гражданам социальных благ2. Отчасти сказанное верно, но нужно помнить, что предоставление в силу социального контракта не имеет значения сугубо односторонней обязанности органа социальной защиты. Оно обусловлено действиями управомоченной стороны с той поправкой, что «встречное предоставление» получателя помощи не является имущественным. Это специфический вариант «встречных» действий, направленный на достижение целей социального обеспечения - выполнение программы социальной адаптации. Ее мероприятия обязательны к исполнению. Специфика же в том, что юридически речь идет об обязанностях перед контрагентом, но фактически «предоставление» обращено в пользу самого обязанного лица, его семьи и в итоге общества. Поэтому соглашусь с Т.Ю. Барышниковой, обосновывающей достижение целей поднормативного регулирования отношений по социальной помощи в качестве основного назначения договора