Файл: Научная школа менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 295

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.

Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Ф.У.Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.

Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию американским инженером Ф.У.Тейлором, которого следует считать основоположником научного управления производством.

Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г. Л.Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции.

Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации.

Цель данной работы – исследования научных школ менеджмента.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть школы менеджмента;

- рассмотреть историю становления научной школы менеджмента;

- рассмотреть аспекты влияния научной школы менеджмента на теорию управления;

- проанализировать деятельность организации ООО «СПСР-Экспресс»;

- дать общую характеристику организации;

- проанализировать деловую среду организации;

- обосновать выбор организационной структуры предприятия;

- провести анализ внешней и внутренней среды предприятия.

Основой информационной базы исследования явились: научная и учебная литература, труды отечественных и зарубежных ученых, а также данные отраслевой статистики и внутрифирменная документация, материалы авторских исследований.

Практическая значимость настоящей курсовой работы определяется возможностью применения результатов исследования в целях совершенствования деятельности организаций логистической отрасли.

Структурно работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников. В 1 главе данной работы рассматриваются теоретические аспекты управления научной школы менеджмента. Во второй главе проводится анализ деловой среды копании ООО «СПСР-Экспресс».


Теоретические подходы к исследованию управления научных школ менеджмента Школы менеджмента

В последнее время все чаще употребляется слово «менеджмент». Организуются кружки менеджмента, семинару по менеджменту, клубы менеджмента. Однако, многие люди до сих пор не до конца отдают себе отчет в том, что кроется за красивым словом «менеджмент».

Слова «менеджер» и «менеджмент» употреблялись и ранее в английском языке. Однако современное понимание этих слов пришло только во второй четверти двадцатого столетия. В современном понимании, менеджер – это человек, осуществляющий функции по руководству, организации, управлению процессами, основанные на современных научных методах.

В литературе менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов, средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности.

Развитие индустриальной революции в 17-19 веках оказало значительное влияние на менеджмент. Именно в этот период появилась потребность в талантливых руководителях, способных привести фирму к успеху или, как минимум, спасти бизнес от банкротства.

В 19-20 веках был систематизирован накопленный опыт и знания в области управления, были сделаны первые попытки обобщения и написаны первые труды по менеджменту. Первые труды по менеджменты были посвящены основам управления финансово-хозяйственной деятельностью фирм. Это было ответом на расширяющиеся производства, массовый сбыт, возрастающие потребности населения.

Необходимость появления менеджмента определялась внедрением сложного, многопроцессного производства, а также разделением труда. Кроме того, стало ясно, что без упорядоченной системы управления, без эффективных методов управления, получение прибыли невозможно. Именно сложность управления корпорациями, акционерными обществами легла в основу развития науки менеджмента.

Впервые идея менеджмента как особой специализации, особой профессии была высказана», по-видимому, в 1866 г. американским бизнесменом Г. Тауном. Таун выступил на собрании американского общества инженеров механиков с докладом, в котором говорил о необходимости подготовки специалистов-управленцев.


При этом классическая школа менеджмента включала три разветвления:

- научный менеджмент;

- административный менеджмент;

- концепция бюрократических организаций.

Научный менеджмент отличался преподнесением менеджмента как производственного; рациональным объяснением производства (Ф.У. Тейлор, Г. Гант, Ф. Гилберт).

Административный менеджмент отличался определением таких функций, как координация, организация, планирование, контроль и командная цепочка (А. Файоль, М.П. Фоллет).

Концепция бюрократических организаций отличалась разделением должностных обязанностей и ответственности сотрудников фирмы, а также разделением собственности и управления (М. Вебер).

За период доминирования классического направления в менеджменте было решено много немаловажных задач менеджмента – была создана новая наука управления, в целом, повысилась эффективность управления.

В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различаемые школы управленческой мысли:

1. Школа научного управления.

2. Административная или классическая школа.

3. Школа человеческих отношений.

4. Математическая школа управления.

Появление школы научного управления во многих исследованиях определяется теоретической и практической системой управления Ф.У. Тейлора (1856–1915).

Теория А. Смита положила начало всем ветвям политэкономии, а система Тейлора – всему последующему менеджменту. Известный ученый в области управления П. Дракер считал, что тейлоризм – это скала, на которой мы воздвигаем данную дисциплину. Наряду с Тейлором наиболее яркими представителями школы научного управления можно считать Ф. и Л. Гилберт, Г. Гантта, К. Барта и др.

Создатели школы научного управления исходили из концепции, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения.

Формирование школы научного управления базировалось на трех основных моментах, которые послужили исходными принципами для развития менеджмента:

- Рациональная организация труда;

- Разработка формальной структуры организации;

- Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего.

Тем самым складывались основы формальной организации, происходило отделение управленческих функций от фактического выполнения работы. Тейлор утверждал, очевидно, что человек одного типа должен сначала составить план работы, а человек совершенно другого типа должен выполнить ее. Такой подход резко контрастировал со старой системой, когда рабочие сами планировали свою работу и выполняли планируемое.


Определяя меры по сотрудничеству управляющего и рабочего, представители школы научного управления отмечали необходимость систематического использования стимулирования работников с целью заинтересовать их в увеличении производительности труда и объемах производства.

Благодаря этой школе управление стало признаваться как область научных исследований, методы и подходы, применяемые в науке и технике, могут эффективно использоваться в практическом достижении целей организации.

По мнению Тейлора, основной задачей менеджмента должно быть обеспечение наибольшего процветания предпринимателя вкупе с максимумом благосостояния каждого работника. В отличие от Тейлора, Г.Л. Гант (1861–1919) считал, что рабочие – основная переменная в достижении максимальной производительности труда и все остальные параметры должны приспосабливаться к ним. Другой идеей Гантта была система поощрительных премий для поддержки усилий человека.

Становление научной школы менеджмента

В основу современного менеджмента были положены следующие концепции:

- научное управление;

- административное управление;

- управление с позиции психологии и человеческих отношений;

- управление с позиции науки о поведении человека.

Все эти школы переплетается в одно целое и до сих пор эффективно применяются в менеджменте организаций.

Однако до 20 века никто не думал о том, что организациями можно управлять системно. С Середины 19 века и до 20-х годов 20 века вынашивалась эта идея. Мысль о том, что эффективное управление организацией может повысить её прибыльность зародилась в США.

Зарождение научной школы менеджмента считается заслугой Фредерика Тейлора. Вместе с другими основоположниками Ф. Тейлор занимался изучением средств и методов руководства.

Мысли об управлении и необходимости возникали у ученых и ранее, но были невостребованы. Так, например, Роберт Оуэн на своей фабрике внедрял эффективные методы стимуляции сотрудников к эффективному труду, они получали жалования выше всех фабрик в городе. Однако, его современники не готовы были последовать за его примером.

Именно в США в начале 20 века образовались огромные потоки рабочей силы, работающие на монопольные организации. Требовались рабочие во многих отраслях страны – транспорт, экономика, социальная среда. Появилась необходимость в эффективных управленцах.


Фредерик Уинслоу Тейлор родился 20 марта 1856 г. в американском городе Филадельфия в семье юриста. Предполагая пойти по стопам отца, он в 1872 г. поступил в Академию Филиппа Экзетера в Нью-Гемпшире, но, занимаясь по ночам, испортил себе зрение и в 1875 г. поступил на работу механиком в маленькую гидравлическую мастерскую в Филадельфии. Затем была работа в Мидвейльской сталелитейной компании в должности главного инженера. В 1863 г. закончил заочно технологический институт и получил диплом инженера-механика.

Работая на заводах сталелитейной компании, Тейлор начал внедрять то, что впоследствии вошло в его систему «научного менеджмента», ввел контроль за рациональным использованием трудозатрат, хронометраж. В 1903 г. вышла его книга «Цеховой менеджмент», в 1911 г. - «Принципы и методы научного менеджмента».

В 1911 году была опубликована книга Ф. Тейлора «Принципы научного управления». Эта книга положила начало исследованиям в области руководства.

Фредерик Тейлор в своих трудах доносил мысль, что труд необходимо изучать при помощи научных методов. Он систематизировал законы рационализации производства.

Нововведениями Ф. Тейлора являются методы мотивации, сдельная оплата труда, отдых и перерывы на производстве, хронометраж, нормирование, профессиональный отбор и обучение персонала, введение карточек с правилами выполнения работ.

Ф. Тейлор вместе со своими последователями доказали, что наблюдение и замеры, а также внедрение стандартизации позволяет существенно облегчить ручной труд и позволяет мотивировать более эффективных сотрудников повышенной заработной платой. Внедрение новых способов стимулирования позволяло повысить мотивацию рабочих и повысить эффективность труда.

Ф.Тейлор отделил руководящие функции от функций фактического труда. Он и его последователи считали, что руководством должны заниматься специально подготовленные и обученные люди, благодаря чему управление организацией становилось гораздо успешнее.

Школа научного менеджмента, созданная Ф. Тейлором применима к расширению производства, к его диверсификации. Его принципы своевременно пришли на замену устаревшим. К сторонникам школы принадлежали такие исследователи, как Ф. и Л. Гилберт, Г. Гантт, Вебер, Г. Эмерсон, Г. Форд, Г. Грант, О.А. Ерманский.

В своих трудах Ф. Тейлор выдвигал четыре постулата:

- во-первых, администрация берет на себя ответственность за организацию труда, в частности, за выработку научного подхода в организации труда и замену старых принципов работы на новые;