Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 300
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические подходы к исследованию управления научных школ менеджмента Школы менеджмента
Становление научной школы менеджмента
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Краткая характеристика организации ООО «СПСР-Экспресс»
2.2 Анализ внешней среды организации
2.3 Анализ внутренней среды: социально-психологического климата в организации
Основные конкуренты организации - компании Деловые линии, Курьер СервисЭкпресс, АвтоПрайд и другие.
Внутренняя среда предприятия:
Несмотря на свой большой размер, организация может выделиться хорошими специалистами и благоприятным социокультурным климатом. Сотрудники поддерживают на работе хорошие профессиональные взаимоотношения между собой и с руководителем. Сам же руководитель старается активно участвовать и наблюдать за работой своих подчиненных. Единственной редкой проблемой бывает небольшая часть недисциплинированных сотрудников в хозяйственном отделе, но с ней стараются быстро справляться и вернуть работу в стабильное русло.
В ООО «СПСР-ЭКСПРЕСС» постоянно производят анализ новых возможностей для развития, и она быстро реагирует на появления улучшенных технологий.
ООО «СПСР-ЭКСПРЕСС» старается скорее воспользоваться новыми возможностями.
Для того, чтобы выявить факторы успеха проведем SWOT-анализ, чтобы выделить слабые и сильные стороны, угрозы и возможности компании.
Сильные стороны компании |
Возможности рынка для компании |
|
|
Слабые стороны компании |
Угроза рынка для компании |
|
|
Рисунок 2 - SWOT-анализ ООО «СПСР-ЭКСПРЕСС»
Согласно таблице, основной сильной стороной компании является широкий географический охват и широкий ассортимент услуг.
Основные возможности компании связаны с повышением спроса на логистические услуги в связи с распространением коронавирусной инфекции.
Слабые стороны компании связаны с высокой стоимостью услуг.
Основная угроза компании монополизация рынка и повышение цен на бензин.
2.3 Анализ внутренней среды: социально-психологического климата в организации
Существенным элементом в общей концепции социально-психологического климата является характеристика его структуры. Это предполагает вычленение основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения. Тогда в структуре социально-психологического климата становится очевидным наличие двух основных подразделений – отношения людей к труду и их отношения друг к другу.
Схематично такая структура выглядит следующим образом (рисунок 3).
Рисунок 3 – Структура социально-психологического климата коллектива
В конечном итоге всё многообразие отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя – эмоционального и предметного.
Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под тональным – его эмоциональное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами.
Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего, в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее из отношений кристаллизуется в определенную ситуацию – общественную форму самоотношения и самосознания личности.
Так, на примере отдела продаж компании ООО «СПСР-Экспресс» был проведен анализ сплоченности коллектива.
«Перед вами список группы в алфавитном порядке. Слева от каждой фамилии стоит номер, который является шифром соответствующего сотрудника. Выберите из списка трех человек (или меньше) в порядке предпочтения и укажите их шифры в прямоугольниках, расположенных ниже вопроса:
С кем из ваших коллег вы бы предпочли участвовать в совместной работе?
Просим пронумеровать опросный лист вашим шифром.
Неразглашение ответов гарантируется».
Сотруднику, шифр которого стоит в первом прямоугольнике, присваивается 2 балла, во втором - 1, в третьем - 0,5 балла.
По данным опросных листков составляется социометрическая матрица, которая несет информацию о выборе каждого сотрудника (таблица 3).
Таблица 3 – Социометрическая матрица коллектива отдела продаж ООО «СПСР-Экспресс»
Выбор участников |
|||||||
Участники опроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Респондент 1 |
2 |
1 |
|||||
Респондент 2 |
1 |
0,5 |
2 |
||||
Респондент 3 |
2 |
1 |
|||||
Респондент 4 |
1 |
2 |
0,5 |
||||
Респондент 5 |
2 |
0,5 |
1 |
||||
Респондент 6 |
2 |
1 |
0,5 |
||||
Респондент 7 |
0,5 |
2 |
Из числа положительных выборов всех респондентов выделим количество взаимных выборов. Это дает возможность определить значение показателя эмоциональной сплоченности группы с помощью формулы:
, (1)
С - показатель эмоциональной сплоченности коллектива;
N - количество сотрудников;
N(N-1) - максимально возможное число взаимных выборов.
Nv - количество взаимных выборов.
Величина С принимает максимальное значение, равное 1, если все выборы респондентов являются взаимными. Минимальное значение (С=0) величина С принимает в случае, когда среди всех выборов респондентов не оказывается ни одного взаимного.
Пользуясь данными социоматрицы, вычислим значение показателя эмоциональной сплоченности. Из всех положительных выборов в группе двенадцать оказались взаимными. Таким образом, подставляя значения в формулу, получаем:
, (2)
Данный коэффициент позволяет оценить сплоченность коллектива как удовлетворительную. Это означает, что при принятии решения в компании победит мнение уважаемого большинства.
Также социально-психологический климат проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, и индивидуальное самочувствие и оценки условий жизни и работы личности в коллективе. (таблица 4).
Таблица 4 - Показатели психологической атмосферы в коллективе (по методике А.Ф.Фидпера, в баллах)
Показатель |
Коллектив ООО "СПСР-Экспресс" |
Норматив |
Дружелюбие |
4,1 |
4,2 |
Согласие |
4,4 |
4,9 |
Удовлетворенность |
3,6 |
3,8 |
Продуктивность |
3,1 |
3,3 |
Теплота |
4,7 |
4,6 |
Сотрудничество |
5,8 |
5,9 |
Взаимоподдержка |
4,1 |
3,6 |
Увлеченность |
3,8 |
4,1 |
Занимательность |
4,3 |
4,5 |
Успешность |
3,9 |
4,3 |
Обобщение и анализ оценок субъективной удовлетворенности взаимоотношениями в коллективе, с одной стороны, и трудовой деятельностью с другой, позволяет выделить тип социально-психологический климат – «ориентированный на взаимоотношения»: складывается в ситуации, когда у значительной части коллектива преобладает неудовлетворенность работой, однако члены коллектива удовлетворены состоянием межличностных взаимоотношений. Это объясняется тем, что большая доля сотрудников отдела продаж – молодые люди в возрасте до 26 лет, для которых в первую очередь в работе важен благоприятный эмоциональный климат в работе и только во-вторую очередь – производительность, карьерный рост, эффективность и другие факторы, повышающие результативность труда.
ВЫВОД: ООО «СПСР-ЭКСПРЕСС» существует на рынке более 20 лет. Компания характеризуется эффективным управлением. Стратегическая цель компании – занятие лидирующих позиций в сегменте экспресс-доставки.
Согласно PEST – анализу у компании в данный момент два наиболее сильных факторов влияния – экономические санкции со стороны западных стран и государственная поддержка логистической сферы.
Согласно SWOT- анализу основной сильной стороной компании является широкий географический охват и широкий ассортимент услуг.
Основные возможности компании связаны с повышением спроса на логистические услуги в связи с распространением коронавирусной инфекции.
Слабые стороны компании связаны с высокой стоимостью услуг.
Основная угроза компании монополизация рынка и повышение цен на бензин.
Согласно анализу внутренней среды и социально-психологического климата следует заключить, что в организации преобладает социально-психологический климат «ориентированный на взаимоотношения», что объясняется молодым составом коллектива компании и характеризуется ориентацией на межличностные взаимоотношения больше, чем на повышение производительности и карьерный рост.
Следует заключить, что в целом менеджмент данной компании эффективен и соответствует рыночным требованиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Научная школа менеджмента начала свое становление в 19-20 веках. Основателем её был Ф. Тейлор.
Её развитие объясняется внедрением индустриализации в США в 19-20 веках, развитие транспортной системы, которая привела к широкому передвижению рабочих масс. Производству стала требоваться организация, эффективное управление.
Впервые в США была предложена взаимосвязь эффективного управления производством и прибыли организации.
Научная школа менеджмента объединила в себе ранее разработанные концепции. Основным принципом научной школы менеджмента была рационализация производства.
Ф. Тейлор впервые использовал хронометраж в работе. Также он был первым кто разделил функции управления и функции простой рабочей силы.
Ф. Тейлор считал, что выполнять управление организацией должен тот, кто к этому способен. Рабочих же, Ф. Тейлор предлагал выбирать администрации организации, проводить обучение и следить за дальнейшим индивидуальным развитием.
На практике была рассмотрена логистическая компания ООО «СПСР-ЭКСПРЕСС».
Компания ООО «СПСР-ЭКСПРЕСС» одна из ведущих компаний российского рынка по предоставлению услуг экспресс-доставки, складского хранения грузов, доставки заказов сегмента B2B, доставки банковских карт на дом.
Торговая марка «СПСР» была зарегистрирована в феврале 2001 года. Одновременно в Москве открылся головной офис компании, а в Санкт-Петербурге, Казани и Нижнем Новгороде первые филиалы.
2001 год становится для компании годом определения стратегии развития: СПСР-ЭКСПРЕСС стремится занять лидирующие позиции на новом для России рынке логистики в сегменте экспресс-доставки.
Основными принципами работы с клиентами (миссия организации) являются: Скорость, Персональный подход, Сохранность, Рациональные решения.
Компания осуществляет свою деятельность в 85 регионах.