Файл: Доходы, прибыль и рентабельность как показатели оценки результатов деятельности предприятия связи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доходы, прибыль и рентабельность как показатели

оценки результатов деятельности предприятия связи

(Вариант №9)

ВВЕДЕНИЕ

Доход и прибыль являются основными финансовыми результатами предприятия, которые не только служат источником для его дальнейшего развития и вознаграждения трудового коллектива (и собственников бизнеса), но и являются своеобразным индикатором для контрагентов фирмы. Инвесторы на основании этих показателей судят о целесообразности вложения в такую организацию средств, кредиторы делают выводы о ее платёжеспособности и т.д.
Однако прибыль и доход – это абсолютные показатели, которые не обладают достаточной информативностью и наглядностью. Более полно и достоверно оценить финансовое состояние и перспективы развития субъекта хозяйствования можно с помощью понятия рентабельности. Это относительная величина, которая показывает именно эффективность работы фирмы, отдачу вложенных в нее средств. 

1. Доход: сущность и виды.


В результате своей производственно-хозяйственной деятельности предприятие получает доход. Доход предприятия можно характеризовать как увеличение ее активов или уменьшение обязательств, приводящие к увеличению собственного капитала.

Доход предприятия можно классифицироватьпо следующим направлениям:

Доход от реализации товарной продукции (работ, услуг);

Доход от реализации других материальных ценностей;

Доход от внереализационных операций.



Доход от реализации продукции(работ, услуг) (Др) представляет собой выручку от реализации товарной продукции (работ, услуг), которая определяется по формуле:

Др = Цотп* Qрпi,

где: Цотпi - отпускная цена i-го изделия с налогом на добавленную стоимость, руб.;

Qрп- количество реализованной продукции i-го наименования в натуральных единицах.

Доход от реализации других материальных ценностей включает выручку от продажи излишнего имущества и прочих активов предприятия (нематериальных активов, ценных бумаг и т.д.).

Кроме того, предприятия могут иметь финансовые результаты от внереализационных операций, т.е. от операций, не связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), основных средств, товарно-материальных ценностей, нематериальных и других активов.


В состав доходов от внереализационных операций включаются:

дивиденды по акциям и доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;

доходы от сдачи имущества в аренду, кроме случаев, когда сдача имущества в аренду является основным видом экономической деятельности организации;

уплаченные, присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков;

прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

положительные разницы, образовавшиеся при изменении Национальным банком курсов иностранных валют, по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

прибыль от покупки (продажи) иностранной валюты;

поступления долгов, ранее списанных как безнадежные;

излишек имущества, выявленный при инвентаризации;

кредиторская и депонентская задолженность, по которой истекли сроки исковой давности;

другие доходы от операций, непосредственно несвязанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг).

2. Прибыль предприятия: сущность и виды


Финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия определяется показателем прибыли или убытка. И представляет собой разницу при сравнении сумм доходов и расходов предприятия. Превышение доходов над расходами означает прирост имущества предприятия – прибыль, а превышение расходов над доходами – уменьшение имущества предприятия, т.е. убыток. Полученный предприятием за отчётный год финансовый результат в виде прибыли или убытка приводит соответственно к увеличению или уменьшению источников собственных средств.

Часть чистого дохода предприятия, образующегося после вычета из него косвенных налогов и текущих затрат, называется прибылью.

Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности.

Прибыль– это превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком. С экономической точки зрения прибыль – это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения прибыль

это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода

Значение прибыли:

1. Прибыль предприятия является главной целью предпринимательской деятельности. Основным побудительным мотивом осуществления любого вида бизнеса, его главной конечной целью является рост благосостояния собственников предприятия.

Если для собственников предприятия получение высокого уровня прибыли является вполне очевидным мотивом предпринимательской деятельности, то может возникнуть вопрос – является ли получение высокой прибыли столь же побудительным мотивом деятельности наемных менеджеров предприятия и остального его персонала.

Для менеджеров, которые не являются собственниками предприятия, руководимого ими, прибыль является основным мерилом успеха их деятельности.

Для остального персонала уровень прибыли предприятия также является достаточно высоким побудительным мотивом их деятельности, особенно при наличии на предприятии программы участия наемных работников в прибыли. Прибыльность предприятия является не только гарантом их занятости (при прочих равных условиях), но в определенной мере обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда и удовлетворение ряда их социальных потребностей.

2. Прибыль предприятия является критерием эффективности конкретной производственной (операционной) деятельности. Индивидуальный уровень прибыли предприятия в сравнении с отраслевым характеризует степень умения (подготовленности, опыта, инициативности) менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики. Среднеотраслевой уровень прибыли предприятий характеризует рыночные и другие внешние факторы, определяющие эффективность производственной деятельности.

3. Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. В системе внутренних источников формирования этих ресурсов прибыли принадлежит главенствующая роль. Чем выше уровень генерирования прибыли предприятия в процессе его хозяйственной деятельности, тем меньше его потребность в привлечении финансовых средств из внешних источников и при прочих равных условиях – тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышение конкурентной позиции предприятия на рынке. При этом, в отличие от некоторых других внутренних источников формирования финансовых ресурсов предприятия, прибыль является постоянно воспроизводимым источником и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе.


4. Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. Хотя такая угроза может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия (при использовании неоправданно высокой доли заемного капитала, особенно краткосрочного; при недостаточно эффективном управлении ликвидностью активов и т.п.), но при прочих равных условиях, предприятие гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли. За счет капитализации полученной прибыли может быть быстро увеличена доля высоколиквидных активов (восстановлена платежеспособность), повышена доля собственного капитала при соответствующем снижении объема используемых заемных средств (повышена финансовая устойчивость), сформированы соответствующие резервные финансовые фонды.

5. Прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости предприятия. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли, т.е. ее направления на прирост его активов. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной предприятием прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость его чистых активов (активов, сформированных за счет собственного капитала), а соответственно и рыночная стоимость предприятия в целом, определяемая при его продаже, слиянии, поглощении и в других случаях.

6. Прибыль предприятия создает базу экономического развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет пополнять доходную часть государственных бюджетов всех уровней (общегосударственного и местных), что дает возможность государству успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики.

В практике учета и планирования различают следующие виды прибыли:


3. Рентабельность: сущность и виды


Результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать полное мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Например, недостаток такого показателя как прибыль состоит в том, что он характеризует абсолютный финансовый эффект хозяйственной деятельности, но не позволяет проанализировать достаточность полученного эффекта. Ведь предприятие, осуществляющее коммерческую деятельность, заинтересовано не только в наибольшей величине прибыли, но и в отдаче вложенных средств. Невозможно судить о перспективах организации, принимать стратегические управленческие решения, лишь опираясь на абсолютный показатель – прибыль.


Сопоставление эффективности функционирования предприятий различных масштабов, предприятий одной отрасли, а также анализ эффективности работы отдельных предприятий, анализ эффективности выпуска отдельных видов продукции производятся обычно не в абсолютном, а в относительном измерении. Для более объективной оценки конечных результатов деятельности, характеристики отдачи произведенных затрат на производство и реализацию продукции, возможности сравнительного анализа определяется относительный размер прибыли, который принято называть рентабельностью или прибыльностью.

Рентабельность (от немецкого слова «rentabel» — прибыльный, доходный) - показатель эффективности деятельности предприятия, выражающий относительную величину прибыли и характеризующий степень отдачи средств, используемых в производстве.

Показатели рентабельности имеют смысл английского слова “return on …”, что буквально означает “отдача от …”.

Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определённой базы. Именно в управленческой деятельности необходимо точно знать отдачу авансированных в производство затрат.





Общая формула для расчёта рентабельности следующая:



Если же предприятие сработало с отрицательным результатом – убытком, то необходимо рассчитывать показатель убыточности.

Показатель прибыли имеет важное значение в оценке эффективности деятельности, он прямо пропорционально влияет на рентабельность деятельности: чем больше прибыль, тем, при прочих равных условиях, выше эффективность использования имущества и капитала предприятия. Следует заметить, что в зависимости от целей анализа в числителе формулы рентабельности можно брать различные показатели прибыли:

валовую прибыль (как сумму прибыли от реализации, прибыли от операционных доходов и расходов, прибыли от внереализационных доходов и расходов) – если целью анализа является изучение всей деятельности предприятия, т.е. и производственной, и финансовой;