Файл: Анализ мотивации и методов стимулирования сотрудников гбоу во мо Технологический университет им. А. А. Леонова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Университет является частью международной системы, которая признает вузы, АНАБИН и имеет статус «H+», благодаря этому дипломы выпускников могут быть нострифицированы в странах Европейского Союза, а также им предоставляется возможность для участия в тендерах на получение научноисследовательских и европейских образовательных грантов и для трудоустройства в зарубежные компании.

В настоящее время в Технологическом университете действует более 40 соглашений с зарубежными партнерами из Албании, Белоруссии, Болгарии, Великобритании, Ирландии, Казахстана, Китая, Киргизии, Латвии, Македонии, Румынии, Узбекистана, Чехии, Хорватии и других стран.

Университет активно сотрудничает с зарубежными университетами, а именно с румынским и польским, в рамках подписанного соглашения о сетевом взаимодействии российского и европейских вузов [37].

Также в Университет на постоянной основе в качестве студентов содержится 600 человек из других стран, таких как Латвия, Украина, Узбекистан, Грузия и т.д.

Принимая во внимание многонациональный состав студентов, в Технологическом университете ежегодно проводится Фестиваль «Дни национальных культур» [31].

Затрагивая вышеупомянутый фестиваль нельзя не обратить внимание на вне учебной и воспитательной деятельности университета в целом. Целью воспитательной деятельности является воспитание квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Также задачами воспитательной работы являются следующие:

  • формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности; создание в университете условий для формирования лидерских качеств студентов, конкурентоспособности выпускников на рынке труда, коммуникативных способностей, обучающихся через развитие информационно-коммуникационных технологий;

  • формирование ориентиров на здоровый образ жизни, неприятие асоциальных явлений;

  • формирование устойчивых нравственных принципов и норм, чувства патриотизма и культуры межнационального общения, укрепление активной жизненной позиции;

  • создание сплоченного внутривузовского коллектива, комфортных социально-психологических условий для коммуникативно-личностного развития будущих специалистов;

  • укрепление и сохранение лучших традиций, существующих в университете, направленных на воспитание у студентов преставлений о престижности, выбранной ими профессии;

  • создание корпоративной культуры университета, определяющий систему ценностей, которая объединяет студентов, преподавателей и сотрудников университета для достижения общих целей;

  • развитие и совершенствование работы органов студенческого самоуправления как одного из необходимых условий современного развития вузовского сообщества.


Работы по воспитательной деятельности придерживаются несколько направлений, а именно:

  • гуманизация и гуманитаризация образования;

  • духовно-нравственное и культурно-эстетическое воспитание студентов;

  • профессионально-трудовое воспитание студентов;

  • гражданско-патриотическое воспитание студентов;

  • формирование культуры здорового образа жизни;

  • развитие студенческого самоуправления;

  • формирование корпоративности и имиджа университета;

  • профилактика правонарушений и зависимостей среди студентов [26].

Результаты по работе воспитательной деятельности вышеупомянутых направлений достигаются путем сохранения и проведения различных традиций, мероприятий и вне учебных занятий. Например, университет придерживается следующих традиций: «день здоровья», «посвящение первокурсников в студенты Технологического университета», «игры Королевской лиги КВН МГОТУ», «Татьянин день – день студента», «фестиваль студенческого творчества», «вахта памяти», «церемония вручения премий «Золотое сечение»» и другие.

По мимо традиций, в университете также большое количество спортивных и творческих коллективов, такие как вокальная студия, театральная, студия танцев, графического дизайна и КВН, а также спортивные направления в виде футбольной секции, баскетбольной, волейбольной, секция по черлидингу, по настольному теннису, по рукопашному бою, а также шахматный клуб и киберспорт [26].


2 Анализ организационной структуры и показателей деятельности учреждения


ГБОУ ВО МО «Технологический университет» имеет сложную организационную структуру, со множеством подразделений. Схематически структура указана на рисунке 11.



Рисунок 11 – Организационная структура ГБОУ ВО МО «Технологический университет»

Анализируя организационную структуру, можно сказать, что структура является линейно-функциональной, основанной на принципе построения и специализации управленческого процесса по функциональным подсистемам.

В самом вверху схемы расположен руководитель (ректор). В прямом подчинении ректора находятся функциональные начальники (проректор по экономике и финансам, два первых проректора, проректор по административно- хозяйственной работе), помимо этого, у ректора имеются в подчинении помощники для принятия решений (помощник ректора, советники при ректорате, ученый совет).



В подчинении функциональных начальников (проректоров) находятся нижестоящие проректоры и управления, которые далее руководят своими нижестоящими отделами, управлениями, центрами, службами, институтами. Поскольку одной из основных функций любого ВУЗа заключается в подготовке новых специалистов, необходимо подробнее разобрать руководство проректора по учебно-методической работе.

Проректор по учебно-методической работе руководит Институтами, колледжем и техникумом Университета, которые отвечают за учебный процесс.

От функциональных институтов исходят факультеты (кроме Института проектного менеджмента и инженерного бизнеса), которые, в свою очередь, руководят кафедрами по разным специальностям и направлениям подготовки. На 8 кафедрах присутствуют учебные лаборатории.

Далее проведем анализ основных показателей деятельности Университета. Данные для анализа представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Основные показатели деятельности ГБОУ ВО МО «Технологический университет»

Наименование показателей

Ед. изм

Величина показателя

Изменения показателя

2020

2021

Абсолют. Откл.

Относит. Откл.

1. Общая численность педагогический работников университета

Чел

352

367

15

4,3

В том числе;

1.1 Общая численность ППС (Профессорско-преподавательский состав)

177

172

-5

-2,8

1.2 Общая численность педагогических работников среднего профессионального образования

150

164

14

9,3

1.3 Педагогические работники Центра дополнительного образования «Детский технопарк «Кванториум»

20

31

11

55

2. Общие расходы

тыс. р.

753840,2

854892

101051,8

13,4

В том числе:

2.1 расходы на оплату труда

402203,7

568494,5

166290,8

41,3

2.2 оплата работ и услуг

121967,6

144779,7

22812,1

18,7

2.3 социальное обеспечение

12604,7

12523,6

-81,1

-0,6

2.4 прочие расходы

217064,2

129094,2

-87970

-40,5

3. Общая численность студентов (по программам ВО)

чел.

2897

2656

-241

-8,3

В том числе:

3.1 студентов очного отделения

1440

1451

11

0,8

3.2 студентов очно-заочного

213

201

-12

-5,6

отделения










3.3 студентов заочного отделения

1244

1004

-240

-19

4. Доходы вуза из всех источников

тыс. р.

800334,2

811239,74

10905,54

1,4

В том числе:

4.1 Доходы из внебюджетных источников

217105,5

273037,94

55932,44

25,8

4.2 Доходы из бюджетных фондов

583228,70

538201,80

-45026,9

-7,7



Основными показателями ГБОУ ВО МО «Технологический университет» следует считать параметры, которые связаны с основными видами деятельностью Университета, а именно: количество обучающихся и по какой форме обучения, количество сотрудников Университета. Так же важным параметром являются доходы организации от бюджетных и внебюджетных фондов.

Как было указано выше, одна из главных функций Университета - это обучение профессиональных кадров. Поэтому количество обучающихся - это важный показатель деятельности Университета. Анализируя основные показатели деятельности, можно отметить, что общее количество студентов упало на 241 человек или на 8,3%. В первую очередь, численность студентов сократилось на заочной форме обучения.

Доходы Университета почти не выросли всего на 1,4%. Небольшой рост виден по внебюджетным источникам (25,8%). Рост внебюджетных фондов напрямую связан с ростом количества студентов, обучающихся на платной основе и ростом средств от выполнения работ, услуг, связанных с научными, научно-техническими, творческими услугами и разработками, выполненных собственными силами в 2020-2021 учебном году. Бюджетные доходы упали на 7,7%, что было ожидаемо при снижении числа студентов в ВУЗе. В целом, бюджет Университета вырос, но из-за увеличения внебюджетных доходов.

Расходы Университета выросли на 13,4 %, не смотря на то, что расходы на оплату труда выросли на 41,3%, расходы на социальное обеспечение, а так же на прочие расходы (увеличение стоимости основных средств, организация мероприятий и т.д.) снизились на 0,6 % и 40,5 % соответственно. Расходы на заработную плату так же существенно выросли. В первую очередь, это связано с общим увеличением численности сотрудников образования на 15 человек или на 4,3%. Однако состав ППС был снижен на 5 человек или на

2,8%. Численность же сотрудников среднего профессионального образования и работников дополнительного образования увеличилось на 14 (9,3%) и на 11 (55%) человек соответственно [29].

Таким образом, можно констатировать факт, что в последнее время, ГБОУ ВО МО «Технологический университет» претерпевает не самые лучшие времена, при незначительном росте доходов за счет внебюджетного фонда, происходит падение количества студентов и ППС, наряду с ростом расходов, может произойти еще больший отток студентов и преподавателей.


3 Анализ структуры персонала организации и работы с ним


В ГБОУ ВО МО «Технологический университет» работает 172 сотрудника ППС, которые занимаются образовательной деятельностью в своих сферах. Для наглядного представления кадрового состава, было проведено исследование кадрового состава ППС, результаты изображены на рисунке 12, рисунке 13, рисунке 14, рисунке 15 и рисунке 16.




Рисунок 12 – Состав ППС по полу

Анализируя рисунок 12, можно сделать вывод, что в Университете преобладают женщины, однако в процентном соотношении, перевес небольшой (46,6% мужчин, 53,4% женщин).



Рисунок 13 – Состав ППС по возрасту

Обратив внимание на рисунок 13, можно сделать вывод, что большинство сотрудников ППС - это люди среднего возраста, происходит нехватка молодых специалистов.



Рисунок 14 – Состав ППС по стажу работы

Исходя из рисунка 14, самое большое количество ППС (114 человек) имеют очень высокий стаж работы, что неудивительно, поскольку большую часть ППС составляют сотрудники среднего возраста (от 40 до 65).



Рисунок 15 - Состав ППС по занимаемым должностям

Исходя из данных, представленных на рисунке 15, можно сделать логичный вывод, что доценты – это самая массовая должность в Университете, подобная практика встречается во многих университетах страны.



Рисунок 16 - Распределение ППС по ученым степеням и званиям

Стоит отметить, что в Университете подавляющее большинство сотрудников профессорско-преподавательского состава – это кандидаты наук и доценты (уч. звание) 42% и 34% соответственно.

По анализу ППС ГБОУ ВО МО «Технологический университет» можно сделать выводы, что подавляющие большинство преподавателей – это возрастные люди с огромным опытом в сфере образования, 114 человек или 66,3% имеют более 20 лет стажа работы. Так же, следует отметить, что в Университете женщины составляют 53,4% т.е. больше, чем мужчин. Больше всего в Университете доцентов (должность) – 85 человек или 49,4%.

4 Анализ системы мотивации работников университета