Файл: Особенности создания бизнеса с участием иностранного капитала.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Эффективность осуществления международный деятельности предприятия непосредственно зависит от оптимально спланированной и организованной работы относительно выхода на иностранные рынки в долгосрочной перспективе с разработкой стратегии и тактики деятельности предприятия. Следовательно, разработку стратегии внешнеэкономической деятельности можно считать жизненно необходимым элементом управленческой политики любого предприятия, которое выходит на международные рынки.

Сегодня на отечественном рынке есть большое количество иностранных инвесторов, которые осуществляют капиталовложение в отечественные субъекты ведения хозяйства. Вектор развития экономики и испортозамещения в РФ будет способствовать увеличению объемов иностранных инвестиций в отечественную промышленность, росту количества иностранных игроков на отечественном рынке. Все большую актуальность приобретает вопрос выбора корпоративной стратегии иностранным инвестором для отечественного предприятия, разрабатывание стратегических решений в функциональных сферах в зависимости от выбранного направления функционирования субъекта ведения хозяйства.

Анализ последних исследований и публикаций. Исследованием стратегического управления предприятием, в частности функциональных стратегий предприятий, уделяет внимание большое количество ученых, как заграничных, так и отечественных. Среди них: И. Ансофф, Г. Минцберг, О. С. Виханський, Р.А. Фатхутдинов, А.В. Григораш, И. Л. Решетникова и др. Основное внимание ученые сосредоточили на особенностях функциональных стратегий предприятия, однако вне поля зрения остается учет влияния иностранного инвестора на процесс стратегического управления отечественным субъектом ведения хозяйства.

.

Объект исследования - предприятия с иностранными инвестициями.

Предмет исследования – особенности создания бизнеса с участием иностранного капитала.

Цель исследования: исследования на выявление особенности создания бизнеса с участием иностранного капитала

Задачи исследования:

- рассмотреть принятие решения о международной деятельности;

- проанализировать особенности создания бизнеса с участием иностранного капитала;

- исследовать проблемы создания бизнеса с участием иностранного капитала.

Методы исследования: описательный, аналитический, расчетный, сравнение.


Информационной основой работы являются законодательные и нормативно-правовые акты по вопросам финансового обеспечения инвестиционной деятельности предприятий, статистические материалы Государственного комитета статистики РФ, энциклопедические издания, монографические исследования и статьи зарубежных и отечественных авторов.

Теоретическая и эмпирическая база. Весомый вклад в теорию исследуемых проблем внесли: Г.А. Азоев, А.И. Акимова, Л.А. Брагин, Р. Блэкуэлл, Дж. Грейсон, В.Я. Горфинкель, Б. Голд, Т.П. Данько, Р. Каплан, Т. Конно, Ф. Котлер, И.М. Лифиц, Т.И. Николаева, В. Паретто, М. Портер, К.А. Раицкий, АН Романова, А.Дж. Стикленд, Д. Стоун, Р.А. Фатхутдинов, К. Хитчинг.

Структура работы. Работа состоит из введения, 2-х глав и заключения, списка литературы и приложений.

Практическое значение. Разработанные положения можно использовать для расширения основной деятельности за счет иностранного капитала.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ БИЗНЕСА С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА

1.1. Создание и работа предприятий с иностранными инвестициями

Эффективное ведение бизнеса невозможно без привлечения капитала. Хорошо, если российские владельцы компании в состоянии вложить в дело собственные средства. Но чаще приходится прибегать к кредитным деньгам или искать их за границей. При таком выборе организация предприятия с иностранными инвестициями кажется предпочтительной[1].

Управление собственным бизнесом представляет собой целенаправленное воздействие предпринимателей на результаты и ресурсы своего бизнеса, бизнес-процессы и бизнес-коммуникации для поддержания и развития этого бизнеса, обеспечения его конкурентоспособности, укрепления и развития его конкурентных преимуществ[2]

Под понятие заграничных инвестиций попадают не только и не столько деньги в прямом их понимании. Свой вклад в интернациональный бизнес можно внести в форме прав на использование уникальной или запатентованной технологии, предоставлении оборудования, движимого имущества или недвижимости. Вид взноса в совместное дело будет зависеть от того, в чем именно компания остро нуждается на момент ее создания или приглашения нового инвестора из-за границы[3].


Основные задачи СП в России. Любое объединение усилий подразумевает стремление расширить рынки сбыта собственной или иностранной продукции. Если российскому производителю не хватает оборотных средств для внедрения инноваций, но есть интерес к этому со стороны иностранных компаний, тогда речь идет об участии зарубежного капитала в поддержании отечественного производителя. Однако чаще происходит обратная ситуация, что характерно для предприятий с иностранными инвестициями. Российские предприниматели готовы продвигать продукцию более именитого бренда, и приглашают иностранцев в компаньоны.

Журнал «Euromoney»[4] периодически проводит опрос специалистов в сфере экономики и финансов для определения степени риска, которая возникает при сотрудничестве с предприятиями 180 государств. В зависимости от его величины каждая страна получает баллы в пределах от нуля (максимальный риск) до 100 (минимальный риск). Для подсчета итоговой оценки избирают подоценки из девяти параметров с разным количеством баллов : максимальная (25, 10 или 5 баллов) отвечает наиболее благоприятному варианту, нулевая - наименее благоприятному. Аггрегированные подоценки выставляются по таким параметрам: 1. Политический риск связан с прекращением обслуживания долга, неуплатой за ссудами и дивидендами, невозможностью платежей за поставленные товары, наличием препятствий для репатриации капитала (максимум - 25 баллов). 2. Экономическое положение страны - величина ВНП на душу населения, прогноз перспектив на ближайшие два года (25 баллов). 3. Показатель внешней задолженности - отношение суммарного долга к ВНП, годовых обязательств с обслуживания долга до экспорта, сальдо баланса текущих операций к ВНП (10 баллов). 4. Показатель, который отображает наличие дефолта или ре-програмування внешнего долга (10 баллов). 5. Кредитный рейтинг (10 баллов). 6. Доступ к банковским ресурсам, который рассчитывается как отношение частных долгосрочных негарантированных кредитов к ВНП (5 баллов). 7. Доступ к краткосрочным финансовым ресурсам - доступность кредитных ресурсов наибольших банков США и Великой Британии (5 баллов). 8. Доступ на рынки капиталов (5 баллов)[5].

9. Доступность форфейтинговых услуг (5 баллов). Эксперты международных исследовательских компаний определяют также рейтинг стран мира с учетом ближайших перспектив национальной экономики. Берется к вниманию экономический риск, стабильность национальной валюты, состояние бюджета и платежного баланса, уровень безработицы, наличие структурных диспропорций в экономике и тому подобное[6].


Таким образом оптимизируются расходы сразу на несколько моментов: освоение новых рынков и регионов; производство становится более выгодным в плане налогообложения и таможенных сборов; создание рабочих мест; привлечение и освоение новых технологий. Особенностью продвижения продукции СП можно считать то, что маркетинг на предприятиях с привлечением иностранных инвестиций обычно подчинен общей концепции зарубежного владельца. В основе международной деятельности фирмы, как и любой другой, находится определенная совокупность стратегических решений, принимаемых в данной области имеющими соответствующие полномочия менеджерами. Для сравнения рынков каждой страны, которая исследуется, составляют таблицу показателей и их характеристик, проставляют баллы, а потом подытоживают эти баллы (взвешивающие коэффициенты) за каждой страной отдельно. Рынок, который набрал максимальное количество баллов, считается наиболее благоприятным[7].

1.2.Законодательное регулирование отношений с иностранными инвесторами

Фирма – зарегистрированный субъект предпринимательства, специально созданный для ведения и управления бизнесом под определенным фирменным наименованием. Главный объект регистрации – степень участия людей в делах фирмы в качестве владельцев бизнеса.

Основной документ, от понятий которого стоит отталкиваться российскому предпринимателю, планирующему воспользоваться финансовой помощью иностранного инвестора, – это принятый 09.07.1999 Закон № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”[8] (далее – 160-Ф). Основополагающие тезисы этого закона подразумевают, что государство гарантирует всем инвесторам равный благоприятный финансовый и законодательный климат. Подкрепляет эту мысль еще и то, что юридические лица с участием иностранного элемента являются субъектами международного права. Кроме прямых инвесторов, вкладывающихся в определенную компанию, на российском рынке активно действуют различного рода кредитные учреждения. В дополнение к нормам 160-ФЗ, деятельность кредитных организаций с иностранными инвестициями регулируется Законом от 02.12.1990 № 395-1-ФЗ «О банках и банковской деятельности»[9].

Законом очерчен круг лиц и организаций, подпадающих под определение иностранного инвестора. Им может стать любое заграничное юрлицо, физлицо или объединение, подтвердившие свое право вести деятельность на просторах России. Приобретая или вкладывая в первоначальный капитал образовывающихся организаций не менее 10% уставного фонда, такие лица получают право на осуществление предпринимательской деятельности с участием иностранных инвестиций. Стать вкладчиком может также международная организация, дееспособность которой задекларирована в соответствующем договоре с РФ, и даже целые государства[10].


Организационно-правовая форма ведения бизнеса с иностранными инвестициями. В правовом поле России не выделяется какая-то специальная форма для ведения бизнеса совместно с иностранцами или со 100-процентной долей их участия в компании. Предоставив инвестору право регистрировать субъекты экономической деятельности любой формы наравне с гражданами РФ, законодатель достиг сразу двух положительных результатов: обеспечил принцип равенства для иностранцев и соотечественников; дал возможность практически любому предприятию рассчитывать на дополнительные капиталовложения из-за границы (при их желании и необходимости). Классифицировать компании принято по характеру и целям их будущей деятельности[11].

Коммерческие организации. Коммерческими принято считать образования, основной целью которых станет получение или приумножение прибыли после привлечения новых инвестиций. Форма, в которую их деятельность будет облечена, не зависит от того, приобрел ли иностранец в компании лишь часть (более 10%) или организовал дело полностью на заграничные средства. На сегодняшний день коммерческие организации с иностранными инвестициями могут создаваться в форме ООО, АО, ИП и другие видах[12]. Некоммерческие организации или НКО. Во многом незаметна, но очень распространена работа некоммерческих объединений с денежными вливаниями из-за рубежа. Основное их отличие от предыдущей группы состоит в том, что НКО как форма организаций с иностранным капиталом не преследует идею извлечения дохода из деятельности. Их цели в основном социальные, а интересы сосредоточены в сфере культуры, образования, спорта и прочих нематериальных ценностей. Разнообразие НКО по составу участников, целям и формам работы настолько велико, что для регулирования их деятельности издан отдельный Закон «О некоммерческих организациях»[13]. Для НКО с участием иностранцев и даже просто получающих деньги из зарубежных источников есть еще одно понятие – иностранный агент. Подобный статус налагает на объединения дополнительные обязательства по ведению отчетности перед контролирующими органами и общественностью.

Вхождение иностранного капитала на российские рынки происходит несколькими путями[14]. Иностранное юрлицо или гражданин может предложить свое участие в предприятии посредством внесения дополнительного взноса в уставный капитал существующих ООО или АО. Как альтернатива может быть использован способ покупки доли у одного или нескольких участников либо акционеров. Если впускать иностранцев в хорошо налаженный бизнес никто не заинтересован, то заграничные инвесторы вполне могут обойтись своими силами для создания предприятий с иностранными инвестициями. Закон РФ не ограничивает их в инициативе организовывать субъекты хозяйствования с целью получения прибыли или НКО. Тогда предприятие можно с полным правом называть дочерним. Совместное предприятие может быть создано и на основе международного договора: участниками нового объединения могут стать госкорпорации или сами государства.