Файл: Особенности создания бизнеса с участием иностранного капитала.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
Инновационная стратегия предприятия характеризуется комплексом стратегических решений, направленных на обновление предприятия, достижения им конкурентных преимуществ. Среди главных особенностей такой стратегии следует отметить: специфику методов рыночных исследований, которые предшествуют разработке нововведений (новаций); увеличения глубины прогнозирования будущего развития событий как результата инновационной деятельности; резкое увеличение объемов информации, беспрестанное ее накопление и анализ с целью обоснованного принятия управленческих решений, своевременного реагирования на возможности и угрозы на рынке; многовариантный характер прогнозов; оценку способности предприятия воспринимать инновации; детальный анализ факторов риска и оценку их влияния; тщательный выбор методов и источников финансирования инноваций, в частности детальный анализ альтернативных вариантов; тесное связывание целей, этапов и сроков реализации стратегии с прогнозируемыми параметрами стадий жизненного цикла нововведения; высокую мобильность и адаптивность стратегии, возможность ее оперативной переориентации относительно изменений условий внешней и внутренней сред ведения хозяйства; необходимость оценки инновационной стратегии за комплексом разных показателей. Приход иностранного инвестора на отечественное промышленное предприятие изменяет отношение к научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам.
Отныне предприятие, для того, чтобы быть успешным, активно будет проводить разнообразные исследования с целью улучшения как собственно продукции, так и всех производственных процессов. Важное значение имеет сотрудничество с разнообразными научно- опытными организациями, как отечественными, так и зарубежными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование российского рынка эффективно отобразило экономическую обстановку для малых и средних предприятий в России. Сделанные на основе неофициальных анализов и государственных данных выводы говорят о том, что российский рынок являлся неустойчивым для малого и среднего бизнеса даже до возникновения кризиса. Основные показатели динамики малых и средних предприятий показывают, что осуществление экономической деятельности на российском рынке в лучшем случае непредсказуемо. Продолжающийся кризис воздействует на ситуацию так, чтобы уже нестабильные обстоятельства были еще более подверженными резким колебания не только в валюте, но и в законодательстве.
Рассмотренный опыт зарубежных компаний лишь доказывает, что иностранному предприятию действительно можно добиться успеха на российском рынке, хоть и с некоторой трудностью. В то же время, анализ демонстрирует, что даже компании, имеющие практически бесконечные финансовые ресурсы, терпят неудачу при выходе на российский рынок. Такой факт делается еще более обескураживающим тем, что успешная рассмотренная компания продолжает осуществлять экономическую деятельность на российском рынке только после массивного вложения денежных средств, которых у малого или среднего предприятия, несомненно, нет.
Проведя исследование стратегий предприятия с иностранными инвестициями, можно утверждать, что их качество и назначение прямо пропорционально зависят от корпоративной стратегии, которую выбрал инвестор. От того, какой вариант развития выберет потенциальный инвестор, будет зависеть широта и качество принятых стратегических решений в функциональных сферах предприятия, их трудоемкость и взаимодействие со стратегиями как высшего, так и более низкого ранга. По логике здравого смысла иностранный инвестор выберет стратегию роста, поскольку он нацелен на эффективное развитие и рациональное использование имеющихся производственных мощностей и активов предприятия.
При рассмотрении упорядоченных выше стратегий выхода на российский рынок, можно сделать некоторые выводы об общей характеристике рекомендованных форм расширения.
Первый вывод заключается в том, что иностранная компания не должна самостоятельно выходить на российский рынок. В соответствии с терминологией, выдвинутой основоположниками теории интернализации, это значит, что риски, связанные с осуществлением иностранной фирмой экономической деятельности на российском рынке, перевешивают преимущества, которые имеют полностью интернализованные предприятия.
В связи с этим, три из пяти рекомендованных стратегий включают в себя наличие совместного предприятия. Остальные две стратегии требуют от выходящей фирмы договора с независимым объектом, чья страна происхождения должна быть Россия. Таким образом, иностранное предприятие не выходит на российский рынок без конкретных знаний о нем. Это противоречит опыту «ИКЕА», которая инвестировала в строительство объекта сбыта без отечественной поддержки, но необходимо принимать в расчет относительно ограниченные финансовые ресурсы малых и средних предприятий.
Второй вывод связан с тем, что ни одна из рекомендованных стратегий не включает в себя инвестиции в строительство. Таким образом, выходящие на российский рынок малые и средние иностранные предприятия избегают многих правовых аспектов ведения бизнеса, но в то же время воспользуются тем, что в России строго регулируется исполнение контрактов. Поэтому, можно прийти к выводу, что чем меньше степени непосредственного участия на российском рынке, тем перспективнее данная стратегия.
Современный политический климат вероятно отговорит многие фирмы от того, чтобы выйти на российский рынок, пока продолжающийся кризис не закончится. Поэтому, маленькому количеству иностранных предприятий, желающих осуществлять экономическую деятельность на российском рынке вопреки недавним событиям, важно, чтобы риск, связанный с этой же деятельностью, был как можно меньше. При том, что цена на нефть пока не стабилизировалась, валютный риск должен быть принят в расчет. Поэтому, третий вывод заключается в том, что иностранная компания не должна инвестировать в строительство, пока рубль не стабилизируется.
Если иностранная компания заключает договор о строительстве объекта производства или сбыта и рубль внезапно поднимется, то стоимость объекта в валюте ее страны происхождения гораздо дороже обойдутся компании. Учитывая резкие колебания курса рубля в последних двух годах, разумно обеспечить, чтобы будущие колебания как можно меньше воздействует на финансы выходящей компании. Помимо других рисков, связанных с осуществлением экономической деятельности на российском рынке, есть и валютный риск, который необходимо минимизировать. По этой логике можно прийти к четвертому выводу: чем меньше стратегия стоит, тем меньше связанного с ней валютного риска.
В целом, эти четыре вывода поддерживают очень осторожный подход к тому, чтобы выйти на российский рынок на фоне продолжающегося социально-экономического и политического кризиса. Может быть многим малым и средним зарубежным предприятиям, заинтересованным в выходе на российский рынок, лучше просто переждать настоящую ситуацию
Обсужденные препятствия к тому, чтобы вести бизнес на российский рынок, привели к пессимистичному заключению о перспективах для зарубежного малого и среднего бизнеса в России в настоящее время. Нельзя сказать, что в России не хватает экономического потенциала для иностранных фирм, но ухудшающиеся показатели динамики малых и средних предприятий, существовавшие до кризиса трудности даже для крупных компаний и нестабильность рубля и связанные с ней риски все отображают мрачную перспективу для фирм, желающих выйти на российский рынок - особенно для тех, имеющих ограниченные финансовые ресурсы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации от 09.07.1999 N 160-ФЗ (с изменениями на 31 мая 2018 года)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901738493
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.08.2018 N 302-ФЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
- Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/
- Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» N 209-ФЗ от 24.07.2015 г. (ред. от 03.07.2018) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
- Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/
Научная и учебная литература
- Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: Эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. - М.: Финансы и статистика, 2014. – 196 с.
- Воронцовский А. В. Инвестиции и финансирование. Методы оценки и обоснования / А.В. Воронцовский. - М.: Издательство СПбГУ, 2016. - 528 c.
- Медведев Р.С. Предприятие с иностранными инвестициями: социально-экономическая роль, механизм создания, функционирование и управление. – М. : Лаборатория книги, 2015. - 147 с.
- Рубин Ю. Б. Управление собственным бизнесом. Учебник / Ю. Б. Рубин . – М: Университет, 2016. – 976 с.
- Шишин С.В. Малое предпринимательство: сущность, место и роль в национальной экономике. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2015. –351 с..
- Юрьев В.М., Грошев И.В., Мамонтов В.Д., Смагина В.В. Предпринимательство России: очерки прошлого, настоящего, будущего: монография. Тамбов, 2015. – 355 с.
- Гражданкина Е.В. Экономика малого предприятия – М.: ГроссМедиа, 2014. – 96с.
- Гордячкова О.В. Роль иностранных инвестиций в экономике Российской империи и Российской Федерации: компаративный анализ // Междунар. науч.-исслед. Журнал, 2012. - № 6-1. – С.110-112.
- Горюнова Н.А. Привлечение иностранных инвестиций российскими промышленными предприятиями // Изв. Тул. гос. ун-та. Экон. и юрид. Науки, 2014. - № 5/1. - С. 156-160.
- Жураковский А.С. Основы регулирования малого предпринимательства в России // Вестник ТГУ, 2015. – №2. – С.157–160.
- Иванова В.О. Современная практика оценки эффективности государственного участия в инвестиционном процессе // Моск. науч. Обозрение, 2012. - № 4/2. - С. 9-12.
- Ильченко А.Н. Проблемы совместного предприятия в России: внешние и внутренние факторы / А.Н. Ильченко, Вэй Хэ // Успехи соврем. Естествознания, 2007. - № 12. – С. 270-271.
- Карташова Е.И. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства // Вестник академии, 2015. – №1. – С. 41– 42.
- Капкина А.В. Бизнес-климат в современной России: потенциал и возможные перспективы [Электронный ресурс] // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование, 2013. - Т. 6, № 6(32). - С. 156-162.
- Левин В.С. Взаимосвязь между условиями ведения бизнеса и иностранными инвестициями в регионах России // Формирование основных направлений развития современной статистики и эконометрики : материалы I Междунар. науч. конф., 2013. - С. 97-105.
- Сергеев С.В. Иностранные инвестиции в отечественной нефтяной отрасли (1880-е-1910-е гг.) // Всеобщая история, 2015. - № 1. – С. 33-42.
- Шестопалов М.И. Общие принципы организации предприятий с иностранными инвестициями // Экономика и право. XXI век, 2015. - № 3. - С. 35-40.
- Шинчук Б.Л. Классификация деятельности предприятий с иностранными инвестициями // Вестн. Саратовского гос. социально-экон. ун-та. , 2013. - № 4. - С. 47-53.
- Федорова Е.А. Региональная политика привлечения иностранных инвестиций в предприятие : эмпирический анализ / Федорова Е.А., Коркмазова Б.К., Толкачев А.В. // Регион. экономика : теория и практика. 2015. - № 4 (379). - С. 2-12.
- Финк Т. А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития / Т. А. Финк // Молодой ученый, 2017. - №4. - С. 177-181.
- Якимов Ю.А. Собственный капитал на предприятиях с иностранными инвестициями: современное состояние и особенности нормативного регулирования // Экономика и предпринимательство, 2014. - № 5/2 (46/2). - С. 572-576.
Электронные ресурсы
- Журнал Euromoney [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.euromoney.com.
- Рейтинг cтран [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://http://russian.doingbusiness.org/rankings.
- Официальный сайт «Федеральная служба государственной статистики» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
- ЗАО «Хамильтон Стандард-Наука» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hs-nauka.ru
Приложение 2
Оценка благоприятности внешней среды в разрезе
сфер деятельности предприятий, %
Оценка предпринимателями благоприятности внешней среды для начала
бизнеса в ближайшие шесть месяцев, %
Оценка благоприятности внешней среды в разрезе срока осуществления деятельности малого и среднего предпринимательства, %
Источник: данные опроса предпринимателей
Продолжение Приложения 2
Оценка благоприятности внешней среды в разрезе размера субъекта
малого и среднего предпринимательства, %
Оценка экспертами благоприятности внешней среды для начала бизнеса
в ближайшие шесть месяцев, %
Опасение провала бизнеса в разрезе размера субъекта малого и среднего
предпринимательства, %
Опасение провала бизнеса в разрезе срока осуществления деятельности, %
Доля представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих в своем окружении людей, которые за последние два года открыли бизнес, %
Продолжение Приложения 3
Доля представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих в своем окружении людей, которые за последние два года открыли бизнес, в разрезе срока осуществления деятельности %