Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Тема бизнес-моделирования сегодня довольно популярна в профессиональной среде, но очень неоднозначна. Понятие «модель» имеет отношение ко всем сферам жизни от модели вселенной до фотомодели, и поэтому оно очень размыто. К этой теме обращается много исследователей и практиков, в том числе в области организационного развития, с совершенно разных позиций. Бизнес-моделирование является важным инструментом управления собственным бизнесом. Оно применяется во всех направлениях современного предпринимательства, им могут пользоваться фирмы любых размеров и организационно-правовых форм. Бизнес-моделированием называется управление бизнесом на основе бизнес-моделей. Цель данного исследования – это выявить сущность и ориентацию бизнес-моделирования в управлении собственным бизнесом. Выявить как с помощью бизнес-моделей осуществляются ключевые процессы в управлении бизнесом. В данном исследовании основными задачами являются следующие пункты:
- Изучить экономическую литературу по заданной теме.
- Выявить основные понятия и формулировки, касающиеся бизнес-моделирования: разновидности бизнес-моделей, что подразумевает под собой бизнес-идеи, рассмотреть девять структурных блоков А.Остервальдера и И.Пинье, рассмотреть стратегический, тактический и ситуационный уровни управления и как применяются бизнес-модели на данных уровнях.
- Изучить для чего применяются бизнес-модели на практике.
Объект исследования: интернет – платформа Gitoon.
Предмет исследования: Применение бизнес-моделирования в предпринимательстве.Методы, которые применялись в этом исследовании, являются: классификация, обобщение, сравнение, синтез, анализ литературы.
Глава 1. Теоретические основы бизнес-моделирования в предпринимательстве
1.1 Бизнес-моделирование и бизнес-модели
Бизнес-моделирование – это процесс разработки и внедрения бизнес-моделей организации (стратегии, бизнес-процессов, организационной структуры, качества и др.) с целью формализации и оптимизации её деятельности.
Бизнес-модель — компактное, упрощенное представление о бизнесе, предназначенное для целостного описания и анализа деятельности всей системы взаимосвязанных бизнес-процессов. Поэтому бизнес-модели обычно визуализируются.
Выделяют четыре основных способа разработки бизнес-моделей:
- Нотации специализированного программного продукта: комбинация графики, таблиц и текста.
- Графическое описание: дерево, блок-схема, технологическая карта.
- Табличное описание.
- Текстовое описание.
Эволюцию бизнес-моделей на протяжении ХХ века можно представить следующим образом:1[1]
- Самая старая бизнес-модель, которая до сих пор остается одной из базовых, - модель «хранителя магазина» (the shop keeper model): открытие магазина там, где находятся потенциальные клиенты;
- Следующая очень популярная бизнес-модель, которая появилась в начале 20-го столетия, после чего переживала многочисленные новые рождения, - это модель «приманки и крюка» (также называемая "моделью бритв и лезвий" или «моделью, привязывающей к продуктам"). Примеры: бритва (приманка) и лезвия (крюк); сотовые телефоны (приманка) и время трафика (крюк); компьютерные принтеры (приманка) и картриджи к ним (крюк); камеры (приманка) и печать фотографий (крюк);
- В 1950-х - новые бизнес-модели были разработаны McDonald's и Toyota;
- В 1960-х – новаторами выступили Wal-Mart и Hypermarket;
- В 1970-е - новые бизнес-модели разработали Fedеral Express и Toys R Us;
- В 1980-е - Blockbuster, Home Depot, Intel и Dell Computer;
- В 1990-е - Southwest Airlines, Netflix, eBay, Amazon.com, Starbucks, Microsoft и dot-coms;
- В последние годы - наиболее оригинальные и эффективные бизнес-модели были разработаны и реализованы Google, IKEA.
Анализ практики разработки и реализации бизнес-моделей показывает, что бизнес-модели могут создаваться:
- для определенного продукта или услуги (группы однородных продуктов/услуг);
- для компании в целом;
- для группы компаний или холдинга.
Для чего применяются бизнес-модели на практике? Возможно выделить следующие варианты их применения:
- для оценки и анализа эффективности бизнеса компании в сравнении другими аналогичными компаниями;
- для оценки потенциала и инвестиционной привлекательности бизнеса компании в будущем;
- для оптимизации бизнеса компании с точки зрения стратегии и с точки зрения максимизации и удержания ценности, которую компания создает для клиентов и других заинтересованных в ее бизнесе лиц.
В настоящее время, в условиях глобального кризиса, многие бизнес-модели утратили свою эффективность и конкурентоспособность. Российские компании, использовавшие данные бизнес-модели, разоряются, терпят убытки, уходят с рынка. И наоборот, ряд бизнес-моделей, не актуальных в докризисный период, оказались высокоэффективными в условиях кризиса и обеспечили компаниям, которые их применяют, новые возможности для роста и развития бизнеса. Дальнейшее применение неэффективных бизнес-моделей и неповоротливость при определении новых бизнес-моделей, медлительность при переходе к ним могут привести многие российские компании к существенным финансовым потерям и утрате возможности остаться в бизнесе в принципе. Кризис – это шанс для многих компаний значительно усилить свои позиции на рынке, используя недоступные ранее стратегические возможности.
Категоризация бизнес-моделей
Наиболее актуальная на сегодняшний день категоризация бизнес-моделей в интернете была опубликована профессором Университета штата Северная Каролина Майклом Раппа. Профессор выделил 9 основных концепций:[2]
1. Брокерская (Brokerage)
2. Рекламная (Advertising)
3. Инфопосредническая (Infomediary)
4. Торговая (Merchant)
5. Производственная (Manufacturer/Direct)
6. Партнерская (Affiliate)
7. Сообщество (Community)
8. Подписная (Subscription)
9. По потреблению (Utility)
Брокерская
Используется в B2B (бизнес для бизнеса), B2C (бизнес-для-потребителя) и C2C (потребитель для потребителя) секторах. Бизнес соединяет покупателей и продавцов и проводит между ними транзакции, за что взимает определенную сумму денег (фиксированная ставка или процент от сделки).
- Торговая биржа (Marketplace Exchange)
Бизнес предоставляет широкий спектр услуг, охватывающий весь процесс сделки — начиная рыночной оценкой товара, заканчивая контролем за исполнением договора. Биржи функционируют как самостоятельно, так и при поддержке консорциумов.
- Площадки выполнения заказов (Buy/Sell Fulfillment)
Выполнение заявок на продажу и покупку товаров и услуг. Заказ выполняется в соответствии с критериями (например, цена и срок доставки), прописанными клиентом.
- Система сбора предложений (Demand Collection System)
Модель «назовите свою цену» (Name Your Price) — потенциальный покупатель делает окончательный (обязательный) бид на тот или иной товар или услугу, а брокер обеспечивает выполнение заявки.
- Аукционный брокер (Auction Broker)
Бизнес, проводящий аукционы для продавцов (частников или компаний). Собирает издержки за размещение товаров и комиссионные, величина которых определяется суммой транзакции.
- Платежный брокер (Transaction Broker)
Представляет сторонний платежный механизм для проведения транзакций между покупателями и продавцами.
- Дистрибьютор (Distributor)
Каталог, соединяющий большое число производителей с розничными и оптовыми заказчиками. Брокер проводит бизнес-транзакции между официальными дистрибьюторами компаний и их торговыми партнерами.
- Поисковой агент (Search Agent)
Программное решение, предназначенное для определения наличия и цен товара или поиска сложно находимой информации.
- Виртуальный рынок (Virtual Marketplace)
Хостинговый сервис для онлайн-продавцов, взимающий плату за первоначальное размещение на площадке, ежемесячные членские платежи или транзакции. Также может предлагать транзакционный сервис или сопутствующие рыночные услуги.
2. Рекламная модель
Расширение традиционной концепции СМИ — бизнес представляет потребителям контент и сервисы, транслирует рекламу заказчиков.
Рекламная модель работает наиболее эффективно либо при правильном выборе ниши, либо при больших объемах трафика.
- Информационный портал (Portal)
Как правило, ресурс с большим объемом трафика, предоставляющий контент и дополнительные сервисы. Существуют персонализированные и нишевые порталы — первые представляют пользователям возможность кастомизации интерфейса и контентных предпочтений, а вторые ориентированы на конкретную целевую аудиторию.
- Доска объявлений (Classfields)
Список позиций покупки/продажи. Бизнес либо взимает оплату за размещение в листинге, либо работает по подписной модели.
- Ресурсы с обязательной регистрацией (User Registration)
Проекты с бесплатным контентом, требующие от посетителей создания аккаунта и предоставления определенных демографических данных — это позволяет отслеживать поведение пользователей и создавать портреты потребительских сегментов, используемых для проведения таргетированных рекламных кампаний.
- Поисковая реклама (Query-based Paid Placement)
Продажа рекламных позиций в выдаче поисковых систем.
- Контекстная реклама (Contextual Advertising)
Реклама отображается на странице, контент который релевантен объявлению.
- Поведенческий маркетинг (Behavioral Marketing)
Используется разработчиками и веб-мастерами, встраивающими в свои решения и на ресурсы рекламный софт для продажи тематической рекламы, основанной на индивидуальной активности пользователя при серфинге во всемирной сети.
- Объявления перед основным контентом (Intromercials)
Анимированное полноэкранное объявление, отображаемое при переходе на сайт (перед основным контентом).
- Интерактивная реклама (Ultramericals)
Интерактивные объявления, для закрытия которых (и переходу/возвращению к основному контенту) пользователь должен выполнить определенное действие.
3. Инфоброкерство
Пользовательские данные представляют высокую ценность для бизнесов, а информация о продуктах ценна для потребителей — инфопосредники занимаются продажей ценных данных покупателям и компаниям.
- Рекламная сеть (Advertising Platform)
Транслирует баннерную рекламу на сайтах паблишеров, представляющих информацию о своем трафике. Рекламные сети также собирают данные о посетителях самостоятельно в целях анализа эффективности маркетинга.
- Сервисы исследования аудитории (Audience Measurement Services)
Онлайн-агентства, исследующие рынки и поведение потребителей во всемирной сети.
- Маркетинг посредством прямой мотивации (Incentive Marketing)
Использование подарков и вознаграждений для рекламы продукта или привлечения к его покупке/продаже. Данные, собранные о пользователях, используются для таргетированной рекламы.
- Метапосредник (Metamediary)
Способствует проведению сделки между продавцом и покупателем, предоставляя информацию и оказывая релевантные услуги. Прямого участия в транзакции не принимает.
4. Продавец
Оптовые и розничные онлайн-торговцы товарами и услугами.
- Виртуальный продавец (Virtual Merchant)
Ритейлер, работающий исключительно в интернете.
- Продавец по каталогам (Catalog Merchant)
Принимает заказы по почте, телефону и на сайте, который представляет собой каталог офферов.
- Традиционные продавцы, работающие в online (Click and Mortar)
Компании из «кирпича и бетона» (Brick and Mortar, бизнесы, имеющие развитую инфраструктуру дистрибуции услуг), функционирующие в интернете.
- Цифровой продавец (Bit Vendor)
Продает исключительно цифровые продукты и услуги. Выполняет продажи и доставку самостоятельно.
5. Производитель
В рамках этой модели производитель самостоятельно выполняет продажи своего товара в сети, сокращая таким образом каналы дистрибуции.
- Покупка (Purchase)
Стандартная продажа, при которой права собственности на объект сделки переходят покупателю.
- Аренда (Lease)
Покупатель платит определенную сумму за временное использование продукта по правилам, описанным в соглашении. Продукт возвращается продавцу по истечении срока договора или в случае его невыполнения. Также возможна опция выкупа товара арендатором до конца срока аренды.
- Лицензия (License)
Передача прав на использование продукта в соответствии с определенными условиями. Права собственника остаются у продавца.
- Брендированный контент (Brand Integrated Content)
В отличие от рекламной модели (спонсорский контент), компания самостоятельно создает материалы и сайты в целях маркетинга товара/сервиса.
6. Партнерский маркетинг
Приобретение лидов/трафика у аффилейтов (партнеров).
- Обмен баннерами (Banner Exchange)
Торговля баннерным инвентарем на партнерских сайтах.
- Оплата за клики (Pay Per Click)
Оплата за переход целевого потенциального покупателя.
- Оплата за действие (Cost Per Action)