Файл: Бизнес-моделирование в предпринимательстве..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оплата за выполнение посетителем (приведенным партнером) целевого действия (например, покупки или установки приложения). Поддерживается модель разделения прибыли от сделки.

7. Модель сообщества

Пользователи интернета собираются для коммуникации или по общим интересам на специализированных веб-площадках. Прибыль последних может обеспечиваться множеством источников монетизации: например, собственной рекламной платформой, подписной моделью, представлением дополнительных привилегий и т. д.

  1. Открытый исходный код (Open Source)

Программное обеспечение с открытым доступом к исходному коду, совместно и добровольно разработанное сообществом программистов. Вместо продажи лицензии, решение монетизируется за счет проведения интеграции с другими системами, предоставления технической поддержки и продажи обучающих материалов.

  1. Открытый контент (Open Content)

Созданный общественностью контент, который может добавлять и редактировать любой желающий. Как правило, монетизируется добровольными взносами.

  1. Общественная трансляция (Public Broadcasting)

Трансляция некоммерческих радио- и телеканалов в онлайне, поддерживаемая взносами пользователей.

  1. Социальная сеть (Social Network)

Площадки для коммуникации. К таковым относятся как масштабные социальные сети, так и нишевые проекты.

8. Подписная модель

Пользователь оформляет подписку на определенный сервис.

  1. Контент-сервисы (Content Services)

Бизнес представляет текстовый, аудио или видео контент по определенным подписным планам.

  1. Межличностная сеть (Person-to-Person Networking Services)

Распространение предоставленной пользователем информации в определенных целях (например, для поиска коллег).

  1. Сервисы доверия (Trust Services)

Объединения, членство в которых свидетельствует о следовании определенным нормам и стандартам.

  1. Интернет-провайдеры (Internet Service Providers)

Предлагают возможность сетевого соединения и сопутствующие услуги за месячную плату.

9. По потреблению

Антипод модели подписки, где клиенту также предоставляется определенный сервис, но форма оплаты базируется на потребленном трафике/полученной информации или другом количественном показателе.

  1. Мера использования (Metered Usage)

Оплата в зависимости от объема использования ресурсов (будь то контент или количество памяти), предоставленных компанией.

  1. Мера подписки (Metered Subscription)

Позволяет подписчиками приобрести ограниченный доступ к услугам.


Для успешного применения бизнес-моделей в процессе управления собственным бизнесом предпринимателям следует видеть отличия бизнес-моделей от бизнес-идей и бизнес-планов.

Бизнес-идеи служат основой создания нового дела или развития уже имеющегося дела. Поэтому бизнес-идеи становятся основами бизнес моделей. Бизнес-модель – модель ведения и развития бизнеса, которую приняли в качестве руководства к действию и сделали основанием для обеспечения слаженной работы фирмы.

Бизнес-планы фирм по содержанию напоминают бизнес-модели, так как включают ресурсные, процессные, коммуникационные и результирующие блоки. Однако в отличие от бизнес-моделей они не являются инструментами управления бизнесом. Они представляют собой документы, которые специально разработаны фирмами для привлечения внешних инвестиций и кредитов. Бизнес-планы презентуются потенциальным инвесторам с целью побуждения их на участие в данном проекте.

1.2 Обоснование бизнес-идей в процессе разработки и построения бизнес-моделей.

Разработку бизнес-моделей часто называют их дизайном, который требует от разработчиков развитых навыков творческого мышления. Разработку бизнес-моделей начинается с изучения имеющихся бизнес-идей и генерации новых.

Новое в бизнес-идеях рождается их двух источников. Первый источник – имеющиеся и обсуждаемые конкурентами и исследователями бизнеса, но не реализованные ими в прошлом и не реализуемые в настоящем бизнес-идеи.

Второй источник – следствие преодоления собственных ошибок, заблуждений и невнимания к перспективным мыслям на базе учета мнений и ожиданий окружения, а также понимания собственных собственных возможностей и ресурсной базы.

Для того чтобы идеи, обуревающие креативных предпринимателей стали в действительности бизнес-идеями, необходимо понимать ожидания рынка –получать подсказки потребителей и другого окружения, понять рыночный контекст, в котором созданные бизнес-идеи будут призваны осуществляться.

Творческий процесс создания бизнес-идей сопровождается:

  • Словесным разъяснением сути идей и подходов к их разработке, а также сторителлингом – объяснением своей позиций с помощью разных историй и случаев из жизни;
  • Визуализацией бизнес-идей с помощью схем, диаграмм, рисунков, таблиц, набросков, эскизов, позволяющий создавать зрительный образ бизнес-идеи;
  • Прототипированием – сопоставлением новых идей с имеющимися прототипами, а также созданием авторских прототипов – представлений о будущей бизнес модели;
  • Оценкой результатов творческого процесса на всех его стадиях.

1.3 Структурные блоки современных бизнес-моделей

1.3.1 Бизнес-модель А.Остервальдера и И.Пинье.

По мнению Александра Остервальдера, автора ряда признанных во всем мире работ по бизнес-моделям, последние должны содержать девять структурных блоков (рисунок 1).

Рисунок 1

Девять структурных блоков А.Остервальдера и И.Пинье[3]

Ценностные предложения

Потребительские сегменты

Взаимоотношения с клиентами

Ключевые партнеры

Ключевые виды деятельности

Каналы сбыта

Ключевые ресурсы

Потоки поступления доходов

Структура издержек

Первый блок — потребительские сегменты. В данном блоке определяется, какие группы потребителей компания рассчитывает привлекать и обслуживать.

Второй блок — ценностные предложения. Блок включает описание товаров и услуг, которые представляют ценность для определенного потребительского сегмента.

Третий блок — каналы взаимодействия. Блок описывает, как компания взаимодействует с потребительскими сегментами и доносит до них свои ценностные предложения.

Четвертый блок — взаимоотношения с потребителями. Блок описывает типы отношений, которые устанавливаются у компании с отдельными потребительскими сегментами.

Пятый блок — финансовая устойчивость. Блок включает материальную прибыль, которую компания получает от каждого потребительского сегмента или от партнеров.

Шестой блок — ключевые ресурсы. В этом блоке описываются наиболее важные активы, необходимые для функционирования бизнес-модели.

Седьмой блок — ключевые виды деятельности. Блок описывает действия компании, которые необходимы для реализации ее бизнес-модели.

Восьмой блок — ключевые партнеры. Блок описывает сеть поставщиков и партнеров, благодаря которым функционирует бизнес-модель.

Девятый блок — структура затрат. Блок описывает наиболее существенные расходы, необходимые для работы в рамках конкретной бизнес-модели.


Выводы по 1 главе.

  1. Бизнес-моделирование применяется во всех направлениях современного предпринимательства и ими могут воспользоваться фирмы любых размеров и организационно-правовых форм.
  2. Бизнес-модель – инструмент управления бизнесом. То есть является руководством к действию и основанием для обеспечения слаженной работы фирмы.
  3. Бизнес-моделирование является составной частью стратегического управления собственным бизнесом, которое предпринимают владельцы бизнеса – участники фирм.
  4. Бизнес-модели фирмы призваны отражать основные элементы их целевых, ресурсных, процессных и коммуникационных стратегий.
  5. Нельзя вступать в дело, не осведомленным о том, какие товары, услуги и работы интересуют предполагаемых клиентов. Также нельзя браться производить востребованную продукцию не имея для этого профессионально подготовленных сотрудников и не обладая представлениями о том, откуда взять необходимые ресурсы.
  6. Каждому предпринимателю следует определить свои стратегические интересы. К ним относятся наиболее важные профессиональные интересы предпринимателей. Их реализация оказывает определяющие влияние на достижение стратегически значимых результатов бизнеса.
  7. Формулирование стратегических интересов дат предпринимателям возможность обоснованно выстраивать бизнес-процессы и бизнес-коммуникации на долговременной основе. Благодаря четкому определению стратегии своей деятельности они могут заблаговременно определить стратегические рынки сбыта продукции и позиции в них, а также стратегических партнеров, конкурентов и контрагентов.
  8. В процессе разработки бизнес-идей должна быть сформирована творческая команда генераторы бизнес-идей, в которой желательно создать атмосферу постоянной дискуссии, сопровождаемой отбором и предварительным тестированием бизнес-идей мозговыми штурмами и созданием сценариев развития бизнес-проекта.

Глава 2. Исследование процесса бизнес-моделирования на примере конкретного предпринимателя и его стартующего проекта.


В качестве предпринимателя будет рассмотрен Давид Зохрабян и его стартующая интернет-платформа для художников Gitoon. С помощью Gitoon художники, дизайнеры и иллюстраторы смогут продвигать свои работы, а пользователи находить интересный им контент. Данная модель позволит давать объективные и качественные отзывы на неограниченное количество контента.

Сначала автор идеи занимался продвижением видеорекламы в интернете. Давид работал над развитием проектов и искал инновационное подходы, поддерживая в компании, где он работал, предпринимательский дух.

Как возникла идея создания интернет-платформы в сфере арта у человека не связанного с искусством? К Давиду Зохрабяну обратились знакомые художники из Лондона. Они интересовались где можно получить детальные отзывы и критику о своих работах онлайн и как их можно продвигать, так как публикации в социальных сетях особого эффекта не давали. Как видно из вышесказанного, можно сделать вывод что идея возникла из реальной проблемы людей, которую Давид Зохрабян поспешил решить.

Конечно Ему многое предстояло узнать об этой индустрии, но он знал, что существует обширное пространство для инноваций, связанное с интернетом. Были проанализированы существующие социальные сети для людей, связанных с искусством , где они, якобы, могли бы рассчитывать на получение большого количества отзывов на свои работы. Проведенные анализы привели к выводу, что на этих платформах мало интересных работ и много лишней информации, в связи с чем хорошие специалисты и известные художники попросту не заходят туда. То есть четкого и понятного способа для художников как получить рецензии на свои работы от уже признанных экспертов, нет. Так появилась идея создания платформы, куда художники смогут загрузить свои работы, которые увидит арт-сообщество и решит дальнейшее продвижение рассматриваемой работы.

Gitoon предоставляет возможность получить детальные, профессиональные рецензии от экспертов на платной основе. Эксперты будут привлекаться из лучших арт школ и галерей со всего мира. Цель данной платформы собрать молодежь и «зубров» арт-индустрии под одним крылом. Gitoon будет базироваться в Лондоне – одном из мировых центров современного искусства. В Лондоне возможность привлечения художников и именитых кураторов очень большая.

Автор идеи рассматривает не только местный рынок, он хочет чтобы начинающие художники из России могли обращаться к тем же экспертам в Лондоне. Единая интернет-платформа позволит художникам из менее известных в этой области стран принять участие в международной дискуссии об искусстве.