Файл: Физкультурное воспитание в системе воспитания детей дошкольного возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 949

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования поведения у детей дошкольного возраста

1.2. Необходимость и особенности физического воспитания детей дошкольного возраста

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания детей дошкольного возраста

1.2. Особенности формирования поведения у детей дошкольного возраста

1.3. Роль физической культуры в воспитании детей дошкольного возраста

Глава II. Пути и средства воспитания детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой

2.1. Анализ передового практического опыта по проблеме формирования поведения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях физической культурой

2.2. Содержание методического материала воспитанию детей дошкольного возрасти на занятиях физической культурой

2.3. Методика воспитания детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Социальная структура общества в последние два века подвержена тенденции глобализации, детрадиционализации и информатизации. С появлением информационных технологий любой уголок мира, любая культурная среда стала гораздо более доступна, чем, скажем еще два десятилетия назад.

Поколения 80х и 90х годов XX века, не будучи полностью вовлеченными в процесс информационного сближения, смогли прикоснуться к обилию информационных потоков, обрушившихся на постсоветскую Россию, на этапе становления личностной и групповой идентичности. Современным детям очень сложно развиваться – они оказываются подвержены воздействию крайне разнообразных социальных (культурных, религиозных, этнических, территориальных и др.) факторов.

Современные дети, в условиях нестабильной социокультурной ситуации становятся жертвами обстоятельств и своего окружения, и мы видим возрастающий процент детской преступности, раннего алкоголизма и наркомании, произрастающих из недостатка воспитания. Невоспитанность, характерная современности, влияние множества других культур, постоянная переоценка ценностей в социуме порождают нестабильность в развитии ребенка.

Поэтому формирование правильного поведения у детей дошкольного возраста является тем ориентиром, который поможет задать личности необходимый курс развития, и позволит сформировать полноценных творческих индивидов, способных осуществлять полноценную жизнедеятельность в быстро изменяющихся условиях жизни.

В том числе развитие личности должно происходить не только в рамках специальных занятий – например, занятий по основам культуры или прививания духовных ценностей на занятиях по чтению, но осуществлять системно по ходу занятий любых дисциплин, в том числе и в процессе занятий физической культурой.

Тем не менее, практика последних лет показывает, что несмотря на активную работу преподавателей физической культуры по развитию не только физического, но и духовного мира детей дошкольного возраста, это направление методически не разработано, и многие педагоги теряются при попытке привнести в сознание ребенка нравственную составляющую при занятиях по физической культуре.

Отсюда возникает противоречие между желаемым и действительным, которое определяет цель исследования: четко определить роль физической культуры в воспитании детей дошкольного возраста.


Объект исследования: воспитание детей

Предмет исследования: роль физической культуры в воспитании детей дошкольного возраста

Данная цель определяет собой задачи исследования:

  • провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования поведения у детей дошкольного возраста
  • рассмотреть особенности формирования норм поведения у детей старшего дошкольного возраста
  • выявить роль физической культуры в формировании поведения у детей дошкольного возраста
  • проанализировать передовой практический опыт по проблеме формирования поведения у детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой
  • очертить содержание методического материала по формированию поведения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях физической культурой
  • рассмотреть методики формирования поведения у детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой

Исследование предполагает использование:

  • аналитического метода (анализ психолого-педагогической литературы)
  • метода синтеза (подбор методической литературы по проблеме)

Структура работы. Исследование состоит из введения, в котором описаны актуальность, объект, предмет, цель, задачи, методы и структура исследования. Также работа содержит аналитическую главу, где рассматривается формирование поведения у детей старшего дошкольного возраста и его особенности в контексте занятий физической культурой, и синтетическую главу, в которой, обобщая подобранные практические наработки педагогов, разрабатывается базисная методика формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой. В структуре работы также представлено заключение, список использованной литературы из 20 источников. Общий объем работы 35 страниц. К работе имеется приложение.

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования поведения у детей дошкольного возраста


1.2. Необходимость и особенности физического воспитания детей дошкольного возраста

Фундаментальным факторам, участвующим в формировании здоровой, гармонично развитой личности, является физическое воспитание детей дошкольного возраста [10 2016: 38].

Дошкольный возраст можно охарактеризовать как период, в котором развиваются основные аспекты личности как: отношение к социуму, позиционирование себя в обществе, волевая сфера личности. Кроме этого, за весь дошкольный период от 3 до 7 лет, ребенок осваивает необходимые двигательные навыки. Этот возраст отличается интенсивным развитием работоспособности, психологической и физической выносливости, также определяется его здоровье в будущем [Митрофанова 2016: 148].

Формирование личности должно стать целью воспитания в целом. Такая личность будет ориентирована на приоритет национальных ценностей при должном уважении ценностей других цивилизаций [Махова 2015: 33].

Первые семь лет отличительные тем, что в этот период у детей формируются важнейшие двигательные навыки и важные черты личности, закладываются основы здоровья. Направлением физического воспитания служит создание предпосылок всестороннего развития личности. Такое развитие предполагает формирование волевых качеств личности; развития и совершенствования двигательных навыков. Прививается интерес к физическим упражнениям и подвижным играм; формируется здоровый образ жизни.

Условия для нормального функционирования мышечной деятельности могут развиваться с учетом волевых качеств, без них не предоставляется возможность выполнения усилий невозможно выполнение сложных движений.

Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка. От того, насколько часто и качественно дети занимаются двигательной деятельностью, зависит их состояние здоровья в будущем. Для гармоничного развития ребенка, физическое воспитание должно осуществляться с обязательным учетом физических возможностей, индивидуальных и возрастных особенностей дошкольника.

Под физическим воспитанием понимается педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств [Холодов 2000: 213]. Физическое воспитание на каждом возрастном этапе дошкольного детства имеет свои особенности, связанные с изменениями, происходящими в организме ребенка. Так, на протяжении первых семи лет жизни у ребенка интенсивно увеличиваются все внутренние органы, совершенствуются их функции; развивается нервная система; происходит укрепление опорно-двигательного аппарата за счет постепенной замены хрящевой ткани костной; возрастают масса и сила мышц, однако, дети еще не способны к высокому мышечному напряжению и длительной физической работе. Работа с переменным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет ребенка по сравнению с той, которая требует статических усилий (удержание тела или отдельных его частей в определенном фиксированном положении). Динамическая работа способствует активному притоку крови к мышцам и к костям, что обеспечивает их интенсивный рост. В связи с этим необходимо чередовать активную деятельность ребенка с малоподвижными формами деятельности. Также начинает бегать; он чувствует потребность в смене необходимо включать в физическую деятельность большое количество подвижных игр, которые направлены на двигательное развитие ребенка [Филлипова 2011: 152].


Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, свидетельствуют о незаменимом вкладе целенаправленного физкультурного образования в процесс психомоторного, умственного и эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Ребенок трех лет совершенствует ходьбу, лазанье, движений, не может сохранять неподвижную позу, нуждается в чередовании движений и отдыха. Игры под руководством педагога и систематические упражнения на физкультурных занятиях и вне их содействуют расширению двигательных возможностей. Для формирования разнообразных движений используются игрушки и физкультурные пособия, вызывающие у детей интерес: шары, обручи, мячи, трехколесные велосипеды. У ребенка развивается самостоятельность пространственных ориентировок, умение смелее и спокойнее двигаться на ограниченной, наклонной и поднятой над поверхностью пола плоскости. Развивается чувство равновесия, глазомерная оценка направления и расстояния, в связи с этим действия с предметами становятся разнообразнее. Ребенок учится согласовывать свои движения с движениями других детей, приучаясь своевременно реагировать на сигналы извне, которые требуют изменить характер движения, его темп, силу или совсем прекратить движение и остановиться. Все большее место начинают занимать подвижные игры. Поэтому для обучения детей младшего дошкольного возраста общеразвивающим упражнениям педагогу необходимо подбирать простые упражнения, преимущественно для мышц рук, плечевого пояса и туловища [Кожухова 2006: 94].

У детей пятого года жизни совершенствуются психические процессы, внимание и восприятие становятся более устойчивыми, развивается способность к пониманию существенных признаков предметов и явлений [Филлипова 2011: 49]. В среднем дошкольном возрасте разнообразнее становятся общеразвивающие упражнения для ног и мышц брюшного пресса, больше всего детям даются наклоны вперед, большое внимание уделяется дыханию в упражнениях для рук, плечевого пояса, туловища. На пятом году жизни организм ребенка интенсивно растет и развивается. Двигательная деятельность является не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает высокая возбудимость [Кожухова 2002: 83].

У детей на седьмом году жизни продолжается процесс окостенения, который делает позвоночник более прочным. В связи с этими изменениями тело ребенка приобретает большую устойчивость, что облегчает выполнение таких движений, как повороты туловища, стойка на одной ноге. В движениях ребенка видна осмысленность, способность к самоконтролю, достаточно правильной оценке процесса и результатов движений как своих, так и товарищей [Филлипова 2011: 53]. В обучение общеразвивающим упражнениям детей старшего дошкольного возраста вводятся рывковые движения назад прямых и согнутых рук, круговые движения рук вперед и назад. Разнообразными становятся подскоки, увеличивается их количество. Дети старшего дошкольного возраста способны выполнять упражнения в парах, в подгруппах [Кожухова 2002: 95].


Таким образом, физическое воспитание дошкольников необходимо выстраивать в соответствии с особенностями физического развития детей на каждом возрастном этапе. Грамотно организованное физическое воспитание детей дошкольного возраста способствует успешному физическому развитию, укреплению здоровья, эмоциональному комфорту на занятиях физической культурой и в самостоятельной деятельности детей.

Должное физическое развитие ребенка создает необходимую основу для правильного его развития в целом.

Лучшим способом организовать физическое воспитание дошкольника является построение его в форме игры.

Игра - это вид деятельности характерный для детей, который позволяет заинтересовать в обучении, что является одним из главных условий успешного образования [10 2016: 207].

В процессе игры развиваются как физические качества ребенка, создающие базу для его нормального здоровья и полноценной физической активности, так и личностные характеристики: способность работать в команде, правильное восприятие себя и своей роли в окружающем социуме, требовательность к себе, воля.

Для достижения наилучших результатов в освоении нового используется индивидуальный подход к каждому, принимается во внимание его физические и психологические особенности.

Учет структуры личности ребенка при работе с ним, а в частности при его физическом воспитании, можно считать одним из главных условий эффективного обучения, наряду с учетом его физических и физиологических особенностей [Антонов 2010: 208].

Такой подход позволит воспитателю максимально рационально строить процесс занятия.

Таким образом, на основании всего вышесказанного, можно сделать вывод, что физическое воспитание дошкольников является важным компонентов в формировании не только здорового физически организма, но и здоровой личности, приспособленной к социуму, ориентированной на жизни в окружающем мире.

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания детей дошкольного возраста

Проблема развития и нравственного воспитания детей дошкольного возраста занимала умы исследователей еще начиная с позапрошлого века. Воспитание человека составляет помимо прочего предмет педагогики как науки. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности в процессе воспитания – неотъемлемый в современном мультикультуральном мире элемент развития ребенка. К концу XX века сложилась такая ситуация – как и предполагал К. Ушинский, школа являлась основным образовательным элементом, который обучал детей различным наукам, но обучаться тому, как нужно себя вести, что хорошо и что плохо, основам религии, этики и эстетики дети могли только с помощью родителей и самостоятельно[1].