Файл: Физкультурное воспитание в системе воспитания детей дошкольного возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 939

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования поведения у детей дошкольного возраста

1.2. Необходимость и особенности физического воспитания детей дошкольного возраста

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания детей дошкольного возраста

1.2. Особенности формирования поведения у детей дошкольного возраста

1.3. Роль физической культуры в воспитании детей дошкольного возраста

Глава II. Пути и средства воспитания детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой

2.1. Анализ передового практического опыта по проблеме формирования поведения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях физической культурой

2.2. Содержание методического материала воспитанию детей дошкольного возрасти на занятиях физической культурой

2.3. Методика воспитания детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.3. Роль физической культуры в воспитании детей дошкольного возраста

Наиболее компетентные педагоги как прошлого, так и настоящего отмечали, что только гармоническое развитие личности, как с физической, так и с умственной стороны позволит ребенку стать адекватной полноценной развитой личностью. В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, К.Д.Ушинский утверждали идею взаимосвязи всех сторон воспитания, в том числе умственного и физического[13].

Данное направление развития мысли оказалось интересным не только педагогам, но и психологам, и физиологам. Так, П.Я.Гальперин, А.В. Запорожец, М.П. Голощекина, Э.Я. Степаненкова, Д.В. Хухлаева и другие психологи и физиологи, в том числе ученые, посвятившие труды исследованию физиологических и психологических особенностей старшего дошкольного возраста, отмечают тот факт, что умственная деятельность имеет непосредственную взаимосвязь с физической деятельностью.

На данный момент неоспорим тот факт, что интенсивная физическая деятельность способствует повышенному кровоснабжению органов и тканей. У тех людей, которые регулярно занимаются спортом, мало проблем с сердечно-сосудистой системой, у них нет проблем с дыхательной системой, они более ловкие, быстрые, более развиты физически и умственно[14].

В том числе это происходит за счет того, что при занятиях физической культурой повышенный приток кислорода получает и ЦНС. В кору головного мозга поступают также потоки нервных импульсов, поднимающих ее тонус. Это является важным фактором стойкого повышения работоспособности, созревания и совершенствования всех анализаторных систем, а таким образом, сенсорики ребенка – первой ступени познания окружающего мира.

Если смотреть на анатомо-физиологические особенности коры головного мозга, то мы увидим, что центр двигательной активности располагается в непосредственной близости от центра Брока – т.е. центра, отвечающего за речь.

Соответственно, те дети, которые более активны физически, у которых за счет двигательной специфической активности развиваются такие качества, как сила, ловкость, быстрота, скорость, обладают более высокими темпами обучения и развития речи.


Постоянные занятия физической культурой формируют у ребенка и развитые физические качества, и стимулируют активные процессы психики, такие, как возбуждение, торможение, подвижность психических процессов, уравновешенность психических процессов, сила психических процессов.

Как общая часть той или иной программы образования в ДОУ, физическая культура призвана обеспечить, как указывает Ж.К. Холодов, триединство выполнения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. В частности, в воспитательные задачи физической культуры входят такие задачи, как[15]:

1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).

2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Глава II. Пути и средства воспитания детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой

2.1. Анализ передового практического опыта по проблеме формирования поведения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях физической культурой

В настоящее время интеграция России в мировую культуру ориентирует отечественную систему образования на поиск путей формирования культурных стратегий развития личности. Вступление в действие Болонского процесса призвано активизировать мобильность личности, ее развитие в освоении культурных ценностей.

Физические качества в старшем дошкольном возрасте при их развитии требуют учета ряда особенностей. При занятии разными видами физической активности ребенок в процессе занятия получает возможность развить один из навыков сильнее, чем другой. Поэтому в ходе занятия преподаватель физической культуры должен таким образом подобрать упражнения, чтобы в процессе обучения движению какой-либо навык не стал ведущим. Так, в старшем дошкольном возрасте важно обращать внимание именно на гармонизацию развития организма ребенка, следовательно, нельзя ставить во главу угла силу, быстроту или ловкость.


Все эти качества жизненно необходимы для правильного роста и развития. Ведущими требованиями при занятиях физической культурой становятся[16]:

  1. гармоничность развития, которая достигается всеобъемлемым и всесторонним характером подбора упражнений;
  2. соотношением предлагаемых нагрузок и темпами роста физического развития ребенка;
  3. соответствие предлагаемых факторов развития и воздействия на него этапу физического и психологического развития ребенка.

Если рассмотреть немного подробнее, то первый принцип подразумевает, что при развитии, например, ловкости, не стоит забывать и об аспектах силового развития, и быстроты реакции, однако вполне допустимо посвятить несколько занятий развитию именно ловкости, если наблюдается несоразмерное ее развитие по сравнению с остальными физическими качествами.

Второй принцип показывает, что недостаточная нагрузка не будет способствовать развитию физических качеств, ведь организм ребенка уже привык к определенной степени нагрузки, но вместе с тем, рассчитывая уровень и степень физической активности, не стоит заставлять ребенка «выкладываться» в полную силу на изнурение. Нагрузка должна быть такой, чтобы после физической культуры ребенок чувствовал легкую усталость, а мышцы запоминали новые навыки.

Третий принцип подразумевает тот факт, что дети старшего дошкольного возраста в современных условиях могут иметь индивидуальные различия в степени психологического взросления, поэтому очень важно понимать, на каком этапе развития сейчас находится ребенок. Учитывание только физического уровня развития ребенка при подборе упражнений нецелесообразно, так как все дети обладают индивидуальностью, и то, чо подойдет одному ребенку, может не подойти другому. В этой ситуации стоит обратить внимание на такой аспект, как игра. Игра интересна любому ребенку вплоть до среднего и даже старшего школьного возраста, поэтому игра – универсальный метод развития физических качеств на занятиях физической культурой.

Как указывают Г. Кособуцкая и С. Поляков, ранее из физических занятий детей дошкольного возраста выпадал и факт индивидуальности детей, и взаимосвязанности психического и физического развития, обращалось внимание в основном на улучшение количественных параметров физического развития и двигательных способностей[17][18].

Поэтому в настоящее время концепцию дошкольного образования в области физической культуры подвергается пересмотру и направлена на занятия физической культурой как на способствующие раскрытию потенциальных возможностей каждого ребенка.


Потенциально ребенок путем постоянных физических упражнений, которые могут включать в себя и привлечение средств спорта, как указывают В.Бальсевич и И. Лубышева: «Ценностный потенциал спортивной подготовки уникален, поскольку прошел многократную проверку и отбор на самых разных уровнях этого процесса»[19].

Согласно Лубышевой, структура спортивной личности человека представлена следующей схемой[20]:

Рис.1. Структура спортивной культуры личности

Ценностное развитие ребенка, таким образом, представляет собой воспитание в ребенке волевой целеустремленной личности, аксиологическая система которого базируется в первую очередь на достижении цели, уважении к соперникам, умении работать в команде.

2.2. Содержание методического материала воспитанию детей дошкольного возрасти на занятиях физической культурой

На занятиях физической культурой в ДОУ воспитательная направленность занятий состоит в первую очередь в приобщении ребенка к широкому кругу общечеловеческих ценностей познания (приобретение новых знаний о человеческих взаимоотношениях и их основах: поведении внутри команды, между командами, с соперниками, с товарищами по игре), познание и преобразование себя в сторону формирования ответственности, целеустремленности, переживания эстетического характера, возникающие при непосредственном контакте со сверстниками в процессе игры и взрослыми, с предметами и объектами инвентаря занятия и окружающего мира, а также в формировании интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Физкультурное занятие как основная форма работы по физкультуре заняла прочное место в ДОУ, которая решает целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Вместе с тем разработка проблемы развития дошкольного образования на основе альтернативной организации учебно-воспитательного процесса отстает от потребностей социума и образовательной системы в целом. Актуальность проблемы использования альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности, которые учитывают особенности мотивов и потребностей старших дошкольников, приобретает особую остроту для ДОУ. Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей. Развитие детей тесно связано со здоровьем: только здоровый ребенок может правильно, полноценно развиваться.


Многие педагоги творчески подходят к организации физкультурных занятий, придумывают интересные формы их проведения, содержание, методы и приемы, этим самым они обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у детей, потребность заниматься ею. Но в то же время не во всех ДОУ полноценно решаются эти задачи: формально подходят к проведению физкультурных занятий, используются в основном занятия традиционной формы. Поэтому физкультурные занятия проходят сухо, однообразно, и как следствие этого – отсутствует интерес, желание заниматься физкультурой и слабое физическое развитие и здоровье. Отсюда возникает потребность в изменении форм проведения занятий по физической культуре.

Обоснование и внедрение в практику целесообразных методов и приёмов формирования движений и развитие физических качеств у детей – ближайшая задача физического воспитания. Необходимо развивать физическую культуру дошкольника, предусматривая в первую очередь, формирования отношения к двигательно-активной деятельности, интереса и потребности в физическом самосовершенствовании, получения удовольствия от игр, упражнений, от занятий.

В программе М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривается охрана и укрепление здоровья, особенно нервной системы ребенка, совершенствование функции организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности, формирование нравственно-волевых черт личности. Программа нацеливает на последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств, развитие координации движений, пространственной ориентировки, равновесия, формирование способности оценивать качество выполнения движений, правил подвижной игры. Большое место отводится физическим упражнениям в игровой форме и подвижным играм. В старшей и подготовительной в школе группах включено обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр[21].

В программе под редакцией Т.Н. Дороновой «Радуга» подчеркивается важность внимания педагогов к физической культуре. От обучения детей физической культуре зависит их психофизическое здоровье, поэтому программа воспитывает потребность и любовь к движению, формирует знания и умения, направленные на творческое использование двигательного опыта, формирует потребность в здоровом образе жизни, приобщает к спорту, учит самообладанию в угрожающих жизни и здоровью ситуациях, умению вести себя. Значительное внимание в программе отводится физическим упражнениям как средству физического воспитания. Им отводится профилактическая, реабилитационная, лечебная и развивающая роль.