Файл: Физкультурное воспитание в системе воспитания детей дошкольного возраста.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 939
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования поведения у детей дошкольного возраста
1.2. Необходимость и особенности физического воспитания детей дошкольного возраста
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания детей дошкольного возраста
1.2. Особенности формирования поведения у детей дошкольного возраста
1.3. Роль физической культуры в воспитании детей дошкольного возраста
Глава II. Пути и средства воспитания детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой
2.3. Методика воспитания детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой
1.3. Роль физической культуры в воспитании детей дошкольного возраста
Наиболее компетентные педагоги как прошлого, так и настоящего отмечали, что только гармоническое развитие личности, как с физической, так и с умственной стороны позволит ребенку стать адекватной полноценной развитой личностью. В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, К.Д.Ушинский утверждали идею взаимосвязи всех сторон воспитания, в том числе умственного и физического[13].
Данное направление развития мысли оказалось интересным не только педагогам, но и психологам, и физиологам. Так, П.Я.Гальперин, А.В. Запорожец, М.П. Голощекина, Э.Я. Степаненкова, Д.В. Хухлаева и другие психологи и физиологи, в том числе ученые, посвятившие труды исследованию физиологических и психологических особенностей старшего дошкольного возраста, отмечают тот факт, что умственная деятельность имеет непосредственную взаимосвязь с физической деятельностью.
На данный момент неоспорим тот факт, что интенсивная физическая деятельность способствует повышенному кровоснабжению органов и тканей. У тех людей, которые регулярно занимаются спортом, мало проблем с сердечно-сосудистой системой, у них нет проблем с дыхательной системой, они более ловкие, быстрые, более развиты физически и умственно[14].
В том числе это происходит за счет того, что при занятиях физической культурой повышенный приток кислорода получает и ЦНС. В кору головного мозга поступают также потоки нервных импульсов, поднимающих ее тонус. Это является важным фактором стойкого повышения работоспособности, созревания и совершенствования всех анализаторных систем, а таким образом, сенсорики ребенка – первой ступени познания окружающего мира.
Если смотреть на анатомо-физиологические особенности коры головного мозга, то мы увидим, что центр двигательной активности располагается в непосредственной близости от центра Брока – т.е. центра, отвечающего за речь.
Соответственно, те дети, которые более активны физически, у которых за счет двигательной специфической активности развиваются такие качества, как сила, ловкость, быстрота, скорость, обладают более высокими темпами обучения и развития речи.
Постоянные занятия физической культурой формируют у ребенка и развитые физические качества, и стимулируют активные процессы психики, такие, как возбуждение, торможение, подвижность психических процессов, уравновешенность психических процессов, сила психических процессов.
Как общая часть той или иной программы образования в ДОУ, физическая культура призвана обеспечить, как указывает Ж.К. Холодов, триединство выполнения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. В частности, в воспитательные задачи физической культуры входят такие задачи, как[15]:
1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).
2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.
Глава II. Пути и средства воспитания детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой
2.1. Анализ передового практического опыта по проблеме формирования поведения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях физической культурой
В настоящее время интеграция России в мировую культуру ориентирует отечественную систему образования на поиск путей формирования культурных стратегий развития личности. Вступление в действие Болонского процесса призвано активизировать мобильность личности, ее развитие в освоении культурных ценностей.
Физические качества в старшем дошкольном возрасте при их развитии требуют учета ряда особенностей. При занятии разными видами физической активности ребенок в процессе занятия получает возможность развить один из навыков сильнее, чем другой. Поэтому в ходе занятия преподаватель физической культуры должен таким образом подобрать упражнения, чтобы в процессе обучения движению какой-либо навык не стал ведущим. Так, в старшем дошкольном возрасте важно обращать внимание именно на гармонизацию развития организма ребенка, следовательно, нельзя ставить во главу угла силу, быстроту или ловкость.
Все эти качества жизненно необходимы для правильного роста и развития. Ведущими требованиями при занятиях физической культурой становятся[16]:
- гармоничность развития, которая достигается всеобъемлемым и всесторонним характером подбора упражнений;
- соотношением предлагаемых нагрузок и темпами роста физического развития ребенка;
- соответствие предлагаемых факторов развития и воздействия на него этапу физического и психологического развития ребенка.
Если рассмотреть немного подробнее, то первый принцип подразумевает, что при развитии, например, ловкости, не стоит забывать и об аспектах силового развития, и быстроты реакции, однако вполне допустимо посвятить несколько занятий развитию именно ловкости, если наблюдается несоразмерное ее развитие по сравнению с остальными физическими качествами.
Второй принцип показывает, что недостаточная нагрузка не будет способствовать развитию физических качеств, ведь организм ребенка уже привык к определенной степени нагрузки, но вместе с тем, рассчитывая уровень и степень физической активности, не стоит заставлять ребенка «выкладываться» в полную силу на изнурение. Нагрузка должна быть такой, чтобы после физической культуры ребенок чувствовал легкую усталость, а мышцы запоминали новые навыки.
Третий принцип подразумевает тот факт, что дети старшего дошкольного возраста в современных условиях могут иметь индивидуальные различия в степени психологического взросления, поэтому очень важно понимать, на каком этапе развития сейчас находится ребенок. Учитывание только физического уровня развития ребенка при подборе упражнений нецелесообразно, так как все дети обладают индивидуальностью, и то, чо подойдет одному ребенку, может не подойти другому. В этой ситуации стоит обратить внимание на такой аспект, как игра. Игра интересна любому ребенку вплоть до среднего и даже старшего школьного возраста, поэтому игра – универсальный метод развития физических качеств на занятиях физической культурой.
Как указывают Г. Кособуцкая и С. Поляков, ранее из физических занятий детей дошкольного возраста выпадал и факт индивидуальности детей, и взаимосвязанности психического и физического развития, обращалось внимание в основном на улучшение количественных параметров физического развития и двигательных способностей[17][18].
Поэтому в настоящее время концепцию дошкольного образования в области физической культуры подвергается пересмотру и направлена на занятия физической культурой как на способствующие раскрытию потенциальных возможностей каждого ребенка.
Потенциально ребенок путем постоянных физических упражнений, которые могут включать в себя и привлечение средств спорта, как указывают В.Бальсевич и И. Лубышева: «Ценностный потенциал спортивной подготовки уникален, поскольку прошел многократную проверку и отбор на самых разных уровнях этого процесса»[19].
Согласно Лубышевой, структура спортивной личности человека представлена следующей схемой[20]:
Рис.1. Структура спортивной культуры личности
Ценностное развитие ребенка, таким образом, представляет собой воспитание в ребенке волевой целеустремленной личности, аксиологическая система которого базируется в первую очередь на достижении цели, уважении к соперникам, умении работать в команде.
2.2. Содержание методического материала воспитанию детей дошкольного возрасти на занятиях физической культурой
На занятиях физической культурой в ДОУ воспитательная направленность занятий состоит в первую очередь в приобщении ребенка к широкому кругу общечеловеческих ценностей познания (приобретение новых знаний о человеческих взаимоотношениях и их основах: поведении внутри команды, между командами, с соперниками, с товарищами по игре), познание и преобразование себя в сторону формирования ответственности, целеустремленности, переживания эстетического характера, возникающие при непосредственном контакте со сверстниками в процессе игры и взрослыми, с предметами и объектами инвентаря занятия и окружающего мира, а также в формировании интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Физкультурное занятие как основная форма работы по физкультуре заняла прочное место в ДОУ, которая решает целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Вместе с тем разработка проблемы развития дошкольного образования на основе альтернативной организации учебно-воспитательного процесса отстает от потребностей социума и образовательной системы в целом. Актуальность проблемы использования альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности, которые учитывают особенности мотивов и потребностей старших дошкольников, приобретает особую остроту для ДОУ. Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей. Развитие детей тесно связано со здоровьем: только здоровый ребенок может правильно, полноценно развиваться.
Многие педагоги творчески подходят к организации физкультурных занятий, придумывают интересные формы их проведения, содержание, методы и приемы, этим самым они обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у детей, потребность заниматься ею. Но в то же время не во всех ДОУ полноценно решаются эти задачи: формально подходят к проведению физкультурных занятий, используются в основном занятия традиционной формы. Поэтому физкультурные занятия проходят сухо, однообразно, и как следствие этого – отсутствует интерес, желание заниматься физкультурой и слабое физическое развитие и здоровье. Отсюда возникает потребность в изменении форм проведения занятий по физической культуре.
Обоснование и внедрение в практику целесообразных методов и приёмов формирования движений и развитие физических качеств у детей – ближайшая задача физического воспитания. Необходимо развивать физическую культуру дошкольника, предусматривая в первую очередь, формирования отношения к двигательно-активной деятельности, интереса и потребности в физическом самосовершенствовании, получения удовольствия от игр, упражнений, от занятий.
В программе М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривается охрана и укрепление здоровья, особенно нервной системы ребенка, совершенствование функции организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности, формирование нравственно-волевых черт личности. Программа нацеливает на последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств, развитие координации движений, пространственной ориентировки, равновесия, формирование способности оценивать качество выполнения движений, правил подвижной игры. Большое место отводится физическим упражнениям в игровой форме и подвижным играм. В старшей и подготовительной в школе группах включено обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр[21].
В программе под редакцией Т.Н. Дороновой «Радуга» подчеркивается важность внимания педагогов к физической культуре. От обучения детей физической культуре зависит их психофизическое здоровье, поэтому программа воспитывает потребность и любовь к движению, формирует знания и умения, направленные на творческое использование двигательного опыта, формирует потребность в здоровом образе жизни, приобщает к спорту, учит самообладанию в угрожающих жизни и здоровью ситуациях, умению вести себя. Значительное внимание в программе отводится физическим упражнениям как средству физического воспитания. Им отводится профилактическая, реабилитационная, лечебная и развивающая роль.