Файл: Физкультурное воспитание в системе воспитания детей дошкольного возраста.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 945
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования поведения у детей дошкольного возраста
1.2. Необходимость и особенности физического воспитания детей дошкольного возраста
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания детей дошкольного возраста
1.2. Особенности формирования поведения у детей дошкольного возраста
1.3. Роль физической культуры в воспитании детей дошкольного возраста
Глава II. Пути и средства воспитания детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой
2.3. Методика воспитания детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой
Авторским коллективом преподавателей РГПУ им. А.И. Герцена разработана программа «Детство». В ней условно выделено четыре блока, в том числе блок «Здоровый образ жизни», который представлен во всех возрастных периодах разделом «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». В программе воспитания двигательной культуры перечислены физические упражнения для каждой возрастной группы, их содержание.
Интересной, на наш взгляд, является программа В.Г. Алямовской «Как воспитать здорового ребенка». Состоит из нескольких основных разделов:
1) организация двигательной деятельности;
2) лечебно-профилактическая работа, закаливание;
3) планирование и организация физкультурных мероприятий;
4) диагностика физического развития;
5) воспитание потребности в здоровом образе жизни;
6) совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка.
Авторы предусматривают следующие типы занятий:
1) занятия обычного типа;
2) игровые занятия;
3) занятия-тренировки;
4) прогулки-походы;
5) сюжетно-игровые;
6) занятия на спортивных комплексах и тренажерах;
7) занятия, построенные на танцевальном материале;
8) занятия на свободное творчество;
9) занятия из серии «Забочусь о своем здоровье».
Во всех программах есть раздел «Физическое воспитание». Обучение физкультуре начинается с первой младшей группы. Во всех программах подчеркивается, что ребенок на физкультурных занятиях должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение. Это поможет ребенку пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.
2.3. Методика воспитания детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой
По мнению отечественных исследователей, все методы физического воспитания можно разделить на 2 большие группы: это специфические и общепедагогические методы (см. Схему 1.). Особенностью общепедагогических методов можно считать то, что общепедагогические методы можно применять во всех случаях воспитательного и педагогического воздействия, а специфические характерны только для дисциплины физвоспитания[22].
Схема 1. – Методы физвоспитания по Холодову
Рассмотрим, какие из данных методов могут помочь нам сформировать духовные ценности у детей старшего дошкольного возраста.
Общепедагогические методы делятся на[23]:
- Словесные – это методы речевой коммуникации преподавателя и ученика, которые мы можем встретить во множестве других дисциплин. Примеры см в Приложении 1.
- описание – в процессе занятия инструктор описывает то или иное упражнение, действие или пример с точки зрения формирования духовных ценностей – например, при описании игры. Таким образом у детей закладывается понимание соблюдения правил выполнения игры или упражнения, основанное на уважении всех участников.
- беседа – после проведения упражнения или во время проведения, к примеру, внеучебных занятий (экскурсии, игры вне занятия), инструктор может беседовать с дошкольниками на эстетические и моральные темы, выявляя уровень сформированности аксиологической системы группы детей или индивидуально каждого ребенка.
- разбор – после проведения упражнения или игры, если возникла конфликтная ситуация, особенно если игра носила соревновательные характер, следует разобрать с детьми, как надо относиться к победам и поражениям, почему надо уважать соперника и т.п.
- дидактический рассказ – в процессе дидактического рассказа инструктор в назидательной форме или форме сказки с отвлеченными персонажами, в которых дети легко могут себя узнать, показывает, как надо себя вести, что хорошо, а что плохо.
- объяснение – в процессе объяснения упражнения или игры ребенку также закладывается понимание ответственности за выполнение правил, уважения к соперникам, если есть соревновательный элемент, понимание необходимости здорового образа жизни.
- комментарии, команды, указания и замечания – по ходу выполнения упражнения или игры инструктор может делать замечания, отдавать команды и указания, которые будут корректировать поведение детей и формировать в них целеустремленность
- Наглядные методы – это методы, которые на примере или образце демонстрируют принцип работы физического упражнения (в случае физвоспитания). Это:
- наглядная демонстрация (непосредственная наглядность) – здесь инструктор демонстрирует как выполняет упражнение взрослый, как себя ведет, как двигается, как соблюдает правила.
- выполнение упражнения по образцу (опосредованная наглядность). Здесь инструктор может скорректировать поведение и выполнение правил и упражнения, поясняя с задействованием эмоциональной и ценностной сферы ребенка.
- направленная прочувствованность движения упражнения
Все эти методы - залог успеха нормальной социализации ребенка в современном обществе, это фундамент его нормальной жизни в будущем, включение в сферу коммуникации с социумом. Постоянные систематические занятия и высокий уровень общего развития ребенка – это хороший фундамент для полноценной жизни каждого человека.
Помимо общепедагогических методов мы можем также рассмотреть специфические методы, относящиеся только к физвоспитанию.
Специфические методы физического воспитания можно разделить на три категории[24]:
- методы строго регламентированного упражнения
- игровой метод
- соревновательный метод
В последние годы в педагогической практике появился новый тип игр - социально ориентирующие. Социально ориентирующая игра - это большой импровизированный спектакль, в котором участвуют все. В этих играх создаются ситуации выбора, когда ученик выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели. Он может идти к цели один, или со своим другом, или с большой группой детей [4].
Главный педагогический смысл этих игр - создание условий для социальных проб школьников в имитируемой социальной деятельности, т.е. создание ситуаций выбора, в которых учащийся должен найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и своего социального опыта в сфере физической культуры. Каждая социально ориентирующая игра имеет свои отличительные признаки[25]:
- Вариативность, выбор ее участниками своей роли в игре. Для детей возникает комплекс проблем: в качестве кого участвовать в игре - спортсмена, судьи, организатора, болельщика; идти с командой или самостоятельно отстаивать свои интересы; в каких видах физкультурной практики участвовать.
- Имитация реальных социальных проблем, с которыми дети сталкиваются в жизни или могут встретить в будущем (двигательная активность и здоровье, достижение успеха или поражение; отношение победителя и побежденного; и т.д.).
- Комплекс правил и стимулирующих факторов, которые создают соревновательный эффект.
- Любовь детей к романтике и приключениям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы выполнена цель исследования: четко определена роль физической культуры в воспитании поведения детей дошкольного возраста.
В процессе достижения цели были выполнены задачи исследования:
- проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования духовных ценностей у детей дошкольного возраста
- рассмотрены особенности формирования поведения детей дошкольного возраста
- выявлена роль физической культуры в формировании поведения детей дошкольного возраста
- проанализирован передовой практический опыт по проблеме формирования поведения детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой
- очерчено содержание методического материала по воспитанию детей дошкольного возрасти на занятиях физической культурой
- рассмотрены методики формирования поведения детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой
В ходе работы мы пришли к следующим выводам.
Воспитание и развитие личности в процессе воспитания – неотъемлемый в современном мультикультуральном мире элемент развития ребенка. В условиях современного мультикультурного общества особенно важно воспитать полноценную личность, базис нравственности которой будет базироваться на традициях и самобытности родной страны, а не идеалах и стандартах других педагогических систем.
Основа нравственности личности закладывается в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не осознает, насколько правильно он поступает, совершая то или иное действие, и может только сопоставлять реакцию окружающих с точки зрения социальной желательности поведения ребенка со своими поступками.
Основным аспектом успешности процесса воспитания в ДОУ, несомненно, является программа, по которой занимаются его воспитанники. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящен воспитанию нравственных качеств личности. Педагоги в данный момент отмечают, что наиболее соответствующими целям формирования нравственно и духовно развитой личности ребенка с четкой аксиологической системой являются такие программы, как: «Развитие», «Радуга», «Золотой ключик», «Детство», «Дружные ребята», «Истоки», «Мир – прекрасное творение», «Крепче мы - крепче наше будущее» и др.
Ребенок в дошкольном возрасте очень быстро растет, меняется его рост, вест, антропометрические показатели, у него формируются основные психические процессы. Те критерии воспитанности, которые в современной педагогике при диагностике нравственного развития дошкольника обозначают как «вежливость, способность к эмпатии, деликатность, такт, ответственность, дружелюбие» и многие другие положительные качества человека являются достаточно размытыми и плохо диагностируемыми категориями аксиологии.
Наиболее компетентные педагоги как прошлого, так и настоящего отмечали, что только гармоническое развитие личности, как с физической, так и с умственной стороны позволит ребенку стать адекватной полноценной развитой личностью. В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, К.Д.Ушинский утверждали идею взаимосвязи всех сторон воспитания, в том числе умственного и физического.
Как указывают Г. Кособуцкая и С. Поляков, ранее из физических занятий детей дошкольного возраста выпадал и факт индивидуальности детей, и взаимосвязанности психического и физического развития, обращалось внимание в основном на улучшение количественных параметров физического развития и двигательных способностей.
Поэтому в настоящее время концепцию дошкольного образования в области физической культуры подвергается пересмотру и направлена на занятия физической культурой как на способствующие раскрытию потенциальных возможностей каждого ребенка.
Ценностное развитие ребенка, таким образом, представляет собой воспитание в ребенке волевой целеустремленной личности, аксиологическая система которого базируется в первую очередь на достижении цели, уважении к соперникам, умении работать в команде.
В программе М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривается формирование нравственно-волевых черт личности.
В программе под редакцией Т.Н. Дороновой «Радуга» подчеркивается важность внимания педагогов к физической культуре. От обучения детей физической культуре зависит их психофизическое здоровье, поэтому программа воспитывает потребность и любовь к движению, формирует знания и умения, направленные на творческое использование двигательного опыта, формирует потребность в здоровом образе жизни, приобщает к спорту, учит самообладанию в угрожающих жизни и здоровью ситуациях, умению вести себя.
В программе «Детство» есть блок «Здоровый образ жизни», который представлен во всех возрастных периодах разделом «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», содержащий перечисление упражнений, но аксиологической стороны в нем не выявлено.
Программа В.Г. Алямовской «Как воспитать здорового ребенка» лучше выполняет задачу по нравственному и духовному воспитанию ребенка в процессе занятий физической культурой.
Формирование духовных ценностей ребенка на занятиях по физкультуре происходит в основном путем использования общепедагогических методов: словесных и наглядных. При использовании специфических методов (соревнование, игра, упражнение), все равно опора идет все-таки на словесные методы воздействия на ребенка. В последние годы в педагогической практике появился новый тип игр - социально ориентирующие.