Файл: Физкультурное воспитание в системе воспитания детей дошкольного возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 945

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования поведения у детей дошкольного возраста

1.2. Необходимость и особенности физического воспитания детей дошкольного возраста

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания детей дошкольного возраста

1.2. Особенности формирования поведения у детей дошкольного возраста

1.3. Роль физической культуры в воспитании детей дошкольного возраста

Глава II. Пути и средства воспитания детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой

2.1. Анализ передового практического опыта по проблеме формирования поведения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях физической культурой

2.2. Содержание методического материала воспитанию детей дошкольного возрасти на занятиях физической культурой

2.3. Методика воспитания детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Авторским коллективом преподавателей РГПУ им. А.И. Герцена разработана программа «Детство». В ней условно выделено четыре блока, в том числе блок «Здоровый образ жизни», который представлен во всех возрастных периодах разделом «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». В программе воспитания двигательной культуры перечислены физические упражнения для каждой возрастной группы, их содержание.

Интересной, на наш взгляд, является программа В.Г. Алямовской «Как воспитать здорового ребенка». Состоит из нескольких основных разделов:

1)  организация двигательной деятельности;

2)  лечебно-профилактическая работа, закаливание;

3)  планирование и организация физкультурных мероприятий;

4)  диагностика физического развития;

5)  воспитание потребности в здоровом образе жизни;

6)  совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка.

Авторы предусматривают следующие типы занятий:

1) занятия обычного типа;

2) игровые занятия;

3) занятия-тренировки;

4) прогулки-походы;

5) сюжетно-игровые;

6) занятия на спортивных комплексах и тренажерах;

7) занятия, построенные на танцевальном материале;

8) занятия на свободное творчество;

9) занятия из серии «Забочусь о своем здоровье».

Во всех программах есть раздел «Физическое воспитание». Обучение физкультуре начинается с первой младшей группы. Во всех программах подчеркивается, что ребенок на физкультурных занятиях должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение. Это поможет ребенку пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.


2.3. Методика воспитания детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой

По мнению отечественных исследователей, все методы физического воспитания можно разделить на 2 большие группы: это специфические и общепедагогические методы (см. Схему 1.). Особенностью общепедагогических методов можно считать то, что общепедагогические методы можно применять во всех случаях воспитательного и педагогического воздействия, а специфические характерны только для дисциплины физвоспитания[22].


Схема 1. – Методы физвоспитания по Холодову

Рассмотрим, какие из данных методов могут помочь нам сформировать духовные ценности у детей старшего дошкольного возраста.

Общепедагогические методы делятся на[23]:

  1. Словесные – это методы речевой коммуникации преподавателя и ученика, которые мы можем встретить во множестве других дисциплин. Примеры см в Приложении 1.
  • описание – в процессе занятия инструктор описывает то или иное упражнение, действие или пример с точки зрения формирования духовных ценностей – например, при описании игры. Таким образом у детей закладывается понимание соблюдения правил выполнения игры или упражнения, основанное на уважении всех участников.
  • беседа – после проведения упражнения или во время проведения, к примеру, внеучебных занятий (экскурсии, игры вне занятия), инструктор может беседовать с дошкольниками на эстетические и моральные темы, выявляя уровень сформированности аксиологической системы группы детей или индивидуально каждого ребенка.
  • разбор – после проведения упражнения или игры, если возникла конфликтная ситуация, особенно если игра носила соревновательные характер, следует разобрать с детьми, как надо относиться к победам и поражениям, почему надо уважать соперника и т.п.
  • дидактический рассказ – в процессе дидактического рассказа инструктор в назидательной форме или форме сказки с отвлеченными персонажами, в которых дети легко могут себя узнать, показывает, как надо себя вести, что хорошо, а что плохо.
  • объяснение – в процессе объяснения упражнения или игры ребенку также закладывается понимание ответственности за выполнение правил, уважения к соперникам, если есть соревновательный элемент, понимание необходимости здорового образа жизни.
  • комментарии, команды, указания и замечания – по ходу выполнения упражнения или игры инструктор может делать замечания, отдавать команды и указания, которые будут корректировать поведение детей и формировать в них целеустремленность
  1. Наглядные методы – это методы, которые на примере или образце демонстрируют принцип работы физического упражнения (в случае физвоспитания). Это:
  • наглядная демонстрация (непосредственная наглядность) – здесь инструктор демонстрирует как выполняет упражнение взрослый, как себя ведет, как двигается, как соблюдает правила.
  • выполнение упражнения по образцу (опосредованная наглядность). Здесь инструктор может скорректировать поведение и выполнение правил и упражнения, поясняя с задействованием эмоциональной и ценностной сферы ребенка.
  • направленная прочувствованность движения упражнения

Все эти методы - залог успеха нормальной социализации ребенка в современном обществе, это фундамент его нормальной жизни в будущем, включение в сферу коммуникации с социумом. Постоянные систематические занятия и высокий уровень общего развития ребенка – это хороший фундамент для полноценной жизни каждого человека.

Помимо общепедагогических методов мы можем также рассмотреть специфические методы, относящиеся только к физвоспитанию.

Специфические методы физического воспитания можно разделить на три категории[24]:

  1. методы строго регламентированного упражнения
  2. игровой метод
  3. соревновательный метод

В последние годы в педагогической практике появился новый тип игр - социально ориентирующие. Социально ориентирующая игра - это большой импровизированный спектакль, в котором участвуют все. В этих играх создаются ситуации выбора, когда ученик выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели. Он может идти к цели один, или со своим другом, или с большой группой детей [4].

Главный педагогический смысл этих игр - создание условий для социальных проб школьников в имитируемой социальной деятельности, т.е. создание ситуаций выбора, в которых учащийся должен найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и своего социального опыта в сфере физической культуры. Каждая социально ориентирующая игра имеет свои отличительные признаки[25]:

  1. Вариативность, выбор ее участниками своей роли в игре. Для детей возникает комплекс проблем: в качестве кого участвовать в игре - спортсмена, судьи, организатора, болельщика; идти с командой или самостоятельно отстаивать свои интересы; в каких видах физкультурной практики участвовать.
  2. Имитация реальных социальных проблем, с которыми дети сталкиваются в жизни или могут встретить в будущем (двигательная активность и здоровье, достижение успеха или поражение; отношение победителя и побежденного; и т.д.).
  3. Комплекс правил и стимулирующих факторов, которые создают соревновательный эффект.
  4. Любовь детей к романтике и приключениям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы выполнена цель исследования: четко определена роль физической культуры в воспитании поведения детей дошкольного возраста.

В процессе достижения цели были выполнены задачи исследования:


  • проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования духовных ценностей у детей дошкольного возраста
  • рассмотрены особенности формирования поведения детей дошкольного возраста
  • выявлена роль физической культуры в формировании поведения детей дошкольного возраста
  • проанализирован передовой практический опыт по проблеме формирования поведения детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой
  • очерчено содержание методического материала по воспитанию детей дошкольного возрасти на занятиях физической культурой
  • рассмотрены методики формирования поведения детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой

В ходе работы мы пришли к следующим выводам.

Воспитание и развитие личности в процессе воспитания – неотъемлемый в современном мультикультуральном мире элемент развития ребенка. В условиях современного мультикультурного общества особенно важно воспитать полноценную личность, базис нравственности которой будет базироваться на традициях и самобытности родной страны, а не идеалах и стандартах других педагогических систем.

Основа нравственности личности закладывается в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не осознает, насколько правильно он поступает, совершая то или иное действие, и может только сопоставлять реакцию окружающих с точки зрения социальной желательности поведения ребенка со своими поступками.

Основным аспектом успешности процесса воспитания в ДОУ, несомненно, является программа, по которой занимаются его воспитанники. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящен воспитанию нравственных качеств личности. Педагоги в данный момент отмечают, что наиболее соответствующими целям формирования нравственно и духовно развитой личности ребенка с четкой аксиологической системой являются такие программы, как: «Развитие», «Радуга», «Золотой ключик», «Детство», «Дружные ребята», «Истоки», «Мир – прекрасное творение», «Крепче мы - крепче наше будущее» и др.

Ребенок в дошкольном возрасте очень быстро растет, меняется его рост, вест, антропометрические показатели, у него формируются основные психические процессы. Те критерии воспитанности, которые в современной педагогике при диагностике нравственного развития дошкольника обозначают как «вежливость, способность к эмпатии, деликатность, такт, ответственность, дружелюбие» и многие другие положительные качества человека являются достаточно размытыми и плохо диагностируемыми категориями аксиологии.


Наиболее компетентные педагоги как прошлого, так и настоящего отмечали, что только гармоническое развитие личности, как с физической, так и с умственной стороны позволит ребенку стать адекватной полноценной развитой личностью. В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, К.Д.Ушинский утверждали идею взаимосвязи всех сторон воспитания, в том числе умственного и физического.

Как указывают Г. Кособуцкая и С. Поляков, ранее из физических занятий детей дошкольного возраста выпадал и факт индивидуальности детей, и взаимосвязанности психического и физического развития, обращалось внимание в основном на улучшение количественных параметров физического развития и двигательных способностей.

Поэтому в настоящее время концепцию дошкольного образования в области физической культуры подвергается пересмотру и направлена на занятия физической культурой как на способствующие раскрытию потенциальных возможностей каждого ребенка.

Ценностное развитие ребенка, таким образом, представляет собой воспитание в ребенке волевой целеустремленной личности, аксиологическая система которого базируется в первую очередь на достижении цели, уважении к соперникам, умении работать в команде.

В программе М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривается формирование нравственно-волевых черт личности.

В программе под редакцией Т.Н. Дороновой «Радуга» подчеркивается важность внимания педагогов к физической культуре. От обучения детей физической культуре зависит их психофизическое здоровье, поэтому программа воспитывает потребность и любовь к движению, формирует знания и умения, направленные на творческое использование двигательного опыта, формирует потребность в здоровом образе жизни, приобщает к спорту, учит самообладанию в угрожающих жизни и здоровью ситуациях, умению вести себя.

В программе «Детство» есть блок «Здоровый образ жизни», который представлен во всех возрастных периодах разделом «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», содержащий перечисление упражнений, но аксиологической стороны в нем не выявлено.

Программа В.Г. Алямовской «Как воспитать здорового ребенка» лучше выполняет задачу по нравственному и духовному воспитанию ребенка в процессе занятий физической культурой.

Формирование духовных ценностей ребенка на занятиях по физкультуре происходит в основном путем использования общепедагогических методов: словесных и наглядных. При использовании специфических методов (соревнование, игра, упражнение), все равно опора идет все-таки на словесные методы воздействия на ребенка. В последние годы в педагогической практике появился новый тип игр - социально ориентирующие.