Файл: Физкультурное воспитание в системе воспитания детей дошкольного возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 947

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования поведения у детей дошкольного возраста

1.2. Необходимость и особенности физического воспитания детей дошкольного возраста

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания детей дошкольного возраста

1.2. Особенности формирования поведения у детей дошкольного возраста

1.3. Роль физической культуры в воспитании детей дошкольного возраста

Глава II. Пути и средства воспитания детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой

2.1. Анализ передового практического опыта по проблеме формирования поведения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях физической культурой

2.2. Содержание методического материала воспитанию детей дошкольного возрасти на занятиях физической культурой

2.3. Методика воспитания детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В ситуации постоянных кризисов легко понять, что родителям, воспитанным по старой схеме, не только некогда было воспитывать детей по новым стандартам, которые начинало требовать общество, но и они сами не могли бы этого сделать. В итоге мы получили несколько поколений, характеризующихся острым падением духовного и нравственного уровней развития, причем эта ситуация складывается вот уже несколько десятилетий подряд.

Как пишут Д. Левчук и О. Потаповская: «В последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и человека предлагается деидеологизированный либеральный стандарт… Традиционные основы воспитания и образования подменяются "более современными", западными»[2].

Он отмечает, что многие педагогические традиции, характерные для дореволюционного воспитания, сейчас принято заменять на другие стандарты, больше ориентированные на перенимание западных образцов поведения. Собственно, от чего и предостерегал К. Ушинский.

Так, для современного образования характерно, как уверен Д. Левчук[3]:

  • изменение традиционных добродетелей общечеловеческих ценностей гуманизма;
  • изменение традиции уважения семьи, старших и взрослых людей в пользу свободы выбора, креативности, творчества, но и эгоцентризма одновременно;
  • традиционные семейные ценности, ограниченность в запросах в пользу духовного и нравственного развития сейчас уступили место концепции практически полной свободы и вседозволенности;
  • снижение активного интереса к отечественной культуре в пользу интереса к иностранным языкам и иностранным традициям.

В условиях современного мультикультурного общества особенно важно воспитать полноценную личность, базис нравственности которой будет базироваться на традициях и самобытности родной страны, а не идеалах и стандартах других педагогических систем.

Сейчас наблюдается тенденция к возвращению понимания того, что личность как таковая не исчерпывается только характеристикой социальности. Основа личности все-таки ее духовное и нравственное развитие, которое является основополагающим базисом для дальнейшего развития умственного, интеллектуального и творческого. Общество и государство, освобождаясь от идеологии, возвращаются к традициям культуры, к ее ценностным духовным истокам. Отечественная система образования, рассматриваемая в этом русле, переживает пору переосмысления ценностных оснований воспитания.


Воспитание детей в дошкольном возрасте – отдельная тема для исследования, так как основа нравственности личности закладывается как раз в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не осознает, насколько правильно он поступает, совершая то или иное действие, и может только сопоставлять реакцию окружающих с точки зрения социальной желательности поведения ребенка со своими поступками.

Дети дошкольного возраста еще не имеют сформированной системы нравственных ценностей, исходя из которой они делают осознанный выбор решения той или иной задачи или ситуации. Вектор их личностного развития и поведения в дошкольный период задают взрослые, их поведение как пример, и требования от детей как ориентир, также дети часто повинуются импульсивности и эмоциональности, влиянию окружающей обстановки и массового сознания детской группы в поступках, не руководствуясь аксиологическими ценностями в этот момент.

Особо значимым является период дошкольного старшего детства, период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна).

Основным аспектом успешности процесса нравственного воспитания в ДОУ, несомненно, является программа, по которой занимаются его воспитанники. Программа, в которой подробно и структурированно описаны воспитательные и образовательные цели, является основой для креативной педагогической образовательной и воспитательной деятельности педагога ДОУ. Она призвана отражать основные принципы построения образовательного и воспитательного процесса в ДОУ, определять его содержание, основные формы и методы осуществления, выражать суть мировоззренческой позиции коллектива педагогов, а также научно-исследовательскую концепцию и ее методологическое обеспечение в процессе осуществления дошкольного образования и воспитания[4].

Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящен воспитанию нравственных качеств личности, хотя называться предмет такого воспитания может по-разному: «социально-эмоциональное» воспитание, или «нравственное» воспитание, или формирование гуманного отношения к другим людям и пр.


В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» ДОУ может выбирать себе любую программу из ныне существующих, наиболее соответствующих целям и задачам данного ДОУ, либо разрабатывать учебную программу с комплексом образовательных и воспитательных задач самостоятельно. Вместе с этим воспитатели-педагоги в процессе освоения предоставленных им программ по осуществлению воспитания и образования детей в рамках ДОУ, могут вносить в них обоснованные практикой изменения, руководствуясь при этом п. 19 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении[5].

Если при этом не нарушается общее концептуальное содержание программы, то педагоги, учитывая специфику реализации данной конкретной программы, могут вносить туда такие изменения, которые будут наиболее полно отражать современное социально-экономическое, культурное, религиозное, экологическое, климатическое, национальное, этническое и другое состояние того социума, в условиях которого ДОУ и осуществляет на данный момент деятельность. Наиболее актуально изменение деталей программы для региональных ДОУ в контексте нравственного воспитания дошкольников, поскольку специфика жизни и социальных отношений в каждом конкретном субъекте Российской Федерации порой имеет принципиальное значения для дальнейшей полноценной жизни ребенка.

Также в процессе адаптации программы ДОУ для своих нужд, воспитатели могут учитывать педагогической опыт, который характерен для данного этапа развития педагогики не только на примере коллег или центральных отечественных разработок, но и учитывать в своей работе мировой передовой педагогический опыт.

Педагоги в данный момент отмечают, что наиболее соответствующими целям формирования нравственно и духовно развитой личности ребенка с четкой аксиологической системой являются такие программы, как: «Развитие», «Радуга», «Золотой ключик», «Детство», «Дружные ребята», «Истоки», «Мир – прекрасное творение», «Крепче мы - крепче наше будущее» и др.

1.2. Особенности формирования поведения у детей дошкольного возраста

Вопросом изучения ребенка дошкольного возраста занимались такие педагоги и психологи, как Л. Венгер, Л. Выготский, В.Мухина, Е. Лобанова и другие.


Ребенок в дошкольном возрасте очень быстро растет, меняется его рост, вест, антропометрические показатели, у него формируются основные психические процессы.

К новообразования в старшем дошкольном и подготовительном школьном возрасте можно отнести[6]

  • окончательное формирование собственного «Я»;
  • развитая потребность как в физическом движении, так и психическом развитии: ребенку все интересно, его познавательный интерес находится на пике развития;
  • деятельность ребенка приобретает черты осознанности, произвольности, равно как и его поведение;
  • ребенок развивает мелкую моторику рук и моторную память рук и тела в целом, т.е. его движения обретают целостность, ловкость, гибкость;
  • ребенок способен к длительной физической и умственной работе;
  • формируется такой тип мышления, как словесно-логическое, начинает формироваться логико-понятийный аппарат, поэтому ребенок становится способен к логическим операциям, анализу, обобщению и др.;
  • как отмечает Е. Лобанова: «происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты»[7];
  • речь дошкольника становится связной, слитной, осмысленной, он способен строить длинные связные фразы и тексты.

Окончательно становление ребенка заканчивается кризисом 7 лет. Поскольку ребенок развивается с психологической точки зрения крайне неравномерно, и за первые 7 лет жизни испытывает сразу три психологических кризиса (кризис младенчества, кризис 3х лет, кризис 7 лет)[8][9], а также на его развитие в немалой степени влияет гендерная принадлежность, то процесс формирования аксиологической системы мировоззрения в сознании ребенка требует мониторинга, способствующего выявлению ошибок, которые можно было бы позже подвергнуть коррекции.

Сравнение аксиологические направления, в которых должен развиваться и развивается ребенок, и будут играть роль критерия оценки воспитанности детей в ее динамике.

Согласно аксиологии, ценность – это понимание того, что значимо в жизни с морально-нравственной стороны. В философии, психологии и Конституции принято считать, что наивысшей ценностью является сам Человек. Следующими по приоритетной системе ценностей являются Природа как дом человечества и Социум как социальное условие существования человека на земле. Эти ценности обеспечивают существование человека как наивысшей точки аксиологической пирамиды.


Человек как вершина аксиологической системы мировоззрения, имеет определенные морально-нравственные столпы, на которых строится его отношение к себе, окружающим близким людям, социуму, миру вокруг. Основополагающими характеристиками ценности человека являются Добро, Истина и Красота. Основополагающими характеристиками ценности социума являются Свобода, Справедливость, Счастье, Совесть, Равенство, Братство. Основополагающими характеристиками ценности природы являются Красота и Естественность. Труд, Познание, Общение, Игра - деятельность человека, способствующая созданию достойной жизни на основании вышеназванных ценностей[10].

Те критерии воспитанности, которые в современной педагогике при диагностике уровня нравственного развития дошкольника обозначают как «вежливость, способность к эмпатии, деликатность, такт, ответственность, дружелюбие» и многие другие положительные качества человека являются достаточно размытыми и плохо диагностируемыми категориями аксиологии.

Наиболее активная форма деятельности для дошкольника любого возраста – это игра. В процессе игры он познает окружающий мир, развивает мелкую моторику, учится коммуницировать с окружающими.

Вся деятельность ребенка дошкольного возраста так или иначе связана с имитацией, имитационной игрой, которая заключается в представлении, сращенном с внешним действием, неотделимым от него. До определенного этапа имитацией можно назвать и речь ребенка. Е.Сапогова отмечает, что событие, которое не воспринимается ребенком с точки зрения действительности, может быть освоено ребенком с помощью символов или знаков[11].

В процессе игр формируется способность к построению сюжета, т.е. игровая деятельность развивает основные психические процессы – речь, мышление, воображение, творческие начала ребенка.

Ребенок старшего дошкольного возраста уже переходит от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, поэтому его игры осмысленны, в них моделируются реальные отношения между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека[12]. Поэтому крайне важно не упустить момент перехода детей к осмыслению своей деятельности в игре, через игру как форму физической активности, прививать ребенку и базовые духовные ценности.

В этом возрасте сознательное управление поведением только начинает складываться и во многом зависит еще от конкретной ситуации. Однако можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самими детьми, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, на основе эмоциональной самооценки («я плохой, хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребёнок приобретает умение сначала оценивать действия сверстников, а только потом собственные действия, поступки, качества и умения. О моральных качествах ребёнок судит на примере своего поведения, которое либо согласуется с общественными нормами, либо не вписываются в систему отношений, принятых в семье и группе сверстников.