Файл: Курсовая работа по дисциплине Источники загрязнения техносферы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 379

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

1 Оценка воздействия предприятий строительной промышленности на качество атмосферного воздуха

1.1 Технологическая характеристика предприятий строительной промышленности

1.2 Характеристика общетоксических и специфических загрязнителей, выбрасываемых предприятиями строительной промышленности

1.3 Методы защиты атмосферного воздуха от примесей, выбрасываемых предприятиями строительной промышленности

2 Комплексная оценка качества атмосферы промышленного предприятия

2.1 Общие положения

2.2 Определение загрязнения атмосферы выбросами от предприятия строительной промышленности

3 Расчет категории опасности улицы (автомобильного транспорта и дороги)

3.1 Общие положения

3.2 Расчет массы выбросов от автомобильного транспорта

3.3 Расчет категории опасности автомобильного транспорта

Категорию опасности автомобильного транспорта рассчитывают по аналогии с категорией опасности предприятия

3.4 Расчет категории опасности дороги

3.5 Расчет категории опасности улицы

4 Определения критерия качества атмосферы при различных метеорологических ситуациях

4.1 Общие положения

4.2 Расчет критерия качества атмосферы территории в условиях выпадения осадков

4.3 Расчет критерия качества атмосферы территории в условиях штиля

4.4 Расчет критерия качества атмосферы в условиях выпадения осадков

4.5 Расчет среднегодового критерия качества атмосферы





где m - количество загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятием, т/год;

КОВi - категория опасности i -го вещества, м3 /с;

Мi - масса выбросов i -ой примеси в атмосферу, мг/с;

ПДКi - среднесуточная предельно – допустимая концентрация вещества в атмосфере населенного пункта, мг/м3;

αi - безразмерная константа, позволяющая соотнести степень вредности i -го вещества с вредностью диоксида серы.
Таблица 2 – Результаты ранжирования загрязняющих веществ по массе выбросов

Вещество

Масса выбросов

Ранг

Предприятие

т/год

%

Диоксид азота

21,8

15,7

3

Строительная промышленность

Диоксид серы

0,8

0,6

6

Оксид углерода

65,2

47

1

Пыль(Si2O3 от 20 до 70%)

44,2

31,9

2

Пыль древесная

4,7

3,4

4

Углеводороды

2,0

1,4

5

Всего

138,7

100

 


Таблица 3 – Результаты ранжирования загрязняющих веществ по категории опасности (КОП)

Показатель

Характеристика выбросов в атмосферу

Значения КОВ

Ранг

м3

%

Суммарный по предприятию

33,79·104

100




Диоксид азота

32,3·104

95,6

1

Диоксид серы

507,2

1,5

3

Оксид углерода

385,4

0,1

4

Пыль(Si2O3 от 20 до 70%)

1,4·104

4,1

2

Пыль древесная

18

0,01

5

Углеводороды

1,2

0,0004

6


Вывод: Приоритетным загрязняющим веществом строительной промышленности по массе выбросов является оксид углерода, а по категории опасности вещества – диоксид азота.

Предприятие имеет II категорию опасности, следовательно размер CCЗ – 500 метров.

3 Расчет категории опасности улицы (автомобильного транспорта и дороги)

3.1 Общие положения



Эксплуатация автомобилей связана со значительным загрязнением окружающей среды отработавшими газами. Доля вредных компонентов отработавших газов в общем объеме атмосферных загрязнений газами в различных регионах России достигает 90 %. Особенно негативное воздействие автомобильного транспорта проявляется в крупных городах.

Вклад автотранспорта в городе Оренбурге от суммарного выброса

загрязняющих веществ составляет 46,2 %. По сравнению с 2005 годом его выбросы за счет увеличения пробега автобусов (в 1,43 раза) и легковых автомашин (в 1,18 раза) увеличились на 5,8 тыс. т. В городе Орске - 7,2 %, Новотроицке - 3,5 %, Кувандыке - 47,8 %.

В состав отработавших газов входят токсичные и поэтому наиболее опасные для здоровья человека вещества: окись углерода, окислы (окись и двуокись) азота, углеводороды, альдегиды (формальдегид и акролеин), соединения серы, ядовитый свинец и его соединения, сажа и канцерогенное вещество - бензапирен.

Транспортные источники загрязнения атмосферы обладают рядом

специфических особенностей, учет которых необходим на любом уровне рассмотрения проблемы. По существующей классификации их можно отнести к линейным наземным непрерывно действующим источникам с переменной мощностью выброса, расположенных непосредственно в селитебных районах города. Особую опасность для окружающей среды эти источники создают тем, что выброс осуществляется в приземном слое воздуха на очень небольшой высоте (до 1,5 м).

Наиболее опасными для здоровья человека в выбросах автомобильного транспорта являются вещества канцерогенного характера. К ним относятся свинец и некоторые полициклические углеводороды (бензапирен).

Свинец образуется при сгорании тетраэтилсвинца (ТЭС) в двигателях внутреннего сгорания, который использовался в России как антидетонатор для повышения октанового числа бензина до 2000 г. Максимальное содержание ТЭС в бензине составляет 0,25 г/кг.

Если легкие фракции загрязнителей могут перемещаться на дальние расстояния, рассеиваясь на больших площадях, то соединения свинца выпадают локально. Таким образом, в результате движения автотранспорта происходит загрязнение свинцом почвы и растительности придорожной полосы.


Многочисленные исследования показывают, что до 70 % свинца накапливается в верхнем 10-сантиметровом слое почвы в полосе до 60 м от полотна дороги. По мере удаления количество свинца в почве постепенно снижается, хотя и прослеживается на расстоянии до 300 м от полотна дороги. При этом распространение свинца зависит от наличия и плотности зеленых насаждений - чем она выше, тем меньше его в почве, а также от наличия различных препятствий.

Токсичные вещества попадают в атмосферу не только в составе отработавших газов. Токсичными являются и сами углеводородные топлива. Особенно бензин, точнее его пары, выходящие из отверстий топливных баков и карбюратора, а также картерные газы двигателя. Предельно допустимая среднесуточная концентрация паров бензина составляет 1,5 мг/м3.

Однако автотранспорт является еще и мощным источником выделения аэрозолей, которые формируются по двум разным механизмам:

- первая часть аэрозолей поступает в атмосферу города в результате неполного сгорания топлива в двигателях (особенно в дизелях) транспортных средств. При этом выделяется тонкодисперсный аэрозоль сажи. В составе сажи, выбрасываемой двигателем, есть и полициклические углеводороды, обладающие канцерогенным и мутагенным действием (около 75 % мутагенов адсорбируются именно на саже), что сильно повышает ее агрессивность;

- вторая часть аэрозоля формируется в результате взаимодействия шин автомобиля и воздушного потока, создаваемого им, с поверхностью дороги (соединения цинка и кадмия).

Таким образом, автомобильные дороги крупного города являются мощным источником как первичного, так и вторичного выделения веществ-загрязнителей в атмосферу.

3.2 Расчет массы выбросов от автомобильного транспорта



Массовый выброс загрязняющих веществ автомобильным транспортом при движении по данной улице рассчитывается по формуле:
,
где - приведенный пробеговый выброс г/км

,
- пробеговый выброс i-го загрязняющего вещества транспортным средством, г/км;

- коэффициент, учитывающий изменение выбросов загрязняющих веществ при движении по территории населенных пунктов;

- коэффициент, учитывающий влияние технического состояния автомобилей на массовый выброс, загрязняющего;

- суммарный годовой пробег автомобилей по данной улице, который является функцией времени, интенсивности и скорости движения АТС, км.

Суммарный сезонный пробег по улице рассчитывается по следующей схеме:
,
где - скорость движения транспортных средств, км/ч;

- число автомобилей, прошедших по данной улице за сезон, авт./сез.;

- время движения автотранспортного средства по данной улице, ч.

Время движения автомобиля по данной улице рассчитывается по формуле:
,
где L - длина улицы, км.

Исходя из уравнений (3.3) и (3.4), суммарный годовой пробег автомобилей рассчитывается по формуле:
,
Число автомобилей, прошедших по данной улице за сезон, определяется суммированием:

,
t - время, 6 часов;

n - количество дней в сезоне.

Значения приведенного пробегового выброса i -го загрязняющего вещества данным типом транспортных средств приведены в таблице 4.


Таблица 4 - Приведенный пробеговый выброс для различных видов автотранспорта

Тип автотранспорта


Примеси

Пробеговый выброс,

г/км

Коэффициенты

Приведенный пробеговый выброс, г/км

Kri

Kтi

Kni