Файл: Курсовая работа по дисциплине Источники загрязнения техносферы.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 377
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
1 Оценка воздействия предприятий строительной промышленности на качество атмосферного воздуха
1.1 Технологическая характеристика предприятий строительной промышленности
2 Комплексная оценка качества атмосферы промышленного предприятия
2.2 Определение загрязнения атмосферы выбросами от предприятия строительной промышленности
3 Расчет категории опасности улицы (автомобильного транспорта и дороги)
3.2 Расчет массы выбросов от автомобильного транспорта
3.3 Расчет категории опасности автомобильного транспорта
3.4 Расчет категории опасности дороги
3.5 Расчет категории опасности улицы
4 Определения критерия качества атмосферы при различных метеорологических ситуациях
4.2 Расчет критерия качества атмосферы территории в условиях выпадения осадков
4.3 Расчет критерия качества атмосферы территории в условиях штиля
4.4 Расчет критерия качества атмосферы в условиях выпадения осадков
где m - количество загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятием, т/год;
КОВi - категория опасности i -го вещества, м3 /с;
Мi - масса выбросов i -ой примеси в атмосферу, мг/с;
ПДКi - среднесуточная предельно – допустимая концентрация вещества в атмосфере населенного пункта, мг/м3;
αi - безразмерная константа, позволяющая соотнести степень вредности i -го вещества с вредностью диоксида серы.
Таблица 2 – Результаты ранжирования загрязняющих веществ по массе выбросов
Вещество | Масса выбросов | Ранг | Предприятие | |
т/год | % | |||
Диоксид азота | 21,8 | 15,7 | 3 | Строительная промышленность |
Диоксид серы | 0,8 | 0,6 | 6 | |
Оксид углерода | 65,2 | 47 | 1 | |
Пыль(Si2O3 от 20 до 70%) | 44,2 | 31,9 | 2 | |
Пыль древесная | 4,7 | 3,4 | 4 | |
Углеводороды | 2,0 | 1,4 | 5 | |
Всего | 138,7 | 100 | |
Таблица 3 – Результаты ранжирования загрязняющих веществ по категории опасности (КОП)
Показатель | Характеристика выбросов в атмосферу | ||
Значения КОВ | Ранг | ||
м3/с | % | ||
Суммарный по предприятию | 33,79·104 | 100 | |
Диоксид азота | 32,3·104 | 95,6 | 1 |
Диоксид серы | 507,2 | 1,5 | 3 |
Оксид углерода | 385,4 | 0,1 | 4 |
Пыль(Si2O3 от 20 до 70%) | 1,4·104 | 4,1 | 2 |
Пыль древесная | 18 | 0,01 | 5 |
Углеводороды | 1,2 | 0,0004 | 6 |
Вывод: Приоритетным загрязняющим веществом строительной промышленности по массе выбросов является оксид углерода, а по категории опасности вещества – диоксид азота.
Предприятие имеет II категорию опасности, следовательно размер CCЗ – 500 метров.
3 Расчет категории опасности улицы (автомобильного транспорта и дороги)
3.1 Общие положения
Эксплуатация автомобилей связана со значительным загрязнением окружающей среды отработавшими газами. Доля вредных компонентов отработавших газов в общем объеме атмосферных загрязнений газами в различных регионах России достигает 90 %. Особенно негативное воздействие автомобильного транспорта проявляется в крупных городах.
Вклад автотранспорта в городе Оренбурге от суммарного выброса
загрязняющих веществ составляет 46,2 %. По сравнению с 2005 годом его выбросы за счет увеличения пробега автобусов (в 1,43 раза) и легковых автомашин (в 1,18 раза) увеличились на 5,8 тыс. т. В городе Орске - 7,2 %, Новотроицке - 3,5 %, Кувандыке - 47,8 %.
В состав отработавших газов входят токсичные и поэтому наиболее опасные для здоровья человека вещества: окись углерода, окислы (окись и двуокись) азота, углеводороды, альдегиды (формальдегид и акролеин), соединения серы, ядовитый свинец и его соединения, сажа и канцерогенное вещество - бензапирен.
Транспортные источники загрязнения атмосферы обладают рядом
специфических особенностей, учет которых необходим на любом уровне рассмотрения проблемы. По существующей классификации их можно отнести к линейным наземным непрерывно действующим источникам с переменной мощностью выброса, расположенных непосредственно в селитебных районах города. Особую опасность для окружающей среды эти источники создают тем, что выброс осуществляется в приземном слое воздуха на очень небольшой высоте (до 1,5 м).
Наиболее опасными для здоровья человека в выбросах автомобильного транспорта являются вещества канцерогенного характера. К ним относятся свинец и некоторые полициклические углеводороды (бензапирен).
Свинец образуется при сгорании тетраэтилсвинца (ТЭС) в двигателях внутреннего сгорания, который использовался в России как антидетонатор для повышения октанового числа бензина до 2000 г. Максимальное содержание ТЭС в бензине составляет 0,25 г/кг.
Если легкие фракции загрязнителей могут перемещаться на дальние расстояния, рассеиваясь на больших площадях, то соединения свинца выпадают локально. Таким образом, в результате движения автотранспорта происходит загрязнение свинцом почвы и растительности придорожной полосы.
Многочисленные исследования показывают, что до 70 % свинца накапливается в верхнем 10-сантиметровом слое почвы в полосе до 60 м от полотна дороги. По мере удаления количество свинца в почве постепенно снижается, хотя и прослеживается на расстоянии до 300 м от полотна дороги. При этом распространение свинца зависит от наличия и плотности зеленых насаждений - чем она выше, тем меньше его в почве, а также от наличия различных препятствий.
Токсичные вещества попадают в атмосферу не только в составе отработавших газов. Токсичными являются и сами углеводородные топлива. Особенно бензин, точнее его пары, выходящие из отверстий топливных баков и карбюратора, а также картерные газы двигателя. Предельно допустимая среднесуточная концентрация паров бензина составляет 1,5 мг/м3.
Однако автотранспорт является еще и мощным источником выделения аэрозолей, которые формируются по двум разным механизмам:
- первая часть аэрозолей поступает в атмосферу города в результате неполного сгорания топлива в двигателях (особенно в дизелях) транспортных средств. При этом выделяется тонкодисперсный аэрозоль сажи. В составе сажи, выбрасываемой двигателем, есть и полициклические углеводороды, обладающие канцерогенным и мутагенным действием (около 75 % мутагенов адсорбируются именно на саже), что сильно повышает ее агрессивность;
- вторая часть аэрозоля формируется в результате взаимодействия шин автомобиля и воздушного потока, создаваемого им, с поверхностью дороги (соединения цинка и кадмия).
Таким образом, автомобильные дороги крупного города являются мощным источником как первичного, так и вторичного выделения веществ-загрязнителей в атмосферу.
3.2 Расчет массы выбросов от автомобильного транспорта
Массовый выброс загрязняющих веществ автомобильным транспортом при движении по данной улице рассчитывается по формуле:
,
где - приведенный пробеговый выброс г/км
,
- пробеговый выброс i-го загрязняющего вещества транспортным средством, г/км;
- коэффициент, учитывающий изменение выбросов загрязняющих веществ при движении по территории населенных пунктов;
- коэффициент, учитывающий влияние технического состояния автомобилей на массовый выброс, загрязняющего;
- суммарный годовой пробег автомобилей по данной улице, который является функцией времени, интенсивности и скорости движения АТС, км.
Суммарный сезонный пробег по улице рассчитывается по следующей схеме:
,
где - скорость движения транспортных средств, км/ч;
- число автомобилей, прошедших по данной улице за сезон, авт./сез.;
- время движения автотранспортного средства по данной улице, ч.
Время движения автомобиля по данной улице рассчитывается по формуле:
,
где L - длина улицы, км.
Исходя из уравнений (3.3) и (3.4), суммарный годовой пробег автомобилей рассчитывается по формуле:
,
Число автомобилей, прошедших по данной улице за сезон, определяется суммированием:
,
t - время, 6 часов;
n - количество дней в сезоне.
Значения приведенного пробегового выброса i -го загрязняющего вещества данным типом транспортных средств приведены в таблице 4.
Таблица 4 - Приведенный пробеговый выброс для различных видов автотранспорта
Тип автотранспорта | Примеси | Пробеговый выброс, г/км | Коэффициенты | Приведенный пробеговый выброс, г/км | ||
Kri | Kтi | Kni |