Файл: Разработка бизнес-плана ресторана (Методологические основы разработки бизнес-плана).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 2
Для упрощения расчетов предполагаемый ассортимент сформирован в группы по типу продуктов, цены и себестоимость усреднены. Упрощенный список продуктов приведен в приложении 3. Номенклатура продуктов по каждому типу составляет от 5 до 15 наименований.
В подготовительный период необходимо выполнить следующий объем работ:
· получить кредит в КБ «Экспобанк» ООО;
· закупить необходимое для организации производственного процесса оборудование;
· произвести доделку и дооборудовавшие помещения;
· закупить мебель;
· произвести подбор персонала;
· заключить договора на поставку сырья и расходных материалов;
· получить разрешения на продажу продуктов питания, спиртных напитков и оказание услуг в сфере общественного питания.
После окончания подготовительного периода запускается производство. Срок выхода на проектную мощность определен в два месяца.
2.3 Конкуренция на рынках сбыта
Сейчас в Москве функционирует около 10 тыс. заведений общепита, включая уличные точки, из которых лишь 2550 являются классическими ресторанами. В то же время в Париже количество точек общественного питания составляет более 14 тыс., в Нью-Йорке - более 35 тыс., причем среди них 17 тыс. приходится не рестораны и 11 тыс. на кафе.
Примерно 50-70% московских ресторанов и кафе расположены в пределах Садового кольца или в зонах непосредственной близости к нему, что объясняется тем, что центр города является более привлекательным местом для свободного времяпрепровождения и именно здесь расположено большинство бизнес-центров.[10]
Наиболее насыщенным и наименее динамичным является сегмент элитных/дорогих ресторанов (средний чек превышает $50), который составляет порядка 4% от общего количества точек общественного питания. Чаще всего это заведения с узкой специализацией кухни и «именитыми» шеф-поварами. Выбирая ресторан «высокой кухни», посетители первостепенное значение придают престижу заведения, атмосфере, квалификации персонала. И только после этого посетители обращают внимание на качество кухни. По мнению экспертов, данный сегмент рынка общественного питания практически заполнен и в ближайшее время в нем вряд ли стоит ожидать появления большого числа новых заведений.
«Демократические» рестораны превалируют на рынке классических ресторанов Москвы и составляют порядка 95-96% от их общего числа. Заведения, представленные в этом сегменте, можно разделить на три группы. В первую входят рестораны со стоимостью обеда на одного человека без спиртного в районе $10-20. В данную категорию попадают как дешевые привокзальные заведения, так и вполне приличные сетевые рестораны, такие как «Елки-Палки», «Киш-Миш».
Вторая категория демократических ресторанов - это заведения со средней стоимостью обеда на человека в районе $20-40. Главное их отличие от предыдущей группы в том, что они уже не рассчитаны на «проходную» публику. Продукты в таких ресторанах используют более дорогие и качественные, сервис достаточно демократичен, а интерьер «с изюминкой», но без особых излишеств. Среди демократических ресторанов эта категория наиболее многочисленна - 60-65%.
Третья категория «демократических» ресторанов - заведения более высокого класса, цена обеда в которых на одного человека без спиртного составляет $40-50. В подобных заведениях в состав блюд входят изысканные и редкие продукты, обязательно наличие «фирменного» стиля и хорошего повара. Клиенты таких ресторанов - люди со средним уровнем дохода и выше среднего, но не представители «элиты».
По мнению экспертов, все три названных выше категории будут активно развиваться, и именно в этом сегменте вероятно появление наиболее интересных и оригинальных концепций.
Рис. 2.2 - Структура рынка ресторанов Москвы по среднему чеку, %
Типичными посетителями демократических ресторанов среднеценового сегмента в Москве являются молодые мужчины и женщины (до 35 лет) с высшим образованием, каждый второй - женат или замужем. Семья человека, который регулярно посещает рестораны среднеценового сегмента, обычно состоит из трех человек, несколько реже - из двух или четырех человек. Большинство посетителей ресторанов этого сегмента - люди работающие и имеющие высокий доход. Большинство из них (86%) могут без труда позволить себе приобретать предметы длительного пользования. Большинство из них имеют личный транспорт и добираются до ресторана на нем или на такси. 68% респондентов пользуется интернетом, причем каждый четвертый представитель этой группы - активный пользователь, заходящий в сеть ежедневно. Посещение ресторанов - самый популярный способ проведения досуга для представителей данной группы. Каждый третий из них посещает кино и театры.
Наиболее характерная для мужчин частота посещения ресторана - 2-3 раза в неделю или раз в неделю. В то время как женщины ходят в ресторан 2-3 раза в месяц.
Рестораны во всем мире оцениваются по четырем основным направлениям: кухня, вино, атмосфера, сервис. Особенностью ресторанного бизнеса России является иной порядок определяющих факторов: атмосфера, кухня, сервис, вино. Однако, по мнению экспертов, перемены в сторону повышения значимости кухни неизбежны.
Лидером потребительских предпочтений сегодня является европейская кухня, далее в порядке убывания популярности следуют итальянская и русская. Наиболее вероятные «хиты», по мнению экспертов, - это вьетнамская и китайская кухни. Они ближе к «демократическому» формату и по своей сути относятся к «недорогим» кухням.
У всех заведений, претендующих на лидерство в том или ином среднеценовом формате, есть общие характеристики: они либо относятся к сетям, либо открыты именитыми рестораторами.
Наиболее именитыми рестораторами являются:
· Аркадий Новиков (более 40 ресторанов, включая «Ваниль», «Белое солнце пустыни», «Сыр», «Царская охота». Демократические заведения - сеть трактиров «Елки-Палки»);
· Андрей Деллос (ресторан «Пушкинъ». Демократические заведения - рестораны «Му-Му», «Шинок», «Бочка»);
· Дмитрий Немировский (рестораны «Япона-мама», «Красный»);
· Игорь Бухаров, Роман Рожниковский (рестораны «Ностальжи», «Репортер»);
· Татьяна и Валерий Курбатские (ресторан «Марио»).
Московский рынок ресторанов высокой кухни ожидает стагнация. По прогнозам управляющего ресторанного холдинга «Столичные рестораны» Павла Колчина, в ближайшие годы бум открытия дорогих ресторанов сойдет на нет: часть существующих ресторанов будет реконструирована, а пятая часть и вовсе прекратит свое существование.[11] Новое поле деятельности для рестораторов — развитие демократичных концепций.
Но в данном случае не имеется в виду сокращение рынка. Начнут уходить неэффективные и дотационные проекты. В целом же про насыщение рынка Москвы говорить преждевременно. Скажем, в Париже ресторанов раз в шесть больше, при этом все они работают! Да, в Москве сейчас очевидна некоторая стагнация. Но это временное явление. Ведь дело не в том, что в Москве нет новых проектов, а у рестораторов нет денег на их открытие.
Насыщен верхний сегмент рынка, достаточно ресторанов, ориентированных на очень богатых людей, для которых поход в ресторан стал привычкой. А у среднего класса еще не сформировалась привычка ходить в рестораны просто так, а не по выходным или большим праздникам. Но как только поменяется отношение к ресторанам со стороны этой, еще не охваченной рестораторами публики, рынок начнет развиваться так же интенсивно, как в первой половине 2000-х годов.
Именно поэтому и предлагается инвестиционный проект ресторана ООО «Сказка». Деятельность создаваемого предприятия направлена на оказание услуг в сфере общественного питания для людей со средним достатком (средний чек 10-20$).
Основными конкурентами ООО «Сказка» являются:
· ООО ««Элс Кафе»»;
· ООО «Елки-Палки»;
· ООО «Корона».
Все три ресторана в какой-то мере конкурируют между собой, однако спектр предлагаемых ими услуг различен.
Говоря о конкуренции, необходимо отметить, что целесообразно отнести к числу конкурентов ООО «Сказка» фирмы, предоставляющие услуги, аналогичные услугам ресторана. Детальный анализ конкурентов в нашем случае проводиться последующим позициям: месторасположение, время работы, парковка, качество и стиль интерьера, качество музыки, цены, наличие рекламы и некоторые другие услуги.
В таблице 2.2 представлены более подробные данные и даны экспертные оценки, на основе которых можно судить об уровне конкурентоспособности предлагаемого проекта.
Таблица 2.2 - Оценка конкурентов ООО «Сказка»
Факторы ООО «Сказка» ООО ««Элс Кафе»» ООО «Елки-Палки»
ООО «Корона»
Месторасположение 4 5 5 3
Время работы 5 5 5 4
Парковка 4 5 4 3
Качество и стиль
интерьера
5 4 5 3
Фоновая музыка 5 4 4 3
Цены 5 3 4 3
Охрана 5 5 5 4
Наличие рекламы 4 5 5 3
ИТОГО 37 36 37 26
В силу того, что предприятий подобного уровня в данном районе нет и ниша на которую будет ориентировано ООО «Сказка» практически свободна, серьезной конкурентной борьбы не предполагается.
2.4 Производственный план
В соответствии с проектом развития ООО «Сказка» требуются следующие капитальные затраты (таблица 2.3).
Таблица 2.3 - Капитальные вложения, тыс. руб.
Статья расходов Сумма
Оборудование, в т.ч.: 12 160
· Поставка 12 000
· Монтаж 160
Упаковка и доставка оборудования 400
Ремонт помещения 2 000
Покупка автотранспорта 400
Непредвиденные расходы 40
Итого капитальные вложения 15 000
Сырье и материалы.
Закупка необходимого сырья и материалов осуществляется в Московском регионе на основе заключенных договоров поставки.
Стоимость необходимого сырья и материалов в среднем по всем видам продукции составляет 60% объема реализации.
Общепроизводственные расходы.
Ежемесячный состав и размер общепроизводственных расходов представлен в таблице 2.4.
Таблица 2.4 - Состав и размер общепроизводственных расходов, тыс. руб./месяц
Статья расходов Сумма
Инструмент и хозинвентарь 24,56
Доставка сырья и материалов 12,28
Текущие ремонты оборудования с привлечением сторонних организаций 20,47
Текущие ремонты и работы, не связанные с оборудованием 27,27
Прочие услуги сторонних организаций 2,71
Затраты на освещение, отопление, воду 41,04
Фирменная одежда 20,06
Прочие расходы 1,61
Итого 150,00
Фонд заработной платы, включая начисления.
Необходимый персонал для работы в ресторане будет подобран с помощью размещения объявлений в специализированных изданиях.
С каждым из сотрудников необходимо заключить трудовой договор, длительностью три года. Если по прошествии указанного срока дирекция сочтет нужным оставить работника на его посту, то договор будет продлен.
Трудовой договор должен включать в себя все обязательные пункты, предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации, в т. ч.:
· трудовая функция (место работы, должностные обязанности, квалификация, специальность, название должности);
· размер заработной платы.
В ООО «Сказка» применяется повременная система оплаты труда. Все работники имеют фиксированную заработную плату согласно штатному расписанию. Организации уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации в соответствии с Законом РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» в размере 26% ФОТ.
Произведем расчет фонда заработной платы, включая начисления (таблица 2.5).
Таблица 2.5 - План по ФОТ, включая начисления, руб./мес.
Должность (специальность, профессия), разряд, класс(категория) квалификации Количество штатных единиц Тарифная ставка (оклад) и пр., руб. Всего, руб Начисления на зар. плату, руб.
Директор 1 30 000 30 000 7 800
Главный инженер 1 25 000 25 000 6 500
Главный бухгалтер 1 25 000 25 000 6 500
Бухгалтер 1 12 500 12 500 3 250
Менеджер по кадрам 1 12 500 12 500 3 250
Секреталь 1 10 000 10 000 2 600
Зам. Директора 1 25 000 25 000 6 500
Шеф-повар 1 25 000 25 000 6 500
Бригадир поваров 2 15 000 30 000 7 800
Повар 4 12 000 48 000 12 480
Подсобный кухонный рабочий 2 8 000 16 000 4 160
Бригадир официантов 2 12 000 24 000 6 240
Официант 4 10 000 40 000 10 400
Метродотель 1 15 000 15 000 3 900
Гардеробщик 2 8 000 16 000 4 160
Уборщик 2 8 000 16 000 4 160
Мойщик 2 8 000 16 000 4 160
Кладовщик 2 12 000 24 000 6 240
Экспедитор 2 12 000 24 000 6 240
Грузчик 2 8 000 16 000 4 160
Всего 35 293 000 450 000 117 000
Коммерческие расходы.
В разделе издержек на маркетинг учитываются расходы на рекламу в печатных изданиях, а также ксерокопирование и распространение буклетов и других рекламных материалов, необходимых при продвижении продукта и рекламе.
Первоначально – первые три месяца планируются расходы на рекламу в размере 50 000 руб. в месяц, в дальнейшем общий объем коммерческих расходов определен в размере 100 000 рублей на квартал. Эти расходы также включаются в стоимость продукции для покупателей товара.