Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 205
Скачиваний: 2
Введение
Проблема эффективного управления персоналом в современной России стоит достаточного остро, и последствия этого ощущают на себе тысячи организаций. Отголоски данной проблемы слышны во всем - в неграмотном HR-менеджменте, в постоянной текучке кадров, в отсутствии мотивации и снижении работоспособности у сотрудников, в напряженной психологической атмосфере в коллективе. Все эти факторы приводят к упущенной прибыли и убыткам предприятия. В связи с этим требуется реструктурировать систему управления персоналом в большинстве организаций, ведь если подходить к управлению персоналом грамотно – со знанием социальных, психологических аспектов и особенностей, то можно значительно повысить работоспособность сотрудников, а, следовательно, и эффективность бизнес-процессов предприятия. Одним из инструментов увеличения эффективности может служить соционика.
Это проблема и ее значимость для процесса мотивации сотрудников и определяет данное исследование как актуальное.
В связи с этим целью данной работы являлось оптимизация работы по мотивации персонала, с помощью соционики.
Для достижения этой цели в процессе исследования решались следующие задачи:
- Анализ соционической литературы, касающихся проблемы мотивации персонала в организации.
- Изучение особенностей соционических типов, для определения их мотивации.
- Составление диагностической программы.
- Проведение констатирующего эксперимента.
- Выявление качественных отклонений от нормы выработки в отделе
Предметом исследования являлся влияние соционических типов на мотивацию сотрудников, на основе выявленных специфических оценок трудоемкости работника.
Объектом исследования являлись соционика.
Методы проведенного исследования были подобраны с учетом специфики предмета, в соответствии с целью и задачами:
- изучение и анализ литературных источников;
- изучение статистических данных начальников отделов на каждого сотрудника;
- констатирующий эксперимент;
- анализ полученных данных, формулировка выводов.
Структура курсовой работы:
Введение. Краткое описание актуальности темы, цель работы, предмет и объект исследования, методы проведенного исследования.
2) ГЛАВА1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИОНИКИ В СИСТЕМЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА. Отвечает на вопрос как соцмоника может помочь в мотивации персонала.
1.1. ОСНОВНЫЕ СОЦИОНИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ. Даются определения соционическим понятиям, дихотомиям.
1.2. МОТИВАЦИЯ СОГЛАСНО СОЦИОНИЧЕСКОМУ ТИПУ. Рассматриваются соционические типы, их особенности в мотивации, сильные и слабые стороны.
1.3. СТИМУЛЬНЫЕ ГРУППЫ. Какие именно стимулы можно применить к сотруднику, для того чтобы «попасть в цель» его ценностей.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОТРУДНИКОВ.
2.1 ПОДГОТОВКА К ИССЛЕДОВАНИЮ (ЭКСПЕРИМЕНТУ) ВИДЫ ТИПИРОВАНИЯ. Определение соционического типа сотрудника, забор статистических данных начальников отделов на каждого сотрудника и оценка самого сотрудника его работы.
2.2. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА (ВРЕМЯ И КОЛИЧЕСТВО НА ОПЕРАЦИЮ ИЛИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА. Вывод по результатам исследования.
Заключение. Подведение итогов работы.
ГЛАВА1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИОНИКИ В СИСТЕМЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
ОСНОВНЫЕ СОЦИОНИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
Соционика – это наука о типах личности, которая берет свои истоки в учениях Карла Густава Юнга, знаменитого швейцарского психиатра и основоположника аналитической психологии. Юнг предположил, что существуют определенные типы личностей, которым характерны определенные способы мышления. Зная тип мышления другого человека, можно сразу выделить его слабые и сильные стороны, а также понять особенности восприятия им информации из внешнего мира. Это может служить хорошей почвой для формирования глубоких, крепких отношений с подчиненными, а также созданием благоприятной атмосферы в коллективе и в формировании высокоэффективных рабочих команд. Соционику в своих академических и практических исследованиях рассматривали множество специалистов по всему миру – О. Крейгер, Дж. Тьюсон, А. Кемпинский, А. Аугустинавичюте, В. Гуленко, О. Слинько, В. Букалов, В. Ермак, Г. Шульман, А. Филатова, Н. Якушина, В. Миронов, Г. Рейнин.
В современном виде соционика – это наука, которая предполагает классификацию из 16 типов личности с их описанием, а также описанием отношений между ними, которые называются «интертипными». Названия соционические типы носят в честь своих известных представителей, а определяются они с помощью специализированных тестов или экспертного заключения психолога, исходя из наличия в мышлении человека определенных особенностей. Существуют основные определяющие дитохомии[1] в полюсе личности, которые называются «базисом Юнга».
К ним относятся: - экстраверсия (Э) и интроверсия (И), - этика (Э) и логика (Л), - сенсорика (С) и интуиция (И), - рациональность и иррациональность.
Необходимо отметить, что речь идет о преимущественном способе восприятия информации человеком и нельзя утверждать, что этики совсем не обладают логикой, а рационалы всегда и во всем неукоснительно следуют правилам. Однако каждый человек все же имеет свой особенный стиль поведения и взаимодействия с субъектами внутренней (коллеги, руководство) и внешней (потребители, бизнес-партнеры, конкуренты, органы государственной власти) сред организации, сильные и слабые стороны, а также особенности в решении деловых вопросов и особенности поведения в конфликтных ситуациях. Исходя из существующих теоретикометодологических разработок в рамках соционики, можно выделить особенности поведения в рабочей обстановке представителей каждого типа, а также сформулировать практические рекомендации по взаимодействию с различными представителями.
Рассмотрим основные виды дихотомий, которые пригодятся в работе при мотивации персонала.
Экстраверсия — Интроверсия
Первое измерение типа личности отражает то, как мы предпочитаем взаимодействовать с окружающим миром и на что направлять свою энергию. Карл Густав Юнг создал концепции «экстраверсии» и «интроверсии», чтобы показать, как мы живем во внешнем мире и как внешний мир отражается внутри нас. Каждый из нас наделен природной преференцией либо к внешнему, либо к внутреннему миру, хотя мы можем обращаться как к одному, так и к другому. Пребывание в излюбленном мире подпитывает нас энергией. Пребывание в другом мире не столь комфортно и может нас утомлять. Тех, кто предпочитает внешний мир, называют экстравертами, а тех, кто отдает предпочтение миру внутреннему, — интровертами.
Внимание и энергия экстравертов отданы внешнему миру. Они ищут общества других людей, им нравится вступать в контакты, будь то контакты один на один или в коллективах. Их постоянно тянет к миру людей и предметов. Так как им требуется изучать мир, чтобы понимать его, им свойственно проявлять активность. Экстраверты получают «подзарядку аккумулятора» в общении. Как правило, у них много знакомых. Они любят быть в центре внимания, открыты для общения, поэтому сходятся с новыми людьми часто и с легкостью.
Внимание и энергия интровертов сосредоточены внутри их самих. Им нравится уединение. Их «подзарядка аккумуляторов» — время, проведенное в одиночестве. Интроверт старается понять мир до того, как с ним соприкоснется, а это требует интенсивной умственной деятельности. Он в меньшей степени нуждается во взаимодействии — один на один или в коллективе. Интроверт избегает быть в центре внимания, он обычно более сдержан, чем экстраверт. Он медленно изучает других людей.
Многие экстраверты находят, что их преференция помогает им в работе, так как они умеют думать быстро, на ходу. Отвечать на вопросы они начинают сразу. Часто они толково отвечают, и им, как правило, удается убедить других в своей правоте. Интровертам же, наоборот, чтобы ответить на вопросы нужно время, чтобы как-бы «проговорить сначала ответ внутри», а затем уже его озвучить.
Важно осознать, что плюс экстравертов — широта, а плюс интровертов — глубина. Экстравертов обычно интересуют сразу многие вопросы, но не всегда им хочется исследовать их достаточно глубоко. Интересы же интровертов не так широки, зато они вникают в них на гораздо большую глубину. Если вы заговорите с интровертом на интересную для него тему, он может говорить бесконечно.
Таблица 1. Характеристики двух преференций :экстравертов и интровертов
Экстраверты |
Интроверты |
Подпитываются энергией в обществе других |
Подзаряжаются энергией в одиночестве |
Любят быть в центре внимания |
Избегают бывать в центре внимания |
Действуют, потом думают |
Думают, потом действуют |
Часто думают вслух |
Мыслительные процессы идут у них внутри |
Свободно делятся сведениями личного характера; их легко «прочитать» и узнать |
Ценят частную жизнь; склонны делиться сведениями личного характера с немногими избранными |
Больше говорят, чем слушают. Общаются с удовольствием |
Больше слушают, чем говорят. Не выказывают своего удовольствия |
Быстро отвечают; любят быстрый ритм |
Отвечают, обдумав ответ; любят спокойный ритм |
Склонны не к глубине, а к широте восприятия |
Склонны не к широте, а к глубине |
Сенсорика — Интуиция
Второе измерение типа личности относится к роду информации, на которую нам свойственно обращать внимание.
Для людей, склоняющихся к сенсорике— их называют сенсориками, — важно то, что можно видеть, слышать, осязать, нюхать, пробовать на вкус. Они доверяют всему, что можно измерить, зафиксировать; их внимание отдано тому, что конкретно и реально. Сенсорики верят, что их органы чувств снабдят их точной информацией о мире, а также доверяют собственному опыту. Они ориентируются на настоящий момент и обращают внимание на то, что происходит именно сейчас.
Те, кто опирается на интуицию, — интуиты — по своей природе читают между строк, во всем отыскивают скрытый смысл. Интуиты фокусируют внимание на подтекстах, перекличках. В отличие от сенсориков, они высоко ценят воображение, доверяют озарениям, предчувствиям. Интуиты ориентируются на будущее, они стараются предвидеть, что произойдет. Интуит рассматривает ситуацию под углом зрения того, что она означает и к каким последствиям может привести.
Сенсорикам особенно хорошо удается запоминать большое число фактов, а интуиты лучше их интерпретируют, открывают их изнанку. Сенсорики прекрасно приспособлены для того, чтобы получать удовольствие от имеющегося здесь и сейчас. Интуиты, напротив, смотрят в будущее и призывают перемены.
Как интуиты, так и сенсорики играют важные роли в организациях. Первые рассматривают возможности, вторые оценивают реальность.
Таблица 2. Характеристика сенсориков и интуитов.
Сенсорики |
Интуиты |
Верят четким и конкретным данным |
Верят во вдохновение и озарения |
Принимают новые идеи только тогда, когда видят их конкретное приложение |
Любят новые идеи и подходы, невзирая ни на что |
Ценят реализм и здравый смысл |
Ценят воображение и новаторство |
Любят использовать и шлифовать устоявшиеся методики |
Любят осваивать новые навыки, а овладев ими, вскоре начинают скучать |
Стремятся к четкости и буквальности; Используют подробные описания |
Стремятся дать общую, рельефную информацию, используют метафоры и аналогии |
Представляют информацию по порядку, пункт за пунктом |
Представляют информацию, оставляя заходят издалека |
Ориентированы на настоящее |
Ориентированы на будущее |
Логика — Этика
Третье измерение типа личности связано с тем, как мы принимаем решения и приходим к выводам. Мы видели, что существуют два способа взаимодействия с миром и два пути получения информации; точно так же и в области принятия решений есть два варианта: посредством либо логики, либо этики.
-
- рамках концепции типа личности «логика» означает безличный подход к принятию решений, тогда как «этика» — это принятие решений на основе персональных ценностей. Хотя эмоциям может принадлежать определенная роль в принятии решений, здесь под этикой понимается путь принятия решений на основе того, что важно для вас и для окружающих.