Файл: Соционика в мотивации персонала.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Проблема эффективного управления персоналом в современной России стоит достаточного остро, и последствия этого ощущают на себе тысячи организаций. Отголоски данной проблемы слышны во всем - в неграмотном HR-менеджменте, в постоянной текучке кадров, в отсутствии мотивации и снижении работоспособности у сотрудников, в напряженной психологической атмосфере в коллективе. Все эти факторы приводят к упущенной прибыли и убыткам предприятия. В связи с этим требуется реструктурировать систему управления персоналом в большинстве организаций, ведь если подходить к управлению персоналом грамотно – со знанием социальных, психологических аспектов и особенностей, то можно значительно повысить работоспособность сотрудников, а, следовательно, и эффективность бизнес-процессов предприятия. Одним из инструментов увеличения эффективности может служить соционика.

Это проблема и ее значимость для процесса мотивации сотрудников и определяет данное исследование как актуальное.

В связи с этим целью данной работы являлось оптимизация работы по мотивации персонала, с помощью соционики.

Для достижения этой цели в процессе исследования решались следующие задачи:

  1. Анализ соционической литературы, касающихся проблемы мотивации персонала в организации.
  2. Изучение особенностей соционических типов, для определения их мотивации.
  3. Составление диагностической программы.
  4. Проведение констатирующего эксперимента.
  5. Выявление качественных отклонений от нормы выработки в отделе

Предметом исследования являлся влияние соционических типов на мотивацию сотрудников, на основе выявленных специфических оценок трудоемкости работника.

Объектом исследования являлись соционика.

Методы проведенного исследования были подобраны с учетом специфики предмета, в соответствии с целью и задачами:

- изучение и анализ литературных источников;

- изучение статистических данных начальников отделов на каждого сотрудника;

- констатирующий эксперимент;

- анализ полученных данных, формулировка выводов.

Структура курсовой работы:

Введение. Краткое описание актуальности темы, цель работы, предмет и объект исследования, методы проведенного исследования.

2) ГЛАВА1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИОНИКИ В СИСТЕМЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА. Отвечает на вопрос как соцмоника может помочь в мотивации персонала.


1.1. ОСНОВНЫЕ СОЦИОНИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ. Даются определения соционическим понятиям, дихотомиям.

1.2. МОТИВАЦИЯ СОГЛАСНО СОЦИОНИЧЕСКОМУ ТИПУ. Рассматриваются соционические типы, их особенности в мотивации, сильные и слабые стороны.

1.3. СТИМУЛЬНЫЕ ГРУППЫ. Какие именно стимулы можно применить к сотруднику, для того чтобы «попасть в цель» его ценностей.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОТРУДНИКОВ.

2.1 ПОДГОТОВКА К ИССЛЕДОВАНИЮ (ЭКСПЕРИМЕНТУ) ВИДЫ ТИПИРОВАНИЯ. Определение соционического типа сотрудника, забор статистических данных начальников отделов на каждого сотрудника и оценка самого сотрудника его работы.

2.2. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА (ВРЕМЯ И КОЛИЧЕСТВО НА ОПЕРАЦИЮ ИЛИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА. Вывод по результатам исследования.

Заключение. Подведение итогов работы.

ГЛАВА1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИОНИКИ В СИСТЕМЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА

ОСНОВНЫЕ СОЦИОНИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Соционика – это наука о типах личности, которая берет свои истоки в учениях Карла Густава Юнга, знаменитого швейцарского психиатра и основоположника аналитической психологии. Юнг предположил, что существуют определенные типы личностей, которым характерны определенные способы мышления. Зная тип мышления другого человека, можно сразу выделить его слабые и сильные стороны, а также понять особенности восприятия им информации из внешнего мира. Это может служить хорошей почвой для формирования глубоких, крепких отношений с подчиненными, а также созданием благоприятной атмосферы в коллективе и в формировании высокоэффективных рабочих команд. Соционику в своих академических и практических исследованиях рассматривали множество специалистов по всему миру – О. Крейгер, Дж. Тьюсон, А. Кемпинский, А. Аугустинавичюте, В. Гуленко, О. Слинько, В. Букалов, В. Ермак, Г. Шульман, А. Филатова, Н. Якушина, В. Миронов, Г. Рейнин.

В современном виде соционика – это наука, которая предполагает классификацию из 16 типов личности с их описанием, а также описанием отношений между ними, которые называются «интертипными». Названия соционические типы носят в честь своих известных представителей, а определяются они с помощью специализированных тестов или экспертного заключения психолога, исходя из наличия в мышлении человека определенных особенностей. Существуют основные определяющие дитохомии[1] в полюсе личности, которые называются «базисом Юнга».


К ним относятся: - экстраверсия (Э) и интроверсия (И), - этика (Э) и логика (Л), - сенсорика (С) и интуиция (И), - рациональность и иррациональность.

Необходимо отметить, что речь идет о преимущественном способе восприятия информации человеком и нельзя утверждать, что этики совсем не обладают логикой, а рационалы всегда и во всем неукоснительно следуют правилам. Однако каждый человек все же имеет свой особенный стиль поведения и взаимодействия с субъектами внутренней (коллеги, руководство) и внешней (потребители, бизнес-партнеры, конкуренты, органы государственной власти) сред организации, сильные и слабые стороны, а также особенности в решении деловых вопросов и особенности поведения в конфликтных ситуациях. Исходя из существующих теоретикометодологических разработок в рамках соционики, можно выделить особенности поведения в рабочей обстановке представителей каждого типа, а также сформулировать практические рекомендации по взаимодействию с различными представителями.

Рассмотрим основные виды дихотомий, которые пригодятся в работе при мотивации персонала.

Экстраверсия — Интроверсия

Первое измерение типа личности отражает то, как мы предпочитаем взаимодействовать с окружающим миром и на что направлять свою энергию. Карл Густав Юнг создал концепции «экстраверсии» и «интроверсии», чтобы показать, как мы живем во внешнем мире и как внешний мир отражается внутри нас. Каждый из нас наделен природной преференцией либо к внешнему, либо к внутреннему миру, хотя мы можем обращаться как к одному, так и к другому. Пребывание в излюбленном мире подпитывает нас энергией. Пребывание в другом мире не столь комфортно и может нас утомлять. Тех, кто предпочитает внешний мир, называют экстравертами, а тех, кто отдает предпочтение миру внутреннему, — интровертами.

Внимание и энергия экстравертов отданы внешнему миру. Они ищут общества других людей, им нравится вступать в контакты, будь то контакты один на один или в коллективах. Их постоянно тянет к миру людей и предметов. Так как им требуется изучать мир, чтобы понимать его, им свойственно проявлять активность. Экстраверты получают «подзарядку аккумулятора» в общении. Как правило, у них много знакомых. Они любят быть в центре внимания, открыты для общения, поэтому сходятся с новыми людьми часто и с легкостью.

Внимание и энергия интровертов сосредоточены внутри их самих. Им нравится уединение. Их «подзарядка аккумуляторов» — время, проведенное в одиночестве. Интроверт старается понять мир до того, как с ним соприкоснется, а это требует интенсивной умственной деятельности. Он в меньшей степени нуждается во взаимодействии — один на один или в коллективе. Интроверт избегает быть в центре внимания, он обычно более сдержан, чем экстраверт. Он медленно изучает других людей.


Многие экстраверты находят, что их преференция помогает им в работе, так как они умеют думать быстро, на ходу. Отвечать на вопросы они начинают сразу. Часто они толково отвечают, и им, как правило, удается убедить других в своей правоте. Интровертам же, наоборот, чтобы ответить на вопросы нужно время, чтобы как-бы «проговорить сначала ответ внутри», а затем уже его озвучить.

Важно осознать, что плюс экстравертов — широта, а плюс интровертов — глубина. Экстравертов обычно интересуют сразу многие вопросы, но не всегда им хочется исследовать их достаточно глубоко. Интересы же интровертов не так широки, зато они вникают в них на гораздо большую глубину. Если вы заговорите с интровертом на интересную для него тему, он может говорить бесконечно.

Таблица 1. Характеристики двух преференций :экстравертов и интровертов

Экстраверты

Интроверты

Подпитываются энергией в обществе других

Подзаряжаются энергией в одиночестве

Любят быть в центре внимания

Избегают бывать в центре внимания

Действуют, потом думают

Думают, потом действуют

Часто думают вслух

Мыслительные процессы идут у них внутри

Свободно делятся сведениями личного характера;

их легко «прочитать» и узнать

Ценят частную жизнь; склонны делиться

сведениями личного характера с немногими избранными

Больше говорят, чем слушают. Общаются с удовольствием

Больше слушают, чем говорят. Не выказывают своего удовольствия

Быстро отвечают; любят быстрый ритм

Отвечают, обдумав ответ; любят спокойный ритм

Склонны не к глубине, а к широте восприятия

Склонны не к широте, а к глубине

Сенсорика — Интуиция

Второе измерение типа личности относится к роду информации, на которую нам свойственно обращать внимание.

Для людей, склоняющихся к сенсорике— их называют сенсориками, — важно то, что можно видеть, слышать, осязать, нюхать, пробовать на вкус. Они доверяют всему, что можно измерить, зафиксировать; их внимание отдано тому, что конкретно и реально. Сенсорики верят, что их органы чувств снабдят их точной информацией о мире, а также доверяют собственному опыту. Они ориентируются на настоящий момент и обращают внимание на то, что происходит именно сейчас.


Те, кто опирается на интуицию, — интуиты — по своей природе читают между строк, во всем отыскивают скрытый смысл. Интуиты фокусируют внимание на подтекстах, перекличках. В отличие от сенсориков, они высоко ценят воображение, доверяют озарениям, предчувствиям. Интуиты ориентируются на будущее, они стараются предвидеть, что произойдет. Интуит рассматривает ситуацию под углом зрения того, что она означает и к каким последствиям может привести.

Сенсорикам особенно хорошо удается запоминать большое число фактов, а интуиты лучше их интерпретируют, открывают их изнанку. Сенсорики прекрасно приспособлены для того, чтобы получать удовольствие от имеющегося здесь и сейчас. Интуиты, напротив, смотрят в будущее и призывают перемены.

Как интуиты, так и сенсорики играют важные роли в организациях. Первые рассматривают возможности, вторые оценивают реальность.

Таблица 2. Характеристика сенсориков и интуитов.

Сенсорики

Интуиты

Верят четким и конкретным данным

Верят во вдохновение и озарения

Принимают новые идеи только тогда, когда видят их конкретное приложение

Любят новые идеи и подходы, невзирая ни на что

Ценят реализм и здравый смысл

Ценят воображение и новаторство

Любят использовать и шлифовать устоявшиеся методики

Любят осваивать новые навыки, а овладев ими,

вскоре начинают скучать

Стремятся к четкости и буквальности;

Используют подробные описания

Стремятся дать общую, рельефную информацию, используют метафоры и аналогии

Представляют информацию по порядку, пункт за пунктом

Представляют информацию, оставляя

заходят издалека

Ориентированы на настоящее

Ориентированы на будущее

Логика — Этика

Третье измерение типа личности связано с тем, как мы принимаем решения и приходим к выводам. Мы видели, что существуют два способа взаимодействия с миром и два пути получения информации; точно так же и в области принятия решений есть два варианта: посредством либо логики, либо этики.

    • рамках концепции типа личности «логика» означает безличный подход к принятию решений, тогда как «этика» — это принятие решений на основе персональных ценностей. Хотя эмоциям может принадлежать определенная роль в принятии решений, здесь под этикой понимается путь принятия решений на основе того, что важно для вас и для окружающих.