Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 2
Логики предпочитают решения, логически правильные. Они гордятся своей способностью применять в процессе принятия решений объективный анализ. Они анализируют, взвешивают обстоятельства даже тогда, когда этот путь ведет к неприятным последствиям. Этики принимают решения на основе того, насколько им небезразличен вопрос, или просто ощущения правильности чего-либо. Они горды тем, что они упорны и умеют сочувствовать. Ясно, что у логиков и этиков совершенно разные.
Таблица 3. Характеристика логиков и этиков.
Логики |
Этики |
Отстраняются, применяют безличный анализ проблем |
Проявляют активное отношение, придают значение результатам действий других |
Ценят логику, справедливость, одинаковый подход ко всем, один стандарт для всех |
Ценят участие, согласие; замечают исключения из правил |
Мыслят критически, замечают ошибки |
Любят делать приятное окружающим, охотно выражают одобрение |
Могут казаться бессердечными, бесчувственными, равнодушными |
Могут показаться нелогичными, слабыми |
Считают правдивость важнее такта |
Считают такт важнее правдивости |
Признают чувства только тогда, когда считают их логичными |
Признают чувства вне зависимости от их рациональности |
Мотивированы |
|
Рациональность — Иррациональность
Четвертое измерение типа личности соотносится с тем , склонны мы к упорядоченному образу жизни (принимать решения) или к более свободному (впитывать информацию). Здесь мы тоже обнаружим серию различий в поведении представителей противоположных типов.
Люди, предпочитающие действовать на основании рассуждений (рационалы), стараются вести размеренный образ жизни; лучше всего они чувствуют себя тогда, когда их жизнь организованна, а дела улажены. Для них свойственен рассудочный взгляд на жизнь, им нравится принимать решения. Они стремятся управлять жизнью, регулировать ее. Те же, кто склонен доверяться восприятию (иррационалы), строят свою жизнь на принципе стихийности, им нравится гибкость, текучесть. Они ориентированы на непосредственное восприятие и не отгораживаются ни от каких возможностей. Иррационалы хотят понимать жизнь, а не властвовать над ней.
Рационалы не обязательно поверхностны (упрямы); просто им нравится, когда проблемы решены. Иррационалы не обязательно восприимчивы (проницательны); просто им нравится впитывать имеющиеся у них возможности.
Важное различие между рационалами и иррационалами состоит в вопросе о завершенности. Первые испытывают напряжение, когда вопрос не закрыт. Тяга к окончательному решению не отпускает их. Напротив, иррационалы чувствуют себя неуютно, когда что-то их подталкивает к принятию окончательного решения; они избегают завершенности и предпочитают сохранять свободу выбора.
- обычной жизни мы все прибегаем как к рациональности, так и к иррациональности. Как и в случаях других преференций, нет таких людей, которые бы жестко придерживались только одной преференции. Полезно искать сбалансированности рациональности и иррациональности, поскольку рационалов подстерегает опасность приобрести излишнюю жесткость, негибкость, догматизм, тогда как иррационалы рискуют протянуть с решением важных вопросов до конца жизни.
Рациональному типу нужен регламентированный, распланированный, структурированный мир, где существуют начало, середина и окончание. Рационалу важно контролировать все, что с ним происходит, и ему нравится самому принимать решения. Рациональные люди обычно видят мир в черно-белых тонах, а когда сталкиваются с каким-то вопросом, то дают на него либо один четкий ответ, либо прямо противоположный.
Им легче, когда вопросы решены, чем когда они висят в воздухе, причем даже в тех случаях, когда окончательное решение от них не зависит! Еще один штрих: люди рационального типа не так хорошо адаптируются и не в восторге от сюрпризов.
Люди иррационального типа предпочитают видеть мир изменчивым, представляющим множество вариантов для спонтанного выбора. Четкая структура связывает их. Свободное плавание — вот что им нужно. Иррациональные люди с удовольствием адаптируются к новому, к переменам, а решения откладывают до последнего момента. Они оставляют вопросы открытыми до той поры, пока терпит ситуация. Такие люди видят полутона и приветствуют все неожиданное едва ли не в любых сферах жизни.
Таблица 4. Характеристика рационалов и иррационалов.
Рационалы |
Иррационалы |
|
Чувствуют себя лучше всего, когда решения уже приняты |
Чувствуют себя лучше всего, когда перед ними открыт выбор |
|
Исповедуют «рабочую этику»: делу время потехе час (если он есть) |
— |
Исповедуют «игровую этику»: работа не волк, в лес не убежит |
Ставят перед собой цели и трудятся для того, чтобы достичь их вовремя |
Видоизменяют свои цели по мере поступления новой информации |
|
Предпочитают знать принятые правила игры |
Любят адаптироваться к новым условиям |
|
Ориентированы на результат (т. е. выполнение задачи) |
Ориентированы на процесс (как именно они выполняют задачу) |
|
Получают удовлетворение при завершении проекта |
Получают удовольствие начиная проект |
|
Смотрят на всё, как на ограниченный ресурс. |
Смотрят на всё, как на возобновляемый ресурс |
|
Принимают всерьез установленные сроки |
Считают установленные сроки эластичными |
|
МОТИВАЦИЯ СОГЛАСНО СОЦИОНИЧЕСКОМУ ТИПУ
Должности
Рассмотрим каждый из типов подробнее.
ИЛЭ (Дон Кихот). Сильные стороны – хорошо развитое интуитивное, познавательное мышление, хорошее видение перспектив и возможность эффективно работать с большими объемами информации, успешно структурировать ее, довольно напорист. Не следует от него ждать организованности, собранности, успешного выполнения монотонной работы, точности в оформлении документации, строгого порядка на рабочем месте и во внешнем виде, а также гибкости в отношениях с людьми. Рекомендации по наиболее эффективному использованию работника – лучше предоставлять такому сотруднику умеренную свободу и интересные проекты, не следует упрекать его за возможную неэтичность.
СЭИ (Дюма). Сильные стороны – заботливый и внимательный сотрудник. Умеет создать эмоциональный комфорт в коллективе, обычно никому не навязывает свою волю, не критичен, дипломатичен и приветлив. Не следует от него ждать - напряженной деловой активности, настойчивости, «пробивных» и лидерских качеств. Если задача слишком сложна или трудоемка, он склонен ее откладывать. Рекомендации – оптимальнее всего реализовывать потенциал такого сотрудника в социальной среде, не давить на его слабые деловые качества.
ЛИИ (Робеспьер). Сильные стороны – хорошее аналитическое мышление, сильно развитая логика. Умеет выделить главное и отсечь второстепенное, хорошо разбирается в схемах, классификациях и структурах. Сторонник дисциплины и порядка, ответственный и пунктуальный. Не следует от него ждать мобильности, гибкости, коммуникабельности, дипломатичности. Рекомендации: такому сотруднику можно поручить работу с системным анализом и Территория науки. 2016. № 1 96 аналитикой, но при этом избегать в общении с ним грубого волевого давления.
ЭСЭ (Гюго). Сильные стороны – активный, дипломатичный сотрудник, эмоционально ориентированный на коллектив. Ответственный и обаятельный, настойчив и решителен, стремится к стабильности. Не следует от него ждать быстрого принятия решений, пунктуальности и холодного расчета ситуации. Рекомендации: люди этого типа хорошие организаторы социальной среды, но не стоит упрекать их за возможную непунктуальность.
ИЭИ (Есенин). Сильные стороны – чуткость и внимательность, готовность идти на компромиссы, высокая адаптивность к изменениям; уважает авторитетных людей, которые могут выдать конкретные указания; не следует от него ждать инициативы, высокой работоспособности и организованности. Рекомендации: лучше всего реализуется в работе с гуманитарной направленностью; не следует поручать ему задачи, исполнение которых требует высокой концентрации внимания.
СЛЭ (Жуков). Сильные стороны – обладает выдержкой, сильной волей, хорошим логическим мышлением, умеет активно отстаивать интересы, практичен и смел, умеет быстро реагировать на изменения. Не следует от него ждать гибкости в отношениях с людьми, мягкости и уступчивости; он плохо прогнозирует ситуацию, может быть агрессивен. Рекомендации: из них получаются хорошие руководители, но не стоит поручать людям этого типа работу, требующую проявления дипломатии.
ЭИЭ (Гамлет). Сильные стороны – умеет воодушевлять людей, красочно уговаривать, создавать настроение и атмосферу, ответственный и рациональный, предусмотрительный и дальновидный работник. Не следует от него ждать всегда ровного эмоционального фона, демократичности и простоты, безэмоционального взгляда на вещи. Рекомендации: хорошо справится с работой, в которой требуется эмоционально вовлечь сотрудников или клиентов, продвигать идею. Скучная работа его утомляет.
ЛСИ (Максим Горький). Сильные стороны – отличный организатор и тщательный исполнитель, не терпит безответственности и беспорядка, доводит дела до конца, аккуратен и дисциплинирован. Не следует от него ждать компромиссности и терпимости, дальновидных прогнозов и быстрой реакции на изменения. Рекомендации: отличный руководитель подразделений, но не стоит поручать ему инновационные разработки и налаживание коммуникационных связей с сотрудниками, потребителями и бизнес-партнерами.
ИЛИ (Бальзак). Сильные стороны – эрудированность, пунктуальность, практичность. Хорошо оценивает исходы затеваемых предприятий, видит просчеты. Не следует от него ждать – смелости и решительности в экстремальных ситуациях, эмоционального участия и внимательности к людям. Часто излишне критичен. Рекомендации: научно-исследовательская деятельность прикладного характера, например, работа в области оценки рисков. Не следует упрекать таких людей за трудности в управлении собственными эмоциями.
СЭЭ (Наполеон). Сильные стороны – хорошие дипломатические и коммерческие способности, уверенность в себе, смелость, отличные лидерские качества, обаятельность, демократичность. Не следует от него ждать организованности, обязательности, глубоких аналитических и стратегических способностей; не любит инструкции и правила. Рекомендации: работа в сфере торговли, снабжении, маркетинге. Не стоит упрекать его за возможную нелогичность суждений.
ЛИЭ (Джек Лондон). Сильные стороны – труженик, любознательный, обладает отличной интуицией, умеет определить перспективность дел, ответственный и нетребовательный к физическому комфорту человек. Не следует от него ждать терпеливости, усидчивости и основательности, т.к. он любит рисковать. Рекомендации: может быть неплохим изобретателем и рационализатором, хорошо переносит командировки. Не стоит упрекать его за возможную небрежность во внешнем виде и возможную бестактность.
ЭСИ (Драйзер). Сильные стороны – прекрасно разбирается в отношениях между людьми, добросовестен, обязателен, пунктуален, ответственный и принципиальный. Не следует от него ждать гибкости в этических оценках, равнодушного отношения к аморальным поступкам, быстрой перемены в убеждениях и оценках, восприимчивости к неординарным решениям проблем. Рекомендации: обеспечить данного сотрудника работой в социальной сфере или задействовать его в решении производственных задач, требующей сосредоточенности.
ИЭЭ (Гексли). Сильные стороны – хорошо видит потенциал людей, чувствует скрытые их побуждения и мотивы. Впечатлителен и отзывчив, но стрессоустойчив; в экстремальных условиях мобилизуется. Не следует от него ждать организованности и практичности, нуждается в постоянном притоке новых впечатлений. Рекомендации – работа, требующая общения с людьми и большого количества контактов. Не стоит упрекать за нелогичность суждений.
СЛИ (Габен). Сильные стороны – практичен и логичен, высоко ценит межличностные отношения, довольно пунктуален и стрессоустойчив, хорошо адаптируется к изменениям. Не следует от него ждать демонстрации эмоций, открытости, сопереживания и сочувствия. Рекомендации: достигает хороших результатов в сферах, где необходимо обслуживание точной техники, качественное оформление изделий; будет наиболее успешен в управленческой деятельности среднего звена.
ЭИИ (Достоевский). Сильные стороны – хорошо разбирается в отношениях с людьми, терпелив, тактичен. Умеет выполнять кропотливую работу, ответственный и пунктуальный. Не следует от него ждать проявления сильных волевых качеств, настойчивости, организаторских способностей и мобильности. Рекомендации: давать четкие указания в работе, поручать задания, требующие внимательности и исполнительности, избегать прямого агрессивного давления.
ЛСЭ (Штирлиц). Сильные стороны – отличные организаторы, деятельные и напористые, трудолюбивые, с чувством долга и практичные сотрудники. Но не следует ждать от них дипломатичности и гибкости, они могут быть излишне требовательны и вспыльчивы. Рекомендации: люди этого типа хорошие управленцы и координаторы; не стоит упрекать их за возможную непунктуальность и вспыльчивость.
Итак, рассмотрев все типы личности, можно сделать вывод о том, что представители разных типов по-разному ведут себя в различных деловых ситуациях, имеют свои слабые и сильные стороны. Умение своевременно определить тип человека, позволит грамотному менеджеру заблаговременно оценить его сильные качества, но, что еще важнее, зону возможных трудностей и проблем, избегая давления на которую, можно строить рабочие взаимоотношения куда успешнее. Разработка теоретических знаний и внедрение практических рекомендаций на основе соционики в процесс управления организацией будут полезны руководителям любых предприятий в решении проблемы эффективного управления персоналом. Именно учет социально-психологических особенностей людей и наличие индивидуального подхода помогает достигать поставленных целей наиболее действенным способом в процессе становления, развития и укрепления отношений менеджмеры-работник, работник-работник.