Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 206
Скачиваний: 2
4) Типирование по внешним данным. Авторитетами и школами Соционики не подтверждено и имеет, скорее прикладной характер, поскольку самое поведение более связано с Психософией[2], чем с соционикой, как типе информационного метаболизма.
Поскольку предполагается, что определением соционического типа будет заниматься человек без специального обучения соционики, то надежнее использовать Опросник (Майерс-Бриггс). Поскольку, полученные эмпирически типы Майерс-Бриггс во многом совпадают с соответствующими описаниями с соционическими типами в России. Кроме того, типология Майерс-Бриггс накопила большой опыт.
Сотрудникам предлагалось заполнить Опросник, для определения соционического типа.[3]
Анализ опросников дал представления о соционическом типе сотрудника.
II. Комплексное исследование условий труда, удовлетворенность работой и трудоемкостью сотрудника.
Исследование начиналось с беседы с руководителями отделов. Выяснялось, как сотрудник работает, укладывается ли он в норму отдела по времени, затрачиваемому на совершение сделки или обработки детали. По исследуемым параметрам будем оценивать работу в отделах с помощью затрачиваемого времени на задачу и количества совершенных сделок (или технологических операций).
Определялись условия труда каждого сотрудника.
Предлагалась анкета для выяснения удовлетворенностью работой самого сотрудника.[4]
Результат имеет важное значение для определения возможных причин низкой трудоемкости работника и планирования мероприятий для его мотивации.
КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА (ВРЕМЯ И КОЛИЧЕСТВО НА ОПЕРАЦИЮ ИЛИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА
I. Типирование показало разных типов в отделах.
Таблица 5.
№ |
Соционический тип |
Должность |
Отдел |
|
1 |
ЛСЭ |
Штирлиц |
Менеджер |
Маркетинг |
2 |
СЭЭ |
Наполеон |
Менеджер |
|
3 |
ЛИЭ |
Джек Лондон |
Менеджер |
|
4 |
СЛИ |
Габен |
Менеджер |
|
5 |
ЭИЭ |
Гамлет |
Менеджер |
|
6 |
СЛИ |
Габен |
Распределитель работ |
Цех механический |
7 |
ИЛИ |
Бальзак |
Мастер |
|
8 |
СЭЭ |
Наполеон |
Токарь |
|
9 |
ЛСИ |
Максим |
Слесарь |
|
10 |
ЛСЭ |
Штирлиц |
Токарь |
Комплексное исследование показало следующие результаты (см. Таблицу 6)
Критерии оценки:
- балла – полностью соответствует нормам выработки
3 балла- работник укладывается в норму[5] на 75%
2 балла – работник выполняет 50% от требований
1 балл – работник выполняет 25% от нормы.
Количественный анализ результатов констатирующего эксперимента
Таблица 6.
Показатели мотивации работника |
Сотрудники |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Время на обработку задачи |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
2 |
3 |
2 |
3 |
4 |
Количество выполненных задач |
3 |
4 |
3 |
4 |
5 |
2 |
4 |
3 |
3 |
4 |
Удовлетворенность работника |
2 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
2 |
4 |
3 |
Средний балл |
2,6 |
4 |
3,3 |
3,3 |
4,3 |
2,3 |
3,3 |
2,3 |
3,3 |
3,7 |
График 1.
График 2.
График 3.
График 4.
Качественный анализ результатов показал, что у сотрудников отделов ярко выражены отклонения от нормы по следующим пунктам:
- время на обработку задачи;
- количество обрабатываемых материалов (задач);
- удовлетворенность работника.
Выводы
По результатам констатирующего эксперимента можно сделать вывод: общая мотивация персонала отделов маркетинга и обслуживания значительно снижена.
Исследование позволило выявить определенные важные составляющие мотивации и специфику отслеживания, на что необходимо обратить внимание при планировании программы для мотивации сотрудников.
Заключение
Кадровый опыт успешных быстро и стабильно развивающихся компаний показывает, что квалифицированные (и потому особенно трудно заменяемые) специалисты стремятся получать не только соответствующие их профессиональным качествам суммы, но и удовлетворять свои потребности в человеческом отношении, под которым каждый понимает что-то свое: уважение, признание, карьерный рост, атмосфера, комфорт, удобства.
Понимая это руководство успешных компаний разрабатывает программы внутренней немонетарной мотивации сотрудников, их службы HR готовят развернутые списки «способов нематериального или около-материального стимулирования. И при всем при этом ключевым вопросом остается достижение правильного представления об индивидуальных (реальных) запросах сотрудников.
Я думаю, что проведенный разбор покажется интересным тем, кто согласен с позицией, что выявление и удовлетворение нематериальных потребностей ключевых фигур в компании является важнейшим механизмом их стимулирования и удержания.
Список литературы
- Аугустинавичюте А. Теория интертипных отношений. Новосибирск-Киев, 1991г.
- Бескова Л.А., Удалова Е.А. Я и все остальные. Начало соционики. – 2004г. – 393с.
- Букалов А.В. Интегральная соционика. Типы коллективов, наций, государств. – 1998г.
- Выготский Л.С. Вопросы возрастной психологии. Том 4. – М. – 1984г.
- Гуленко В.В. Квадры и их социально-психологические особенности. – 1995г.
- Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. Новосибирск., - 1995г.
- Гуленко В.В. Социотипы в коммуникации. Рукопись. Киев. – 1992г.
- Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Соционика Идёт в школу. Педагогам, родителям, детям о типах и отношениях. –М., 2010г. – 280 с.
- Ермак В.Д. – Классическая соционика. – М. -2009г.
- Кочубеева Л.А., Миронов В.В., Стоялова М.Л. Соционика. Семантика информационных аспектов. С-П. – 2011Г.-148с.
- Литвиненко И.Ю. Ценности: феномен и его аспектная структура.- 2005г.
- Митрохина А.Л. Общая соционика. Информационный метаболизм психики. Учебно-практическое пособие. – М., 2013г.- 544 с.
- Пирогова А. В. 70 способов воодушевлять, благодарить и стимулировать своих сотрудников.
- Рейнин Г.Р. Тайны типа. Модели. Группы. Признаки.- М., 2009г.
- Тайгер Пол, Бэррон-Тайгер Барбара. Делай то, для чего ты рожден. (Do What You Are). – 2005г. – 688с.
- Таланов В.Л. О физиологическом механизме и локализации базисных юнговских функций. – 2006г.
- Стратиевская В.И. Как сделать так, чтобы мы не расставались. Руководство по поиску спутника жизни(Соционика). – М.-1997г.- 496с.
- Филатова Е.С. Соционика для вас. Новосибирск. – 1991г.
- Филатова Е.С. Супружество в системе соционики. Психологический практикум., Ростов – на-Дону, 2013г. – 439с.
Приложение 1. Опросник для определения соционического типа.
- Обычно Вы: а) общительны; б) довольно сдержанны и спокойны. 2. Если бы Вы были преподавателем, какой курс Вы бы предпочли: а) построенный на изложении фактов; б) включающий в себя изложение теорий. 3. Вы чаще позволяете: а) своему сердцу управлять разумом; б) своему разуму управлять сердцем. 4. Когда Вы отправляетесь куда-то на весь день, Вы: а) планируете, что и когда будете делать; б) уходите без определенного плана. 5. Находясь в компании, Вы обычно: а) присоединяетесь к общему разговору; б) беседуете время от времени с кем-то одним. 6. Вам легче поладить с людьми: а) имеющими богатое воображение; б) реалистичными. 7. Более высокой похвалой Вы считаете слова: а) душевный человек; б) последовательно рассуждающий человек. 8. Вы предпочитаете: а) заранее договариваться о встречах, вечеринках и т.п.; б) иметь возможность в последний момент решать, как развлечься. 9. В большой компании чаще: а) Вы представляете людей друг другу; б) Вас знакомят с другими. 10. Вас скорее можно назвать: а) человеком практичным; б) выдумщиком. 11. Обычно Вы: а) цените чувства больше, чем логику; б) цените логику больше, чем чувства. 12. Вы чаще добиваетесь успеха: а) действуя в непредсказуемой ситуации, когда нужно быстро принимать решения; б) следуя тщательно разработанному плану. 13. Вы предпочитаете: а) иметь несколько близких, верных друзей; б) иметь дружеские связи с самыми разными людьми. 14. Вам больше нравятся люди, которые: а) следуют общепринятым нормам и не привлекают к себе внимания; б) настолько оригинальны, что им все равно, обращают на них внимание или нет. 15. На Ваш взгляд самый большой недостаток – быть: а) бесчувственным; б) неблагоразумным. 16. Следование какому-либо расписанию: а) привлекает Вас; б) сковывает Вас. 17. Среди своих друзей Вы: а) позже других узнаете о событиях в их жизни; б) обычно знаете массу новостей о них. 18. Вы бы предпочли иметь среди своих друзей человека, который: а) всегда полон новых идей; б) трезво и реалистично смотрит на мир. 19. Вы предпочли бы работать под началом человека, который: а) всегда добр; б) всегда справедлив. 20. Мысль о том, чтобы составить список дел на выходные: а) Вас привлекает; б) оставляет Вас равнодушным; в) угнетает Вас. 21. Вы обычно: а) можете легко разговаривать практически с любым человеком в течение любого времени; б) можете найти Вы: а) свободно выражаете свои чувства; б) держите свои чувства при себе. 30. Вы предпочитаете: а) быть оригинальным; б) следовать общепринятым нормам. 31. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится: а) кроткий; б) настойчивый. 32. Когда Вам необходимо что-то сделать в определенное время, Вы считаете, что: а) лучше планировать все заранее; б) несколько неприятно быть связанным этими планами. 33. Можно сказать, что Вы: а) более восторженны по сравнению с другими людьми; б) менее восторженны, чем большинство людей. 34. Более высокой похвалой человеку будет признание: а) его способности к предвидению; б) его здравого смысла. 35. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится: а) мысли; б) чувства. 36. Обычно: а) Вы предпочитаете все делать в последнюю минуту; б) для Вас откладывать все до последней минуты – это слишком большая нервотрепка. 37. На вечеринках Вам: а) иногда становится скучно; б) всегда весело. 38. Вы считаете, что более важно: а) видеть различные возможности в какой-либо ситуации; б) воспринимать факты такими, какие они есть. 39. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится: а) убедительный; б) трогательный. 40. Считаете ли Вы, что наличие стабильного повседневного распорядка: а) очень удобно для выполнения многих дел; б) тягостно, даже когда это необходимо. 41. Когда что-то входит в моду, Вы обычно: а) одним из первых испробуете это; б) мало этим интересуетесь. 42. Вы скорее: а) придерживаетесь общепринятых методов в работе; б) ищете, что еще неверно, и беретесь за неразрешенные проблемы. 43. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится: а) анализировать; б) сопереживать. 44. Когда Вы думаете о том, что надо сделать какое-то не очень важное дело или купить какую-то мелкую вещь, Вы: а) часто забываете об этом и вспоминаете слишком поздно; б) записываете это на бумаге, чтобы не забыть; в) всегда выполняете это без дополнительных напоминаний. 45. Узнать, что Вы за человек: а) довольно легко; б) довольно трудно. 46. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится: а) факты; б) идеи. 47. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится: а) справедливость; б) сочувствие. 48. Вам труднее приспособиться: а) к однообразию; б) к постоянным переменам. 49. Оказавшись в затруднительной ситуации, Вы обычно: а) переводите разговор на другое; б) обращаете все в шутку; в) спустя несколько дней думаете, что Вам следовало сказать. 50. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится: а) утверждение; б) идея. 51. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится: а) сочувствие; б) расчетливость. 52. Когда Вы начинаете какое-то большое дело, которое займет у Вас неделю, Вы: а) составляете сначала список того, что нужно сделать и в каком порядке; б) сразу беретесь за работу. 53. Вы считаете, что Вашим близким известны Ваши мысли: а) достаточно хорошо; б) лишь тогда, когда Вы намеренно сообщаете о них. 54. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится: а) теория; б) факт. 55. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится: а) выгода; б) благодеяние. 56. Выполняя какую-либо работу, Вы обычно: а) планируете работу таким образом, чтобы закончить с запасом времени; б) в последний момент работаете с наивысшей производительностью. 57. Будучи на вечеринке, Вы предпочитаете: а) активно участвовать в развитии событий; б) предоставляете другим развлекаться, как им хочется. 58. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится: а) буквальный; б) фигуральный. 59. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится: а) решительный; б) преданный. 60. Если в выходной утром Вас спросят, что Вы собираетесь сделать в течение дня, Вы: а) сможете довольно точно ответить; б) перечислите вдвое больше дел, чем сможете сделать; в) предпочтете не загадывать заранее. 61. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится: а) энергичный; б) спокойный. 62. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится: а) образный; б) прозаичный. 63. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится: а) неуступчивый; б) добросердечный. 64. Однообразие повседневных дел кажется Вам: а) спокойным; б) утомительным. 65. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится: а) сдержанный; б) разговорчивый. 66. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится: а) производить; б) создавать. 67. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится: а) миротворец; б) судья. нравится: а) вечеринка; б) театр. 82. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится: а) сооружать; б) изобретать. 83. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится: а) некритичный; б) критичный. 84. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится: а) пунктуальный; б) свободный. 85. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится: а) основание; б) вершина. 86. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится: а) осторожный; б) доверчивый. 87. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится: а) переменчивый; б) неизменный. 88. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится: а) теория; б) практика. 89. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится: а) соглашаться; б) дискутировать. 90. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится: а) дисциплинированный; б) беспечный. 91. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится: а) знак; б) символ. 92. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится: а) стремительный; б) тщательный. 93. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится: а) принимать; б) изменять. 94. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится: а) известный; б) неизвестный.
КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ МВTI
Ф. И. О. ______________________________________
E - I |
S - N |
T - F |
J - P |
||||||||||||||
NN |
E |
I |
NN |
S |
N |
NN |
T |
F |
NN |
J |
P |
||||||
1 |
а б |
2 – |
– 2 |
2 |
а б |
2 – |
– 2 |
3 |
а б |
– 1(2) |
2(1) – |
4 |
а б |
2 – |
– 2 |
||
5 |
а б |
1 – |
– 2 |
6 |
а б |
– 1 |
2 – |
7 |
а б |
– 2(2) |
1(1) – |
8 |
а б |
2 – |
– 1 |
||
9 |
а б |
2 – |
– 2 |
10 |
а б |
2 – |
– 2 |
11 |
а б |
– 2 |
2 – |
12 |
а б |
– 1 |
1 – |
||
13 |
а б |
– 2 |
1 – |
14 |
а б |
1 – |
– 2 |
15 |
а б |
– – |
2 – |
16 |
а б |
2 – |
– 2 |
||
17 |
а б |
– 2 |
1 – |
18 |
а б |
– 2 |
1 – |
19 |
а б |
– – |
2(1) – |
20 |
а б в |
1 – – |
– 1 1 |
||
21 |
а б |
2 – |
– 2 |
22 |
а б |
– 1 |
– – |
23 |
а б |
1 – |
– – |
24 |
а б в |
– – 1 |
1 – – |
||
25 |
а б |
1 – |
– 1 |
26 |
а б |
1 – |
– 1 |
27 |
а б |
– 2(1) |
– – |
28 |
а б |
1 – |
– 2 |
||
29 |
а б |
1 – |
– – |
30 |
а б |
1 – |
– – |
31 |
а б |
– 2 |
1 – |
32 |
а б |
1 – |
– 1 |
||
33 |
а б |
1 – |
– 1 |
34 |
а б |
– 1 |
2 – |
35 |
а б |
2(2) – |
– 1(2) |
36 |
а б |
– 1 |
1 – |
||
37 |
а б |
– 2 |
1 – |
38 |
а б |
– 1 |
– – |
39 |
а б |
2 – |
– 1(2) |
40 |
а б |
– – |
1 2 |
||
41 |
а б |
– – |
– 2 |
42 |
а б |
2 – |
– – |
43 |
а б |
1(2) – |
– 2 |
44 |
а б в |
– 1 – |
1 – – |
||
45 |
а б |
1 – |
– 2 |
46 |
а б |
2 – |
– 1 |
47 |
а б |
1 – |
– 2 |
48 |
а б |
– 1 |
1 – |
||
49 |
а б в |
– 1 – |
– – 2 |
50 |
а б |
2 – |
– 1 |
51 |
а б |
– 2 |
1 – |
52 |
а б |
2 – |
– 1 |
||
53 |
а б |
1 – |
– 1 |
54 |
а б |
– 1 |
2 – |
55 |
а б |
1 – |
– 1 |
56 |
а б |
– – |
1 – |
||
57 |
а б |
1 – |
– 2 |
58 |
а б |
1 – |
– 1 |
59 |
а б |
1 – |
– 2(1) |
60 |
а б в |
– – – |
– 1 1 |
||
61 |
а б |
1 – |
– 2 |
62 |
а б |
– 2 |
– – |
63 |
а б |
2 – |
– – |
64 |
а б |
1 – |
– – |
||
65 |
а б |
– 2 |
1 – |
66 |
а б |
2 – |
– – |
67 |
а б |
– 2 |
– – |
68 |
а б |
2 – |
– 2 |
||
69 |
а б |
– 1 |
1 – |
70 |
а б |
2 – |
– – |
71 |
а б |
– 2 |
– – |
72 |
а б |
2 – |
– 2 |
||
73 |
а б |
– – |
– 1 |
74 |
а б |
1 – |
– 1 |
75 |
а б |
– 2 |
– – |
76 |
а б |
2 – |
– 2 |
||
77 |
а б |
1 – |
– 1 |
78 |
а б |
1 – |
– 2 |
79 |
а б |
– 1 |
– – |
80 |
а б |
– 1 |
2 – |
||
81 |
а б |
1 – |
– – |
82 |
а б |
2 – |
– 1 |
83 |
а б |
– 1 |
1 – |
84 |
а б |
1 – |
– 1 |
||
91 |
а б |
1 – |
– – |
85 |
а б |
– – |
2 – |
86 |
а б |
2 – |
– – |
87 |
а б |
– 1 |
– – |
||
93 |
а б |
1 – |
– – |
88 |
а б |
– – |
2 – |
89 |
а б |
– – |
1 – |
90 |
а б |
2 – |
– 1 |
||
94 |
а б |
1 – |
– 1 |
92 |
а б |
– – |
1 – |
||||||||||
Предпочтение |
Предпочтение |
Предпочтение |
Предпочтение |
||||||||||||||
Итого: |
Итого: |
Итого: |
Итого: |
Приложение 2. Анкета, для определения удовлетворенности работником условиями труда.
- Укажите галочкой как давно вы работаете в компании
Свыше двух лет ; свыше года; от 6 мес до года; от 2 мес до 6 мес; до 2 мес.
- Укажите удовлетворяют ли вас следующие аспекты вашей работы
№ |
Наименование критериев |
Да |
Нет |
Почему |
1 |
Нуждаетесь ли вы в повышении квалификации и есть ли такая возможность |
|||
2 |
Перешли бы вы работать на другое предприятие, почему? |
|||
3 |
Удовлетворены ли вы своей работой? |
|||
4 |
Удовлетворены ли вы тем, как складывается ваша жизнь в последний год |
|||
5 |
Ясна ли вам общая стратегия компании? |
|||
6 |
Понимаете ли вы, что должны делать на своей работе, чтобы способствовать достижению целей компании? |
|||
7 |
Хорошо ли планируется и координируется работа компании для достижения целей? |
|||
8 |
Понимаете ли вы чем определяется ваша зарплата? |
|||
9 |
Можете ли вы открыто высказать непосредственному руководителю свои идеи и предложения? |
|||
10 |
По вашему мнению, компания способна помочь в осуществлении ваших планов? |
|||
11 |
Произошли ли какие-либо положительные изменения в компании за последние 3 месяца? |
|||
12 |
Устраивает ли вас признание вашей роли работника в компании? |
|||
13 |
Устраивает ли вас условия труда ( шум, освещенность, температура, чистота и др.)? |
|||
14 |
Устраивает ли вас обеспечение рабочего места всем необходимым? |
|||
15 |
Устраивает ли вас состояние бытовых помещений (раздевалка, столовая и т.д.)? |
|||
16 |
Устраивает ли вас размер зарплаты, относительно средней зарплаты на предприятии? |
|||
17 |
Дает ли уверенность в завтрашнем дне работа в нашей компании? |
- Какие из следующих аспектов ситуации в компании вызывают у вас озабоченность?
Уровень оплаты труда. Информирование коллектива. Возможность доведения своего мнения до руководства. Состояние трудовой дисциплины. Условия труда. Взаимоотношения в коллективе. Организация питания. Материально-техническое обеспечение. Отношение к инициативным работников. Система поощрения лучших сотрудников. Качество производимой продукции. Взаимоотношения с руководством. Возможность защиты от несправедливости. График работы. Организация дисциплины труда. Другое.