Файл: Отраслевые особенности предпринимательства в отрасли продаж легковых автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Отраслевые особенности предпринимательства в отрасли продаж легковых автомобилей

2.1. Краткая характеристика предприятия

Международный автомобильный холдинг «Атлант-М» – крупнейшее объединение компаний в СНГ, специализирующееся на продаже, гарантийном и сервисном обслуживании легковых и коммерческих автомобилей, поставках запасных частей. «Атлант-М» был основан в 1991 году.

Сегодня Холдинг владеет сетью более чем из 20 современных автоцентров и специализированных сервисных предприятий в наиболее крупных городах трех стран - России, Казахстана и Республики Беларусь. Компании холдинга «Атлант-М» - импортеры и официальные дилеры ведущих мировых производителей автомобилей.

Организационная структура управления СООО «Атлант-М» представлена в Приложении 1.

Основное направление деятельности отделений — автомобильный бизнес, однако в состав холдинга «Атлант-М» входят также банк, лизинговая компания, IT-интеграционная компания и компания по автотранспортным перевозкам.

Основное направление деятельности ― импортер и официальный дилер ведущих мировых производителей автомобилей.

В СООО «Атлант-М» предоставляется широкий перечень услуг:

продажа новых автомобилей;

― полное сопровождение процедуры получения кредита на автомобили;

― гарантийное и послегарантийное обслуживание автомобилей;

― продажа оригинальных запасных частей и аксессуаров;

― установка дополнительного оборудования на автомобили.

В портфель брендов «Атлант-М» входят 14 автомобильных марок: Volkswagen, Skoda, Mazda, Ford, Cadillac, Opel, Chevrolet, Land Rover, Jaguar, KIA, Nissan, Renault и другие.

Кроме продажи новых автомобилей, клиентам предлагаются следующие виды услуг:

― ремонт и техническое обслуживание автомобилей;

― кредитование для частных лиц, лизинг, а также продажа б/у автомобилей.

Что касается магазина оригинальных запчастей и аксессуаров, который также работает в автоцентре, то здесь можно приобрести оригинальные запчасти и расходные материалы Volkswagen, Audi, SEAT или Porsche, а также фирменные литые диски, шины, всевозможные аксессуары для внешнего и внутреннего рестайлинга, багажники, автомобильные холодильники и многое другое.

Также на территории автоцентров работают автомойки, которые могут предложить клиентам следующие виды услуг:


― ручная мойка кузова;

― бесконтактная мойка кузова;

― полировка кузова;

― мойка двигателя;

― сухая и влажная уборка салона;

― химчистка салона;

― покрытие воском;

― мойки днища автомобиля.

Таким образом, на сегодняшний день компания СООО «Атлант-М» предоставляет довольно широкий спектр услуг. Но мало внимания уделяется расширению возможностей реализации автомобилей, как например предоставление возможности приобретения автомобиля посредством финансового лизинга или же принятия в зачет другого авто.

Закупочная политика предприятия включает:

— выбор источников поставок;

— каналов снабжения;

— методов закупок;

— способов доставки товаров.

Проведем анализ основных поставщиков с помощью метода рейтинговых оценок. Оценку поставщиков сырья и вспомогательных материалов дадим по критериям и показателям, приведенным в таблице 3.

Таблица 5- Критерии и показатели предварительной оценки поставщиков

Критерии

Показатели

Качество продукции

Наличие сертифицированной системы менеджмента качества изготовителя. Сопроводительные документы

Условия оплаты

Форма оплаты. Цены, с учетом транспортных расходов

Условия поставки

Сроки поставки. Норма отгрузки

Дополнительные критерии оценки

Репутация. Гибкость в отношениях

Отношения с поставщиками строятся на договорной основе. Влияние поставщиков обусловлено их сравнительно небольшим числом, так как компания СООО «Атлант-М» является официальным дилером таких брендов как Volkswagen, Skoda, Mazda, Ford, Cadillac, Chevrolet, Land Rover, Jaguar, KIA, Nissan, Renault.

Потребителями СООО «Атлант-М» выступают физические лица, реже – юридические, находящиеся в РФ.

Портрет среднестатистического потребителя, согласно исследованиям, которые ежемесячно проводит отдел маркетинга, выглядит следующим образом. Это мужчина от 41 до 50 лет, руководитель среднего звена или служащий, покупающий свой второй автомобиль и узнавший о салоне от своих друзей или знакомых.

Автосалон Volkswagen на Сухарево постоянно проводит разнообразные акции, ориентированные на какую-либо марку автомобиля, либо предоставляет льготные условия кредита на определенные модели. Данные акции необходимы для увеличения объема продаж товаров и повышения доступности автомобилей для покупателей. Известность акций является параметром, позволяющим определить уровень коммуникации предприятия с потребителями. Наиболее известной акцией является «Специальное предложение на автомобили Volkswagen» (38%).


Необходимо отметить, что значительное количество посетителей (21%) не знают ни об одной из акций, проводимых автосалоном. Можно порекомендовать отделу маркетинга увеличить объем информационного сопровождения акций, а отделу продаж предлагать посетителям ознакомиться с условиями этих акций.

Вопрос об альтернативном выборе позволил отделу маркетинга автосалона Volkswagen на Сухарево выявить потенциальные товары-субституты. Ими являются марки Ford (20,37%), Škoda (18,52%), Mazda (14,81). Изучение моделей данных производителей поможет выявить факторы, которые могут повысить конкурентоспособность автомобилей данного автосалона, и в конечном счете, увеличить объемы продаж. Повышение конкурентоспособности товара на данном предприятии можно повысить при работе по направлениям пред- и послепродажного обслуживания, так как изменять технические характеристики автомобилей дилерский центр не может.

Кроме того, можно отметить, что почти 15% посетителей не рассматривают в качестве альтернативы другой автомобиль, то есть они предпочитают марки Volkswagen, представленные в данном автосалоне.

На сегодняшний день автомобильный рынок в городе развивается стабильно. С каждым годом количество автосалонов увеличивается. Это объясняется ростом спроса на автомобили, а также невысокими барьерами при входе на рынок. Вместе с увеличением числа автосалонов наблюдается и рост уровня конкуренции. При этом очень важно оказаться конкурентоспособным и не «потеряться» в этом многообразии автосалонов, а также завоевать симпатии потребителей за счет создания благоприятного имиджа. С этой целью необходимо проводить исследования конкурентной среды фирмы.

Рассматриваемая компания СООО «Атлант-М» занимает на рынке серединное положение, т.е. она реализует продукцию по средним ценам и имеет 30% первичного рынка автомобилей. В целом, данная отрасль находится в стадии зрелости. Это влечет за собой необходимость совершенствовать методы менеджмента. Все фирмы поддерживают средний уровень цен и конкурируют по таким параметрам как реклама, обслуживание, качество продукции, дополнительные услуги и т.п. В данной отрасли конкуренцию можно назвать жесткой, т.к. спрос на продукцию растет небольшими темпами. Вместе с тем методы дополнительного стимулирования покупателей быстро копируются конкурентами, и приходится прилагать немало усилий для сохранения положения в отрасли. Вновь пришедшие в отрасль фирмы предлагают продукцию по более низким ценам. Такая тенденция может привести к непропорциональности роста потребительского спроса и предложения в целом по отрасли, что нежелательно для компании.


Среди основных конкурентов СООО «Атлант-М» можно выделить следующие: Тойота Центр  и ООО Автомобильный дом «Энергия ГмбХ».

В отношении своей продукции компания «СООО «Атлант-М» заняла свою эксклюзивную позицию клиентоориентированного бизнеса, предлагающего уникальные сервисы, такие, например, как тренд-мониторы, позиционирование и презентация для каждого продукта, программы кредитования, сервисное обслуживание.

Оценка положения СООО «Атлант-М» относительно других орагнизаций представлена в таблице 6

Таблица 6– Оценка положения предприятия относительно конкурентов

Составляющая маркетингового комплекса

Оценка положения (высокое, выше среднего, среднее, ниже среднего, низкое)

ООО «Сервус»

Тойота Центр 

Минск

ООО Автомобильный дом «Энергия ГмбХ»

1

Товар:

— качество;

— разнообразие ассортимента

выше среднего

выше среднего

среднее

среднее

высокое

выше среднего

Уровень цен

среднее

ниже среднего

выше среднего

Использование системы скидок

выше среднего

ниже среднего

выше среднего

Репутация на рынке

выше среднего

среднее

выше среднего

Политика распределения:

— удобство сотрудничества;

— уровень сервиса

выше среднего

среднее

среднее

среднее

выше среднего

выше среднего

Коммуникационная политика:

— использование разнообразных средств коммуникаций;

— организация PR;

— конкурентоспособность системы распределения.

выше среднего

выше среднего

среднее

ниже среднего

ниже среднего

среднее

выше среднего

выше среднего

среднее

Работа отдела маркетинга:

— проведение маркетинговых исследований;

— доля рынка

ниже среднего

выше среднего

ниже среднего

ниже среднего

выше среднего

выше среднего

Примечание – Источник: собственная разработка

Из таблицы видно, что компания СООО «Атлант-М» по ряду параметров выигрывает у компании Тойота Центр, предлагая лучший по качеству и ассортименту товар, использование более гибкой системы скидок, более выгодные условия сотрудничества и более успешно осуществляя коммуникационную политику. Однако, по ряду параметров СООО «Атлант-М» уступает компании ООО Автомобильный дом «Энергия ГмбХ». Это можно объяснить, что ООО Автомобильный дом «Энергия ГмбХ» характеризуется более продолжительным временем нахождения на рынке. Основными методами конкурентной борьбы в современных условиях являются: ценовые; неценовые; недобросовестные методы конкуренции.


2.2. Анализ бизнес-модели компании

Бизнес-портфель - набор видов деятельности и товаров, которыми занимается компания.

В СООО «Атлант-М» предоставляется широкий перечень услуг:

― продажа новых автомобилей;

― полное сопровождение процедуры получения кредита на автомобили;

― гарантийное и послегарантийное обслуживание автомобилей;

― продажа оригинальных запасных частей и аксессуаров;

― установка дополнительного оборудования на автомобили.

В портфель брендов «Атлант-М» входят 14 автомобильных марок: Volkswagen, Skoda, Mazda, Ford, Cadillac, Opel, Chevrolet, Land Rover, Jaguar, KIA, Nissan, Renault и другие.

Кроме продажи новых автомобилей, клиентам предлагаются следующие виды услуг:

― ремонт и техническое обслуживание автомобилей;

― кредитование для частных лиц, лизинг, а также продажа б/у автомобилей.

Что касается магазина оригинальных запчастей и аксессуаров, который также работает в автоцентре, то здесь можно приобрести оригинальные запчасти и расходные материалы Volkswagen, Audi, SEAT или Porsche, а также фирменные литые диски, шины, всевозможные аксессуары для внешнего и внутреннего рестайлинга, багажники, автомобильные холодильники и многое другое.

Также на территории автоцентров работают автомойки, которые могут предложить клиентам следующие виды услуг:

― ручная мойка кузова;

― бесконтактная мойка кузова;

― полировка кузова;

― мойка двигателя;

― сухая и влажная уборка салона;

― химчистка салона;

― покрытие воском;

― мойки днища автомобиля.

Анализ динамики, состава и структуры услуг СООО «Атлант-М» за 2017-2019 год представлен в таблице 7.

Таблица 7 – Анализ динамики, состава и структуры услуг СООО «Атлант-М» за 2017-2019 год

Номенклатура выпускаемой продукции (услуг)

Период

Темпы роста стоимости, %

2017

2018

2019

стоимость

стоимость

стоимость

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

2018г.

2019г.

к

к

2017г.

2018г.

Продажа авто

499 704

61,6

630 859

63,4

781 188

64,5

126,25

123,83

Услуги сервисной мастерской

76 253

9,4

86 569

8,7

92 047

7,6

113,53

106,33

Услуги автомойки

46 239

5,7

44 777

4,5

41 179

3,4

96,84

91,96

Продажа оригинальных запасных частей и аксессуаров

160 619

19,8

177 118

17,8

256 763

21,2

110,27

144,97

Установка дополнительного оборудования на автомобили

28 392

3,5

55 723

5,6

39 968

3,3

196,26

71,73

Всего

811 207

100

995 045

100

1 211 144

100

122,66

121,72