Файл: Отраслевые особенности предпринимательства в отрасли продаж легковых автомобилей.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы функционирования рынка легковых автомобилей
1.1. Понятие и функции рынка легковых автомобилей
1.2. Структура рынка легковых автомобилей
1.3. Анализ мирового автомобильного рынка
Глава 2. Отраслевые особенности предпринимательства в отрасли продаж легковых автомобилей
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ бизнес-модели компании
2.3. Направления совершенствования предпринимательской деятельности
Кроме официальных организаций по вопросам на автомобильном рынке также есть так называемые «серые дилеры», которые занимаются незаконной деятельностью, а именно перепродают авто определенной марки, при этом не имея подписанного договора с представителями компании. Структура современного рынка легковых автомобилей характеризуется большим товарным разнообразием. Основным продуктом является готовый автомобиль.
Также существует совокупность дополнительных товаров и услуг, которая может быть предложена производителем: автоаксессуары, страхование и кредитование, установка и настройка противоугонных систем и электронных замков, продажа топлива и масел, а также услуги парковки. По нашему мнению, данный аспект является весьма важным в формировании основных направлений маркетинга на рынке, ведь автомобиль, как товар, должен удовлетворять нужды потребителя не только в перемещении, но и в статусности, желании стиля и капризах [4, с. 12]. Более того, при покупке легкового авто подавляющее большинство дилеров предлагают покупателям собственные услуги сервисного обслуживания, что обещает определенный гарантийный срок ремонта машины и его высокое качество. Как мы знаем, на каждом рынке основной продукт имеет свой соответствующий товар-заменитель. В нашем случае таким заменителем является только государственный транспорт общего пользования. Он имеет действительно устойчивую и сильную позицию в крупных городах, которые имеют высоко развитую систему общественных перевозок.
Если же сравнивать легковой автомобиль с другими транспортными средствами негражданского назначения, то можно сказать, что по удобству он имеет абсолютное преимущество. По стоимости перевозок автотранспорт уступает железнодорожному, а в скорости только авиационному. Некоторые исследователи отмечают, что даже велосипеды и мотоциклы можно считать конкурентами легковым машинам, но исключительно в невысоко развитых странах с низким уровнем жизнь.
Все товары на рынке легковых автомобилей классифицируют по одному общему критерию размерного класса машины, распределяя их на разные части – сегменты рынка. В соответствии с европейской классификацией различат 6 основных сегментов автомобильного рынка (табл. 1.). Кроме того, европейцы выделяют дополнительно еще 3 сегмента, к которым относят отдельные группы автомобилей, описание которых не подходит ни к одному вышеупомянутому классу (табл. 2).
Таблица 1- Классы автомобилей
Сегмент |
Название класса |
Длинна |
Ширина |
A |
Mini cars (малолитражные автомобили) |
до 3,6 м |
до 1,6 м |
B |
Small cars (автомобили малого класса) |
3,6 - 3,9 |
1,5 - 1,7 |
C |
Medium cars (автомобили среднего класса) |
3,9 - 4,3 |
1,6 - 1,7 |
D |
Larger cars (автомобили большого класса) |
4,3 - 4,6 |
1,69 - 1,73 |
E |
Executive cars (автомобили бизнес-класса) |
4,6 - 4,9 |
1,73 - 1,82 |
F |
Luxury cars (автомобили представительского класса) |
більше, ніж 4,9 |
більше, ніж 1,82 |
Таблица 2- Дополнительные сегменты рынка легковых автомобилей
Сегмент |
Тип автомобиля |
S |
Спорткары и суперкары |
M |
Минивэны, автомобили повышенной вместимости |
J |
Автомобили повышенной проходимости |
Рассмотрев общие сегменты, на которые делится рынок легковых автомобилей, нельзя не заметить его современную общую тенденцию. Каждый раз создавая новое поколение моделей своих машин, автопроизводитель увеличивает их габаритные размеры, тем самым стремясь повысить комфорт авто и улучшить его конкурентоспособность на рынке. Еще одной интересно тенденцией является то, что в последнее время производители легковых автомобилей ставят перед собой цели удовлетворить как можно больше желаний и потребностей потребителей. Это прямым образом приводит к созданию моделей, которые своими параметрами подходят к нескольким сегментам рынка, и поэтому не могут быть отнесены к какому-то конкретному классу. Итак, как мы определили, что покупка автомобиля является лишь одной из множества услуг, которые предлагаются конечному потребителю автопроизводителями и дилерами. Одной из основных проблем современного рынка легковых автомобилей является тот факт, что мировые авто дилеры на сегодняшний день основным источником дохода считают только реализацию легковых автомобилей, уменьшая объемы обеспечения покупателей качественным сервисом, техническим обслуживанием, поставкой запасных автозапчастей и другими услугами при покупке авто. В результате это значительно ограничивает их доходную базу, что приводит к повышению уязвимости к кризисным процессам в экономике.
1.3. Анализ мирового автомобильного рынка
По состоянию на 2018 год мировые продажи легковых автомобилей достигли объемов около 75 миллионов единиц. Глобально, Китай является крупнейшим автомобильным рынком с точки зрения и спроса, и предложения. В 2018 году он изготовил более 20 миллионов легковых авто. По прогнозам исследователей уже в 2020 году ожидается, что производство машин Китая составит около 35 миллионов единиц, ведь, учитывая количество населения, рынок легковых автомобилей страны имеет очень большой потенциал. Менее чем за 15 лет Китайская Народная Республика будет насчитывать на своих дорогах около 200 миллионов машин, но общий объем будет меньше, чем одно авто на человека [1, с. 46]. Сегодня следующим по объемам производства среди мировых рынков легковых автомобилей после Китая являются Соединенные Штаты Америки. В прошлом году США изготовили более 17 миллионов авто, почти 7 миллионов из которых пошли на экспорт. Автомобильный рынок США достиг одного из ведущих мест в 1990-х годах, когда основная американская марка Ford представила поточное производство для массового изготовления своей модели. Современная фирма Ford Motor Company, как и 20 лет назад, входит в рейтинг ведущих мировых автопроизводителей, в частности своей самой популярной моделью легковых машин Ford Focus, которая в 2019 году вошла в пятерку лучших и самых продаваемых авто во всем мире. Интересным фактом является то, что по состоянию на 2019 год в Соединенных Штатах Америки на 1000 жителей насчитывалось около 850 автомобилей. Это означает, что в США только дети, не достигшие возраста 16 лет, сегодня не имеют собственного авто [13].
По уровню доходности в 2019 году списки крупных автопроизводителей возглавили такие марки машин как General Motors, Toyota и Volkswagen. В частности Toyota на сегодняшний день оценивается как автомобильный бренд наивысшей стоимости. Японский автопроизводитель Toyota Motor Corporation является многонациональной компанией и крупнейшим в мире по величине производителем автомобилей. В 2018 году она имела 11 % от общей доли автопроизводства, продав около 10 миллионов легковых транспортных средств.
Европейский Союз также показал высокие объемы прибылей. С января по декабрь 2019 года он изготовил почти 15 миллионов легковых авто. По ним ведущие позиции занимают такие страны как Япония (около 4 миллионов), Индия (почти 3 миллиона автомобилей) Бразилия.
Рисунок 1- Объем производства наиболее крупных автомобиле производителей за 2019 год
Согласно данных информационной интернет-группы Атлас экономической сложности (The Atlas of economic complexity) за 2019 год сегодня на мировом рынке легковых автомобилей в список десяти крупнейших автопроизводителей входят фирмы четырех японских марок – Toyota, Nissan, Honda и Suzuki, немецкий бренд Volkswagen Group, две американские марки – General Motors и Ford, Hyundai Motor Group Южной Кореи, а также итальянская марка Fiat и французский – Renault (Табл.3).
Таблица 3- Список 10-ти мировых лидеров по объемам производства за 2019 год
№ в списке |
Марка автомобиля |
Страна-производитель |
Количество произведенных авто |
1 |
Toyota |
Японія |
10,08 млн. |
2 |
Volkswagen Group |
Німеччина |
9,87 млн. |
3 |
General Motors |
США |
7,99 млн. |
4 |
Hyundai Motor Group |
Південна Корея |
7,49 млн. |
5 |
Ford |
США |
6,40 млн. |
6 |
Nissan |
Японія |
5,17 млн. |
7 |
Fiat |
Італія |
4,87 млн. |
8 |
Honda |
Японія |
4,54 млн. |
9 |
Suzuki |
Японія |
3,03 млн. |
10 |
Renault |
Франція |
3,02 млн. |
Однако, чтобы эффективно исследовать современное состояние мирового автомобильного рынка, по нашему мнению, необходимо начать с послекризисных лет.
Важной особенностью современного состояния автомобильного рынка является то, что только за последние несколько десятилетий глубоко сместилось источник его прибыли.
В 2007 году 30 % мировых доходов или 12 миллиардов евро приходилось странам группы BRIC – Бразилии, России, Индии и Китая. В 2018 году эта доля значительно выросла почти до 62 %, а именно до 31 миллиардов евро. Стоит отметить, что более половины этого роста пришло именно из Китая – 18 миллиардов евро.
На сегодняшний день прогнозы специалистов негативные и направлены на дальнейший спад активности рынка легковых автомобилей Японии. Относительно Северной Америки и США в частности, показатели ее автомобильной промышленности сегодня на высоком уровне. С кризисного 2007 года до 2012 года прибыль по реализации готовых легковых авто увеличилась с 9 до 23 миллиардов евро. А объем продаж по состоянию на 2019 год достиг цифры 17 миллионов единиц машин. Результатом таких позитивных сдвигов, по нашему мнению, являются затраты основных производственных фондов на усиление рентабельности товара рынка [15]. По данным прогноза информационно-аналитической группы мирового рынка легковых автомобилей Auto Consulting до 2020-го года движущей силой автопромышленности в мире будет Китай [18]. Более того, лидерам рынка – странам группы БРИК сегодня относят 60 % общего количества готовых авто, однако менее чем за 15 лет их доходы вырастут втрое.
Подавляющее большинство предполагаемых дополнительных доходов (25 миллиардов евро) будет поступать из устойчивого роста продаж (по оценкам 3,8 % в год).
Тем не менее, источники этих доходов будут неоднозначными. Исследование консалтинговой компании McKinsey and Company показывает, что прибыль Китая будет составлять чуть больше половины – 13 миллиардов евро [12]. Другие страны БРИК – Бразилия, Россия и Индия – добавят около 6 миллиардов евро. Относительно экономически развитых рынков легковых авто, скорее всего, они принесут только 4 миллиарда евро дополнительной прибыли, и то – преимущественно страны Северной Америки.
В РФ, согласно статистики Ассоциации европейского бизнеса АЕВ продажи новых легковых автомобилей в России в ноябре 2020 года составили 158 тыс., что на 6% больше чем в ноябре 2019 года.
Таблица 4- Динамика продаж легковых автомобилей
Место |
Марка |
Нояб 2020 |
Нояб 2019 |
+– % |
Марка |
Янв-Нояб 2020 |
Янв-Нояб 2019 |
+– % |
1 |
Avtovaz (Lada) |
38064 |
31217 |
22 |
Avtovaz (Lada) |
302744 |
326654 |
-7 |
2 |
KIA |
21012 |
19612 |
7 |
KIA |
181706 |
207894 |
-13 |
3 |
Hyundai |
17446 |
16314 |
7 |
Hyundai |
146890 |
164128 |
-11 |
4 |
Renault |
13852 |
12833 |
8 |
Renault |
116262 |
128982 |
-10 |
5 |
VW |
10208 |
9160 |
11 |
VW |
90848 |
94599 |
-4 |
6 |
Skoda |
9666 |
9050 |
7 |
Skoda |
84930 |
79436 |
7 |
7 |
Toyota |
8199 |
8806 |
-7 |
Toyota |
82420 |
91087 |
-10 |
8 |
ГАЗ ком.авт.* |
5540 |
6309 |
-12 |
Nissan |
51332 |
56619 |
-9 |
9 |
Nissan |
4924 |
5113 |
-4 |
ГАЗ ком.авт.* |
42319 |
55261 |
-23 |
10 |
УАЗ* |
4109 |
3732 |
10 |
УАЗ* |
29393 |
33987 |
-14 |
11 |
Mazda |
2953 |
2703 |
9 |
Mitsubishi |
25465 |
36492 |
-30 |
12 |
Mitsubishi |
2839 |
4124 |
-31 |
Mazda |
23378 |
27051 |
-14 |
13 |
Lexus |
2233 |
2021 |
10 |
Lexus |
18187 |
19558 |
-7 |
14 |
Geely |
2017 |
890 |
126 |
Haval |
14879 |
10014 |
49 |
15 |
Audi |
1803 |
1640 |
10 |
Datsun |
13848 |
20267 |
-32 |
16 |
Haval |
1628 |
1476 |
10 |
Geely |
13772 |
8150 |
69 |
17 |
Chery |
1497 |
607 |
147 |
Audi |
13305 |
14489 |
-8 |
18 |
Ford ком.авт.* |
1218 |
1237 |
-2 |
Ford ком.авт.* |
11681 |
10962 |
7 |
19 |
Volvo |
1030 |
959 |
7 |
Chery |
9352 |
5527 |
69 |
20 |
Changan |
871 |
473 |
84 |
Avtovaz (Niva) |
8822 |
0 |
- |
21 |
Suzuki |
855 |
931 |
-8 |
Suzuki |
7083 |
6534 |
8 |
22 |
Datsun |
853 |
2002 |
-57 |
Volvo |
6899 |
7699 |
-10 |
23 |
Land Rover |
735 |
837 |
-12 |
Changan |
6460 |
2186 |
196 |
24 |
VW ком.авт.* |
656 |
735 |
-11 |
Land Rover |
5611 |
7682 |
-27 |
25 |
Subaru |
634 |
797 |
-20 |
Subaru |
5428 |
6749 |
-20 |
26 |
Peugeot* |
425 |
421 |
1 |
Porsche |
5106 |
5430 |
-6 |
27 |
Porsche |
385 |
651 |
-41 |
VW ком.авт.* |
4835 |
6885 |
-30 |
28 |
Citroёn* |
297 |
320 |
-7 |
Peugeot* |
3796 |
4177 |
-9 |
29 |
FAW |
288 |
175 |
65 |
Citroёn* |
2851 |
2868 |
-1 |
30 |
Infiniti |
184 |
234 |
-21 |
FAW |
2493 |
1296 |
92 |
31 |
FIAT* |
113 |
150 |
-25 |
Infiniti |
1656 |
3248 |
-49 |
32 |
Lifan |
108 |
130 |
-17 |
Jeep |
1477 |
1653 |
-11 |
33 |
Cheryexeed |
103 |
- |
- |
Honda |
1383 |
1629 |
-15 |
34 |
Jeep |
102 |
150 |
-32 |
Lifan |
1281 |
3823 |
-66 |
35 |
Jaguar |
93 |
136 |
-32 |
Cadillac |
1268 |
819 |
55 |
36 |
Opel |
91 |
0 |
- |
FIAT* |
1196 |
1137 |
5 |
37 |
Cadillac |
90 |
72 |
25 |
Genesis |
1138 |
1934 |
-41 |
38 |
DFM |
87 |
110 |
-21 |
DFM |
890 |
1383 |
-36 |
39 |
Isuzu* |
83 |
31 |
168 |
Isuzu* |
888 |
716 |
24 |
40 |
Honda |
79 |
157 |
-50 |
Jaguar |
860 |
1595 |
-46 |
41 |
Genesis |
54 |
192 |
-72 |
Chevrolet |
504 |
20318 |
-98 |
42 |
Chevrolet |
44 |
2047 |
-98 |
Opel |
493 |
0 |
- |
43 |
Brilliance |
36 |
37 |
-3 |
Iveco* |
316 |
371 |
-15 |
44 |
Iveco* |
29 |
44 |
-34 |
Brilliance |
213 |
246 |
-13 |
45 |
Hyundai ком.* |
23 |
15 |
53 |
Hyundai ком..* |
197 |
290 |
-32 |
46 |
Foton* |
23 |
10 |
130 |
Zotye |
158 |
1322 |
-88 |
47 |
Chrysler |
3 |
3 |
0 |
Foton* |
114 |
179 |
-36 |
48 |
Ford |
0 |
135 |
- |
Cheryexeed |
103 |
- |
- |
49 |
Avtovaz (Niva) |
0 |
0 |
- |
Ford |
93 |
17536 |
-99 |
50 |
Zotye |
0 |
51 |
- |
Chrysler |
28 |
44 |
-36 |
51 |
HTM |
- |
6 |
- |
HTM |
- |
49 |
- |
52 |
SsangYong |
- |
0 |
- |
SsangYong |
- |
4 |
- |
Всего |
157580 |
148855 |
5,9 |
Всего |
1346351 |
1500959 |
-10,3 |
Следом за традиционно занимающей первое место Ладой, продавшей 38,1 тыс. авто (+22%), расположились: KIA - 21,0 тыс. (+7%), Hyundai - 17,4 тыс. (+7%) и Renault - 13,9 тыс. (+8%).
Тройка лидеров по концернам выглядит так: Avtovaz-Renault-Nissan, VW Group, KIA.
По динамике продаж среди десяти крупных производителей лидируют: ВАЗ - 22%, VW - 11% и Mazda - 10%. В отстающих: ГАЗ - -12%, Toyota - -7% и Nissan - -4%.
Из модельного ряда на первом месте Lada Granta - 14,5 тыс. продаж (+15,6%), далее следуют Lada Vesta - 11,8 тыс. (+35,3%) и KIA Rio - 9,9 тыс. (+28,5%).
В целом за 11 месяцев продано 1,346 млн. автомобилей, что на 10% меньше чем за аналогичный период 2019 года.
Вслед за Ладой, продавшей 303 тыс. авто (-7%), идут: KIA - 182 тыс. (-13%), Hyundai - 147 тыс. (-11%) и Renault - 116 тыс. (-10%).
Среди моделей лидируют: Lada Granta - 112 тыс. (-8%), Lada Vesta - 96 тыс. (-4%) и KIA Rio - 86 тыс. (-9%).
Самые популярные машины у москвичей в первом полугодии: KIA Rio - 3468 шт., Volkswagen Polo - 3416, Hyundai Creta - 3374, Nissan Qashqai - 3352, Volkswagen Tiguan - 2471.
Предпочтения жителей Санкт-Петербурга за 9 месяцев: Volkswagen Polo - 3025 шт., Hyundai Creta - 2889, KIA Rio - 2610, Hyundai Solaris - 2048, Volkswagen Tiguan - 2018.
На рынке подержанных легковых автомобилей, согласно аналитической компании "Автостат", перепродажи в сентябре (актуальные данные смотрите позже) составили 565 тыс. авто, это на 24,2% больше сентября предыдущего года. Показатели за 9 месяцев выглядят так: 3,8 млн. (-2,3%).
Самые дорогие автомобильные бренды в мире: Toyota стоимость 56 млрд.$, Mercedes-Benz - 49, BMW - 40, Honda - 22,694, Hyundai - 14, Tesla - 13, Ford - 13, Audi - 12, Volkswagen - 12, Porsche - 11.
Доля рынка новых легковых автомобилей составила 21,1%. Соответственно, вторичный рынок занимает оставшиеся 78,9%. Иными словами, в нашей стране подержанных машин продается в 3,7 раза больше, чем новых.
Зарегистрировать автотранспорт теперь можно будет в многофункциональных центрах государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Постановление об этом подписал председатель правительства Михаил Мишустин.
Автомобильный рынок России, который в сентябре вновь показал рост, тем не менее опустился на пятое место в рейтинге крупнейших авторынков Европы. Согласно прогнозу Ассоциации «Российские автомобильные дилеры», в 2020 году падение продаж новых легковых автомобилей в России может достигнуть 8%. Ассоциация европейского бизнеса АЕБ ждет снижения на 2,1%. Аналитики агентства «АВТОСТАТ» прогнозируют снижение авторынка по базовому сценарию на 5–6%.