Файл: Отраслевые особенности предпринимательства в отрасли продаж легковых автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме официальных организаций по вопросам на автомобильном рынке также есть так называемые «серые дилеры», которые занимаются незаконной деятельностью, а именно перепродают авто определенной марки, при этом не имея подписанного договора с представителями компании. Структура современного рынка легковых автомобилей характеризуется большим товарным разнообразием. Основным продуктом является готовый автомобиль.

Также существует совокупность дополнительных товаров и услуг, которая может быть предложена производителем: автоаксессуары, страхование и кредитование, установка и настройка противоугонных систем и электронных замков, продажа топлива и масел, а также услуги парковки. По нашему мнению, данный аспект является весьма важным в формировании основных направлений маркетинга на рынке, ведь автомобиль, как товар, должен удовлетворять нужды потребителя не только в перемещении, но и в статусности, желании стиля и капризах [4, с. 12]. Более того, при покупке легкового авто подавляющее большинство дилеров предлагают покупателям собственные услуги сервисного обслуживания, что обещает определенный гарантийный срок ремонта машины и его высокое качество. Как мы знаем, на каждом рынке основной продукт имеет свой соответствующий товар-заменитель. В нашем случае таким заменителем является только государственный транспорт общего пользования. Он имеет действительно устойчивую и сильную позицию в крупных городах, которые имеют высоко развитую систему общественных перевозок.

Если же сравнивать легковой автомобиль с другими транспортными средствами негражданского назначения, то можно сказать, что по удобству он имеет абсолютное преимущество. По стоимости перевозок автотранспорт уступает железнодорожному, а в скорости только авиационному. Некоторые исследователи отмечают, что даже велосипеды и мотоциклы можно считать конкурентами легковым машинам, но исключительно в невысоко развитых странах с низким уровнем жизнь.

Все товары на рынке легковых автомобилей классифицируют по одному общему критерию размерного класса машины, распределяя их на разные части – сегменты рынка. В соответствии с европейской классификацией различат 6 основных сегментов автомобильного рынка (табл. 1.). Кроме того, европейцы выделяют дополнительно еще 3 сегмента, к которым относят отдельные группы автомобилей, описание которых не подходит ни к одному вышеупомянутому классу (табл. 2).

Таблица 1- Классы автомобилей

Сегмент

Название класса

Длинна

Ширина

A

Mini cars (малолитражные автомобили)

до 3,6 м

до 1,6 м

B

Small cars (автомобили малого класса)

3,6 - 3,9

1,5 - 1,7

C

Medium cars (автомобили среднего класса)

3,9 - 4,3

1,6 - 1,7

D

Larger cars (автомобили большого класса)

4,3 - 4,6

1,69 - 1,73

E

Executive cars (автомобили бизнес-класса)

4,6 - 4,9

1,73 - 1,82

F

Luxury cars (автомобили представительского класса)

більше, ніж 4,9

більше, ніж 1,82


Таблица 2- Дополнительные сегменты рынка легковых автомобилей

Сегмент

Тип автомобиля

S

Спорткары и суперкары

M

Минивэны, автомобили повышенной вместимости

J

Автомобили повышенной проходимости

Рассмотрев общие сегменты, на которые делится рынок легковых автомобилей, нельзя не заметить его современную общую тенденцию. Каждый раз создавая новое поколение моделей своих машин, автопроизводитель увеличивает их габаритные размеры, тем самым стремясь повысить комфорт авто и улучшить его конкурентоспособность на рынке. Еще одной интересно тенденцией является то, что в последнее время производители легковых автомобилей ставят перед собой цели удовлетворить как можно больше желаний и потребностей потребителей. Это прямым образом приводит к созданию моделей, которые своими параметрами подходят к нескольким сегментам рынка, и поэтому не могут быть отнесены к какому-то конкретному классу. Итак, как мы определили, что покупка автомобиля является лишь одной из множества услуг, которые предлагаются конечному потребителю автопроизводителями и дилерами. Одной из основных проблем современного рынка легковых автомобилей является тот факт, что мировые авто дилеры на сегодняшний день основным источником дохода считают только реализацию легковых автомобилей, уменьшая объемы обеспечения покупателей качественным сервисом, техническим обслуживанием, поставкой запасных автозапчастей и другими услугами при покупке авто. В результате это значительно ограничивает их доходную базу, что приводит к повышению уязвимости к кризисным процессам в экономике.

1.3. Анализ мирового автомобильного рынка

По состоянию на 2018 год мировые продажи легковых автомобилей достигли объемов около 75 миллионов единиц. Глобально, Китай является крупнейшим автомобильным рынком с точки зрения и спроса, и предложения. В 2018 году он изготовил более 20 миллионов легковых авто. По прогнозам исследователей уже в 2020 году ожидается, что производство машин Китая составит около 35 миллионов единиц, ведь, учитывая количество населения, рынок легковых автомобилей страны имеет очень большой потенциал. Менее чем за 15 лет Китайская Народная Республика будет насчитывать на своих дорогах около 200 миллионов машин, но общий объем будет меньше, чем одно авто на человека [1, с. 46]. Сегодня следующим по объемам производства среди мировых рынков легковых автомобилей после Китая являются Соединенные Штаты Америки. В прошлом году США изготовили более 17 миллионов авто, почти 7 миллионов из которых пошли на экспорт. Автомобильный рынок США достиг одного из ведущих мест в 1990-х годах, когда основная американская марка Ford представила поточное производство для массового изготовления своей модели. Современная фирма Ford Motor Company, как и 20 лет назад, входит в рейтинг ведущих мировых автопроизводителей, в частности своей самой популярной моделью легковых машин Ford Focus, которая в 2019 году вошла в пятерку лучших и самых продаваемых авто во всем мире. Интересным фактом является то, что по состоянию на 2019 год в Соединенных Штатах Америки на 1000 жителей насчитывалось около 850 автомобилей. Это означает, что в США только дети, не достигшие возраста 16 лет, сегодня не имеют собственного авто [13].


По уровню доходности в 2019 году списки крупных автопроизводителей возглавили такие марки машин как General Motors, Toyota и Volkswagen. В частности Toyota на сегодняшний день оценивается как автомобильный бренд наивысшей стоимости. Японский автопроизводитель Toyota Motor Corporation является многонациональной компанией и крупнейшим в мире по величине производителем автомобилей. В 2018 году она имела 11 % от общей доли автопроизводства, продав около 10 миллионов легковых транспортных средств.

Европейский Союз также показал высокие объемы прибылей. С января по декабрь 2019 года он изготовил почти 15 миллионов легковых авто. По ним ведущие позиции занимают такие страны как Япония (около 4 миллионов), Индия (почти 3 миллиона автомобилей) Бразилия.

Рисунок 1- Объем производства наиболее крупных автомобиле производителей за 2019 год

Согласно данных информационной интернет-группы Атлас экономической сложности (The Atlas of economic complexity) за 2019 год сегодня на мировом рынке легковых автомобилей в список десяти крупнейших автопроизводителей входят фирмы четырех японских марок – Toyota, Nissan, Honda и Suzuki, немецкий бренд Volkswagen Group, две американские марки – General Motors и Ford, Hyundai Motor Group Южной Кореи, а также итальянская марка Fiat и французский – Renault (Табл.3).

Таблица 3- Список 10-ти мировых лидеров по объемам производства за 2019 год

№ в списке

Марка автомобиля

Страна-производитель

Количество произведенных авто

1

Toyota

Японія

10,08 млн.

2

Volkswagen Group

Німеччина

9,87 млн.

3

General Motors

США

7,99 млн.

4

Hyundai Motor Group

Південна Корея

7,49 млн.

5

Ford

США

6,40 млн.

6

Nissan

Японія

5,17 млн.

7

Fiat

Італія

4,87 млн.

8

Honda

Японія

4,54 млн.

9

Suzuki

Японія

3,03 млн.

10

Renault

Франція

3,02 млн.

Однако, чтобы эффективно исследовать современное состояние мирового автомобильного рынка, по нашему мнению, необходимо начать с послекризисных лет.

Важной особенностью современного состояния автомобильного рынка является то, что только за последние несколько десятилетий глубоко сместилось источник его прибыли.


В 2007 году 30 % мировых доходов или 12 миллиардов евро приходилось странам группы BRIC – Бразилии, России, Индии и Китая. В 2018 году эта доля значительно выросла почти до 62 %, а именно до 31 миллиардов евро. Стоит отметить, что более половины этого роста пришло именно из Китая – 18 миллиардов евро.

На сегодняшний день прогнозы специалистов негативные и направлены на дальнейший спад активности рынка легковых автомобилей Японии. Относительно Северной Америки и США в частности, показатели ее автомобильной промышленности сегодня на высоком уровне. С кризисного 2007 года до 2012 года прибыль по реализации готовых легковых авто увеличилась с 9 до 23 миллиардов евро. А объем продаж по состоянию на 2019 год достиг цифры 17 миллионов единиц машин. Результатом таких позитивных сдвигов, по нашему мнению, являются затраты основных производственных фондов на усиление рентабельности товара рынка [15]. По данным прогноза информационно-аналитической группы мирового рынка легковых автомобилей Auto Consulting до 2020-го года движущей силой автопромышленности в мире будет Китай [18]. Более того, лидерам рынка – странам группы БРИК сегодня относят 60 % общего количества готовых авто, однако менее чем за 15 лет их доходы вырастут втрое.

Подавляющее большинство предполагаемых дополнительных доходов (25 миллиардов евро) будет поступать из устойчивого роста продаж (по оценкам 3,8 % в год).

Тем не менее, источники этих доходов будут неоднозначными. Исследование консалтинговой компании McKinsey and Company показывает, что прибыль Китая будет составлять чуть больше половины – 13 миллиардов евро [12]. Другие страны БРИК – Бразилия, Россия и Индия – добавят около 6 миллиардов евро. Относительно экономически развитых рынков легковых авто, скорее всего, они принесут только 4 миллиарда евро дополнительной прибыли, и то – преимущественно страны Северной Америки.

В РФ, согласно статистики Ассоциации европейского бизнеса АЕВ продажи новых легковых автомобилей в России в ноябре 2020 года составили 158 тыс., что на 6% больше чем в ноябре 2019 года.

Таблица 4- Динамика продаж легковых автомобилей

Место

Марка

Нояб 2020

Нояб 2019

+– %

Марка

Янв-Нояб 2020

Янв-Нояб 2019

+– %

1

Avtovaz (Lada)

38064

31217

22

Avtovaz (Lada)

302744

326654

-7

2

KIA

21012

19612

7

KIA

181706

207894

-13

3

Hyundai

17446

16314

7

Hyundai

146890

164128

-11

4

Renault

13852

12833

8

Renault

116262

128982

-10

5

VW

10208

9160

11

VW

90848

94599

-4

6

Skoda

9666

9050

7

Skoda

84930

79436

7

7

Toyota

8199

8806

-7

Toyota

82420

91087

-10

8

ГАЗ ком.авт.*

5540

6309

-12

Nissan

51332

56619

-9

9

Nissan

4924

5113

-4

ГАЗ ком.авт.*

42319

55261

-23

10

УАЗ*

4109

3732

10

УАЗ*

29393

33987

-14

11

Mazda

2953

2703

9

Mitsubishi

25465

36492

-30

12

Mitsubishi

2839

4124

-31

Mazda

23378

27051

-14

13

Lexus

2233

2021

10

Lexus

18187

19558

-7

14

Geely

2017

890

126

Haval

14879

10014

49

15

Audi

1803

1640

10

Datsun

13848

20267

-32

16

Haval

1628

1476

10

Geely

13772

8150

69

17

Chery

1497

607

147

Audi

13305

14489

-8

18

Ford ком.авт.*

1218

1237

-2

Ford ком.авт.*

11681

10962

7

19

Volvo

1030

959

7

Chery

9352

5527

69

20

Changan

871

473

84

Avtovaz (Niva)

8822

0

-

21

Suzuki

855

931

-8

Suzuki

7083

6534

8

22

Datsun

853

2002

-57

Volvo

6899

7699

-10

23

Land Rover

735

837

-12

Changan

6460

2186

196

24

VW ком.авт.*

656

735

-11

Land Rover

5611

7682

-27

25

Subaru

634

797

-20

Subaru

5428

6749

-20

26

Peugeot*

425

421

1

Porsche

5106

5430

-6

27

Porsche

385

651

-41

VW ком.авт.*

4835

6885

-30

28

Citroёn*

297

320

-7

Peugeot*

3796

4177

-9

29

FAW

288

175

65

Citroёn*

2851

2868

-1

30

Infiniti

184

234

-21

FAW

2493

1296

92

31

FIAT*

113

150

-25

Infiniti

1656

3248

-49

32

Lifan

108

130

-17

Jeep

1477

1653

-11

33

Cheryexeed

103

-

-

Honda

1383

1629

-15

34

Jeep

102

150

-32

Lifan

1281

3823

-66

35

Jaguar

93

136

-32

Cadillac

1268

819

55

36

Opel

91

0

-

FIAT*

1196

1137

5

37

Cadillac

90

72

25

Genesis

1138

1934

-41

38

DFM

87

110

-21

DFM

890

1383

-36

39

Isuzu*

83

31

168

Isuzu*

888

716

24

40

Honda

79

157

-50

Jaguar

860

1595

-46

41

Genesis

54

192

-72

Chevrolet

504

20318

-98

42

Chevrolet

44

2047

-98

Opel

493

0

-

43

Brilliance

36

37

-3

Iveco*

316

371

-15

44

Iveco*

29

44

-34

Brilliance

213

246

-13

45

Hyundai ком.*

23

15

53

Hyundai ком..*

197

290

-32

46

Foton*

23

10

130

Zotye

158

1322

-88

47

Chrysler

3

3

0

Foton*

114

179

-36

48

Ford

0

135

-

Cheryexeed

103

-

-

49

Avtovaz (Niva)

0

0

-

Ford

93

17536

-99

50

Zotye

0

51

-

Chrysler

28

44

-36

51

HTM

-

6

-

HTM

-

49

-

52

SsangYong

-

0

-

SsangYong

-

4

-

Всего

157580

148855

5,9

Всего

1346351

1500959

-10,3


Следом за традиционно занимающей первое место Ладой, продавшей 38,1 тыс. авто (+22%), расположились: KIA - 21,0 тыс. (+7%), Hyundai - 17,4 тыс. (+7%) и Renault - 13,9 тыс. (+8%).

Тройка лидеров по концернам выглядит так: Avtovaz-Renault-Nissan, VW Group, KIA.

По динамике продаж среди десяти крупных производителей лидируют: ВАЗ - 22%, VW - 11% и Mazda - 10%. В отстающих: ГАЗ - -12%, Toyota - -7% и Nissan - -4%.

Из модельного ряда на первом месте Lada Granta - 14,5 тыс. продаж (+15,6%), далее следуют Lada Vesta - 11,8 тыс. (+35,3%) и KIA Rio - 9,9 тыс. (+28,5%).

В целом за 11 месяцев продано 1,346 млн. автомобилей, что на 10% меньше чем за аналогичный период 2019 года.

Вслед за Ладой, продавшей 303 тыс. авто (-7%), идут: KIA - 182 тыс. (-13%), Hyundai - 147 тыс. (-11%) и Renault - 116 тыс. (-10%).

Среди моделей лидируют: Lada Granta - 112 тыс. (-8%), Lada Vesta - 96 тыс. (-4%) и KIA Rio - 86 тыс. (-9%).

Самые популярные машины у москвичей в первом полугодии: KIA Rio - 3468 шт., Volkswagen Polo - 3416, Hyundai Creta - 3374, Nissan Qashqai - 3352, Volkswagen Tiguan - 2471.

Предпочтения жителей Санкт-Петербурга за 9 месяцев:  Volkswagen Polo - 3025 шт., Hyundai Creta - 2889, KIA Rio - 2610, Hyundai Solaris - 2048, Volkswagen Tiguan - 2018.

На рынке подержанных легковых автомобилей, согласно аналитической компании "Автостат", перепродажи в сентябре (актуальные данные смотрите позже) составили 565 тыс. авто, это на 24,2% больше сентября предыдущего года. Показатели за 9 месяцев выглядят так: 3,8 млн. (-2,3%).

Самые дорогие автомобильные бренды в мире: Toyota стоимость 56 млрд.$, Mercedes-Benz - 49, BMW - 40, Honda - 22,694, Hyundai - 14, Tesla - 13, Ford - 13, Audi - 12, Volkswagen - 12, Porsche - 11.

Доля рынка новых легковых автомобилей составила 21,1%. Соответственно, вторичный рынок занимает оставшиеся 78,9%. Иными словами, в нашей стране подержанных машин продается в 3,7 раза больше, чем новых.

Зарегистрировать автотранспорт теперь можно будет в многофункциональных центрах государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Постановление об этом подписал председатель правительства Михаил Мишустин.

Автомобильный рынок России, который в сентябре вновь показал рост, тем не менее опустился на пятое место в рейтинге крупнейших авторынков Европы. Согласно прогнозу Ассоциации «Российские автомобильные дилеры», в 2020 году падение продаж новых легковых автомобилей в России может достигнуть 8%. Ассоциация европейского бизнеса АЕБ ждет снижения на 2,1%. Аналитики агентства «АВТОСТАТ» прогнозируют снижение авторынка по базовому сценарию на 5–6%.