Файл: Изучение особенностей мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 330

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

У детей данной категории наблюдается отставание в развитии всех видов мышления, а именно: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического; также имеются нарушения развития операций мышления. Различают 4 варианта ЗПР (ЗПР конституционального происхождения, ЗПР соматогенного происхождения, ЗПР психического происхождения, ЗПР церебрально-органического генеза).Представленные клинические типы наиболее стойких форм ЗПР в основном отличаются друг от друга именно особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии развития: структурой инфантилизма и характером нейродинамических расстройств. Темп мышления замедлен, туго подвержен, страдает переключаемостью с одного вида умственной деятельности на другой.

В соответствии с задачами исследования было организовано и проведено обследование уровня развития мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью. Для этого были подобраны методики, направленные на изучение уровня развития всех видов мыслительной деятельности, выбор методик обусловлен особенностями психического и речевого развития детей данной категории.

Проведенное обследование уровня развития мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальную недостаточность подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что мышление детей этой категории отличается выраженным своеобразием и особенностями развития, а именно отмечается отставание в развитии наглядно-образного и понятийного мышления, а также словесно-логическое мышление у рассматриваемой категории детей развито значительно хуже, нежели наглядно-образное.

Список литературы

  1. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие / Л.Н. Блинова. – М.: НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.
  2. Борякова, Н.Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития / Н.Ю. Борякова
  3. Вильшанская, А.Д. Условия формирования приёмов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР / А.Д. Вильшанская // Дефектология. – 2005. - № 2. – С. 57-65.
  4. Жаренкова, Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции / Г. И. Жаренкова // Дефектология. – 1972. - № 5. – С. 29-35.
  5. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова. – М.: Академия, 2003. – 480 с.
  6. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие / В.В. Лебединский. – М.: Академия, 2003. – 144 с.
  7. Лубовский, В.И. Специальная психология / В.И. Лубовский. – М.: Академия, 2005. – 464 с.
  8. Лубовский, В.И. Обучение детей с задержкой психического развития / В.И. Лубовский, Т.А. Власова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 329 с.
  9. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития / В.Б. Никишина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 128 с.
  10. Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии / М.С. Певзнер, Т.А. Власова. – М.: Просвещение, 1973.
  11. Переслени, Л. И. Особенности вероятного прогнозирования у детей в норме и патологии / Л. И. Переслени // Вопросы психологии. – 1976. - № 2.
  12. Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия / под ред. О.В. Защиринской. – СПб., 2004. – 432 с.
  13. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия / С.Г. Шевченко. – СПб., 2002.
  14. Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М. Трофимова. – СПб., 2004.
  15. Ульенкова, У.В. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / У.В. Ульенкова. – СПб., 2004.
  16. Шипицина Л.М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста / Л.М. Шипицина. – СПб.: РЕЧЬ, 2008. – 48 с.
  17. Венгер Л. А. Основные закономерности психического развития ребенка: Дошкольное воспитание / Венгер, Мухина. - 1973 № 5 с 29—38-№ 6, с. 32—39.
  18. Выготский Л. С. Мышление и речь. // Собр. соч.: в 6 т. М., 1982. – Т. 2. —361 с.
  19. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т., т.3: Проблемы развития психики, т.4: Детская психология, т.5: Дефектология / Л.В. Выготский. – М.Педагогика.
  20. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / Мухина. - М., 1999 г.
  21. Мухина В. С. Психология детства и отрочества. М., 1998. – 488 с.
  22. Назарова Н.М. Специальная педагогика / Назарова. М., 2002г.
  23. Петрова В. Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / Петрова В. Г., Белякова И. В - М., 1988.
  24. Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2001. – 624с.
  25. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1998. -160 с
  26. Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика / Пузанов. - М., 1998г.
  27. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии /Рубинштейн. - М., 1973.— 416 с.
  28. Специальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.:Издательский центр "Академия", 2005. — 464 с.
  29. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии / Стребелева. - М., 2004. – 184 с.