Файл: Изучение особенностей мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 325

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Ежегодно в России рождается около 30 тыс. детей с врожденными и наследственными заболеваниями. В процессе выхаживания детей уровень физического и умственного развития подрастающего поколения снижается, возрастают показатели соматических и неврологических заболеваний, что в конечном итоге ведет к росту инвалидности. В связи с этим насущными становятся проблемы реабилитационной помощи детям, практические предложения по совершенствованию системы педагогического воздействия. Сегодня многие службы стоят перед необходимостью сосредоточить усилия не только на лечении детей, но и на выхаживании и на дальнейшей заботе состояния их здоровья, поэтому необходимо детальное изучение психофизического развития детей. Исследование умственного развития детей необходимо для того, чтобы создать наиболее благоприятные условия обучения, соответствующие реальным возможностям ребенка, его индивидуальным особенностям и уровню его общего развития.

Изучением данной проблемы занимались У.В. Ульенкова, Т.В. Егорова, Т.А. Стрекалова и другие.

Цель нашего исследования – изучить своеобразие мышления младших школьников с задержкой психического развития.

Объектом исследования являются особенности психического развития детей, имеющих задержку психического развития.

Предметом исследования – своеобразие процесса мышления младших школьников, имеющих задержку психического развития.

Выдвинута гипотеза о том, что мышление детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития отличается выраженным своеобразием и особенностями развития, а именно отмечается отставание в развитии наглядно-образного и понятийного мышления, а также словесно-логическое мышление у рассматриваемой категории детей развито значительно хуже, нежели наглядно-образное.

В ходе исследования были поставлены следующиезадачи:

  1. Описать психические особенности развития детей с задержкой психического развития;
  2. Провести анализ своеобразия мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
  3. Организовать и провести исследование уровня развития мышления детей с задержкой психического развития (1 класс).
  4. Проанализировать результаты обследования с точки зрения подтверждения гипотезы.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, тест, метод количественной икачественной обработки.


Эмпирическое исследование проводилось на базе бюджетного образовательного учреждения г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 21».

Глава 1. Теоретические основы исследования процесса мышления младших школьников

с задержкой психического развития

1.1. Клинико-психологическая характеристика детей

с задержкой психического развития

Задержка психического развития – это состояние, характеризующееся замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, имеющая тенденцию к компенсации в условиях специального обучения и воспитания [15].

Аномалия развития, квалифицируемая какзадержка психического развития, встречается значительно чаще других, более грубых нарушений психического онтогенеза. Основные клинические типы ЗПР дифференцированы нами по этиопатогенетическому принципу:

1. ЗПР конституционального происхождения.

2. ЗПР соматогенного происхождения.

3. ЗПР психогенного происхождения.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения.

При конституциональной задержке речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме, при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста, с преобладанием аффективной мотивации поведения, повышенным фоном настроения, яркостью и непосредственностью эмоций при их поверхностности и неустойчивости, беспечностью и повышенной внушаемостью. Затруднения в обучении у этих детей были связаны лишь с незрелостью мотивации и личности в целом, игровым характером интересов. Типичной была инфантильность и физического облика [10].

Соматогенная задержка психического развития была обусловлена длительной соматической недостаточностью различного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками соматической сферы. Нарушения познавательной деятельности в большой мере связаны с хронической астенией [6].


Психогенный вариант ЗПР был связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию эмоционально-волевой сферы ребенка, его познавательной деятельности, личности в целом. Социальный генез этой аномалии развития не исключает ее патологического характера. Как известно, неблагоприятные средовые условия, рано возникшие и длительно действующие, могут привести сначала к нарушению вегетативной нервной системы ребенка, а затем - к психическому, в первую очередь - эмоциональному дизонтогенезу [там же].

ЗПР церебрально-органического генезапринадлежит основное место в проблеме данной аномалии развития. Он встречался чаще других вышеописанных типов, обладал большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой, так и в познавательной деятельности. Его происхождение связано с органической, чаще негрубой резидуальной недостаточностью центральной нервной системы вследствие патологии беременности, родов, ранних постнатальных инфекций и травм, генетических пороков развития [11]. Отмечается замедление смены возрастных фаз развития: запаздывание формирования статических функций, ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности 
Церебрально-органическая недостаточность накладывала типичный отпечаток как на нарушения познавательной деятельности, так и на особенности эмоционально-волевой незрелости. Органический инфантилизм характеризовался отсутствием живости и яркости эмоций, бедностью воображения и творчества в игре, ее монотонностью и однообразием, преобладанием в ней компонента двигательной расторможенности. Игра нередко выступала как способ ухода от затруднений в учебе. Отмечались слабость заинтересованности в оценке, пониженный уровень притязаний. Повышенная внушаемость отражала органический дефект критики. В физическом облике сочетались черты незрелости и органической диспластичности [6].

В зависимости от преобладающего эмоционального фона нами были выделены 3 основных типа органического инфантилизма:

- по типу психической неустойчивости. Для него были характерны психомоторная расторможенность, эйфорический оттенок настроения с импульсивностью, дурашливостью, назойливостью, проявлениями "сенсорной жажды". В психологическом эксперименте обнаруживались малая интенсивность и кратковременность эмоциональных реакций, повышенные внушаемость и подражательность, склонность к имитации не системы действий, а внешней манеры поведения окружающих; завышенная самооценка в сочетании со слабостью личностной реакции на успех и неуспех, отсутствие планирования будущего;


- по типу психической тормозимости. Типичным были пониженный фон настроения, безынициативность, нерешительность, малодушие, безвольность. При психологическом исследовании выявлялись заниженная самооценка, склонность к фиксации на отрицательных впечатлениях, повьшенная зависимость от окружающих;

- по церебрально-эндокринному типу. Характерным было сочетание несамостоятельности, наивности, внушаемости с карикатурной взрослостью поведения: склонностью к рассуждательству, сентенциям, "важности" манер.

При церебрально-органической ЗПР нарушение познавательной деятельности носило более грубый характер, чем при других вышеописанных формах: более тяжелым были нейродинамические расстройства, проявлявшиеся не только в истощаемости, но и инертности, плохой переключаемости психических процессов, парциальной дефицитарности ряда высших корковых и подкорковых функций - пространственных, памяти, внимания, речи и др. Большое значение в нарушениях познавательной деятельности имели и типичные для этого вида ЗПР энцефалопатические расстройства: аффективная возбудимость, расторможенность влечений, судорожные пароксизмы [30].

В условиях адекватного обучения и воспитания детей с 3ПP в специальной школе постепенно удается в достаточной мере компенсировать недостаточность познавательной деятельности, сформировать нужный запас знаний и умений. Однако незрелость эмоционально-волевой сферы - органический инфантилизм - часто оказывается наиболее резистентным к психолого-педагогической коррекции. Сохраняющаяся и в подростковом возрасте личностная незрелость, повышенная внушаемость способствуют формированию неадекватных инфантильных путей самоутверждения, создавая большую уязвимость в отношении асоциальных форм поведения. Значительная роль в фиксации эмоционально-волевой незрелости принадлежала и неправильным условиям воспитания. ЗПР - это, пожалуй, единственная аномалия психического развития, требующая специального обучения, в которой социальный фактор может играть не только добавочную, но и основную этиологическую роль [там же].

Известное положение Л.С.Выготского о сензитивных периодах развития психических функций позволяет предположить особое значение фактора стимуляции как интеллектуального, так в большой мере и эмоционального развития ребенка на определенных, наиболее значимых для каждой из психических функций возрастных этапах. Эти дети нуждаются в наиболее активной стимуляции познавательной деятельности, важна необходимость обучения детей с церебрально-органическими формами ЗПР в специальных школах, где помимо адекватной системы обучения и воспитания существует медицинская служба, обеспечивающая медикаментозную терапию, купирующую энцефалопатические расстройства. Полученные данные о специфическом сочетании черт эмоциональной незрелости с характером нарушений познавательной деятельности при различных вышеописанных вариантах ЗПР могут внести определенный вклад в проблему взаимоотношений интеллекта и аффекта [19].


Таким образом, каждый из типов ЗПР имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности, нередко осложнен рядом болезненных признаков - соматических, энцефалопатических, неврологических. Во многих случаях эти болезненные признаки нельзя расценивать только как осложняющие, так как они играют существенную патогенетическую роль в формировании самой ЗПР. Представленные клинические типы наиболее стойких форм ЗПР в основном отличаются друг от друга именно особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии развития: структурой инфантилизма и характером нейродинамических расстройств. В замедленном темпе формирования познавательной деятельности с инфантилизмом связана недостаточность интеллектуальной мотивации и произвольности, а с нейродинамическими расстройствами - тонус и подвижность психических процессов.

Если говорить о наиболее часто встречающемся варианте – ЗПР церебрально-органического генеза, то можно отметить, что нарушение познавательной деятельности носит более грубый характер, чем при других формах. Также следует отметить, что все дети с ЗПР нуждаются в специальном обучении.

Особенности формирования мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста

с задержкой психического развития

Развитие мышления детей с особыми образовательными потребностями подчинено тем же общим закономерностям, по которым протекает мышление нормально развивающихся детей, но дефект и его последствия создают своеобразие развития детей с ограниченными возможностями здоровья [3].

У детей с задержкой психического развития, по сравнению с детьми с умственной отсталостью более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в другие ситуации. На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы: уровень развития внимания; уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире (чем богаче опыт, тем более сложные выводы может делать ребенок); уровень развития речи; уровень сформированности механизмов произвольности (регуляторных механизмов) [30].

Чем старше ребенок, тем более сложные задачи он может решить. К 6-7 годам дошкольники способны выполнять сложные интеллектуальные задачи, даже если они ему неинтересны (действует принцип: «так надо» и самостоятельности) [21]. У детей с задержкой психического развития все эти предпосылки развития мышления в той или иной степени нарушены. Дети с трудом концентрируются на задании. У этих детей нарушено восприятие, они имеют в своем арсенале довольно скудный опыт - все это определяет особенности мышления ребенка с задержкой психического развития. Та сторона познавательных процессов, которая у ребенка нарушается, связана с нарушением одного из компонентов мышления. У детей с задержкой психического развития страдает связная речь, нарушена способность планировать свою деятельность с помощью речи; нарушена внутренняя речь активное средство логического мышления ребенка [12].