Файл: Изучение особенностей мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 326

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Характеризуя виды мышления, можно отметить что, у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. Дети самостоятельно не обобщают свой опыт повседневного действия с предметами-орудиями, имеющими фиксированное назначение. Поэтому у них отсутствует этап осмысления ситуации, требующей применения фиксированного (общепринятого) орудия. В тех случаях, когда дети с помощью взрослого применяют вспомогательные средства, они недостаточно обобщают свои собственный опыт действий и не могут использовать его при решении новых задач, т.е. у них отсутствует перенос способа действия. До конца дошкольного и начала младшего школьного возраста у детей с ЗПР фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач. При попытках решать такие задачи у них выявляется отсутствие связи между словом и образом. У детей с ЗПР наблюдается слабая взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом. Кроме того, у них страдает и формирование элементов логического мышления, оно развивается замедленно, и по-иному, чем в норме, у них складывается соотношение наглядного и словесно-логического мышления. Своевременное формирование наглядных форм мышления качественно изменяет развитие познавательной деятельности детей с задержкой психического развития и составляет существенное звено в подготовке их к школьному обучению и социализации [6].

Общие недостатки мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития:

1. Несформированность познавательной, поисковой мотивации (своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть. Дети не заинтересованы в результате выполнения задания. Эта особенность мышления проявляется в школе, когда дети очень быстро теряют интерес к новым предметам.

2. Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Дети с задержкой психического развития начинают действовать сразу, с ходу. Это положение подтвердилось в эксперименте Н.Г. Поддубной. При предъявлении инструкции к заданию многие дети не поняли задания, но стремились побыстрее получить экспериментальный материал и начать действовать. Следует заметить, что дети с задержкой психического развития в большей мере заинтересованы в том, чтобы побыстрее закончить работу, а не качеством выполнения задания. Ребенок не умеет анализировать условия, не понимает значимости ориентировочного этапа, что приводит к появлению множества ошибок. Когда ребенок начинает обучаться, очень важно создать условия для того, чтобы он первоначально думал, анализировал задание.


3. Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дети, из-за поспешности, неорганизованности действуют наугад, не учитывая в полном объеме заданного условия; отсутствует направленный поиск решения, преодоления трудностей). Дети решают задачу на интуитивном уровне, то есть ребенок вроде бы правильно дает ответ, но объяснить его не может.

4. Стереотипность мышления, его шаблонность. Наглядно-образное мышление. Дети с задержкой психического развития затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушений операций анализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности восприятия все это ведет к тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности. Логическое мышление[там же].

У детей с задержкой психического развития имеются нарушения важнейших мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления:

- анализ (увлекаются мелкими деталями, не может выделить главное, выделяют незначительные признаки);

- сравнение (сравнивают предметы по несопоставимым, несущественным признакам);

- классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно, но не может осознать ее принцип, не может объяснить то, почему он так поступил) [30].

У всех детей с задержкой психического развития уровень логического мышления значительно отстает от уровня нормального школьника. К 6-7 годам дети с нормальным умственным развитием начинают рассуждать, делать самостоятельные выводы, стараются все объяснить. Дети самостоятельно овладевают двумя видами умозаключений: 1. Индукция (ребенок способен делать общий вывод путем частных фактов, то есть от частного к общему). 2. Дедукция (от общего к частному). Дети с задержкой психического развития испытывают очень большие трудности при выстраивании самых простых умозаключений. Этап в развитии логического мышления осуществление вывода из двух посылок еще малодоступен детям с задержкой психического развития. Чтобы дети сумели сделать вывод, им оказывает большую помощь взрослый, указывающий направление мысли, выделяющий те зависимости, между которыми следует установить отношения. По мнению Ульенковой У.В., «дети с задержкой психического развития не умеют рассуждать, делать выводы; стараются избегать таких ситуаций. Эти дети из-за несформированности логического мышления дают случайные, необдуманные ответы, проявляют неспособность к анализу условий задачи. При работе с этими детьми необходимо обращать особое внимание на развитие у них всех форм мышления» [15].


Подытожив вышесказанное, следует отметить, что мыслительные процессы у умственно отсталых младших школьников протекают весьма своеобразно. У детей данной категории наблюдается отставание в развитии всех видов мышления, а именно: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического; также имеются нарушения развития операций мышления. Среди общих недостатков мышления детей с ЗПР можно выделить 1) несформированность мотивации к деятельности, 2) отсутствие ориентировочного этапа при решении мыслительных задач, 3) стереотипность, 4) сниженную мыслительную активность.

Выводы по 1 главе

Анализ психолого-педагогической литературы, проведенный в данной главе, позволяет нам сделать заключение, что задержка психического развития – это состояние, характеризующееся замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, имеющая тенденцию к компенсации в условиях специального обучения и воспитания. У детей с задержкой психического развития можно наблюдать отставание  в развитии познавательных процессов. Отмечается снижение способности распределять и концентрировать внимание, нарушен контроль над выполняемой деятельностью, слабое развитие эмоционально-волевой сферы, а так же отмечается ограниченность словаря, неполноценность понятий и низкий уровень практических обобщений.

Характеризуя мышления детей данной категории, следует упомянуть о том, что при задержке психического развития недостаточность мышления проявляется, прежде всего, в слабости аналитико-синтетической деятельности, в низкой способности к отвлечению и обобщению, в затруднении понимания смысловой стороны любого явления. Темп мышления замедлен, туго подвержен, страдает переключаемостью с одного вида умственной деятельности на другой. Недоразвитие мышления находится в прямой связи с общим нарушением речи, поэтому словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, устанавливаются детьми с большим трудом.

Глава 2. Эмпирическое исследование мышления

младших школьников

с задержкой психического развития

2.1. Организация исследования


Целью нашего исследования являетсядоказательство того, что мышление детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития отличается выраженным своеобразием и особенностями развития.

Для того чтобы достичь данной цели мы выдвинули ряд задач:

  1. Подобрать диагностические методики, направленные на выявление уровня развития мышления детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития.
  2. Организовать условия осуществления диагностического обследования.
  3. Провести диагностическое тестирование уровня развития мышления детей младшего школьного возраста (1 класса), имеющих задержку психического развития.
  4. Оформить результаты, провести качественный и количественный анализ результатов.

Исследование проводилось в течение 2х недель, но не каждый день: вместе со школьным психологом мы решили, когда и в какой день будет лучше проводить исследование. Что касается времени исследования, то мы выбрали утренние часы (с 9 до 12). Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком в отдельном, хорошо освещенном помещении. Время проведения обследования составляло не более 10-15 минут в день с каждым ребенком.

В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста,

посещающие 1 класс БОУ г.Омска «Средней образовательной школы №21». В классе 10 человек. Общая успеваемость класса средняя. Характеризуя детей, можно сказать об их речи (что тоже непосредственно говорит об уровне развития их мышлении): у некоторых детей (4) бедныйсловарный запас, часто встречаются аграмматизмы.

Для исследования были использованы две диагностических методики: «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена (Прил. 1) и «Четвертый лишний» (вербальный вариант) (Прил. 2).

2.2. Анализ результатов

Все дети с удовольствием шли на контакт, проявляли интерес к заданиям и выполняли их. Отказов от задания не было. Проведение диагностической методики не составило труда, за указанное время дети не успевали переутомиться, работоспособность всех детей достаточно высокая. Двигательной расторможенности не наблюдалось.

По результатам методики «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена (Прил. 3) было выявлено, чтони у одного ребенка не наблюдается очень высокого и высокого уровня развития мышления, для 7 детей (А.В., Р.А, С.Т, Л.Р., Н.Е., Ю.И, А.Н.) характерен средний уровень, у остальных же (К.К, Р.У., В.А.) – низкий уровень, очень низкого уровня развития мышления ни у кого не найдено (Рис. 1).


Рис 1. График уровней развития мышления

Анализируя результаты второй методики (Прил. 4) , а именно «Четвертый лишний» мы видим, средний общий уровень обобщения данной группы детей по представленной методике – 4. Он отражает недостаточную способность к обобщению на понятийном уровне. Обобщение осуществляется преимущественно по случайным признакам. Поиск обобщающего признака затруднен. Существенные (родовые) признаки не называются. Можно сказать, что на данный результат повлиял обедненный словарь учащихся, часто не понимая слова, они просили повтора, путали слова.

Интересен тот факт, что уровни обобщения в данном классе у всех детей настолько различаются, что у ребенка К.Е. – 4-й уровень, граничащий с 5-м, что говорит о недостаточной способности к обобщению наглядного материала, а у ребенка Р.У – 2-ой, который отражает высокую способность к обобщению на понятийном уровне. Ребенок способен точно дифференцировать существенные признаки, однако не всегда может правильно найти обобщающее слово (Рис. 2).

Рис. 2. График уровней развития мышления

Выводы по 2 главе

Эмпирическое исследование особенностей мыслительной деятельности умственно отсталых младших школьников было организовано на базе БОУ г.Омска «Средняя образовательная школа №21».

В исследовании использовались диагностические тестовые методики, направленные на выявление уровня наглядно-образного и словесно-логического (понятийного) мышления детей.

Исследование показало, что мышление детей младшего школьного возраста (1 класса) отличается выраженным своеобразием и особенностями развития. Если провести сравнительный анализ наглядно-образного и понятийного мышления первоклассников с задержкой психического развития, то можно прийти к выводу, что наглядно-образное мышление более доступно такой категории детей, нежели понятийное, с последним дети испытывают большие трудности. Судя по первому графику (Рис.1) в основном все дети имеют средний уровень образного мышления, но посмотрев на второй график (Рис. 2), мы видим, что здесь преобладает низкий уровень развития понятийного мышления.

Заключение

В ходе нашего проведенного исследования было выяснено, что задержка психического развития – это состояние, характеризующееся замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, имеющая тенденцию к компенсации в условиях специального обучения и воспитания.