Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 694
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность информационных технологий в финансовом управлении предприятием
1.2 Виды информационных систем финансового управления активами организации
1.3 Современный рынок IT-технологий
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ ПАО «КАДВИ»
2.1 Общая характеристика ПАО «КАДВИ»
2.2 Управление активами ПАО «КАДВИ»
2.3 Разработка информационной системы финансового управления активами ПАО «КАДВИ»
Как видно из таблицы 4, общая стоимость имущества в отчетном периоде составляла 4307034 тыс. руб. В активах организации доля текущих активов составляет 76.52 %, а внеоборотных средств 23.48 %. Таким образом, наибольший удельный вес в структуре совокупных активов приходится на оборотные активы, что способствует ускорению оборачиваемости средств предприятия, т.е. предприятие использует интенсивную политику управления активами.
Далее проведем анализ состава источников формирования имущества ПАО «КАДВИ» в таблице 5.
Таблица 5 – Состав источников формирования имущества ПАО «КАДВИ» за 2017-2019 гг.
Пассив |
2017 |
2018 |
2019 |
Абсолютное изменение |
|||
2018 |
2019 |
||||||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
||||
1. Собственный капитал, в том числе: |
1702837 |
2277736 |
2401386 |
574899 |
133.76 |
123650 |
105.43 |
Уставный капитал |
325 |
325 |
325 |
0 |
100 |
0 |
100 |
Переоценка внеоборотных активов |
940939 |
940939 |
940939 |
0 |
100 |
0 |
100 |
Резервный капитал |
325 |
325 |
325 |
0 |
100 |
0 |
100 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
761248 |
1336147 |
1459797 |
574899 |
175.52 |
123650 |
109.25 |
2. Долгосрочные обязательства, в том числе: |
1020436 |
1519802 |
975106 |
499366 |
148.94 |
-544696 |
64.16 |
заемные средства |
1020436 |
1519802 |
975106 |
499366 |
148.94 |
-544696 |
64.16 |
3. Краткосрочные обязательства, в том числе: |
1993708 |
1594819 |
930542 |
-398889 |
79.99 |
-664277 |
58.35 |
заемные средства |
0 |
0 |
654 |
0 |
- |
654 |
- |
кредиторская задолженность |
1985620 |
1586858 |
909440 |
-398762 |
79.92 |
-677418 |
57.31 |
доходы будущих периодов |
8088 |
7961 |
7835 |
-127 |
98.43 |
-126 |
98.42 |
прочие обязательства |
0 |
0 |
12613 |
0 |
- |
12613 |
- |
Валюта баланса |
4716981 |
5392357 |
4307034 |
675376 |
114.32 |
-1085323 |
79.87 |
В структуре собственного капитала основное место занимают нераспределенная прибыль и переоценка внеоборотных активов (55.74%).
В отчетном периоде имеется задолженность по долгосрочным заемным средствам в размере 975106 тыс. руб. (или 22.64% от пассивов). Доля краткосрочных кредитов и займов в пассивах занимает менее 10%, поэтому политику управления пассивами можно отнести к консервативному типу.
Далее проведем анализ финансовых результатов деятельности ПАО «КАДВИ» в таблице 6.
Таблица 6 – Анализ финансовых результатов деятельности ПАО «КАДВИ» за 2018-2019 гг.
Показатели |
Стоимостная оценка |
Темп роста, % |
Удельный вес, % |
||||
2018 |
2019 |
Изменение (+, –) |
2018 |
2019 |
Изменение (+, –) |
||
Выручка |
5906892 |
4951407 |
-955485 |
83.82 |
100 |
100 |
0 |
Себестоимость продаж |
4883109 |
4493448 |
-389661 |
92.02 |
82.67 |
90.75 |
8.08 |
Валовая прибыль |
1023783 |
457959 |
-565824 |
44.73 |
17.33 |
9.25 |
-8.08 |
Коммерческие расходы |
16002 |
17617 |
1615 |
110.09 |
0.27 |
0.36 |
0.09 |
Прибыль (убыток) от продаж |
1007781 |
440342 |
-567439 |
43.69 |
17.06 |
8.89 |
-8.17 |
Проценты к получению |
9799 |
4183 |
-5616 |
42.69 |
0.17 |
0.08 |
-0.09 |
Проценты к уплате |
89072 |
92988 |
3916 |
104.4 |
1.51 |
1.88 |
0.37 |
Прочие доходы |
114963 |
98118 |
-16845 |
85.35 |
1.95 |
1.98 |
0.03 |
Прочие расходы |
268352 |
245515 |
-22837 |
91.49 |
4.54 |
4.96 |
0.42 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
775119 |
204140 |
-570979 |
26.34 |
13.12 |
4.12 |
-9 |
Отложенные налоговые активы |
-51 |
5578 |
5629 |
-10937.25 |
-0 |
0.11 |
0.11 |
Текущий налог на прибыль |
200168 |
84139 |
-116029 |
42.03 |
3.39 |
1.7 |
-1.69 |
Чистая прибыль (убыток) |
574899 |
125096 |
-449803 |
21.76 |
9.73 |
2.53 |
-7.2 |
Как видно из проведенных расчетов, выручка от реализации продукции предприятия в отчетном периоде снизилась на 955485 тыс. руб. или на 16.18 %, а себестоимость – на 389661 тыс. руб. или на 7.98 %. Прибыль до налогообложения снизилась на 570979 тыс. руб. или на 73.66 %. Негативным моментом является снижение доли чистой прибыли в выручке – это говорит о том, что в целом эффективность всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия уменьшилась.
Далее проведем анализ ликвидности ПАО «КАДВИ» (см. рисунок 5).
Рисунок 5 – Коэффициенты ликвидности ПАО «КАДВИ» за 2017-2019 гг.
Значение коэффициента абсолютной ликвидности оказалось ниже допустимого, что говорит о том, что предприятие не в полной мере обеспечено средствами для своевременного погашения наиболее срочных обязательств за счет наиболее ликвидных активов. Соответствующим норме оказался коэффициент быстрой ликвидности (1.7721 при норме 1). Коэффициент текущей ликвидности в отчетном периоде находится выше нормативного значения 2, что говорит о том, что предприятие в полной мере обеспечено собственными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.
Далее проведем анализ финансовой устойчивости ПАО «КАДВИ» (см. рисунок 6).
Рисунок 6 – Коэффициенты финансовой устойчивости ПАО «КАДВИ» за 2017-2019 гг.
Доля собственных средств в оборотных активах выше 10 %, что соответствует нормативам минимального уровня устойчивого финансового состояния. Финансовое состояние, с точки зрения состояния запасов и обеспеченность их источниками формирования, является нормально устойчивым. Большинство коэффициентов финансовой устойчивости выше нормативных значений, следовательно, за анализируемый период организация имеет повышенную рыночную финансовую устойчивость.
Далее проведем анализ рентабельности ПАО «КАДВИ» на рисунке 7.
Рисунок 7 – Анализ рентабельности ПАО «КАДВИ» за 2018-2019 гг.
Соотношение чистой прибыли и выручки от продаж, то есть показатель рентабельности продаж по чистой прибыли, отражает ту часть поступлений, которая остается в распоряжении предприятия с каждого рубля реализованной продукции. В данном случае это 2.55 %.
Общий вывод о производственной деятельности ПАО «КАДВИ» неблагоприятный, поскольку руководство организации в целом не обеспечивает возможность долгосрочного развития бизнеса. ПАО «КАДВИ» отличается нормальным уровнем финансовой устойчивости и консервативной стратегией финансирования, использующей в качестве основных источников долгосрочные и краткосрочные займы.
2.3 Разработка информационной системы финансового управления активами ПАО «КАДВИ»
Цифровая экономика – экономика нового технологического поколения, которая использует современные информационные технологии для решения широкого спектра задач, включая задачи автоматизации учета и управления предприятиями. Эти задачи могут заметно отличаться в зависимости от специфики предприятия, его структуры и рода деятельности. Поэтому трудно представить себе единую программу общего пользования, учитывающую все потребности конкретного производства. Рассмотрим проблему решения задач управления активами ПАО «КАДВИ».
Для своевременного выпуска продукции для наиболее полного удовлетворения потребительского спроса необходимо разработать механизмы эффективного планирования и оптимизации учета запасов товарно-материальных ценностей и готовой продукции. Важна технологическая и экономическая дисциплина на предприятии, контроль материальных расходов.
Налаживая нормальный учет, ПАО «КАДВИ» должно получить возможность отслеживать все этапы управления такими активами как товарно-материальные ценности и готовая продукция, а также видеть структуру незавершенного производства и сущность материальных затрат.
Планы продаж, производства, материальных закупок, процессы управления заказами поставщикам, сбыта готовой продукции, внутрихозяйственного оборота товарно-материальных ценностей – все они должны фиксироваться в автоматизированной системе. Эта информация очень важна для принятия объективных решений относительно экономической эффективности деятельности как всего предприятия в целом, так и производства, и реализации отдельных видов номенклатуры.
При планировании продаж и производства необходимо формировать план материальных закупок с последующим включением механизма формирования заказов и управления таковыми. Материалы должны списываться в производство по факту их потребления со склада и в соответствии с лимитами на отпуск. Распределение материалов на выпуск должно осуществляться в соответствии со спецификациями изделий.
Кроме того, необходимо наладить оперативный учет товарно-материальных ценностей в незавершенном производстве. В 1С: Предприятие с использованием конфигурации «Управление производственным предприятием» разработан программный комплекс, являющийся отдельным программным продуктом. Он учитывает и использует уже существующую функциональность системы и не противоречит основным принципам работы и архитектуре конфигурации «Управление производственным предприятием». Также программный комплекс обеспечивает пользователю системы единое информационное пространство, позволяет получать оперативную информацию, обеспечивает удобство работы конечных пользователей. Все хозяйственные операции отражаются по следующим видам учетов: управленческий учет, бухгалтерский учет, налоговый учет.
Численность пользователей системы определяется численностью рабочих мест подключенных к базе данных и составляет 30 рабочих мест. Ключевым элементом процессов планирования и оборота товарно-материальных ценностей (ТМЦ) являются сотрудники ПАО «КАДВИ», выполняющие ввод и анализ информации. Экономическая информационная система (ЭИС) будет приносить эффект если в ней будет своевременно и полном объеме регистрироваться необходимая учетная информация.
Система доступа в информационную базу построена по принципу централизованного администрирования с возможностью дополнительного контроля действий пользователей со стороны администратора системы.
Единую информационную систему, исходя из рассматриваемых бизнес-процессов, можно разделить на ряд функциональных блоков:
- обеспечение ввода и хранения информации о материалах, готовой продукции и собственных полуфабрикатах;
- обеспечение ввода, хранения и обработки информации о спецификациях и технологии производства изделий;
- обеспечение ввода, хранения и обработки информации об учетных и других типах цен на производимую продукцию;
- обеспечение ввода, хранения, обработки и анализа информации, связанной с планированием продаж, производства и материальных закупок;
- обеспечение ввода, хранения, обработки и анализа информации, связанной с приобретением МПЗ;
- обеспечение отражения операций по потреблению обеспечивает в процессе производства и прочему внутрихозяйственному обороту ТМЦ;
- обеспечение отражения операций по потреблению обеспечивает в процессе производства и прочему внутрихозяйственному обороту ТМЦ;
- обеспечение ввода, хранения, обработки и анализа информации о выпуске готовой продукции;
- обеспечение ввода, хранения, обработки и анализа информации о продажах готовой продукции и СПФ;
- обеспечение ввода, хранения, обработки и анализа информации об использовании услуг стороннего переработчика.
Рассмотрим решение задач управления активами на примере реализации готовой продукции и собственных полуфабрикатов (СПФ) ПАО «КАДВИ». Основные характеристики этого процесса приведены в таблице, содержащей функциональные задачи блока, их отражение в системе и перечень вовлеченных отделов (см. табл. 7).
Таблица 7 – Обеспечение ввода, хранения, обработки и анализа информации о продажах готовой продукции и СПФ ПАО «КАДВИ»
Функциональная задача |
Отражение в системе |
Вовлеченный отдел |
Оформление заказов покупателей. Резервирование товаров. Анализ заказов |
Создание элементов справочников «Контрагенты», «Договоры контрагентов». Документы «Заказ покупателя», «Резервирование товаров», «Корректировка заказа покупателя», «Закрытие заказов покупателей». Формирование отчетов «Заказы покупателей», «Ведомость по заказам покупателей», «Анализ заказов покупателей», «Оплата заказов», «Анализ причин закрытия заказов» |
Отдел сбыта, коммерческий директор |
Оформление заказов покупателей. Резервирование товаров. Анализ заказов |
Создание элементов справочников «Контрагенты», «Договоры контрагентов». Документы «Заказ покупателя», «Резервирование товаров», «Корректировка заказа покупателя», «Закрытие заказов покупателей». Формирование отчетов «Заказы покупателей», «Ведомость по заказам покупателей», «Анализ заказов покупателей», «Оплата заказов», «Анализ причин закрытия заказов» |
Отдел сбыта, Коммерческий директор |
Отражение операций по реализации готовой продукции и СПФ |
Создание элементов справочников «Банковские счета», «Кассы». Документы «Счет на оплату покупателю», «Реализация товаров и услуг», «Расходный ордер на товары», «Акт об оказании производственных услуг», «Счет-фактура выданный» |
Отдел сбыта, ПЭО, ФО, Бухгалтерия |
Оформление возврата продукции от покупателя |
Документ «Возврат товаров от покупателя» |
Отдел сбыта, ОТК, ФО, Бухгалтерия |
Оформление возврата продукции от покупателя |
Документ «Возврат товаров от покупателя» |
Отдел сбыта, ОТК, ФО, Бухгалтерия |
Анализ информации о продажах и хозяйственном обороте готовой продукции и СПФ |
Формирование отчетов «Продажи», «Продажи (диаграмма)», «АВС - анализ продаж», «XYZ-анализ продаж», «Предоставленные скидки», «Продажи по дисконтным картам», «Валовая прибыль», «Ведомость по товарам на складах», «Ведомость по партиям товаров на складах», «Товарный отчет (ТОРГ-29)», «Стоимостная оценка склада в ценах номенклатуры», «Товары в резерве на складах», «Анализ доступности то-варов на складах», «Анализ оборачиваемости товаров» |
Гендиректор, Фин. директор, Тех. директор, Коммерческий директор, Зам. ген. директора по производству, Гл. бухгалтер, Директор ТД, Отдел сбыта, ПДО, ПЭО, ФО, Производственные подразделения, Бухгалтерия |