Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 697
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность информационных технологий в финансовом управлении предприятием
1.2 Виды информационных систем финансового управления активами организации
1.3 Современный рынок IT-технологий
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ ПАО «КАДВИ»
2.1 Общая характеристика ПАО «КАДВИ»
2.2 Управление активами ПАО «КАДВИ»
2.3 Разработка информационной системы финансового управления активами ПАО «КАДВИ»
ВВЕДЕНИЕ
В информатике понятие «система» широко распространено и имеет множество смысловых значений. Чаще всего оно используется применительно к набору технических средств и программ. Системой может называться аппаратная часть компьютера. Системой может также считаться множество программ для решения конкретных прикладных задач, дополненных процедурами ведения документации и управления расчетами.
Добавление к понятию «система» слова «информационная» отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.
Актуальность выбранной темы состоит в следующем: в коммерческой деятельности важным является выбор методов сбора информации, а также адекватный метод анализа собранной информации, а от этого в значительной мере зависит не только правильность сделанных выводов, но и их точность и определённость.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблемам анализа финансового состояния и обеспечения качества информационной базы для его проведения посвящены работы Дж. Альтмана, Р. Акоффа, М. Альберта, JI.A. Бернстайна, Ю. Бригхема, Дж. Ван Хорна, Т.Р. Карлина, Т. Гардиана, JI. Гапенски, А.П. Гриффина, Д. Стоуна, Э. Хелферта, К. Хитчинга и др.
Цель исследования – разработать информационную систему финансового управления активами организации.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть сущность информационных технологий в финансовом управлении предприятием;
- изучить виды информационных систем финансового управления активами организации;
- охарактеризовать современный рынок IT-технологий;
- рассмотреть общую характеристику ПАО «КАДВИ»;
- исследовать управление активами ПАО «КАДВИ»;
- разработать информационную систему финансового управления активами ПАО «КАДВИ».
Объект исследования – ПАО «КАДВИ».
Предмет исследования – автоматизация управления активами предприятия.
При написании данного исследования были использованы следующие методы: анализа, синтеза, аналитический, статистический, сравнительный и другие.
Теоретическую основу исследования составили учебники, учебные пособия, научные статьи, материалы периодической печати, а также ресурсы сети Интернет.
Структура исследования: введение, основная часть, разделенная на главы и параграфы, заключение, список источников и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность информационных технологий в финансовом управлении предприятием
В последнее время информационные технологии стали иметь огромное значение для общества. Они проникают и находят свое место во всех сферах жизнедеятельности человека. Отличным примером для внедрения IT-технологий выступает сфера бизнеса. Современный бизнес имеет огромную конкуренцию и постоянно меняющиеся условия хозяйствования. В связи с данными факторами увеличивается сложность выполняемых задач, которые необходимо решать при финансовом управлении предприятия.
Стоит отметить, что подсистема финансового управления связана с другими подсистемами управления. В связи с чем требования, которые предъявляются к механизмам и методам, обеспечивающим работу финансовой службы предприятия, растут, и для того, чтобы соответствовать данным требованиям, финансовому отделу не обойтись без использования IT-технологий. К тому же, использование множества локальных программ на предприятии приводит к многократному вводу одной и той же информации, что часто приводит к ошибкам и искажению отчетности.
Таким образом, на сегодняшний день имеет место комплексная автоматизация всего предприятия, которая осуществляется на базе EPR-систем (Enterprise Resource Planning – Планирование ресурсов предприятия). ERP-система – это корпоративная информационная система, которая предназначена для автоматизации учета и управления предприятием. Данная система дает возможность сформировать единую базу данных, которая содержит всю бизнес-информацию, а также обеспечить параллельный доступ к ней сотрудников предприятия[1].
В таблице 1 представлены наиболее популярные ERP-системы.
Таблица 1 – Популярные ERP-системы[2]
Бесплатные продукты |
|
ERP Next |
Программа для работы частного предпринимателя. Недостатком является ограниченное дисковое пространство, увеличивающееся за дополнительную плату |
Галактика ERP |
Разработана под российский рынок и предоставляет возможность учитывать частые изменения в законодательстве |
Платные программы |
|
SAPERP |
Наиболее популярная система, предполагающая широкий функционал и удобный интерфейс |
OpenBravo EPR |
Программа среднего уровня с удобным масштабированием и доступной стоимостью |
1C: ERP Управление предприятием |
Программа позволяет «включать» или «выключать» различные функциональные части прикладного решения без программирования (изменения конфигурации) |
Программные продукты такого рода дают возможность планировать данные по бизнес-процессам и консолидировать их в базе данных, а также фиксировать полученные результаты и предоставлять пользователям аналитическую информацию. Данные системы представляют собой общую стратегию деятельности предприятия и включают в себя три модуля: управление финансовыми ресурсами, управление трудовыми ресурсами и управление операциями.
Далее более подробно рассмотрим модуль управления финансовыми ресурсами предприятия. Итак, в общем плане финансовый модуль включает в себя четыре функциональных блока (уровня)[3]:
- финансовое планирование деятельности предприятия;
- финансовый контроль деятельности предприятия;
- контроль над финансовыми процессами предприятия;
- реализация финансовых процессов предприятия.
Описанные уровни управления финансовыми ресурсами, а также входящие в них стандартные операции схематично представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Функциональные блоки финансового модуля EPR-системы[4]
Третий и четвертый уровни представляют собой процессы, которые не зависят от типа деятельности предприятия. Первый и второй уровни, наоборот, во многом зависят от типа деятельности и определяют особенности организации управленческого учета предприятия. В связи с этим, далее будут рассмотрены именно эти два уровня.
1. Финансовое планирование деятельности предприятия. В финансовом модуле ERP-системы предполагается два способа составления финансового плана и бюджетирования – «снизу-вверх» и «сверху-вниз»[5].
При использовании метода «снизу-вверх» необходимые части финансового плана формируются в нижних подразделениях, после чего система консолидирует их. В случае использования метода «сверху-вниз» основные показатели финансового плана определяют на верхнем уровне иерархии предприятия, после чего детализируются на нижних уровнях.
2. Финансовый контроль деятельности предприятия. Бюджетирование представляет собой поставленную на регулярную основу систему «сквозного» (комплексного) планирования, контроля и анализа хозяйственной деятельности предприятия[6].
Каждое отдельное предприятие определят собственные требования к формированию бюджета, которые также учитывают разработчики программных продуктов.
В таблице 2 представлены наиболее распространенные программные продукты бюджетирования.
Таблица 2 – Программные продукты бюджетирования[7]
Hyper Pillar (HP) |
Крупная и развитая система, которая строится на вводе плановых затрат и предполагаемых поступлений. Результатом вычислений является динамическая модель предприятия с относительно простой технологией ее изменения. Программа объединена с другими продуктами фирмы: Essbase OLAP Server и Reporting |
Corporate Planner (CP) |
Используется на маленьких предприятиях. Программа строится на основе расходов предприятия Фактические и плановые значения, а также изменения между ними связываются между собой формулами |
Adaytum Planning (AP) |
Программа формирует небольшой бюджет с помощью аналитических инструментов. Имеет вид трехмерной электронной таблицы и включает данные каждой подсистемы предприятия |
«Нефрит» |
Используется в холдинговых корпорациях. Исходные данные программы - бюджеты подразделений холдинга, которые необходимо свести в один холдинговый бюджет. Основанием программы выступает база электронных таблиц |
«Красный директор» |
Используется на маленьких и средних предприятиях. База данных программы не имеет возможности интеграции с другими программами |
Финансовые планы и бюджеты основываются на счетах Главной книги и описанной в системе управленческой структуры предприятия. Главная книга представляет собой центральный компонент EPR-системы, а формирование финансовой отчетности с помощью средств ERP-системы является одним из обязательных условий для положительных результатов процедуры сбора информации и экспертной оценки сведений о продаваемом активе[8].
Для того, чтобы более конкретно рассмотреть использование IT-технологий в финансовом модуле ERP-системы, необходимо отметить, что на предприятиях решение вопросов управления финансовыми ресурсами, в том числе и средствами информационных систем, находится в компетенции финансового директора.
Таким образом, для начала стоит определить основные аспекты функций, которые выполняет финансовая служба предприятия[9]:
- работа на операционном уровне – планирование и мониторинг текущего финансового положения предприятия;
- работа, связанная с анализом и долгосрочным планированием.
Современный опыт показывает, что выполнение оперативных функций финансового директора более эффективно обеспечивают ERP-системы (рис. 2).
Функции финансового управления в ERP-системах тесно связаны с функциями других подсистем, что дает возможность снизить необходимость двойного введения данных или состыковки информации из других подсистем предприятия, снизить количество допущенных ошибок и увеличить скорость доступа финансовых служб к необходимой информации.
Рисунок 2 – Информационные технологии в работе финансового директора[10]
Далее рассмотрим возможности, которые предоставляют EPR-системы финансовому директору предприятия для выполнения его функций. Итак, в области взаимозачетов финансовый директор получает плановые графики. Оформляя в системе фактические платежи, финансовый отдел фиксирует фактический график оплат и отслеживает выполнение условий сделок.
В области формирования и консолидации финансовой отчетности – автоматическое отражения финансово-хозяйственных операций в плане счетов и ведение аналитического учета, то есть создание необходимых пользователю учетных данных. Используя механизм построения финансовой отчетности, в системе предоставляется возможность задать методики расчета необходимых коэффициентов и оперативно их контролировать.
Особый интерес представляет пример совместного использования ERP-систем с системами документооборота и бюджетирования. Получив исходные данные для построения бюджета из ERP-системы, финансовый директор имеет возможность передать их в систему бюджетирования, получить комплект бюджетных документов, далее при помощи системы документооборота провести весь цикл из согласования, подписания и утверждения, а затем передать в систему бюджетирования конечные бюджетные показатели. Далее, сформированный платеж проходит в системе документооборота цикл утверждений и попадает в систему бюджетирования, где осуществляется контроль исполнения[11].