Файл: Теоретические основы оценки качества продукции и сервиса.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы оценки качества продукции и сервиса
1.1. Понятие качества продукции и облуживания клиентов
1.2. Методологические основы оценки обслуживания клиентов
Глава 2. Анализ и совершенствование качества и производительности сервиса в компании «Starbucks»
2.1. Краткая характеристика компании «Starbucks»
2.2. Анализ обслуживания клиентов в компании «Starbucks»
2.3. Направления совершенствования обслуживания клиентов в компании «Starbucks»
Таблица 1
Сегментирование потребителей продукции компании «Starbucks» в России[12]
Параметры сегментирования |
Профили сегмента |
||||
Пол |
Мужской |
Женский |
|||
Возраст |
3-17 |
17-22 |
22-30 |
30-55 |
55 и более |
Род деятельности |
школьники |
студенты |
Работающие студенты |
Работающие люди |
Пенсионеры |
Уровень по доходу |
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
Ниже среднего |
Поход в кофейню |
Раз в день |
Раз в 2 дня |
Раз в 3 дня |
Раз в неделю |
Реже |
Из рисунка 1 видно, что женщины в возрасте от 3 до 17 лет являются покупателями 19% продукции компании «Starbucks» из всего количества потребителей женского пола. 21% продукции компании «Starbucks» в России покупают женщины в возрасте от 17 до 22 лет. покупают. 23% продукции компании «Starbucks» в России покупают женщины в возрасте от 22 до 30 лет. 29% продукции компании «Starbucks» в России покупают женщины в возрасте от 30 до 55 лет. 8% продукции компании «Starbucks» в России покупают женщины в возрасте свыше 50 лет.
Рисунок 1. Возрастное распределение потребителей продукции компании «Starbucks» в России женского пола
Рисунок 2. Возрастное распределение потребителей
продукции компании «Starbucks» в России мужского пола
Из рисунка 2 видно, что 15% мужчин в возрасте от 3 до 17 лет являются покупателями продукции компании «Starbucks»из всего количества потребителей мужского пола. 23% продукции компании «Starbucks» в России покупают мужчины в возрасте от 17 до 22 лет. 21% продукции компании «Starbucks» в России покупают мужчины в возрасте от 22 до 30 лет. 30% продукции компании «Starbucks» в России покупают мужчины в возрасте от 30 до 55 лет. 11% продукции компании «Starbucks» в России покупают мужчины в возрасте свыше 50 лет.
В целом, возрастное распределение потребителей продукции компании «Starbucks» в России представлено на рисунке 3.
Рисунок 3. Возрастное распределение потребителей продукции компании «Starbucks» в России
В целом 17% потребителей продукции компании «Starbucks» в России- это люди в возрасте от 3 до 17 лет. 22% продукции компании «Starbucks» в России покупают люди в возрасте от 17 до 22 лет. 22% продукции компании «Starbucks» в России покупают люди в возрасте от 22 до 30 лет. 29,5% продукции компании «Starbucks» в России покупают люди в возрасте от 30 до 55 лет. 9,5% продукции компании «Starbucks» в России покупают люди в возрасте более 50 лет.
Основные покупатели компании «Starbucks» представлены на рисунках 4-6.
Рисунок 4. Клиенты компании «Starbucks»
Из рисунка 4 видно, что основным клиентом «Starbucks» является индивидуальные предприниматели.
Рисунок 5. Пол индивидуальных предпринимателей клиентов «Starbucks»
Таким образом, среди индивидуальных предпринимателей клиентов «Starbucks» 78% являются мужчины.
Рассмотрим объем годового оборота индивидуальных предпринимателей –клиентов «Starbucks» .
Рисунок 6. Объем годового оборота индивидуальных предпринимателей –клиентов «Starbucks»
Из рисунка 6 видно, что среди индивидуальных предпринимателей клиентов «Starbucks» преобладает количество ПИ с годовоым оборот от 1 до 10 млн. руб. в год.
Таким образом, портфель клиента компании «Starbucks» следующий – это индивидуальный предприниматель, как правило мужчина в возрасте от 30 до 40 лет, с объемом оборота 1-10 млн. руб. в год.
Проведем анализ обслуживания клиентов в компании «Starbucks» путем экспертного опроса на примере кофейни г. Москвы «Башня на Набережной» - далее по тексту кофейня «Starbucks» .
В кофейне «Starbucks» работает дружный коллектив, численность которого относительно стабильная. Все сотрудники и административный персонал одет в специальную униформу, у всех имеются бейджи, для удобства общения с клиентами. Практически весь обслуживающий персонал имеет высшее образование и большой опыт работы в сфере общепита.
С целью более глубокого анализа процесса управления качеством предоставляемого обслуживания клиента, на предприятии была создана комиссия из 7 специалистов руководящего звена, которым было предложено оценить важность критериев обслуживания по 6-балльной шкале (чем выше балл, тем больше значимость того или иного критерия). Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Оценка важности критериев обслуживания в кофейне «Starbucks»[13]
Критерии |
Эксперты |
Итого сумма |
Весомость gi |
||||||
1-ый |
2-ой |
3-ий |
4-ый |
5-ый |
6-ой |
7-ой |
|||
Внешний вид сотрудников |
4 |
2 |
3 |
4 |
3 |
2 |
4 |
22 |
0,14 |
Оперативность по обслуживанию клиентов |
5 |
4 |
5 |
4 |
6 |
3 |
4 |
31 |
0,20 |
Профессионализм сотрудников |
5 |
6 |
4 |
5 |
4 |
3 |
5 |
32 |
0,21 |
Чистота кофейни |
3 |
2 |
3 |
2 |
4 |
2 |
3 |
19 |
0,12 |
Перечень предоставляемых услуг |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
3 |
16 |
0,11 |
Уровень цен на кофе |
4 |
5 |
6 |
4 |
6 |
4 |
5 |
34 |
0,22 |
Итого |
23 |
22 |
24 |
21 |
25 |
15 |
24 |
154 |
1 |
По мнению экспертов, наиболее важными показателями, отражающими уровень обслуживания в компании «Starbucks», являются: оперативность по обслуживанию клиентов(0,20), профессионализм сотрудников (0,21) и уровень цен на обслуживание (0,22).
Из этого можно сделать вывод о том, что кофейня «Starbucks» не полностью удовлетворила потребности клиентов в сфере предоставляемых услуг. Однако оценивать культуру обслуживания клиентовв компании «Starbucks» только со стороны административного персонала будет неправильным, поэтому было принято решение о проведении опроса среди клиентов компании.
Целью исследования являлось установление степени удовлетворенности клиентов уровнем обслуживания, предоставляемого им компанией при осуществлении своей деятельности. В анкетировании приняли участие 300 клиентов кофейни «Starbucks» разного возраста и социального положения.
В ходе оценки клиентам было поставлено ряд вопросов с просьбой оценить каждый критерий баллом с 1-го до 10. При этом 10 баллов – означает максимальную удовлетворенность данным критерием культуры обслуживания, 1 балл – уровень культуры с минимальными параметрами.
Результаты исследования представлены таблице 3.
Таблица 3
Установление степени удовлетворенности клиентов уровнем обслуживания в кофейне «Starbucks»[14]
Критерии |
Балл |
Внешний вид сотрудников |
7 |
Оперативность по обслуживанию клиентов |
4 |
Профессионализм сотрудников |
5 |
Чистота кофейни |
4 |
Перечень предоставляемых услуг |
3 |
Уровень цен на кофе |
5 |
Уровень вежливости |
4 |
Уровень коммуникабельности |
3 |
Средний балл |
4,666667 |
Таким образом, анкетирование клиентов «Starbucks» показало что, средний балл удовлетворенности клиентов уровнем обслуживания «Starbucks» составил 4,6, что является довольно низким результатом.
Комплексная оценка уровня обслуживания клиентов компании «Starbucks» представлена в таблице 4.
Таблица 4
Комплексная оценка обслуживания клиентов в кофейне «Starbucks»
Параметры оценки |
Балл оценки |
Количество видов и наименований услуг, пользующихся устойчивым спросом |
3 |
Общее количество видов услуг в компании |
6 |
Оценка устойчивости ассортимента |
0,50 |
Число услуг, предусмотренных перечнем |
6 |
Число видов дополнительных услуг |
2 |
Оценка дополнительного обслуживания |
0,3 |
Фактические затраты времени клиентов |
45 |
Оптимальные затраты времени клиентов |
35 |
Оценка затрат времени на обслуживание |
1,29 |
Продолжение таблицы 4
Параметры оценки |
Балл оценки |
Точность расчета за услугу |
5 |
Качество оказанных консультаций |
3 |
Эталонное значение точности расчета за услугу |
5 |
Эталонное значение качества оказанных услуг |
5 |
Оценка компетентности обслуживающего персонала |
0,8 |
Количество клиентов, оценивших положительно культуру обслуживания |
144 |
Общее количество клиентов, принявших участие в опросе |
300 |
Оценка обслуживания клиентов (с точки зрения клиентов) |
0,48 |
Количество человек осуществивших заказ |
126314 |
Количество пришедших потенциальных клиентов |
145547 |
Оценка завершенности покупки услуги |
0,87 |
Уровень обслуживания клиентов |
0,72 |
Из таблицы 4 видно, что уровень обслуживания клиентов в компании «Starbucks» равняется 0,72 бала, то есть является удовлетворительным (согласно методике изложенной в пункте 1.3 предприятия сервиса с удовлетворительным уровнем обслуживания набирают – 0,80-0,71 бала).
Анализ существующей в компании «Starbucks» обслуживания клиентов позволил выделить следующие ее слабые стороны: небольшой перечень оказываемых услуг, недостаточный уровень развития коммуникативной культуры работников, недостаточный уровень компетенции обслуживающего персонала, нежелательный уровень вежливости сотрудников и низкий уровень обслуживания клиентов.
Сильными сторонами обслуживания клиентов является: высокая удовлетворенность внешним видом сотрудников и чистотой кофейни; оптимальные цены за кофе; точное обслуживание клиентов согласно установленного графика.
2.3. Направления совершенствования обслуживания клиентов в компании «Starbucks»
Проанализировав работу компании «Starbucks» и увидев ее слабые стороны, постараемся наметить основные пути улучшения обслуживания клиентов на данном предприятии.
Воздействовать на культуру обслуживания можно с помощью различных методов, таких, как:
1. Коммуникативные тренинги. Их основная цель: повышение эффективности и производительности делового взаимодействия. Тематика данных тренингов может выглядеть следующим образом:
- «Стандарты качественного обслуживания». В рамках данного тренинга сотрудники сервиса изучают стандарты обслуживания организации. Как правило, данный тренинг является вводным и проводится в рамках программы «Welcome-тренинга» для нового персонала.
- «Профессиональное общение в сфере оказания услуг». Данный тренинг рассматривает этику общения обслуживающего персонала не только с клиентами, но и внутренние коммуникации. Отрабатываются навыки общения и стандарты взаимодействия внутри коллектива.
- «Эффективная презентация услуг». В рамках данного тренинга персонал отрабатывает навыки презентации услуг, применяя различные коммуникативные техники.
- «Продажи и производительность в сервисе». В этом тренинге разрабатываются и внедряются стандарты продаж и требований к сотрудникам. Они предполгают изучение систем контроля качества и выполнения стандартов (внутренний и внешний контроль, аттестация и оценка персонала, оценка лояльности клиентов). Также ведется проработка дополнительных инструментов поддержания системы активных продаж: внутренний PR лучших продавцов и успешных сделок, материальное и нематериальное стимулирование персонала и пр.
- «Работа с возражениями и сопротивлениями». Данный тренинг по отработке навыка работы с возражениями и сопротивлениями выделяется из основного тренинга «Продажи в сервисе» в отдельный, так как при прямом взаимодействии с большим количеством клиентов с возражениями персонал сервиса сталкивается ежедневно.
- «Мастер общения с разными типами клиентов». Существует множество классификаций клиентов. В данном тренинге отрабатывается навык взаимодействия с различными психологическими типами клиентов.
- «Эффективные коммуникации в конфликтной ситуации». Основная цель данного тренинга – отработать навык поведения в конфликтной ситуации и возможности разрешения конфликтов с клиентами без вреда для имиджа организации, клиента и персонала заведения.
- Мастер-классы представителей компании «Starbucks».
- Стажировки и наставничество на рабочем месте. Ни один вид обучения не сравнится по эффективности с обучением на рабочем месте. Простроенная система стажировки и наставничества во время испытательного срока сотрудников позволяет отобрать лучших, соответствующих корпоративной культуре компании специалистов.
- Саморазвитие сотрудников. Подразумевает самоанализ в ситуациях обслуживания, работу над ошибками и профессиональный рост, а также обучение через методические материалы, книги.