Файл: Психологическая готовность к школьному обучению детей дошкольного возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Своеобразным носителем понятий является эгоцентрическая речь (Ж. Пиаже). Эта речь во внешней, словесной форме фиксирует результат деятельности, способствует сосредоточению и сохранению внимания ребенка на отдельных ее моментах и служит средством управления кратковременной и оперативной памятью. Затем постепенно эгоцентрические речевые высказывания ребенка переносятся на начало деятельности и приобретают функцию планирования. Постепенно эгоцентрическая речь замещается внутренней речью (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.А. Люблинская).

Одним их важных этапов в развитии речи дошкольника является выделение в предложении субъекта и предиката. К семи годам ребенок уже способен разделить предложение на составляющие, проанализировать состав предложения с учетом существительных, глаголов, прилагательных и других частей речи. Данному процессу способствует интенсивный рост словарного запаса речи ребенка. В. Штерн пришел у выводу, что к шести годам приблизительный состав речи составляет 2500 – 3000 слов [2]. На активный и пассивный словарь ребенка влияет общением со взрослыми, а также включение в разные виды деятельности – игру, труд, обучение.

Диалогическая речь в дошкольном возрасте становится развернутой и многообразной, дети используют побудительные предложения. Контекстная речь занимает место ситуативной речи. Так, ребенок может пересказать услышанный рассказ или сказку, описать картину или событие. У дошкольника по сравнению с ребенком раннего возраста появляется и развивается более сложная форма речи - развернутое монологическое высказывание. Согласно О.И. Соловьевой, М.Я. Покровской к концу дошкольного детства язык становится для ребенка предметом анализа, появляется способность отличить настоящие слова от выдуманных, ребенок может критично относится к неправильно высказанным словам сверстниками.

Общение со взрослыми и слушание родной речи дают толчок для развития грамматического строя речи у ребенка. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Творческое освоение родной речи приводит к детскому словотворчеству. Такие слова построены по законам грамматики родного языка, своеобразны и отличаются оригинальностью. К пяти годам дети овладевают правилами грамматики родного языка без особых затруднений и без специального обучения. К шести годам дети владеют словоизменением, образованием времен, правилами составления предложения.


Таким образом, речевая способность ребенка создавать и использовать знаковые системы - то есть символами, представляющие или замещающие реальные объекты, оперировать ими как соответственными реальными объектами, проявляется следующим образом:

1.  Использование слова как компонента ситуации, рядоположенного другим ее свойствам.

2.  Отделение слова от ситуации, начало его функционирования по законам, присущим знаково-символическим системам. Объективное возникновение и развитие семиотической функции с сохранением ориентировки на предметное содержание слова;

3. «Возникновение рефлексии на разделение планов, которая в дальнейшем распространяется на все другие компоненты знаковой ситуации, составляющие семиотическую функцию» [8, С. 356].

На дошкольном этапе развития личности появляется новый психологический процесс - воображение. З. Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Первые проявления воображения можно наблюдать у трехлетних детей – появляется способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция). К этому времени у ребенка накапливается определенный жизненный опыт, дающий материал для воображения. Игра как выражение символической функции способствует развитию воображения.

Воображение, как и другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе ряд этапов. Согласно О.М. Дьяченко воображение как непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию начинает превращаться в произвольный, знаково опосредствованный процесс и разделяется на познавательное и аффективное [9]. Разделение воображение на эти два вида соответствует первому этапу его развития. Благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова формируется познавательное воображение. Ребенок научается управлять своими образами, изменять, уточнять и совершенствовать их, лучше узнает окружающий мир, успешнее решает возникающие перед ним задачи. Развитие самосознания у ребенка является причиной проявления аффективного вида воображения. Развитие аффективного воображения осуществляется посредством проигрывания ребенком переживаний. Как правило, эти переживания связаны со страхом, следовательно, аффективное воображение защищает «Я» ребенка от негативных переживаний и несет психозащитную функцию.

Второй этап в развитии воображения начинается в возраст 4-5 лет, когда идет активное усвоение норм, правил и образцов поведения. На этом этапе большую роль играет познавательное воображение, предвосхищающее появление планирования у ребенка.


На третьем этапе, в возрасте 6-7 лет ребенок способен создать новые образцы поведения, получает свободу в оперировании ими. Он может отходить от стандартов, комбинировать их, используя стандарты при построении продуктов воображения.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходят значительные изменения в познавательной сфере ребенка, все процесс проходят путь от непроизвольности к произвольности, от непосредственности к опосредованию. Совершенствование познавательных процессов проходит при участии взрослых в развитии ребенка, организующих развивающие дидактические игры.

1.3. Гендерный аспект развития дошкольников

Термин «гендер» происходит от английского «gender» – род. Гендер – это нормы и правила поведения личности в зависимости от пола, которые транслируются через воспитание, средства массовой информации, книги. Как правило, понятие гендер употребляется вместе с понятием пол. Пол - это явление биологическое и практически неизменное, а гендер - понятие социокультурное и различное для разных эпох и народов.

Дошкольный возраст это тот период, когда формирует гендерная идентификации. Начиная с возраста полутора лет, дети идентифицируют себя со своим именем, откликаются на него и называют им себя, а к трем годам начинают правильно использовать местоимение «Я», равно как и другие личные местоимения.

Как известно, первичной социальной группой, в которой происходит процесс гендерной ориентации, являются родители, братья и сестры, ближайшие родственники – семья. Семья является первой средой гендерной социализации. С помощью механизма идентификации со значимыми другими, главным образом с матерью и отцом, формируется психологический пол ребенка посредством овладения им нормами и стереотипами поведения в соответствии с половой принадлежностью. Механизм идентификации для выработки собственной гендерно-ролевой позиции срабатывает не только в отношении окружающих ребенка взрослых и детей, но и в отношении культурных носителей гендерной дифференциации, например, литературных и киногероев, сказочных персонажей.

Многочисленные исследования ученых показывают, что с самого рождения ребенка взрослые относятся к нему по-разному в зависимости от его пола, что находит отражение в именах, которые дают детям разного пола, в одежде, в тоне голоса взрослого, в предлагаемых ребенку игрушках, в характере поощрений и наказаний.


Ряд работ посвящён влиянию отсутствия отца в семье на гендерную социализацию детей обоего пола. Показано, что в семьях, где нет отца, основы мужских черт у сыновей возникали медленнее и мальчики были менее агрессивными и более зависимыми; с другой стороны, отсутствие отца до четырехлетнего возраста влияет на гендерную ориентацию сильнее, чем в более старшем возрасте. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочек. И чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца (из-за смерти или развода родителей), тем серьезнее могут оказаться трудности гендерной идентификации, если никакой другой мужчина не послужит эффективной защитой (И. С. Кон и др.). Также происходит деформация представлений детей о родительских функциях.

На процесс формирования гендера ребенка также оказывают влияние братья и сестры. При этом старший ребенок чаще выступает лидером и у сверстников, девочка же, имеющая старшего брата, часто развивается по модели «сорванца» и в обществе сверстников может выбрать компанию мальчиков.

Роли второго, не менее важного фактора в процессе гендерной социализации ребенка, чем семья, — группе сверстников уделяется значительно меньше внимания в исследованиях психологов. Этот вопрос ставится лишь в единичных работах, где идентификация со сверстниками того же пола, что и ребенок, рассматривается как важный механизм формирования представлений о гендерной принадлежности и гендерно-ролевом поведении. По мнению И.С. Кона сверстники являются агентами гендерной социализации наравне со взрослыми. Совместно со сверстниками ребенок проигрывает те или иные роли, связанные с гендером.

Игра как средство закрепления тех или иных гендерных ролей большое значение имеет в период дошкольного детства. Игра способствует формированию управления своим поведением, внутри играющего коллектива детей складываются отношения, которые поддерживают, контролируют выполнение каждым своей роли. В процессе ролевой игры дети усваивают социально приемлемые нормы гендерного поведения и соответствующие их гендеру ценностные ориентации. По признаку пола и возраста организуются формальные и неформальные детские коллективы.

К ролевым играм относятся и игры в «папы и мамы», «дочки-матери», «доктора». К этому времени они могут соотносить пол с будущими профессиями, играми, отношениями: пожарные – дяди. Девочки плачут, девочкой быть неинтересно… «Шоферы – дяди и солдаты – дяди, хочу все перепробовать…», «Мальчики в мужиков играют».


В процессе дифференциальной социализации очень велика роль детских игрушек. Гендерную принадлежность игрушки часто содержит в себе ее название или упаковка. По статистике взрослые покупают маленьким детям больше игрушек, типичных для пола ребенка. Естественно будет предположить, что это является следствием того, что мальчики и девочки предпочитают разные игрушки и поэтому просят купить им именно их. Игрушки и игры помогают девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества. У мальчиков же игрушки побуждают к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогают развить навыки которые позже лягут в основу пространственных и математических способностей, поощряют независимое, соревновательное и лидерское поведение. К 3-4 годам возникает связанное с полом осознанное предпочтение игрушек.

Осознание своей гендерной принадлежности начинается у ребенка в раннем возрасте. Оно основывается, с одной стороны, на соматических признаках (образ тела), а с другой – на поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия или несоответствия нормативным стереотипам мужественности (маскулинности) и женственности (фемининности). Как и все прочие детские самооценки, они производны от оценки ребенка окружающими, многомерны и зачастую неоднозначны. Уже у дошкольников часто возникает проблема соотношения оценки степени своей маскулинности или фемининности и полоролевых предпочтений.

Знание своего собственного тела помогает ребенку утвердиться в своей принадлежности к полу. Знакомство с телом – только одна сторона становления маскулинности (мужественности) и фемининности (женственности). Друга сторона – узнавание и освоение поведения, которое принято считать маскулинным и фемининным. В психологии это называю освоением гендерной роли.

На полное освоение гендерных ролей уходит несколько лет. Еще на четвертом году жизни дети не воспринимают свою гендерную принадлежность, как обязательный и постоянный признак. В этом возрасте они еще не всегда могут осознать, что мальчик в будущем будет мужчиной, мужем, отцом, а девочка – женщиной, женой, матерью. Лишь в пять-шесть лет дети усваивают, что принадлежность их к тому или иному полу уже навсегда.

Так, первые пять-шесть лет жизни ребенка – это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности. Большинство дошкольников начинает интересоваться вопросами пола. Очень важно, чтобы в это время рядом был опытный и чуткий взрослый, который помог бы понять маленькому человеку, что с ним происходит, ответить на его многочисленные вопросы.