Файл: Психологическая готовность к школьному обучению детей дошкольного возраста.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 2
Введение
Проблема психологической готовности детей к обучению в школе чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит с одной стороны, определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, с другой - успешность последующего развития и обучения детей в школе. Психологическая готовность к школьному обучению понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знание и умения, а развитие всех сторон личности ребенка.
В условиях системы дошкольного образования и воспитания у детей старшего дошкольного возраста формируется психологическая готовность к школе, аспекты которой представлены в теоретических и прикладных исследованиях М.М. Безруких, Л.И. Божович, Н.Е. Вераксы, JI.C. Выготского, Н.И. Гуткиной, О.М. Дьяченко, А.Н. Леонтьева, A.A. Люблинской, B.C. Мухиной, Р.В. Овчаровой, Д.Б. Эльконина и других.
Традиционно проблема психологической готовности детей к школе рассматривается вне их индивидуальности и половой принадлежности. Однако в реальной практике данный факт нельзя не учитывать. Мальчики и девочки готовы к школе весьма неодинаково, поэтому и проблемы обучения в начальных классах у них тоже разные.
Все это обусловило проблему исследования, которая заключается в дефиците научных фактов о гендерном аспекте психологической готовности детей к школьному обучению при очевидной актуальности данной проблематики. Научные сведения окажутся полезными в разработке комплекса занятий для формирования психологической готовности детей к обучению в школе, их процесса социализации. Наличие сформированности психологической готовности детей к школе облегчит процесс адаптации ребенка к новым условиям жизни, а ее мониторинг позволяет педагогу вовремя скорректировать развитие ее отдельных психологических характеристик, обеспечивая успешное обучение в начальной школе.
Цель исследования ‒ выявить гендерные особенности психологической готовности детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования - гендерные особенности психологической готовности детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие психологической готовности в психологической науке.
2. Рассмотреть возрастные особенности детей дошкольного возраста.
3. Выявить гендерный аспект развития дошкольников.
4. Организовать, провести эмпирическое исследование, сформулировать выводы исследования.
5. Дать практические рекомендации по развитию речи у младших школьников.
Теоретической базой исследовании послужили работы отечественных и зарубежных ученых таких, как М.М. Безруких, Л.С. Выготского, Н.И. Гуткиной, С.Ю. М.И. Лисиной, Е.М. В.С. Мухиной, Б.Д. Эльконина и др. о проблеме психологической готовности детей к школе , данные исследований о закономерностях развития психики в дошкольном возрасте А.Л. Венгера, Л.С. Выготского, А.Н. Запорожца, В.С. Мухиной, Ж. Пиаже и др., труды, посвященные гендерному аспекту развития личности Ш. Берна, Е.П. Ильина, И.С. Кона и др.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, систематизация, тестирование, методы качественного и количественного анализа данных (Метод t-критерия Стьюдента, φ* угловое преобразование Фишера.)
Методики:
- Методика на диагностику мотивационной готовности (автор Л.А. Венгер);
- Тест на школьную зрелость А. Керна, Я. Йирасека.
Обработка, полученных в ходе исследования данных, осуществлялась методами математической статистики с использование программных продуктов «Microsoft Office Excel 2010».
Эмпирическая база исследования. В исследовании принимали участие 30 детей дошкольного возраста: 12 мальчиков и 18 девочек 6-7 лет. Исследование проходило на базе МБДОУ №.
Теоретическая значимость исследования. В работе проанализирован, обобщен, систематизирован теоретический и практический материал по данной проблеме. Полученные данные дают представления о гендерных особенностях детей дошкольного возраста. Результаты эмпирического исследования могут быть включены в методические разработки программ по методике дошкольного обучения детей.
Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования могут быть полезны педагогам и родителям при работе с детьми дошкольного возраста и могут быть использованы в специализированных диагностических центрах, консультационных пунктах, в детских образовательных учреждениях, в том числе в домах ребенка.
Структура данной дипломной работы состоит из введения, из 1 главы, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие «Психологическая готовность» в науке
Проблема готовности ребенка к школе является одной из наиболее актуальных в возрастной психологии. Психологическая готовность к школьному обучению – необходимое условие для освоения школьной учебной программы ребенок. Она формируется в общении ребенка со взрослыми и сверстниками, в игре, посильном труде и дошкольном обучении.
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом в воспитании и обучении. Требования к ребенку заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний. Психологическая готовность к школе включает в себя не только сформированные качества, но и предпосылки к их дальнейшему усвоению. Задача выявления содержания психологической готовности к школе – это и есть задача установления предпосылок собственно «школьных» психологических качеств, которые могут и должны быть сформированы у ребенка к моменту поступления в школу.
Существует несколько подходов к критериям готовности детей к школе. Так, достижение определенной степени морфологического развития (например, смены молочных зубов), умственное развитие детей, определенный уровень мотивационо-личностного развития являются критериями готовности детей к обучению в школе. Как показывают исследования в данной области, готовность ребенка определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием, т.е. здесь имеет значение весь комплекс факторов.
В работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе, идущая своими корнями из трудов Л.С, Выготского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина. Почти все авторы, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме. Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности – главный камень преткновения психологической готовности к школе.
Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры: умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. Фактически это – параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в первом классе.
Структура психологической готовности детей к школе состоит из нескольких компонентов: социальной, личностной, волевой интеллектуальной.
Подготовка ребенка к школе включает социальную готовность. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. В работах Е.Е. Кравцовой при характеристике психологической готовности детей к школе основной удар делается на роль общения в развитии ребенка.
Выделяются три сферы – отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности. Таким образом, социально-психологическая готовность к школе включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками, с учителями. Каждому ребенку необходимо войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям. К социальной готовности относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также исполнять роль ученика с ситуацией школьного обучения. Н.Г. Салмина обращает внимание на уровень сформированности семиотической функции и личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения по ставленых задач), развитие эмоциональной сферы и др.
Личностная готовность проявляется в виде готовности ребенка к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит и определенный уровень мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможностью получить новые знания, что предполагает развитие познавательных процессов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют и специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника (методика Н.И. Гуткиной), и особые экспериментальные приемы. Например, преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности - прослушивания сказки или игры с игрушками. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра.
Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения должен быть достигнут сравнительно высокий уровень эмоциональной устойчивости, на фоне которого и возможно развитие и протекание учебной деятельности. Среди них ярко выделяется определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения.
Основным критерием готовности к школе в трудах Л.И.Божович «выступает новообразование внутренняя позиция школьника», представляющая собой сплав познавательной потребности в общении на новом уровне. В старшем дошкольном возрасте у детей появляются новые мотивы, которые оказывают существенное влияние на поведение. Это, прежде всего мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, со стремлением быть похожими на них. Еще одна важная группа мотивов - установление и сохранение положительных взаимоотношений с взрослыми в семье и школе. Это делает ребенка особенно чувствительным к оценкам педагога, родителей, вызывает нежелание выполнять их требования, правила, установленные ими. Мотивом деятельности нередко выступают мотивы личных достижений, самолюбие самоуважение. Они проявляются в притязании детей на главные роли в играх, на роль отличника в школе, обидах ребенка или радости при достижении успехов в нелегком деле, признании достоинств, а порой и в приписывании себе не существующих пока качеств, в капризах. На основании стремления к самоутверждению у детей возникает и соревновательный мотив – выиграть, победить, быть лучше других.
Новообразование «внутренняя позиция школьника», возникающее на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста и представляющее собой сплав двух потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.
Волевая готовность раскрывается в виде формирования основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда устойчивы и осознанны, удержание цели зависит от трудности задания, длительности его выполнения. Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей не боязни трудностей (принятия их), стремление не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребенку самостоятельно или при незначительной помощи преодолевать трудности, которые возникнут у него в первом классе. Наиболее значимой из всех сфер психологической готовности, по мнению ряда ученых (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, А.Маслоу, Л.С.Выготский, Дж. Аткинсон и другие), является сформированность волевой готовности. Именно низкий уровень данной готовности влечет за собой огромное количество трудностей, которые будут противоречить успешному систематическому обучению ребенка в школе.