Файл: Психологическая готовность к школьному обучению детей дошкольного возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К трем-четырем годам ребёнок ясно различает пол окружающих его людей, но часто ассоциирует его со случайными внешними признаками, вроде одежды, и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В шесть-семь лет ребенок окончательно осознает необратимость гендерной принадлежности, и это совпадает с бурным усилением гендерной дифференциации поведения и установок: мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения и т.д. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. Эта стихийная гендерная сегрегация способствует осознанию гендерных различий. Вместе с тем тот факт, что в детстве мальчики и девочки имеют тенденцию играть раздельно и отдают предпочтение представителям своего пола, признается большинством психологов.

Многие авторы считают, что для мальчиков сверстники имеют большее значение, поскольку мальчики меньше тяготеют к взрослым, к семье, они более чувствительны к социальному давлению со стороны сверстников при неприемлемом для их пола поведении.

Мальчики осознают признаки мужского поведения. Для мужского поведения характерны творческая активность, решительность, рассудочность, стремление к соревнованию и достижению поставленных целей. Для женского – пассивность, нерешительность, зависимое поведение, отсутствие логического мышления, а также большая, чем у мужчин, эмоциональность и социальная уравновешенность. Основоположник этой психологической школы, Зигмунд Фрейд, полагал, что личность тогда развивается гармонично, когда следует этим моделям.

Девочек раньше начинают приучать к самостоятельности, однако, только в рамках домашней сферы. Девочки обычно заботливее мальчиков, они стремятся ухаживать за животными, опекать малышей. Склонность к попечительской деятельности, которую можно рассматривать как проявление материнского инстинкта, находит выражение в выборе игрушек, в характере игр. Девочки более исполнительны, часто им достаточно внушить, что «так надо». Мальчики же должны сами убедиться в необходимости определенных действий. Отправляясь куда-либо, девочки имеют определенную цель, тогда как мальчики находят себе занятие по ходу, легче ориентируются в незнакомой обстановке и воспринимают ее положительно. Девочки более самолюбивы и обидчивы, более чувствительны к критике, чем мальчики. У девочек чаще наблюдается повышенный интерес к своей внешности, и они более чувствительны к ее оценке другими людьми.


Тем не менее, это не объясняет того, что мальчики в большей степени принимают предписываемый им стиль поведения, чем девочки. Не объясняются также индивидуальные различия в силе и характере проявления типичного для пола поведения. Например, почему одни девочки в определенном возрасте вступают в открытую конкуренцию с мальчиками. Другие девочки развиваются без такого рода «отклонений». Им не претит быть слабее, боязливее, тише. Нужно отметить, что мальчики реже бывают «недовольны» своим полом, чем девочки. Им в меньшей степени свойственна конкуренция с противоположным полом.

Таким образом, постепенно у детей дошкольного возраста складываются определенные представления о половых и социальных ролях . Это знание основывается на присвоении общественного опыта и развитии самосознания. Гендерно-возрастная идентификация опирается на способности индивида к абстрактному мышлению, необходимому для различения внешности и поведения другого человека, концептуального описания других людей и самоописания, основанных на устойчивых представлениях. Таким образом, формирование гендерной идентичности у детей зависит как от интеллектуального уровня, так и от личностных особенностей.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Психологическую готовность к обучению в школе можно рассматривать как наличие определенных психологических предпосылок, при которых учебная деятельность будет осуществляться успешно. Психологическая готовность включает волевую, личностную, социальную интеллектуальную готовность.

Социально-психологическая готовность к школьному обучению включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен обладать способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимые умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Личностная готовность к школе включает определенное отношение к себе, сформированную внутреннюю позицию школьника. Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить и специфику развития сферы произвольности. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу. Интеллектуальная готовность предполагает развитое логическое мышление, дифференцированное восприятие, зрительно-моторную координацию, произвольность познавательных процессов, устойчивость внимания.


Возрастные особенности дошкольников связаны с логикой психического развития: происходят значительные изменения в познавательной сфере ребенка, все процесс проходят путь от непроизвольности к произвольности, от непосредственности к опосредованию. Совершенствование познавательных процессов проходит при участии взрослых в развитии ребенка, организующих развивающие дидактические игры.

Гендерный аспект развития детей дошкольного возраста проявляется в осознании своей гендерной роли ребенком. Гендерная социализация осуществляется в системе «ребенок — взрослый», однако половозрастные объединения системы «ребенок — ребенок», значительно позже включающиеся в этот процесс, являются также важнейшим институтом гендерной социализации. Детское сообщество как носитель собственной субкультуры обладает специфическими функциями в формировании психологического пола ребенка: в совместной деятельности и общении «на равных» уточняется и отрабатывается поведение ребенка в соответствии с его гендерной позицией, устанавливаются психологические отличия гендерного поведения мальчиков и девочек.

Признание половой принадлежности начинается с полутора лет и к началу дошкольного периода ребенок осознает свою гендерную роль. Большое значение в этом процессе приобретает предметно-пространственная среда, которая позволяет укрепить гендерные стереотипы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психологическую готовность к обучению в школе можно рассматривать как наличие определенных психологических предпосылок, при которых учебная деятельность будет осуществляться успешно. Психологическая готовность включает волевую, личностную, социальную интеллектуальную готовность.

Социально-психологическая готовность к школьному обучению включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен обладать способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимые умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Личностная готовность к школе включает определенное отношение к себе, сформированную внутреннюю позицию школьника. Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить и специфику развития сферы произвольности. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу. Интеллектуальная готовность предполагает развитое логическое мышление, дифференцированное восприятие, зрительно-моторную координацию, произвольность познавательных процессов, устойчивость внимания.


Возрастные особенности дошкольников связаны с логикой психического развития: происходят значительные изменения в познавательной сфере ребенка, все процесс проходят путь от непроизвольности к произвольности, от непосредственности к опосредованию. Совершенствование познавательных процессов проходит при участии взрослых в развитии ребенка, организующих развивающие дидактические игры.

Гендерный аспект развития детей дошкольного возраста проявляется в осознании своей гендерной роли ребенком. Гендерная социализация осуществляется в системе «ребенок — взрослый», однако половозрастные объединения системы «ребенок — ребенок», значительно позже включающиеся в этот процесс, являются также важнейшим институтом гендерной социализации. Детское сообщество как носитель собственной субкультуры обладает специфическими функциями в формировании психологического пола ребенка: в совместной деятельности и общении «на равных» уточняется и отрабатывается поведение ребенка в соответствии с его гендерной позицией, устанавливаются психологические отличия гендерного поведения мальчиков и девочек.

Признание половой принадлежности начинается с полутора лет и к началу дошкольного периода ребенок осознает свою гендерную роль. Большое значение в этом процессе приобретает предметно-пространственная среда, которая позволяет укрепить гендерные стереотипы.

Для исследования гендерных особенностей мотивационной готовности первоклассников, в данной дипломной работе были подобраны и проведены следующие методики: тест на мотивационную готовность А.Л.Венгера, тест на интеллектуальную готовность Керна, Йирасека. Обе методики проводились в индивидуальной форме с каждым ребенком.

Анализируя полученные нами результаты, выявленные в ходе эмпирического исследования, следует отметить, личностные особенности первоклассников не зависят от того какой мотивацией они придерживаются, социальной, учебной, игровой, внешней, позиционной или получения отметки, а зависит от общих школьных требований или от процесса обучения. Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не просто пойти в школу, но учиться, определенные обязанности, связанные с их новым статусом, с позицией в системе социальных отношений - позицией школьника. Сформированность этой внутренней позиции - одна из важнейших составляющих мотивационной "готовности к школе". Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и писать не сможет хорошо учиться, так как обстановка и правила поведения в школе будут ему в тягость.


Необходимым условием организации занятий с дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, увлекательной и актуальной игровой ситуации, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния. Социально-психологическая готовность к школьному обучению включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Данные нашего практического исследования могут быть использованы психологами, педагогами в целях повышения мотивационной готовности старших дошкольников. Репродуктивное обучение, которое осуществляется в традиционной программе, преследует цель - получение знаний, одобрения окружающих.

Выводы:

  1. Мотивационная готовность у девочек и мальчиков одинаково выражена.
  2. У большинства детей выражен средний уровень интеллектуальной готовности к обучению в школе.
  3. Большинство детей мотивационно готовы к обучению в школе.
  4. Интеллектуальная готовность выше у девочек, чем у мальчиков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аргер Дж. Половые роли в детстве: структура и развитие. Детство идеальное и настоящее. – Новосибирск: Сиб. Хронограф, 1994.
  2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
  3. Безруких М. М. Я и другие Я, или правила поведения для всех. – М: Политиздат, 1991.
  4. Акатова Н.С. Взаимосвязь познавательного развития и новообразований личности детей старшего дошкольного возраста в разных условиях обучения и воспитания: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07/ Акатова Наталья Сергеевна. -М., 2010. —24 с.
  5. Ананьев Б.Г. Подготовительный период в первом классе и формирование готовности детей к обучению /Б.Г. Ананьев. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. - 48с.
  6. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы /Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анцыферовой. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — 263 с.
  7. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками /М.Р. Битянова. — Изд-во: Феникс, 2011. — 304 с. ISBN: 978-5-4237-0218-2
  8. Богоявленский Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников / Д.Н. Богоявленский // Вопросы психологии. — 1969. — № 2. — С. 25-38.
  9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И. Божович; под общ. ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Воронеж: Институт практической психологии, 1995.
  10. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г., — СПб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2003. — 672 с.
  11. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве /Г.М. Бреслов. —М.: Педагогика, 1990.
  12. Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. — СПб.: Питер, 2001.208 с.
  13. Венгер А.Л., Поливанова, К.Н. Особенности принятия учебных заданий детьми шести лет // Вопросы психологии: науч.жур. — М.: 2003. — №4. — С.46-48.
  14. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. — М.: Наши книги, 2008. — 112 с.
  15. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования / Н.Ф. Виноградова// Начальная школа: науч. жур. — М.: Первое сентября, 2000. — №1.1. С.7—12
  16. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. A.B. Петровского, 2-е изд., испр. и доп . — М.: 1979. — 255с.
  17. Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребенка / Л.С. Выготский // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. —№ 4. С. 5—9.
  18. Выготский, Л.С. Собр. Соч.: В 6-ти т. М. 1982, — т. 2. — 361 с.
  19. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. — М.: Просвещение, 1992. — 143 с.
  20. Готовность к школе / Под ред. И.В. Дубровиной / М., — 1995. 243 с.
  21. Гордиец A.B. Готовность ребенка к школе: Медико-психологические критерии: учебное пособие / Под ред. A.B. Гордиец. — Ростов н/Дону: Феникс, 2006. — 123 с.
  22. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. — 4-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2004. — 208с.
  23. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии: науч. жур. —1992. — № 1. — С. 22 — 26.
  24. Диагностика умственного развития дошкольников / под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. — М.: Педагогика, 1978. — 240 с.
  25. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками: учебно-методическое пособие / М.В. Ермолаева. — М.: МПСИ, МОДЭК, 2002. — 167с. ISBN 5-89502-322-3
  26. Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Ганошенко Н.И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет / Т.В. Ермолаева, С.Ю. Мещерякова, Н.И. Ганошенко // Вопросы психологии: науч. жур. —1999.—№ 1. —С. 50—60.
  27. Жилина А.И. Тенденции инновационного развития образования в Ленинградской области / А.И. Жилина // Вестник ЛОИРО: науч. жур. — 2008. — №3. С.5—15
  28. Журова Л.Е., Кочурова Е.Э., Кузнецова, М.И. Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе / Л.Е. Журова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова // Справочник руководителей и учителей начальной школ. — Тула: Родничок, 1999. — 327 с.
  29. Запорожец В.А, Неверович, Я.З. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей дет. сада / В.А. Запорожец, Я.З.
  30. Захарова Л.Е. Диагностика речевого развития дошкольников в условиях ДО // Дополнительное образование и воспитание: Науч. жур. — М.: «Витязь-М», 2009. №9. — С. 24—27.
  31. Захарова Л.Е. Проблема развития понятийного мышления как показателя психологической готовности к школе / JI.E. Захарова// Вестник Пятигорского гос. лингвистического ун-та: Науч. жур. — Пятигорск, 2010. — №4. — С. 296—299.
  32. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – М.: Мир, 2003. · Исаев Д. Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. – Л: Медицина, 1979.
  33. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты. – Л: Медицина, 1988.
  34. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. – 2000. – № 2.
  35. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения / Г.Д. Кириллова. —М.: Просвещение, 1980. 159 с.
  36. Князева, Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование / Т. Н. Князева. — СПб.: Речь. — 2007. — 123 с. ISBN: 5-9268-0581-3
  37. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. – М.: Просвещение, 1975.
  38. Копытина М.Г. Формирование психологической готовности к школьному обучению на занятиях в детском саду: автореф. дис. . канд. психол. наук. 19.00.07 / Копытина Марина Григорьевна. — М., 1993. — 23 с.
  39. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. — М.: Знание, 1987. — 80 с.
  40. Крайг Г. Психология развития: учебное пособие / Г. Крайг, Д. Бокум. — 9-е межд. изд. — СПб. Литер, 2005. — 992 с.
  41. Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых 7 лет жизни / М. И. Лисина // Вопросы психол.: науч.жур., 1978. — № 5. — С. 72-78.
  42. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. Вузов / В. С. Мухина. 4-е изд., - М.: Изд-во Академия, 1999. — 456 с.
  43. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет Электронный ресурс. / Н.И. Непомнящая. — М.: Изд-во Педагогика, 1992. 160 с. Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1542
  44. Нижегородцева Н.В. Психологическая готовность детей к школе: автореф. дис. д-ра психол. наук: 19.00.07/ Нижегородцева Надежда Викторовна. — М.: 2001.—41 с.
  45. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник Электронный ресурс. / JI. Ф. Обухова. М.: Педагогическое общество России. - 2001. — 442 с. — Режим доступа: http://lib.guru.ua/KIDS/OBUHOWA/psihologia.txt
  46. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. — М.: Изд-во ТЦ Сфера, 1996. — 240 с.
  47. Пиаже Ж., Инедельдер Б. Генезис элементарных логических структур Электронный ресурс. / Ж. Пиаже, Б. Инедельдер. — М.: Изд-во Директ- Медиа,2008. — 755 с. — Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/39218/
  48. Поддьяков H.H. Мышление дошкольника: монография / H.H. Поддьяков. — М.: Изд-во Просвещение, 1977. — 262 с.
  49. Психология развивающейся личности / Под ред. A.B. Петровского. — М., 1988.
  50. Радина Н. К. Гендерные аспекты развития самооценки и идентичности у дошкольников и младших школьников. Шестилетние дети: проблемы и исследования. – Нижний Новгород. 1998.
  51. Реан A.A., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе / А. А. Реан, С. Н. Костромина.—СПб.: 1998.-160с
  52. Репина Т. А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду // Вопросы психологии. – 1995, № 4, с. 62 – 71.
  53. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. — М.: Изд-во Владос, 2001.—384 с.
  54. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./ Гл. ред. В.В.Давыдова. — М.: Б.Р.э. 1993.-608 с. Т.1.
  55. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. — М.: Аспект пресс, 2001 460 с.
  56. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Изд-во Речь, 2006. — 350с.
  57. Стародубова Н.Г. Критерии готовности ребенка к обучению в школе. /Н. Г. Стародубова //Система воспитания и дополнительного образования детей: от детей до внедрения. Матер, науч.- практ. конф. — Бийск, НИЦ БПГУ, 2001, — С.76-78.
  58. Степанова М.И. Что такое «школьная зрелость»? : справочник для родителей будущих первоклассников / М. И. Степанова. Ростов-н/Д: Изд-во Феникс, 2003. — 130 с.
  59. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн // Педагогика: Науч. жур. — 2010. -№7. — С. 3-11.
  60. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении. — Томск: Изд-во Пеленг, 1993
  61. Шванцара Й. Диагностика психического развития / Й. Шванцара. — Прага: Изд-во Авиценум, 1978.
  62. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Изд-во Просвещение, 1989. —255 с.