Файл: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА (*Понятие трудового коллектива, его сущность и функции).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
Методы управления мотивацией сочетают в себе элементы экономических и социально-психологических методов управления персоналом. Соответственно выделяют прямые и косвенные методы управления персоналом и его мотивацией.
- Прямая материальная мотивация предполагает методы стимулирования сотрудников с помощью выплаты денежных вознаграждений (премии, бонусы, подарки и т. п.).
- Косвенная материальная мотивация включает в себя следующие методы управления:
- оплату путевок;
- страхование жизни и здоровья;
- оплату обучения; дополнительные выходные и отпуска;
- возможность закупать товары компании по сниженной цене.
Материальная мотивация делится на 2 группы:
- Система штрафов. Штрафные санкции применяются к сотруднику в случае его плохой работы или из-за допущенной ошибки.
- Система поощрений. Поощряют сотрудников за хорошо выполненную работу или за какие-либо достижения.
Нематериальная мотивация имеет намного больше видов:
- Похвала руководителя. Данный метод управления персоналом в виде стимулирования является очень эффективным. Все дело в том, что доброе слово от руководства способствует желанию сотрудника развиваться и работать еще лучше. Ярким примером такого стимулирования является доска почета (физическая или виртуальная).
- Карьерный рост. Сотрудник понимает, что если работа будет выполнена качественно и всегда в срок, то он может рассчитывать на повышение, а значит, повысится его социальный статус и появятся новые возможности для развития в профессиональной сфере.
- Обучение за счет фирмы является отличным мотивационным инструментом для работника, который хочет пройти какие-либо курсы за счет организации.
- Хорошая атмосфера в коллективе. Теплые и дружеские отношения в коллективе способствуют более качественному выполнению работы. Действует и обратное правило: плохая атмосфера пагубно влияет на настроение сотрудников.
- Имидж компании. Многие люди желают работать в престижной компании, которая имеет хороший статус не только в качестве игрока на рынке, но и в качестве нанимателя.
- Спортивные и культурные мероприятия. Мероприятия по командообразованию и просто приятные корпоративы являются отличным мотивационным инструментом и способствуют созданию благоприятной атмосферы в трудовом коллективе. Кроме того, только после хорошего отдыха сотрудники смогут хорошо работать.
Каждый начальник выбирает из этих двух групп те инструменты стимулирования, которые подойдут именно для его бизнеса.
Методы управления персоналом из разных поколений
Исследователи условно разделили людей по категориям в соответствии с их возрастом и периодом, в котором они родились, и выделили следующие поколения:
- Великое – 1900-1923 г. р.
- Молчаливое («художники») – 1923-1943 г. р.
- Беби-бумеры («странники») – 1943-1963 г. р.
- Поколение X («пророки») – 1963-1984 г. р.
- Поколение Y («герои») – 1984-2000 г. р.
- Поколение Z – рожденные в первые три года 21 века.
- Поколение Альфа – дети, появившиеся на свет после 2003 года.
На сегодняшний день трудовой рынок преимущественно составляют люди поколения X и поколения Y. В скором времени на работу выйдет и поколение Z. Для эффективного использования различных методов управления персоналом в современных условиях следует знать особенности этих поколений.
1. Поколение X («пророки») – 1963-1984 г. р. Представители этого поколения пережили эпоху глобальных политических изменений и внедрения технологических новшеств. Во многом благодаря этому они обладают способностью к альтернативному мышлению и повышенной обучаемостью, а также умеют выбирать. Многие представители этого поколения рано начали свой трудовой путь и поэтому умеют выживать самостоятельно. Основные ценности таких людей: трудоголизм; индивидуализм; способность к конкуренции; стремление к профессиональному росту; экономичность; прагматизм. Представители поколения X являются «золотой» кадровой группой, то есть являются очень ценными для любой организации.
Как управлять людьми поколения X
Основой высокого уровня производительности труда этих людей являются: стабильность компании; возможность карьерного роста; наличие правильной системы мотивации. Таких работников нужно удерживать в организации и четко разъяснять цели компании, даже предоставляя стратегически важную информацию. Их стоит вовлекать в принятие важных управленческих решений. Важно знать, что, если в компании отсутствует хорошая мотивационная система, представители этого поколения вероятнее всего начнут искать другое место работы даже в условиях кризиса, так как трудности им не страшны.
2. Поколение Y («герои») – 1984-2000 г. р. Представители этого поколения достаточно раскованные и свободные, быстро адаптируются к изменениям, имеют позитивный настрой и любят общение. Их взросление пришлось на пик развития технологий и информационного прогресса, поэтому компьютерное управление дается им легко. Особенно сильной стороной этих людей является неумение мыслить шаблонно и примитивно. Комфортной сферой деятельности для них становится мода, творчество, фриланс. Они обладают высокой способностью к обучению и предпочитают работать в крупных организациях.
Как управлять людьми поколения Y
Для организации работы представителей этого поколения стоит использовать такие элементы методов управления персоналом, как: корпоративная культура; миссия компании; ценности компании; традиции предприятия. Ставить перед ними задачи стоит кратко и четко, обозначив все важные нюансы. Рассмотрим пример. Неверно поставленное задание будет звучать как: «Сделай отчет по продажам смартфонов». «Игрек» найдет в Сети пример первого попавшегося отчета и сделает по аналогии свой, который вряд ли устроит руководителя. Правильная формулировка задания будет звучать так: «Ко вторнику нужен отчет по продажам смартфонов за второй квартал текущего года. Данные по продажам можно взять у Олега, Анатолий даст алгоритм и формулы для подсчетов. Отчет нужен для важного совещания. Составленный отчет отдай на проверку Алексею». Во втором случае «игрек» все сделает по инструкции и руководитель получит всю необходимую информацию.
3. Поколение Z («художники») – рожденные в первые три года 21 века. Представители этого поколения появились на свет в цифровую эпоху. Им сложно представить мир без смартфонов, компьютеров и прочих гаджетов. Эти люди моментально обрабатывают информацию и умеют находить нужное среди информационного шума. На данный момент невозможно точно сказать, какими будут эти люди в работе. Согласно результатам исследований, проведенных компанией Millennial Branding, ценности поколения Z будут сводиться к свободному общению, восприятию мира с энтузиазмом. Основными качествами этих людей станут: обучаемость; стремление к самообразованию; креативный подход. Предположительно интересы поколения будут сконцентрированы на новаторских технологиях и науке, биомедицине, искусстве и робототехнике. Отличными методами управления персоналом, рожденным в данный период, станут: поощрение творчества; поощрение свободы; возможность применения нестандартных подходов к решению задач; возможность работать в важных и интересных проектах. Представители этого поколения не принимают такого понятия как «надо», им гораздо ближе и важнее «хочу». Поэтому и работают они не потому, что «надо», а через свои «хочу». Поэтому если «старички», рожденные и воспитанные в более ранние годы, привыкли трудиться именно потому, что «надо», то молодое современное поколение скорее хочет интересно проводить время, путешествовать по миру и сделать такую карьеру, за которую просто «не будет обидно».
Как правильно управлять представителями поколения Z
Грамотным подходом к использованию методов управления персоналом поколения Z станет следующий алгоритм: Обеспечьте хорошую карьерную линию, которая будет сочетаема с горизонтальными карьерными продвижениями (расширением знаний), а не только будет позволять зарабатывать хорошие деньги. Представителям этого поколения необходимо быть увлеченными работой, а для этого она должна быть интересной (яркие проекты, исследовательская деятельность, большая зона ответственности). Постарайтесь сделать так, чтобы у сотрудников из этого поколения была в перспективе возможность путешествовать благодаря работе (направление на обучение за границу, рабочие командировки в другие страны и так далее). Главное, что нужно помнить, – каждому представителю этого поколения важно ощущать себя личностью, индивидуальностью, быть отличным от других (причем личностью и яркой индивидуальностью их должны считать в первую очередь сами окружающие). Поэтому крайне важно предоставить людям поколения Z возможность быть уникальными, причем так, чтобы это видели другие (например, можно цитировать их высказывания, указывая на автора «крылатой фразы»). Таким образом, если выполнять все описанные условия, представители этого поколения будут чувствовать себя хорошо, а значит, будут хорошо работать.
Заключение
В процессе курсовой работы была проведена систематизация, закрепление и продолжение теоретических познаний по теме «Психологический портрет трудового коллектива». В работе рассмотрены основные предпосылки, какие воздействуют на психологический портрет коллектива: психологический климат, сообщество и психологическое положение. Необходимо подчеркнуть следующие предпосылки, действующие на положение психологического климата: предпосылки макросреды и микросреды, личные характеристики членов коллектива и манера управления. Важными показателями оптимального психологического климата коллектива считаются: доверие и высокая разборчивость членов группы друг к другу; благожелательная и деловая оценка; свободное представление собственного представления при обсуждении вопросцев, дотрагивающихся лишь коллектива (класса, категории); отсутствие давления преподавателей на питомцев и признание за ими права принимать принципиальные для категории решения; необходимая информированность членов ученического коллектива о его задачках и состоянии дел пр. Таким образом, характер психологического климата любого коллектива в общем находится в зависимости от значения массового становления. Установлено, собственно между состоянием социально-психологического климата развитого коллектива и отдачей совокупной работы его членов есть положительная ассоциация.
Вопрос 2. Прочитайте кейс, проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы, обосновывая свое мнение.
В результате долгих поисков подходящего сотрудника на должность руководителя одного из подразделений в компанию был приглашен менеджер «со стороны». После прокачки его кандидатуры HR-людьми, ему предложили составить краткую программу, видение по развитию департамента и защитить ее перед топ-менеджментом организции, что претендент достаточно легко и сделал.
Этот руководитель, хотя и был довольно молодым человеком, обладал немалыми амбициями, но понимал, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Он четко, как думал, спланировал свой начальный период деятельности на новой должности, свои «первые 100 дней», полагая за это время полностью подготовить подразделение к изменениям. Для этого поставил, среди прочих, задачу налаживания деловых и личностных контактов со своими подчиненными.
Новый руководитель предварительно ознакомился с личными делами сотрудников, провел к каждым из них персональную встречу, проговаривая с ними свои планы по развитию подразделения, уточняя их место и функции в структуре департамента, а также выслушивая их позицию по текущим и перспективным делам. Очевидно, что новый шеф пытался склонить их на свою сторону, сделать сознательными последователями своей программы, а также выяснить, насколько тот или иной подчиненный будет лоялен к нему как начальнику.
Никто из сотрудников на персональных встречах не показал заметного недовольства руководителем. В основном все соглашались с направлением изменений в деятельности подразделения, которые предлагались. Но, честно размышляя о результатах своей рекогносцировки в кадровую чащу, новый босс не мог себе не сказать, что среди его подчиненных было два или три человека, ключевых сотрудника (по возрасту значительно старше его), которые могли бы занять его должность. Причем одного из них он сменил с должности временно исполняющего обязанности. Его мучили вопросы, на которые он не мог получить окончательные и удовлетворительные ответы: почему же не они стали начальниками, а пригласили его, со стороны? И как использовать потенциал этих сотрудников дальше?
Между тем, дела в подразделении при новом руководстве хуже не стали. Люди были профессионально подготовлены и знали свой маневр, особенно не нуждались в понукании. Но к завершению своих «первых 100 дней» новый шеф ясно видел, что и лучше дела не шли. Более того, он не знал, как, кроме чисто административного варианта, ему проводить намеченные изменения, с кем их делать, поскольку ключевые специалисты, кроме словесного согласия, никоим образом более не стремились помогать вождю и не спешили вставать на путь преобразований. А он включал реструктуризацию подразделения, реорганизацию бизнес-процессов, внедрение KPI (чего там никогда не было), другую систему мотивации, новые формы взаимодействия с клиентами и коллегами из других департаментов, и многое другое. Требовалось участие всей команды в преобразованиях.