Файл: Тема 1 Основные задачи системы Орвд и её структура в России.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Лектор: к.т.н., доцент Карчевский Ю.С.
Тема 1: Основные задачи системы ОрВД и её структура в России
практические занятия – 18 часов;
лабораторные работы – 24 часа;
1. Автоматизированные системы УВД / Под ред. Ю.Г. Шатракова, СПб., ГУАП, 2013.
1.3. ЕС ОрВД, общая характеристика
1.5. Руководство системой ОрВД
Формирование методов исследования процессов УВД ведется по двум основным направлениям:
К основным методам прикладной теории УВД относятся:
связей между ними на ряд самостоятельных эле-ментов структуры либо процессов.
1.1. Диспетчерское обслуживание
- предотвращение столкновений между воздушными судами (ВС);
- ускорение и поддержание упорядоченного потока ВС;
В зависимости от этапа полета диспетчерское обслуживание (ДО) подразделяется на :
Система УВД является сложной системой одним из элементов которой является человек (группа людей).
Такие системы называются эргатическими.
1 - уровень (низший) – система регулирования ВД.
2 - уровень (средний) – система планирования и обес-печения полётов.
3 - уровень (высший) – система руководства ВД.
«Большая система УВД» позволяет решать следующие основные задачи:
- организацию планирования, обеспечения и непосредственного регулирования ВД;
1.5. Руководство системой ОрВД
1.5. Руководство системой ОрВД
1.5. Руководство системой ОрВД
Дисциплина:
Лектор: к.т.н., доцент Карчевский Ю.С.
Лекция № 1
Тема 1: Основные задачи системы ОрВД и её структура в России
структура дисциплины
Теория управления воздушным движением имеет общий объём 216 уч. часов, из них объем аудиторной нагрузки составляет 96 часов:
лекции – 54 часа;
практические занятия – 18 часов;
лабораторные работы – 24 часа;
курсовая работа в 4 семестре.
Отчетность :
зачет в 3 семестре;
экзамен в 4 семестре.
Основная учебная литература
1. Автоматизированные системы УВД / Под ред. Ю.Г. Шатракова, СПб., ГУАП, 2013.
2. Принятие решений в задачах управления воздушным движением. Методы и алгоритмы / Под ред. Е.Е. Нечаева, М.: Радиотехника, 2018.
3. Нечаев Е.Е., Тельпуховская О.Н. Теория упра-вления воздушным движением. Пособие по выполнению лабораторных работ. М.: МГТУ ГА, 2011.
4. Гладенков М.А. и др. Технология обслуживания воздушного движения. Пособие по выполнению лабораторных работ на диспетчерском тренажере. М.: МГТУ ГА, 2015.
ПЛАН
Введение
1.3. ЕС ОрВД, общая характеристика
1.5. Руководство системой ОрВД
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Развитие системы организации воздушного движения (ОрВД) и оптимизация процессов на всех этапах ее функционирования связано с решением проблем эффективного использования воздушного пространства. Совершенствование организации и функционирования системы ОрВД требует поиска новых решений, отвечающих требованиям времени. Теория управления воздушным движением (УВД) ставит своей целью обоснование положений и определение совокупности методов исследования процессов УВД, направленных на получение эффективных рекомендаций, а содержащиеся в теории понятия, положения, идеи и подходы могут применяться для создания новых оптимальныхВВЕДЕНИЕ
условий функционирования системы в условиях многокритериальности и неопределенности, для обеспечения гарантированной безопасности полетов.
Теория УВД основывается на достижениях в области моделирования, большая часть применяемых методов используется для решения задач УВД.
Формирование методов исследования процессов УВД ведется по двум основным направлениям:
– моделирование процессов УВД в целом, когда путем принятия ряда допущений удается использовать принцип агрегирования, т.е. объединения группы элементов или процессов,
ВВЕДЕНИЕ
функциональная целесообразность которых одинакова (или близка друг к другу), в один композиционный элемент или процесс, называемый в этом случае контуром, агрегатом, подсистемой.
– моделирование отдельных процессов, задач и операций и последующее комплексирование их, когда используется принцип декомпозиции, т.е. рациональное расчленение структурных либо функциональных единиц и связей между ними на ряд самостоятельных элементов структуры либо процессов. Это позволяет существенно упростить исследование и получить результаты их оценки.ВВЕДЕНИЕ
При обоих указанных направлениях целесообразно оценить предельно допустимые показатели эффективности процессов и тем самым решать проблемы синтеза методов, совокупность которых с успехом позволяет исследовать процесс на любом из этапов функционирования системы ОрВД.К основным методам прикладной теории УВД относятся:
– методы моделирования и оптимизации динами-ческих процессов, учитывающие стохастический и многоцелевой их характер, наличие логических функций и запаздываний в системах ОрВД;
ВВЕДЕНИЕ
– методы исследования полиэргатических систем управления, используемые, когда характеристики человека – оператора (или коллектива) описываются не только в виде передаточной функции слежения и отработки сигнала, но и в более общем виде (например, структурно – алгоритмических процедур деятельности в рамках простейшего контура системы ОрВД); – методы моделирования и оптимизации процессов системы ОрВД как системы организационного упра-вления, к которым относятся структурный синтез систем, интерактивные методы генерации и оценки альтернатив и методы выработки, оценки и приня-тия решений по организации УВД,ВВЕДЕНИЕ
связей между ними на ряд самостоятельных эле-ментов структуры либо процессов.
При обоих указанных направлениях целесо-образно оценить предельно допустимые показа-тели эффективности процессов и тем самым решить проблемы синтеза методов, совокупность которых с успехом позволяет исследовать процесс на любом из этапов функционирования системы ОрВД.Прикладная теория УВД представляется ком-плексом объединенных единым целевым назначе-нием взаимосвязанных теорий, таких как общая теория управления и теория систем организацион-ного управления.
ВВЕДЕНИЕ
Организация воздушного движения (ОрВД) – динамичный и комплексный процесс обслу-живания воздушного движения (ВД), органи-зации потоков ВД и воздушного пространства (ВП), осуществляемый безопасным, эконо-мичным и эффективным образом, путем предоставления сред непрерывного обслуживания всеми заинтересованными сторонами: органами УВД, пользователями ВП, аэропортов и т.п.ВВЕДЕНИЕ
Таким образом ОрВД включает:
1. Обслуживание ВД
1.1. Диспетчерское обслуживание
- предотвращение столкновений между воздушными судами (ВС);
- предотвращение столкновений между ВС, находящимися на площади маневрирования с препятствиями на этой площади;
- ускорение и поддержание упорядоченного потока ВС;
ВВЕДЕНИЕ
- предоставление конструктивной информации для эффективного производства полетов;
- Уведомление соответствующих организации о ВС, нуждающихся в помощи поиково-спаса-тельных служб и оказания данным организациям необходимого содействия.
1.2. Полетно-информационное обслуживание
- предназначено для предоставления консуль-таций и информации для безопасного и эффек-тивного производства полетов.
1.3. Аварийное оповещение
- предназначено для уведомления соответству-ющих органов о ВС, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб.
ВВЕДЕНИЕ
2. Организация потоков ВД
- служба, созданная для содействия безопасно-му, упорядоченному и ускоренному потоку ВД для обеспечения максимально возможного использования пропускной способности ВП.
- деятельность, представляющая собой процесс планирования, направленного на обеспечение максимального использования ВП на основе динамичного распределения во времени (в отдельных случаях резервирования) ВП для различных категорий пользователей.
3. Организация ВП
ВВЕДЕНИЕ
В зависимости от этапа полета диспетчерское обслуживание (ДО) подразделяется на :
- районное ДО;
- ДО подхода;
- Аэродромное ДО.
Система УВД является сложной системой одним из элементов которой является человек (группа людей).
Такие системы называются эргатическими.
В общем виде система УВД может быть пред-ставлена в виде трех систем, которые пред-ставляют самостоятельные уровни в иерархи-ческой структуре управления.
ВВЕДЕНИЕ
Для управления воздушным движением при-нята так называемая «большая система УВД», кото-рая состоит из трех подсистем (малых систем), рас-положенных на различных уровнях.
ВВЕДЕНИЕ
1 - уровень (низший) – система регулирования ВД.
2 - уровень (средний) – система планирования и обес-печения полётов.
3 - уровень (высший) – система руководства ВД.
«Большой системой» управления называют систему управления, в состав которой на уровне подсистем входят замкнутые системы, решающие самостоятельные задачи.
Все эти уровни «Большой системы УВД» связаны между собой (по линии подчинённости) снизу вверх и по линии обратной связи (по линии руководства) сверху вниз.
ВВЕДЕНИЕ
«Большая система УВД» позволяет решать следующие основные задачи:
- организацию планирования, обеспечения и непосредственного регулирования ВД;
- координацию и взаимодействие органов УВД между собой и с органами различных служб и других ведомств;
- принятие своевременных мер по оказанию помощи ВС, терпящим бедствие или находящимся в других особых случаях в полете.
ВВЕДЕНИЕ
Простейший контур УВД – это упоря-доченный цикл, включающий поток информации или данных, их обработку, координацию, принятие решения, управление и контроль, что составляет полный объем функций органа УВД или замкнутый контур управления, включающий в себя, с помощью потоков информации, ВС, их экипажи, технические средства УВД, диспетчеров, а также программу полетов и регламент их осуществления.ВВЕДЕНИЕ
Простейший контур УВД
ВВЕДЕНИЕ
Рассмотрим, как осуществляется процессы в прос-тейшем контуре УВД
1) на диспетчерский пункт поступает заданная программа движения ВС (F0(t)).
Диспетчер передает эту программу экипажу ВС, для которого она является планом полета.
2) В процессе движения на ВС воздействуют внеш-ние возмущения и помехи (F(t)). Под влиянием этих возмущений и помех движение ВС может не совпадать с заданной программой F(t) ≠ F0(t)). В процесса контроля воздушного движения по кана-лу обратной связи диспетчеру поступает инфор-мация с фактическом движении ВС.
ВВЕДЕНИЕ
Диспетчер определяет отклонение управляемого ВС и на основании оценки обстановки в зоне УВД, по сигналам от других управляемых объектов и взаимодействующих подсистем, с учетом обнару-женного отклонения вырабатывает регулиру-ющую команду (Δ F0). При необходимости инфор-мация о новых параметрах движения ВС пере-дается на взаимодействующие диспетчерские пункты и в заинтересованные органы системы УВД. Этим заканчивается очередной и начинается каждый последующий цикл регулирования в простейшем контуре УВД.
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность диспетчера при УВД – это непрерыв-ный процесс восприятия, переработки и выдачи информации в виде принятых им решений экипа-жам ВС с целью предупреждения опасных сбли-жений в полете, выполнения плана полета и конт-роля за его выдерживанием.
К особенностям деятельности диспетчера в прос-тейшем контуре УВД следует отнести:
1) полиэргатичность и монофункциональность: процесс управления полетом на всем его протя-жении осуществляется многими диспетчерами поочередно на различных диспетчерских пунктах, однако на определенном участке полета, в опре-
ВВЕДЕНИЕ
деленной зоне непосредственное УВД осущест-вляется одним диспетчером;
2) информационный характер: взаимодействие диспетчеров различных пунктов управления, в том числе пунктов, служб обеспечения происхо-дит на информационном уровне взаимодействия посредством связи;
3) опосредствованный характер: управляемые объекты находится вне поля зрения диспетчеров (за исключением диспетчеров руления и старта);
4) дистанционный характер: информацию диспет-чер получает от приборов и экипажа в виде зако-дированных сообщений (азимут, дальность,
ВВЕДЕНИЕ
режим полета и т.д.), а воздействие на ВС осуществляет подачей команд экипажу;
5) образный характер: характер управления вы-нуждает диспетчера взаимодействовать в процес-се своей деятельности с образами, заменяющими объекты и среду, в которой они функционируют;
6) прогностичность: информация о движущемся ВС поступает к диспетчеру дискретно и он вынуж-ден прибегать к экстраполяции этого передвиже-ния;
7) динамичность: диспетчер чаще всего управляет одновременно несколькими ВС и его представле-ние о них связывается не только с большими