Файл: Тема 1 Основные задачи системы Орвд и её структура в России.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Дисциплина:

Лектор: к.т.н., доцент Карчевский Ю.С.

Лекция № 1

Тема 1: Основные задачи системы ОрВД и её структура в России

структура дисциплины

Теория управления воздушным движением имеет общий объём 216 уч. часов, из них объем аудиторной нагрузки составляет 96 часов:

лекции – 54 часа;

практические занятия – 18 часов;

лабораторные работы – 24 часа;

курсовая работа в 4 семестре.

Отчетность :

зачет в 3 семестре;

экзамен в 4 семестре.

Основная учебная литература

1. Автоматизированные системы УВД / Под ред. Ю.Г. Шатракова, СПб., ГУАП, 2013.

2. Принятие решений в задачах управления воздушным движением. Методы и алгоритмы / Под ред. Е.Е. Нечаева, М.: Радиотехника, 2018.

3. Нечаев Е.Е., Тельпуховская О.Н. Теория упра-вления воздушным движением. Пособие по выполнению лабораторных работ. М.: МГТУ ГА, 2011.

4. Гладенков М.А. и др. Технология обслуживания воздушного движения. Пособие по выполнению лабораторных работ на диспетчерском тренажере. М.: МГТУ ГА, 2015.

ПЛАН

Введение

1.3. ЕС ОрВД, общая характеристика

1.5. Руководство системой ОрВД

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

условий функционирования системы в условиях многокритериальности и неопределенности, для обеспечения гарантированной безопасности полетов.

Теория УВД основывается на достижениях в области моделирования, большая часть применяемых методов используется для решения задач УВД.

Формирование методов исследования процессов УВД ведется по двум основным направлениям:

– моделирование процессов УВД в целом, когда путем принятия ряда допущений удается использовать принцип агрегирования, т.е. объединения группы элементов или процессов,

ВВЕДЕНИЕ

функциональная целесообразность которых одинакова (или близка друг к другу), в один композиционный элемент или процесс, называемый в этом случае контуром, агрегатом, подсистемой.

ВВЕДЕНИЕ

К основным методам прикладной теории УВД относятся:

– методы моделирования и оптимизации динами-ческих процессов, учитывающие стохастический и многоцелевой их характер, наличие логических функций и запаздываний в системах ОрВД;

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

связей между ними на ряд самостоятельных эле-ментов структуры либо процессов.

Прикладная теория УВД представляется ком-плексом объединенных единым целевым назначе-нием взаимосвязанных теорий, таких как общая теория управления и теория систем организацион-ного управления.

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Таким образом ОрВД включает:

1. Обслуживание ВД

1.1. Диспетчерское обслуживание

- предотвращение столкновений между воздушными судами (ВС);

- предотвращение столкновений между ВС, находящимися на площади маневрирования с препятствиями на этой площади;

- ускорение и поддержание упорядоченного потока ВС;

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

2. Организация потоков ВД

ВВЕДЕНИЕ

В зависимости от этапа полета диспетчерское обслуживание (ДО) подразделяется на :

- районное ДО;

- ДО подхода;

- Аэродромное ДО.

Система УВД является сложной системой одним из элементов которой является человек (группа людей).

Такие системы называются эргатическими.

В общем виде система УВД может быть пред-ставлена в виде трех систем, которые пред-ставляют самостоятельные уровни в иерархи-ческой структуре управления.

ВВЕДЕНИЕ

Для управления воздушным движением при-нята так называемая «большая система УВД», кото-рая состоит из трех подсистем (малых систем), рас-положенных на различных уровнях.

ВВЕДЕНИЕ

1 - уровень (низший) – система регулирования ВД.

2 - уровень (средний) – система планирования и обес-печения полётов.

3 - уровень (высший) – система руководства ВД.

«Большой системой» управления называют систему управления, в состав которой на уровне подсистем входят замкнутые системы, решающие самостоятельные задачи.

Все эти уровни «Большой системы УВД» связаны между собой (по линии подчинённости) снизу вверх и по линии обратной связи (по линии руководства) сверху вниз.

ВВЕДЕНИЕ

«Большая система УВД» позволяет решать следующие основные задачи:

- организацию планирования, обеспечения и непосредственного регулирования ВД;

- координацию и взаимодействие органов УВД между собой и с органами различных служб и других ведомств;

- принятие своевременных мер по оказанию помощи ВС, терпящим бедствие или находящимся в других особых случаях в полете.

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.3. ЕС ОрВД

1.3. ЕС ОрВД

1.3. ЕС ОрВД

1.3. ЕС ОрВД

1.3. ЕС ОрВД

1.3. ЕС ОрВД

1.3. ЕС ОрВД

1.3. ЕС ОрВД

1.5. Руководство системой ОрВД

1.5. Руководство системой ОрВД

1.5. Руководство системой ОрВД

1.5. Руководство системой ОрВД

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дисциплина:

Лектор: к.т.н., доцент Карчевский Ю.С.

Лекция № 1

Тема 1: Основные задачи системы ОрВД и её структура в России

структура дисциплины

Теория управления воздушным движением имеет общий объём 216 уч. часов, из них объем аудиторной нагрузки составляет 96 часов:

лекции – 54 часа;

практические занятия – 18 часов;

лабораторные работы – 24 часа;

курсовая работа в 4 семестре.

Отчетность :

зачет в 3 семестре;

экзамен в 4 семестре.

Основная учебная литература

1. Автоматизированные системы УВД / Под ред. Ю.Г. Шатракова, СПб., ГУАП, 2013.

2. Принятие решений в задачах управления воздушным движением. Методы и алгоритмы / Под ред. Е.Е. Нечаева, М.: Радиотехника, 2018.

3. Нечаев Е.Е., Тельпуховская О.Н. Теория упра-вления воздушным движением. Пособие по выполнению лабораторных работ. М.: МГТУ ГА, 2011.

4. Гладенков М.А. и др. Технология обслуживания воздушного движения. Пособие по выполнению лабораторных работ на диспетчерском тренажере. М.: МГТУ ГА, 2015.

ПЛАН

Введение

1.3. ЕС ОрВД, общая характеристика

1.5. Руководство системой ОрВД

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Развитие системы организации воздушного движения (ОрВД) и оптимизация процессов на всех этапах ее функционирования связано с решением проблем эффективного использования воздушного пространства. Совершенствование организации и функционирования системы ОрВД требует поиска новых решений, отвечающих требованиям времени. Теория управления воздушным движением (УВД) ставит своей целью обоснование положений и определение совокупности методов исследования процессов УВД, направленных на получение эффективных рекомендаций, а содержащиеся в теории понятия, положения, идеи и подходы могут применяться для создания новых оптимальных

ВВЕДЕНИЕ

условий функционирования системы в условиях многокритериальности и неопределенности, для обеспечения гарантированной безопасности полетов.


Теория УВД основывается на достижениях в области моделирования, большая часть применяемых методов используется для решения задач УВД.

Формирование методов исследования процессов УВД ведется по двум основным направлениям:

– моделирование процессов УВД в целом, когда путем принятия ряда допущений удается использовать принцип агрегирования, т.е. объединения группы элементов или процессов,

ВВЕДЕНИЕ

функциональная целесообразность которых одинакова (или близка друг к другу), в один композиционный элемент или процесс, называемый в этом случае контуром, агрегатом, подсистемой.

– моделирование отдельных процессов, задач и операций и последующее комплексирование их, когда используется принцип декомпозиции, т.е. рациональное расчленение структурных либо функциональных единиц и связей между ними на ряд самостоятельных элементов структуры либо процессов. Это позволяет существенно упростить исследование и получить результаты их оценки.

ВВЕДЕНИЕ

При обоих указанных направлениях целесообразно оценить предельно допустимые показатели эффективности процессов и тем самым решать проблемы синтеза методов, совокупность которых с успехом позволяет исследовать процесс на любом из этапов функционирования системы ОрВД.

К основным методам прикладной теории УВД относятся:

– методы моделирования и оптимизации динами-ческих процессов, учитывающие стохастический и многоцелевой их характер, наличие логических функций и запаздываний в системах ОрВД;

ВВЕДЕНИЕ

– методы исследования полиэргатических систем управления, используемые, когда характеристики человека – оператора (или коллектива) описываются не только в виде передаточной функции слежения и отработки сигнала, но и в более общем виде (например, структурно – алгоритмических процедур деятельности в рамках простейшего контура системы ОрВД); – методы моделирования и оптимизации процессов системы ОрВД как системы организационного упра-вления, к которым относятся структурный синтез систем, интерактивные методы генерации и оценки альтернатив и методы выработки, оценки и приня-тия решений по организации УВД,

ВВЕДЕНИЕ

связей между ними на ряд самостоятельных эле-ментов структуры либо процессов.

При обоих указанных направлениях целесо-образно оценить предельно допустимые показа-тели эффективности процессов и тем самым решить проблемы синтеза методов, совокупность которых с успехом позволяет исследовать процесс на любом из этапов функционирования системы ОрВД.

Прикладная теория УВД представляется ком-плексом объединенных единым целевым назначе-нием взаимосвязанных теорий, таких как общая теория управления и теория систем организацион-ного управления.

ВВЕДЕНИЕ

Организация воздушного движения (ОрВД) – динамичный и комплексный процесс обслу-живания воздушного движения (ВД), органи-зации потоков ВД и воздушного пространства (ВП), осуществляемый безопасным, эконо-мичным и эффективным образом, путем предоставления сред непрерывного обслуживания всеми заинтересованными сторонами: органами УВД, пользователями ВП, аэропортов и т.п.

ВВЕДЕНИЕ

Таким образом ОрВД включает:

1. Обслуживание ВД

1.1. Диспетчерское обслуживание

- предотвращение столкновений между воздушными судами (ВС);

- предотвращение столкновений между ВС, находящимися на площади маневрирования с препятствиями на этой площади;

- ускорение и поддержание упорядоченного потока ВС;

ВВЕДЕНИЕ

    • предоставление конструктивной информации для эффективного производства полетов;
    • Уведомление соответствующих организации о ВС, нуждающихся в помощи поиково-спаса-тельных служб и оказания данным организациям необходимого содействия.
    • 1.2. Полетно-информационное обслуживание

      - предназначено для предоставления консуль-таций и информации для безопасного и эффек-тивного производства полетов.

      1.3. Аварийное оповещение

      - предназначено для уведомления соответству-ющих органов о ВС, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб.

ВВЕДЕНИЕ

2. Организация потоков ВД

    • служба, созданная для содействия безопасно-му, упорядоченному и ускоренному потоку ВД для обеспечения максимально возможного использования пропускной способности ВП.
    • 3. Организация ВП

    • деятельность, представляющая собой процесс планирования, направленного на обеспечение максимального использования ВП на основе динамичного распределения во времени (в отдельных случаях резервирования) ВП для различных категорий пользователей.

ВВЕДЕНИЕ

В зависимости от этапа полета диспетчерское обслуживание (ДО) подразделяется на :

- районное ДО;

- ДО подхода;

- Аэродромное ДО.


Система УВД является сложной системой одним из элементов которой является человек (группа людей).

Такие системы называются эргатическими.

В общем виде система УВД может быть пред-ставлена в виде трех систем, которые пред-ставляют самостоятельные уровни в иерархи-ческой структуре управления.

ВВЕДЕНИЕ

Для управления воздушным движением при-нята так называемая «большая система УВД», кото-рая состоит из трех подсистем (малых систем), рас-положенных на различных уровнях.

ВВЕДЕНИЕ

1 - уровень (низший) – система регулирования ВД.

2 - уровень (средний) – система планирования и обес-печения полётов.

3 - уровень (высший) – система руководства ВД.

«Большой системой» управления называют систему управления, в состав которой на уровне подсистем входят замкнутые системы, решающие самостоятельные задачи.

Все эти уровни «Большой системы УВД» связаны между собой (по линии подчинённости) снизу вверх и по линии обратной связи (по линии руководства) сверху вниз.

ВВЕДЕНИЕ

«Большая система УВД» позволяет решать следующие основные задачи:

- организацию планирования, обеспечения и непосредственного регулирования ВД;

- координацию и взаимодействие органов УВД между собой и с органами различных служб и других ведомств;

- принятие своевременных мер по оказанию помощи ВС, терпящим бедствие или находящимся в других особых случаях в полете.

ВВЕДЕНИЕ

Простейший контур УВД – это упоря-доченный цикл, включающий поток информации или данных, их обработку, координацию, принятие решения, управление и контроль, что составляет полный объем функций органа УВД или замкнутый контур управления, включающий в себя, с помощью потоков информации, ВС, их экипажи, технические средства УВД, диспетчеров, а также программу полетов и регламент их осуществления.

ВВЕДЕНИЕ


Простейший контур УВД

ВВЕДЕНИЕ


Рассмотрим, как осуществляется процессы в прос-тейшем контуре УВД

1) на диспетчерский пункт поступает заданная программа движения ВС (F0(t)).

Диспетчер передает эту программу экипажу ВС, для которого она является планом полета.

2) В процессе движения на ВС воздействуют внеш-ние возмущения и помехи (F(t)). Под влиянием этих возмущений и помех движение ВС может не совпадать с заданной программой F(t) ≠ F0(t)). В процесса контроля воздушного движения по кана-лу обратной связи диспетчеру поступает инфор-мация с фактическом движении ВС.

ВВЕДЕНИЕ


Диспетчер определяет отклонение управляемого ВС и на основании оценки обстановки в зоне УВД, по сигналам от других управляемых объектов и взаимодействующих подсистем, с учетом обнару-женного отклонения вырабатывает регулиру-ющую команду (Δ F0). При необходимости инфор-мация о новых параметрах движения ВС пере-дается на взаимодействующие диспетчерские пункты и в заинтересованные органы системы УВД. Этим заканчивается очередной и начинается каждый последующий цикл регулирования в простейшем контуре УВД.

ВВЕДЕНИЕ


Деятельность диспетчера при УВД – это непрерыв-ный процесс восприятия, переработки и выдачи информации в виде принятых им решений экипа-жам ВС с целью предупреждения опасных сбли-жений в полете, выполнения плана полета и конт-роля за его выдерживанием.

К особенностям деятельности диспетчера в прос-тейшем контуре УВД следует отнести:

1) полиэргатичность и монофункциональность: процесс управления полетом на всем его протя-жении осуществляется многими диспетчерами поочередно на различных диспетчерских пунктах, однако на определенном участке полета, в опре-

ВВЕДЕНИЕ


деленной зоне непосредственное УВД осущест-вляется одним диспетчером;

2) информационный характер: взаимодействие диспетчеров различных пунктов управления, в том числе пунктов, служб обеспечения происхо-дит на информационном уровне взаимодействия посредством связи;

3) опосредствованный характер: управляемые объекты находится вне поля зрения диспетчеров (за исключением диспетчеров руления и старта);

4) дистанционный характер: информацию диспет-чер получает от приборов и экипажа в виде зако-дированных сообщений (азимут, дальность,

ВВЕДЕНИЕ


режим полета и т.д.), а воздействие на ВС осуществляет подачей команд экипажу;

5) образный характер: характер управления вы-нуждает диспетчера взаимодействовать в процес-се своей деятельности с образами, заменяющими объекты и среду, в которой они функционируют;

6) прогностичность: информация о движущемся ВС поступает к диспетчеру дискретно и он вынуж-ден прибегать к экстраполяции этого передвиже-ния;

7) динамичность: диспетчер чаще всего управляет одновременно несколькими ВС и его представле-ние о них связывается не только с большими