Файл: Тема 1 Основные задачи системы Орвд и её структура в России.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Лектор: к.т.н., доцент Карчевский Ю.С.
Тема 1: Основные задачи системы ОрВД и её структура в России
практические занятия – 18 часов;
лабораторные работы – 24 часа;
1. Автоматизированные системы УВД / Под ред. Ю.Г. Шатракова, СПб., ГУАП, 2013.
1.3. ЕС ОрВД, общая характеристика
1.5. Руководство системой ОрВД
Формирование методов исследования процессов УВД ведется по двум основным направлениям:
К основным методам прикладной теории УВД относятся:
связей между ними на ряд самостоятельных эле-ментов структуры либо процессов.
1.1. Диспетчерское обслуживание
- предотвращение столкновений между воздушными судами (ВС);
- ускорение и поддержание упорядоченного потока ВС;
В зависимости от этапа полета диспетчерское обслуживание (ДО) подразделяется на :
Система УВД является сложной системой одним из элементов которой является человек (группа людей).
Такие системы называются эргатическими.
1 - уровень (низший) – система регулирования ВД.
2 - уровень (средний) – система планирования и обес-печения полётов.
3 - уровень (высший) – система руководства ВД.
«Большая система УВД» позволяет решать следующие основные задачи:
- организацию планирования, обеспечения и непосредственного регулирования ВД;
1.5. Руководство системой ОрВД
1.5. Руководство системой ОрВД
1.5. Руководство системой ОрВД
ВВЕДЕНИЕ
скоростями полета, но и с постоянным измене-нием воздушной обстановки, параметров полета и метеорологических условий;
8) оперативность: диспетчер действует в условиях лимита времени;
9) сложный характер процесса управления: от диспетчера требуется одновременное решение нескольких самостоятельных задач, различных по своей важности и характеру;
10) эмоциональная напряженность: диспетчер всегда должен быть готов к принятию необходи-мых решений.
Рассмотрим структурную схему деятельности диспетчера при непосредственном УВД.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
15
16
17
18
12
13
14
где:
1 – сбор информации о действительной динами-ческой воздушной обстановке;
2 – идентификация зоны УВД;
3 – идентификация ВС;
4 – учет метеоданных;
5 – анализ работы средств РТО и средств УВД;
6 – прием, согласование и передача управления ВС;
7 – оценка динамической воздушной обстановки;
8 – оценка планов полетов, планирование воз-душной обстановки;
9 – прогноз развития действительной воздушной
обстановки;
10 – принятие решения о необходимости вмеша-тельства;
11 – оценка планов полета;
12 – выработка содержания и передача команд по корректировке движения ВС и согласование с планом полета;
13 – снижение ВС и сбор дополнительной информации;
14 – выдача команд;
15 – разбор нового плана полетов;
16 – выработка сообщений по корректировке суточного плана и выдача информации смежным
диспетчерским пунктам;
17 – передача сообщений по корректировке плана полета;
18 – контроль выполнения команд и приема сообщений.
На этапе непосредственного УВД можно выделить ряд характерных процессов. Первым можно считать процесс сбора диспетчером ин-формации о действительной воздушной обстанов-ке. В течение этого процесса выполняются иден-тификация и оценка ситуации на основе действи-тельной воздушной обстановки с учетом плани-рования движения ВС и текущих метеофакторов.
На основе такого прогноза диспетчер принимает решение о необходимости вмешательства в развитие текущей воздушной обстановки.
При этом, если вмешательство не требуется
, то алгорим возвращается к первому процессу.
Если же принятло решение об изменении действительной воздушной обстановки, то следующим процессом может быть процесс выработки решения о дальнейшем действии:
- определение содержания и временная выда-ча команд для приведения действительной воздушной обстановки в соответствие с пла-
ном, выдача команд о коррекции дейст-вительной воздушной обстановки;
- разработка нового текущего плана полетов, команд по корректировке плана полетов и сообщение о новом плане смежным диспетчерским пунктам.
Организация планирования использования воздушного пространства (ИВП) включает в себя следующие основные процессы:
- Получение и обработку единой системой организации воздушного движения (ЕС ОрВД) информации о плане ИВП, информации о ходе его выполнения, другой информации по вопросам разрешительного и уведомительного порядка ИВП.
- Процедуры стратегического, предтакти-ческого и тактического (текущего) планиро-вания ИВП.
3. Координирование ИВП с целью его распределения по месту, времени и выгоде между заинтересованными пользователями ВП.
4. Обеспечение организации потоков ВД.
5. Взаимодействие центров воздушной систе-мы между собой, с организациями управления и органами ПВО.
1.3. ЕС ОрВД
Единая система организации воздушного движе-ния Российской Федерации — система, обеспечи-вающая безопасность использования ВП и уро-вень безопасности полетов (БП) при обслужи-вании воздушного движения.
Имеет стратегическое значение для государства и является важнейшим компонентом сохране-ния национальной безопасности России.
Деятельность Единой системы не подлежит ограничению или прекращению.
ЕС ОрВД определяет отношения элементов и их полномочия в соответствии с организованной структурой для достижения цели — организации
1.3. ЕС ОрВД
воздушного движения в РФ, обеспечивая устой-чивую во времени упорядоченность и взаимо-связь, создавая единый динамичный и комплек-сный процесс. Полномочия каждого элемента (органа) определяются положением о нём, утвер-ждаемым вышестоящим органом и соглашениями при разграничении полномочий между органами одного уровня, а также международными договорами.
Основные характеристики ЕС ОрВД:
Обслуживаемая площадь — более 26 млн км2
Протяженность маршрутов — более 800 000 км
Обслуживается более 1,5 млн полетов в год
1.3. ЕС ОрВД
Одновременно под управлением находятся более 1 000 ВС
Количество работников — более 30 тыс. из них специалистов службы движения более 10 тыс., в том числе диспетчеров, осуществляющих непосредственное УВД, около 8 тыс.
Комплексы автоматизации УВД — 95 ед.
АС УВД укрупненных центров — 10 ед.
Средства наблюдения — около 800 ед.
Средства навигации и посадки — около 2 000 ед.
Средства ВЧ и ОВЧ р/связи — более 11 000 ед.
Автоматизированные рабочие места — более 40 ед.
1.3. ЕС ОрВД
Сама ЕС ОрВД как таковая не является ни каким-либо отдельно взятым юридическим лицом (организацией), ни каким-либо ведомством, но полномочия конкретных её органов могут возла-гаться на определённые организации и ведомст-ва РФ.
В военное время функционирование Системы определяется указами Президента РФ.
Единая система осуществляет свои функции в пре-делах воздушного пространства РФ, а также в той
1.3. ЕС ОрВД
части воздушного пространства, где ответствен-ность за организацию воздушного движения, возложена на Российскую Федерацию в соответствии с международными договорами.
1.3. ЕС ОрВД
а) главный центр Единой системы (ГЦ ЕС ОрВД)
— планирует и координирует использование воздушного пространства (ИВП), обеспечивает организацию ВД и разрешительный порядок использования воздушного пространства, контро-лирует соблюдение Федеральных правил использования воздушного пространства РФ в пределах ВП РФ и районов, где на Российскую Федерацию возложена ответственность за организацию ВД.
Состоит из следующих подразделений:
- отдела анализа и предварительного планирования ИВП;
1.3. ЕС ОрВД
- дежурной смены;
- группы организационного обеспечения.
б) зональные центры Единой системы (ЗЦ ЕС ОрВД);
в) региональные центры Единой системы (РегЦ ЕС ОрВД);
г) районные центры Единой системы (РЦ ЕС ОрВД);
д) вспомогательные районные центры Единой системы (ВРЦ ЕС ОрВД).
Оперативные органы в пределах своих зон и райо-нов осуществляют: планирование и координиро-вание использования воздушного пространства;
1.3. ЕС ОрВД
организацию воздушного движения;
контроль за соблюдением федеральных правил ИВП.
Под планированием воздушного движения пони-мается процесс сбора и обработки информации о предполагаемом воздушном движении, расчета
ожидаемой загрузки воздушного пространства и органов УВД отдельных зон, выработки порядка выполнения полетов в соответствии с существую-щими правилами и с учетом имеющихся ограни-чений, осуществляемый в целях использования ВП в интересах обеспечения полетов воздушных су-дов всех ведомств и исключения перегрузки от-
дельных зон и органов УВД при управлении воз-душным движением.
Полеты ВС в гражданской авиации в воздушном пространстве РФ выполняются по расписанию и вне расписания.
Применяются три вида планирования и организа-ции потоков движения воздушных судов: предварительное (перспективное), суточное (предтактическое) и текущее.
Планирование и координирование использования ВП выполняются центрами ЕС ОрВД во взаимо-действии с органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства.
Центры ЕС ОрВД осуществляют предварительное, суточное и текущее планирование ИВП на осно-вании заявок, расписаний (графиков).
Предварительное планирование ИВП осущест-вляется за двое и более суток до дня использова-ния ВП с целью согласования вопросов, связанных со специальной организацией ИВП и с его обеспе-чением.
Суточное планирование ИВП осуществляется на-кануне дня использования ВП с целью обеспече-ния заявленной деятельности путем распределе-ния воздушного пространства по месту, времени и
высоте.
Текущее планирование ИВП осуществляется в процессе выполнения суточного плана путем перераспределения воздушного пространства по времени, месту и высоте с целью обеспечения безопасности спланированной деятельности и деятельности, заявки на которую поступают в текущие сутки.
Координирование ИВП осуществляется в процессе планирования и обслуживания ВД с целью качест-венного и своевременного выполнения деятель-ности в зависимости от складывающейся воздуш-
ной, метеорологической и аэронавигационной обстановки и в соответствии с государственными приоритетами в использовании ВП.
1.5. Руководство системой ОрВД
Руководство ОрВД находится на 3-м уровне иерархии систему управления.
Отличительной особенностью данного уровня является то, что на нем происходит разработка всех руководящих документов и издание распоряжений.
Для руководства ОрВД в РФ создана Госкор-порация по ОрВД , возглавляемая Ген.дирекцией.
Структура Госкорпорации по ОрВД представлена на схеме
1.5. Руководство системой ОрВД
1
6
8
10
12
5
7
9
11
16
2
3
4
13
14
15
17
18
19
20
1.5. Руководство системой ОрВД
- Аэронавигация Западной Сибири.
- Аэронавигация Центральной Сибири.
- Аэронавигация Восточной Сибири.
- Аэронавигация Северо-Восточной Сибири.
- Аэронавигация Северо-Востока.
- Аэронавигация Севера Сибири.
- Камчатаэронавигация.
- Аэронавигация Дальнего Востока.
- Аэронавигация Северного Урала.
- Аэронавигация Урала.
- Аэронавигация Северо-Запада.
- Татаэронавигация.
- Крымаэронавигация.
1.5. Руководство системой ОрВД
- Аэронавигация Юга.
- Аэронавигация Центральной Волги.
- Аэроконтроль.
- Московский центр автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД)
- Центр Аэронавигационной Информации (ЦАИ)
- Центр радиотехнического оборудования и связи гражданской авиации (ЦРОС ГА)
- Институт аэронавигации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно отметить, что при формиро-вании нового кабинета Министров Правительства РФ Росаэронавигация была подчинена Министер-ству транспорта.
Как скажется такая реорганизация на эффектив-ности функционирования Единой системы орга-низации воздушного движения Российской Феде-рации и безопасности использования воздушного пространства его пользователями покажет время.
ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ
Дополнить конспект лекции, используя рекомендованную литературу.
Рассмотрим структурную схему деятельности диспетчера при непосредственном УВД.
1
2
3
4
5
9
8
7
6
где:
1 – сбор информации о действительной динамической воздушной обстановке;
2 – идентификация зоны УВД;