Файл: Тема 1 Основные задачи системы Орвд и её структура в России.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Дисциплина:

Лектор: к.т.н., доцент Карчевский Ю.С.

Лекция № 1

Тема 1: Основные задачи системы ОрВД и её структура в России

структура дисциплины

Теория управления воздушным движением имеет общий объём 216 уч. часов, из них объем аудиторной нагрузки составляет 96 часов:

лекции – 54 часа;

практические занятия – 18 часов;

лабораторные работы – 24 часа;

курсовая работа в 4 семестре.

Отчетность :

зачет в 3 семестре;

экзамен в 4 семестре.

Основная учебная литература

1. Автоматизированные системы УВД / Под ред. Ю.Г. Шатракова, СПб., ГУАП, 2013.

2. Принятие решений в задачах управления воздушным движением. Методы и алгоритмы / Под ред. Е.Е. Нечаева, М.: Радиотехника, 2018.

3. Нечаев Е.Е., Тельпуховская О.Н. Теория упра-вления воздушным движением. Пособие по выполнению лабораторных работ. М.: МГТУ ГА, 2011.

4. Гладенков М.А. и др. Технология обслуживания воздушного движения. Пособие по выполнению лабораторных работ на диспетчерском тренажере. М.: МГТУ ГА, 2015.

ПЛАН

Введение

1.3. ЕС ОрВД, общая характеристика

1.5. Руководство системой ОрВД

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

условий функционирования системы в условиях многокритериальности и неопределенности, для обеспечения гарантированной безопасности полетов.

Теория УВД основывается на достижениях в области моделирования, большая часть применяемых методов используется для решения задач УВД.

Формирование методов исследования процессов УВД ведется по двум основным направлениям:

– моделирование процессов УВД в целом, когда путем принятия ряда допущений удается использовать принцип агрегирования, т.е. объединения группы элементов или процессов,

ВВЕДЕНИЕ

функциональная целесообразность которых одинакова (или близка друг к другу), в один композиционный элемент или процесс, называемый в этом случае контуром, агрегатом, подсистемой.

ВВЕДЕНИЕ

К основным методам прикладной теории УВД относятся:

– методы моделирования и оптимизации динами-ческих процессов, учитывающие стохастический и многоцелевой их характер, наличие логических функций и запаздываний в системах ОрВД;

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

связей между ними на ряд самостоятельных эле-ментов структуры либо процессов.

Прикладная теория УВД представляется ком-плексом объединенных единым целевым назначе-нием взаимосвязанных теорий, таких как общая теория управления и теория систем организацион-ного управления.

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Таким образом ОрВД включает:

1. Обслуживание ВД

1.1. Диспетчерское обслуживание

- предотвращение столкновений между воздушными судами (ВС);

- предотвращение столкновений между ВС, находящимися на площади маневрирования с препятствиями на этой площади;

- ускорение и поддержание упорядоченного потока ВС;

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

2. Организация потоков ВД

ВВЕДЕНИЕ

В зависимости от этапа полета диспетчерское обслуживание (ДО) подразделяется на :

- районное ДО;

- ДО подхода;

- Аэродромное ДО.

Система УВД является сложной системой одним из элементов которой является человек (группа людей).

Такие системы называются эргатическими.

В общем виде система УВД может быть пред-ставлена в виде трех систем, которые пред-ставляют самостоятельные уровни в иерархи-ческой структуре управления.

ВВЕДЕНИЕ

Для управления воздушным движением при-нята так называемая «большая система УВД», кото-рая состоит из трех подсистем (малых систем), рас-положенных на различных уровнях.

ВВЕДЕНИЕ

1 - уровень (низший) – система регулирования ВД.

2 - уровень (средний) – система планирования и обес-печения полётов.

3 - уровень (высший) – система руководства ВД.

«Большой системой» управления называют систему управления, в состав которой на уровне подсистем входят замкнутые системы, решающие самостоятельные задачи.

Все эти уровни «Большой системы УВД» связаны между собой (по линии подчинённости) снизу вверх и по линии обратной связи (по линии руководства) сверху вниз.

ВВЕДЕНИЕ

«Большая система УВД» позволяет решать следующие основные задачи:

- организацию планирования, обеспечения и непосредственного регулирования ВД;

- координацию и взаимодействие органов УВД между собой и с органами различных служб и других ведомств;

- принятие своевременных мер по оказанию помощи ВС, терпящим бедствие или находящимся в других особых случаях в полете.

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.3. ЕС ОрВД

1.3. ЕС ОрВД

1.3. ЕС ОрВД

1.3. ЕС ОрВД

1.3. ЕС ОрВД

1.3. ЕС ОрВД

1.3. ЕС ОрВД

1.3. ЕС ОрВД

1.5. Руководство системой ОрВД

1.5. Руководство системой ОрВД

1.5. Руководство системой ОрВД

1.5. Руководство системой ОрВД

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ


скоростями полета, но и с постоянным измене-нием воздушной обстановки, параметров полета и метеорологических условий;

8) оперативность: диспетчер действует в условиях лимита времени;

9) сложный характер процесса управления: от диспетчера требуется одновременное решение нескольких самостоятельных задач, различных по своей важности и характеру;

10) эмоциональная напряженность: диспетчер всегда должен быть готов к принятию необходи-мых решений.

Рассмотрим структурную схему деятельности диспетчера при непосредственном УВД.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

15

16

17

18

12

13

14

где:

1 – сбор информации о действительной динами-ческой воздушной обстановке;

2 – идентификация зоны УВД;

3 – идентификация ВС;

4 – учет метеоданных;

5 – анализ работы средств РТО и средств УВД;

6 – прием, согласование и передача управления ВС;

7 – оценка динамической воздушной обстановки;

8 – оценка планов полетов, планирование воз-душной обстановки;

9 – прогноз развития действительной воздушной

обстановки;

10 – принятие решения о необходимости вмеша-тельства;

11 – оценка планов полета;

12 – выработка содержания и передача команд по корректировке движения ВС и согласование с планом полета;

13 – снижение ВС и сбор дополнительной информации;

14 – выдача команд;

15 – разбор нового плана полетов;

16 – выработка сообщений по корректировке суточного плана и выдача информации смежным



диспетчерским пунктам;

17 – передача сообщений по корректировке плана полета;

18 – контроль выполнения команд и приема сообщений.

На этапе непосредственного УВД можно выделить ряд характерных процессов. Первым можно считать процесс сбора диспетчером ин-формации о действительной воздушной обстанов-ке. В течение этого процесса выполняются иден-тификация и оценка ситуации на основе действи-тельной воздушной обстановки с учетом плани-рования движения ВС и текущих метеофакторов.



На основе такого прогноза диспетчер принимает решение о необходимости вмешательства в развитие текущей воздушной обстановки.

При этом, если вмешательство не требуется
, то алгорим возвращается к первому процессу.

Если же принятло решение об изменении действительной воздушной обстановки, то следующим процессом может быть процесс выработки решения о дальнейшем действии:

- определение содержания и временная выда-ча команд для приведения действительной воздушной обстановки в соответствие с пла-



ном, выдача команд о коррекции дейст-вительной воздушной обстановки;

- разработка нового текущего плана полетов, команд по корректировке плана полетов и сообщение о новом плане смежным диспетчерским пунктам.



Организация планирования использования воздушного пространства (ИВП) включает в себя следующие основные процессы:
    • Получение и обработку единой системой организации воздушного движения (ЕС ОрВД) информации о плане ИВП, информации о ходе его выполнения, другой информации по вопросам разрешительного и уведомительного порядка ИВП.
    • Процедуры стратегического, предтакти-ческого и тактического (текущего) планиро-вания ИВП.



3. Координирование ИВП с целью его распределения по месту, времени и выгоде между заинтересованными пользователями ВП.

4. Обеспечение организации потоков ВД.

5. Взаимодействие центров воздушной систе-мы между собой, с организациями управления и органами ПВО.


1.3. ЕС ОрВД


Единая система организации воздушного движе-ния Российской Федерации  — система, обеспечи-вающая безопасность использования ВП и уро-вень безопасности полетов (БП) при обслужи-вании воздушного движения.

Имеет стратегическое значение для государства и является важнейшим компонентом сохране-ния национальной безопасности России.

Деятельность Единой системы не подлежит ограничению или прекращению.

ЕС ОрВД определяет отношения элементов и их полномочия в соответствии с организованной структурой для достижения цели — организации

1.3. ЕС ОрВД


воздушного движения в РФ, обеспечивая устой-чивую во времени упорядоченность и взаимо-связь, создавая единый динамичный и комплек-сный процесс. Полномочия каждого элемента (органа) определяются положением о нём, утвер-ждаемым вышестоящим органом и соглашениями при разграничении полномочий между органами одного уровня, а также международными договорами.

Основные характеристики ЕС ОрВД:

Обслуживаемая площадь — более 26 млн км2

Протяженность маршрутов — более 800 000 км

Обслуживается более 1,5 млн полетов в год


1.3. ЕС ОрВД


Одновременно под управлением находятся более 1 000 ВС

Количество работников — более 30 тыс. из них специалистов службы движения более 10 тыс., в том числе диспетчеров, осуществляющих непосредственное УВД, около 8 тыс.

Комплексы автоматизации УВД — 95 ед.

АС УВД укрупненных центров — 10 ед.

Средства наблюдения — около 800 ед.

Средства навигации и посадки — около 2 000 ед.

Средства ВЧ и ОВЧ р/связи — более 11 000 ед.

Автоматизированные рабочие места — более 40 ед.

1.3. ЕС ОрВД


Сама ЕС ОрВД как таковая не является ни каким-либо отдельно взятым юридическим лицом (организацией), ни каким-либо ведомством, но полномочия конкретных её органов могут возла-гаться на определённые организации и ведомст-ва РФ.

В военное время  функционирование Системы определяется указами Президента РФ. 

Единая система осуществляет свои функции в пре-делах воздушного пространства РФ, а также в той

1.3. ЕС ОрВД


части воздушного пространства, где ответствен-ность за организацию воздушного движения, возложена на Российскую Федерацию в соответствии с международными договорами. 


1.3. ЕС ОрВД


а) главный центр Единой системы (ГЦ ЕС ОрВД)

— планирует и координирует использование воздушного пространства (ИВП), обеспечивает организацию ВД  и разрешительный порядок использования воздушного пространства, контро-лирует соблюдение Федеральных правил использования воздушного пространства РФ в пределах ВП  РФ и районов, где на Российскую Федерацию возложена ответственность за организацию ВД.

Состоит из следующих подразделений:
  • отдела анализа и предварительного планирования ИВП;

1.3. ЕС ОрВД

  • дежурной смены;
  • группы организационного обеспечения.

  • б) зональные центры Единой системы (ЗЦ ЕС ОрВД);

    в) региональные центры Единой системы (РегЦ ЕС ОрВД);

    г) районные центры Единой системы (РЦ ЕС ОрВД);

    д) вспомогательные районные центры Единой системы (ВРЦ ЕС ОрВД).

    Оперативные органы в пределах своих зон и райо-нов осуществляют: планирование и координиро-вание использования воздушного пространства;

1.3. ЕС ОрВД


организацию воздушного движения;

контроль за соблюдением федеральных правил ИВП.




Под планированием воздушного движения пони-мается процесс сбора и обработки информации о предполагаемом воздушном движении, расчета

ожидаемой загрузки воздушного пространства и органов УВД отдельных зон, выработки порядка выполнения полетов в соответствии с существую-щими правилами и с учетом имеющихся ограни-чений, осуществляемый в целях использования ВП в интересах обеспечения полетов воздушных су-дов всех ведомств и исключения перегрузки от-

дельных зон и органов УВД при управлении воз-душным движением.



Полеты ВС в гражданской авиации в воздушном пространстве РФ выполняются по расписанию и вне расписания.

Применяются три вида планирования и организа-ции потоков движения воздушных судов: предварительное (перспективное), суточное (предтактическое) и текущее.

Планирование и координирование использования ВП выполняются центрами ЕС ОрВД во взаимо-действии с органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства.

Центры ЕС ОрВД осуществляют предварительное, суточное и текущее планирование ИВП на осно-вании заявок, расписаний (графиков).

Предварительное планирование ИВП осущест-вляется за двое и более суток до дня использова-ния ВП с целью согласования вопросов, связанных со специальной организацией ИВП и с его обеспе-чением.

Суточное планирование ИВП осуществляется на-кануне дня использования ВП с целью обеспече-ния заявленной деятельности путем распределе-ния воздушного пространства по месту, времени и

высоте.

Текущее планирование ИВП осуществляется в процессе выполнения суточного плана путем перераспределения воздушного пространства по времени, месту и высоте с целью обеспечения безопасности спланированной деятельности и деятельности, заявки на которую поступают в текущие сутки.

Координирование ИВП осуществляется в процессе планирования и обслуживания ВД с целью качест-венного и своевременного выполнения деятель-ности в зависимости от складывающейся воздуш-



ной, метеорологической и аэронавигационной обстановки и в соответствии с государственными приоритетами в использовании ВП.


1.5. Руководство системой ОрВД


Руководство ОрВД находится на 3-м уровне иерархии систему управления.

Отличительной особенностью данного уровня является то, что на нем происходит разработка всех руководящих документов и издание распоряжений.


Для руководства ОрВД в РФ создана Госкор-порация по ОрВД , возглавляемая Ген.дирекцией.

Структура Госкорпорации по ОрВД представлена на схеме

1.5. Руководство системой ОрВД




1

6

8

10

12

5

7

9

11

16

2

3

4

13

14

15

17

18

19

20

1.5. Руководство системой ОрВД

  • Аэронавигация Западной Сибири.
  • Аэронавигация Центральной Сибири.
  • Аэронавигация Восточной Сибири.
  • Аэронавигация Северо-Восточной Сибири.
  • Аэронавигация Северо-Востока.
  • Аэронавигация Севера Сибири.
  • Камчатаэронавигация.
  • Аэронавигация Дальнего Востока.
  • Аэронавигация Северного Урала.
  • Аэронавигация Урала.
  • Аэронавигация Северо-Запада.
  • Татаэронавигация.
  • Крымаэронавигация.

1.5. Руководство системой ОрВД

  • Аэронавигация Юга.
  • Аэронавигация Центральной Волги.
  • Аэроконтроль.
  • Московский центр автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД)
  • Центр Аэронавигационной Информации (ЦАИ)
  • Центр радиотехнического оборудования и связи гражданской авиации (ЦРОС ГА)
  • Институт аэронавигации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключение можно отметить, что при формиро-вании нового кабинета Министров Правительства РФ Росаэронавигация была подчинена Министер-ству транспорта.

Как скажется такая реорганизация на эффектив-ности функционирования Единой системы орга-низации воздушного движения Российской Феде-рации и безопасности использования воздушного пространства его пользователями покажет время.

ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ

Дополнить конспект лекции, используя рекомендованную литературу.



Рассмотрим структурную схему деятельности диспетчера при непосредственном УВД.

1

2

3

4

5

9

8

7

6

где:

1 – сбор информации о действительной динамической воздушной обстановке;

2 – идентификация зоны УВД;