Файл: Оценка уровня конкуренции в отрасли (ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНЦИИ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 288
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНЦИИ
1.1. Конкуренция как экономическое явление
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНЦИИ В ОТРАСЛИ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ АВТОДИЛЕРА
2.1. Влияние Пяти сил конкуренции по М. Портеру на примере автодилера «Рольф Моторс»
2.2. Оценка критериев совершения покупок заказчиками на примере автодилера «Рольф Моторс»
2.3. Определение ключевых факторов успеха на примере автодилера «Рольф Моторс»
2.4. Дополняющие продукты как шестая сила конкуренции на примере автодилера «Рольф Моторс»
предпочтения покупателей.
• Юридические: тренды в законодательной деятельности, влияющие на операции фирмы и принимаемые там решения, в том числе относящиеся к найму персонала, созданию среды, обеспечивающей сохранение здоровья и безопасность труда, а также антимонопольная деятельность, защита прав потребителей, достаточность капитала у финансовых учреждений и законы об управлении. (Схема 4)
Схема 4. Анализ PESTEL
Юридические аспекты
Политические аспекты
Экономические аспекты
Экологические аспекты
Социальные аспекты
Технологические аспекты
Анализ PESTEL поможет и при рассмотрении отраслевых проблем с помощью мозгового штурма. [10]
1) В современной экономике конкуренция выступает в роли своеобразной «связующей ткани» между различными экономическими процессами и явлениями, базовой характеристикой рыночной экономики.
2) В экономической науке в качестве показателей, характеризующих конкуренцию, используются показатели, характеризующие состояние рынка, такие как число участников рынка, рыночные доли, норма прибыли в отрасли и т.д.
3) Сочетание взаимодополняющих инструментов анализа конкуренции в отрасли позволяет провести базовый анализ, на основе результатов которого можно получить достоверную и полную информацию о конкуренции в отрасли, структуре ее участников и факторов, влияющих на нее.
4) Проведение анализа конкуренции в отрасли помогает фирмам при разработке стратегии и при принятии решения о выходе на новые рынки
5) Анализ отрасли является частью работы со стратегией, а модель Пяти сил Портера является значимой частью анализа конкуренции в отрасли. Она продолжает считаться важным инструментом в наборе, используемом для разработки стратегии.
6) Выяснение, почему заказчики совершают покупки в той или иной отрасли, является важным инструментом для оценки конкуренции в отрасли и определения конкурентной позиции фирмы.
У некоторых заказчиков могут быть неявные, скрытые желания. Такие скрытые аспекты не влияют негативно на качество обзоров заказчиков, однако о них следует помнить при использовании данного инструмента.
7) Выявление и анализ ключевых факторов успеха для отрасли очень важны для анализа отраслевой конкуренции. Ключевые факторы успеха определяют, что фирмам нужно делать, чтобы соответствовать критериям совершения покупок заказчиками, иметь прочный бизнес и эффективно конкурировать с другими игроками отрасли.
8) На рентабельность фирмы в значительной степени могут влиять решения и других участников отрасли, потому представляется целесообразным выделение дополняющих продуктов в качестве отдельного фактора и применение его анализа как инструмента при проведении анализа конкуренции в отрасли.
9) В качестве общей модели при идентификации внешних аспектов, влияющих на конкуренцию в отрасли, можно воспользоваться анализом PESTEL. Несмотря на некоторые ограничения, он может показать весьма важные результаты при оценке отраслевой конкуренции.
10) В целом, оценка отраслевой конкуренции – очень важный процесс для любой фирмы. При грамотном подборе инструментов и правильном их применении анализ конкуренции в отрасли способен дать фирме исчерпывающую информацию, которая поможет ей эффективно конкурировать и удерживать конкурентные позиции в отрасли.
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНЦИИ В ОТРАСЛИ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ АВТОДИЛЕРА
2.1. Влияние Пяти сил конкуренции по М. Портеру на примере автодилера «Рольф Моторс»
Конкурентный анализ отрасли по Майклу Портеру помогает определить интенсивность и выраженность конкурентных сил в отрасли, найти такую позицию, в которой компания будет максимально защищена от влияния конкурентных сил и сможет со своей стороны оказывать влияние на них.
Золотое правило теории пяти сил конкуренции Майкла Портера заключается следующем: чем слабее влияние конкурентных сил, тем больше возможностей к получению высокой прибыли в отрасли имеет компания.
И наоборот, чем выше влияние конкурентных сил, тем выше вероятность, что ни одна компания не в состоянии будет обеспечить высокую прибыльность от капиталовложений.
А средняя прибыльность отрасли определяется наиболее влиятельными конкурентными силами.
Рассмотрим, как влияют Пять сил конкуренции по М. Портеру на бизнес автодилера: (Таблица 1)
Таблица 1. Влияние Пяти сил конкуренции по М. Портеру на бизнес автодилера
Сила конкуренции |
Влияние на отрасль |
Итоговый балл (1-10) |
Внутреннее соперничество |
Число участников: достаточное число участников; Темп роста рынка: медленный Жесткий характер конкуренции |
10 |
Угроза появления на рынке новых участников |
Барьеры входа на рынок заметно повышаются за счет: повышенных требований к персоналу, необходимости разработки операционных процессов, необходимости крупных вложений в основные средства и маркетинг. |
2 |
Угроза появления на рынке продуктов-субститутов |
Появление продуктов-субститутов в данной отрасли в настоящее время практически исключено. |
1 |
Рыночная власть поставщиков |
Количество поставщиков в отрасли значительно, Объем ресурсов, производимых ими, обеспечивает потребность рынка, издержки, связанные с заменой поставщика, как правило, обусловлены лишь обязательствами конкретной фирмы. |
10 |
Рыночная власть покупателей |
Потребители предъявляют высокие требования к качеству товара, к уровню сервиса, оказывают давление на уровень цен. |
9 |
Вывод: объединив рассмотренные показатели, мы можем сделать общий вывод о конкуренции в рассматриваемой отрасли. Объединенный показатель по баллам будет равен 6,4.
Таким образом, основное воздействие на отрасль приходится на рыночную власть поставщиков, покупателей и внутреннее соперничество.
2.2. Оценка критериев совершения покупок заказчиками на примере автодилера «Рольф Моторс»
Для начала определим критерии совершения покупок автомобилей в дилерских центрах и установим их значимость: что покупателям нужно от дилера.
Результаты на примере компании «Рольф Моторс» и ее конкурентов объединим в таблицу: (Приложение 1)
Вывод: Как видно из полученных результатов, разрыв значений между анализируемыми фирмами не слишком велик.
Здесь также можно наблюдать достаточно высокие показатели фирм по ключевым факторам успеха, что характеризует их как сильных игроков.
2.3. Определение ключевых факторов успеха на примере автодилера «Рольф Моторс»
Рассмотрим конкуренцию в бизнесе автодилеров с помощью анализа ключевых факторов успеха.
Для этого на матрице КФУ сравним компании Рольф Моторс и ее ближайших конкурентов: Major и ТрансТехСервис.
В качестве ключевых факторов успеха возьмем критерии, которые являются основополагающими для покупателей при выборе дилерского центра. (Приложение 2)
Вывод: Как видно из полученных результатов, разрыв значений между анализируемыми фирмами не слишком велик, что также подтверждает высказанное ранее утверждение об однородности рынка.
Здесь также можно наблюдать достаточно высокие показатели фирм по ключевым факторам успеха, что характеризует их как сильных игроков.
2.4. Дополняющие продукты как шестая сила конкуренции на примере автодилера «Рольф Моторс»
Рассмотрим, каким образом влияют на конкуренцию в рассматриваемой отрасли решения игроков смежных отраслей.
Особый интерес здесь представляют стратегические союзы. Стратегические союзы фирм – автодилеров с поставщиками представляют особый интерес, так как:
• Являются основой для самой деятельности автодилеров – без стратегических партнерств с поставщиками представить работу дилерских центров невозможно;
• Влияют на ценовую конкуренцию – власть поставщиков в рассматриваемой отрасли очень велика, как и влияние их решений на себестоимость продукции;
• Позволяют минимизировать финансовые риски, если речь идет о партнерстве с банками и страховыми компаниями.
В данном случае интересен сам факт наличия у автодилеров того или иного стратегического союза. (Таблица 4)
Таблица 4. Стратегические союзы
автодилеров
Наименование фирмы |
Поставщики автомобилей (наличие союза) |
Банки (наличие союза) |
Страховые компании (наличие союза) |
Рольф Моторс |
+ |
+ |
+ |
Major |
+ |
+ |
+ |
ТрансТехСервис |
+ |
+ |
- |
Автомир |
+ |
- |
- |
Вывод: У каждой из анализируемых фирм имеется хотя бы один стратегический союз. У всех этих фирм имеется союз с поставщиками автомобилей (а иногда таких союзов несколько). Сам факт наличия подобных союзов свидетельствует о том, что они имеют сильное влияние на конкуренцию в данной отрасли, и фирмы осознают это, стремясь к заключению стратегических союзов..
2.5. Анализ PESTEL на примере автодилера «Рольф Моторс»
Рассмотрим влияние политических (P), экономических (E), социальных (S), технологических (T), экологических (E) и юридических (L) аспектов внешней среды на конкуренцию в бизнесе автодилеров при помощи PESTEL – анализа. (Приложение 3)
Вывод:
• Политические и экономические группы факторов в целом оказывают негативное воздействие на рассматриваемую отрасль. Это обусловлено ужесточением нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность компаний, санкциями, а также нестабильной экономической обстановкой, особенно сильно затронувшей рынок в 2018-2019 годах.
• Положительное влияние технологической группы факторов объясняется тем, что анализируемые фирмы не только имеют возможность практического применения инноваций, но и могут сделать их своим конкурентным преимуществом.
• Социальные факторы оказывают на отрасль скорее позитивное влияние - на фоне общего демографического спада в стране присутствует тенденция увеличения числа автомобилей на семью. Первые автомобили появляются и у представителей молодёжи.
• Юридические аспекты, в целом, на данный момент играют негативную роль, что обусловлено усложнением правового регулирования договорных отношений, а также сложностями с получением разрешений на строительство дилерских центров.