Файл: Особенности жизненного цикла инновационного проекта (Общие понятия об инновационном проекте).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Сущность и содержание инновационного проекта
1.1. Общие понятия об инновационном проекте
1.2. Виды инновационных проектов
1.3. Порядок разработки инновационного проекта
1.4. Жизненный цикл инновационного проекта
1.5. Фазы жизненного цикла инновационного проекта
Глава II. Планирование инновационного проекта
2.2. Методы проектного менеджмента для характеристики стадии жизненного цикла
2.3. Жизненный цикл инновационного проекта на примере компании ЗАО «Бука».
Введение
Актуальность темы. В современном обществе темпы экономического роста и уровень развития стран во многом определяется ролью научно-технического прогресса в интеллектуализации производства. В глобальной экономической конкуренции выигрывают страны, которые обеспечивают благоприятные условия для эффективной инновационной деятельности. Инновационная деятельность сводиться к разработке инновационных проектов и программ.
Инновационные проекты и программы реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных исследований, научно-техническому обеспечению социальных программ международного сотрудничества.
В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны.
Следовательно, инновационные проекты и программы играют важную роль в государственной научно-технической политике, имеют существенное значение для развития многих областей науки и техники, представляя собой эффективное средство конкурентной борьбы, т.к. ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.
Цель исследования. Целью данной работы является оценка особенностей жизненного цикла инновационного проекта.
Объект исследования. Объектом нашего исследования являются особенности жизненного цикла инновационного проекта.
Предмет исследования. Предметом нашего исследования является состояние производственно-экономической деятельности ЗАО «Бука».
Задачи исследования. В данной работе были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические элементы, виды, и содержание, инновационного проекта и жизненного цикла инновационного проекта.
2. Изучить особенности работы и производственно-технологические инновации ЗАО «Бука».
3. Рассмотреть методы проектного менеджмента для характеристики стадии жизненного цикла.
4. Определить сущность жизненного цикла инновационного проекта ЗАО «Бука».
Глава I. Сущность и содержание инновационного проекта
1.1. Общие понятия об инновационном проекте
Инновационный проект ― это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.
Основными признаками проекта являются: 1) новизна; 2) изменения, как основное содержание проекта; 3) неповторимость; 4) конкретная цель, ограниченная во времени; 5) временная ограниченность продолжительности проекта; 6) ограниченность требуемых ресурсов; 7) бюджет, относящийся к проекту; 8) комплексность решения проблемы; 9) выделение сферы проекта в сфере взаимодействия организации и рынка [[1]1].
В основные компоненты инновационного проекта включают: 1) состав работ; 2) взаимосвязь работ, определяющую структуру проекта; 3) временной режим реализации проекта; 4) ресурсы; 5) бюджет или смету; 6) ограничения, определяющие специфику проекта или отдельных его составляющих. Исполнители, заказчики и инвесторы работ являются участниками проекта. Окружение проекта – это совокупность внешних и внутренних (по отношению к проекту) факторов, влияющих на достижение результатов проекта:
1. Ближнее окружение проекта. Руководство организации определяет цели и основные требования проекта, а также порядок их корректировки. Сфера финансов определяет бюджет проекта, его смету и источники финансирования.
Сфера сбыта определяется решениями покупателей и действиями конкурентов. Сфера производства предполагает необходимость согласования требований к проекту с возможностями рынка средств производства. Сфера материального обеспечения формирует требования к проекту, исходя из возможности обеспечения сырьем, материалами и оборудованием по приемлемым ценам. Сфера инфраструктуры формирует требования к рекламе, транспорту, связи, телекоммуникациям, информационному и инженерному обеспечению. Сфера очистки и утилизации отходов формирует требования к охране окружающей природной среды и утилизации отходов производства.
2. Дальнее окружение проекта. Политические факторы – это политическая стабильность, поддержка проекта правительством, националистические проявления, уровень преступности, торговый баланс со странами – участницами проекта. Экономические факторы – структура национального хозяйства, тарифы и налоги, страховые гарантии, уровень инфляции и стабильность валюты, развитость банковской системы, источники инвестиций, развитость рыночной инфраструктуры, уровень цен, состояние рынков сбыта, инвестиций, средств производства, сырья и продуктов, рабочей силы и др.
Социальные факторы – уровень жизни, уровень образования, свобода перемещения, трудовое законодательство, здравоохранение и медицина. Законы и право – это права человека, право на ведение предпринимательской деятельности, права собственности, законы и нормативные акты о предоставлении гарантий и льгот. Наука и техника – уровень развития фундаментальных и прикладных наук, информационных технологий и компьютеризации, промышленных и производственных технологий, энергетических систем, транспортных систем, связи и коммуникаций.
Культура – исторические и культурные традиции, религия, культурные потребности, уровень требований к качеству результатов и условий труда.
Природные и экологические факторы – это природные ресурсы, стандарты качества воздушного бассейна, водных источников и почвенного покрова, законодательство по защите окружающей природной среды.
Инфраструктура – средства транспорта, связи и коммуникации, сети ЭВМ и информационные системы, энергоснабжение, коммунальные службы, сбытовая сеть, логистика и материально-техническое снабжение, промышленная инфраструктура, обслуживающие системы.
Инновационный проект отличается от инвестиционного следующим: 1) более высокой степенью неопределенности (технической, коммерческой) параметров проекта (сроков достижения намеченных целей, предстоящих затрат, будущих доходов), которая уменьшает достоверность предварительной финансово-экономической оценки и предполагает использование на практике дополнительных процедур оценки и отбора проектов;
2) вовлечение в реализацию проектов уникальных ресурсов (специалистов высокой квалификации, лиц творческого труда, материалов, приборов и т.д.);
3) высокой вероятностью получения в рамках проекта неожиданных, но представляющих самостоятельную коммерческую ценность промежуточных или конечных результатов, что предъявляет дополнительные требования к гибкости управления инновационным процессом, к способности быстрого вхождения в новые сферы бизнеса, отрасли, технологии, товарные рынки и т. д [3].[2]
1.2. Виды инновационных проектов
Многообразие целей и задач инновационного развития определяет множество разновидностей инновационных и научно-технических проектов.
Большинство авторов придерживается следующей классификации по основным типам:
1. По периоду реализации проекта, могут быть: − краткосрочными (1-2 года); − среднесрочными (до 5 лет); − долгосрочными (более 5 лет).
2. По характеру целей проекта, могут быть: − конечными – отражать цели, решения проблемы в целом; − промежуточными.
3. По виду удовлетворяемых потребностей, могут быть ориентированы на удовлетворение существующих потребностей или на создание новых потребностей;
4. По типу инноваций, могут быть: − введение нового или усовершенствованного продукта; − создание нового рынка; − освоение нового источника сырья или полуфабрикатов; − реорганизация структуры управления.
5. По уровню принимаемых решений, могут носить: − международный; − республиканский; − региональный; − отраслевой; − организационный характер.
6. С точки зрения масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются следующим образом:
1) монопроекты – проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;
2) мультипроекты – представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на достижение сложной инновационной цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, проведение конверсии одного или группы организаций военно-промышленного комплекса; требуются координационные подразделения;
3) мегапроекты – многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. На основе мегапроектов могут достигаться такие инновационные цели, как техническое перевооружение отрасли, решение региональных и федеральных проблем конверсии и экологии, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий [2].[3]
1.3. Порядок разработки инновационного проекта
Формирование инновационной идеи и постановка цели проекта. Формирование инновационной идеи рассматривается с двух позиций. С одной стороны, инновационная идея составляет основу, суть инновационного проекта, находящую отражение в постановке генеральной (конечной) цели проекта (идея создания нового продукта или услуги, идея организационных преобразований в отрасли, регионе, организации и т.п.).
С другой стороны, под формированием инновационной идеи (замысла) понимается задуманный план действий, то есть способы или пути достижения цели проекта. Уже на этом этапе определяются альтернативные варианты решения проблемы. К средствам генерирования и формирования инновационных идей относятся хорошо известные методы экспертных оценок, такие как методы выявления мнений (метод интервью; метод анкетирования – выборочных опросов; написание сценария и т.д.) и творческие методы («мозговая атака»; морфологический анализ; метод Дельфи и т.д.). Маркетинговое исследование идеи проекта. Параллельно с формированием инновационной идеи проекта проводятся ее маркетинговые исследования. Целью этого этапа выступает определение сферы влияния проекта на развитие народного хозяйства и, как следствие, количественное уточнение цели проекта и задач по отдельным периодам [7]. [4]
С этой целью осуществляются следующие действия: устанавливаются возможные потребители целевого продукта проекта;
анализируются возможности и экономическая целесообразность замены производимой продукции новыми видами целевой продукции;
-изучается структура отраслей, обеспечивающих реализацию проекта сырьем, энергоресурсами, комплектующими изделиями и т.д.;
-анализируются новые сферы использования конечного продукта проекта;
-исследуются экономические и социальные последствия реализации проекта [4]. [5]
Планирование инновационного проекта. В управлении проектом планирование (программирование, детальная программа) занимает основное место. Основная цель планирования – интеграция всех участников проекта для выполнения комплекса работ, обеспечивающих достижение конечных результатов проекта.
План реализации инновационного проекта представляет собой детальный, развернутый во времени, сбалансированный по ресурсам и исполнителям, взаимоувязанный перечень научно-технических, производственных, организационных и других мероприятий, направленных на достижение общей цели или решение поставленной задачи. Таким образом, план содержит указания, кому, какую задачу и в какое время решать, а также какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи. Как правило, он оформляется в виде комплексной инновационной программы.