Файл: Особенности жизненного цикла инновационного проекта (Общие понятия об инновационном проекте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Система планов. По целям различают стратегический и оперативный планы реализации проекта.

Основное назначение стратегического плана – показать, как промежуточные этапы реализации проекта логически выстраиваются по направлению к его конечным целям.

Оперативный план уточняет сроки выполнения комплексов работ и потребность в ресурсах, устанавливает четкие границы между комплексами работ, за выполнение которых отвечают различные организации-исполнители, в разрезе года и квартала. Содержательно планы подразделяются на продукто-тематические, календарные, технико-экономические (ресурсные) и бизнес-планы.

Продуктo-тематический план инновационного проекта представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс заданий НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), а также работ по их обеспечению для эффективной реализации целей проекта.

В процессе продукто-тематического планирования по заданиям, включенным в проект, определяются и подготавливаются следующие параметры и материалы:

− состав этапов работ и сроки их выполнения; − состав ответственных исполнителей и соисполнителей по этапам;

− сметная стоимость каждого этапа, капитальные вложения, прочие затраты с разбивкой по годам;

− перечень важнейших материально-технических ресурсов, необходимых для реализации задания, с разбивкой по годам;

− расчеты экономической эффективности;

− карты технического уровня по новым видам продукции и по новым техническим процессам.

Календарный план инновационного проекта определяет продолжительность и объемы работ, даты начала и окончания выполнения работ, тем, заданий проблемно-тематического плана, резервы времени и величины ресурсов, необходимых для выполнения проекта.

Календарные расчеты имеют своей целью регламентацию слаженного и согласованного хода работ с учетом целесообразной их последовательности и взаимосвязи по каждой теме (заданию) проблемно-тематического плана и по отдельным организациям-исполнителям (детальные календарные планы), а также по проекту в целом (сводный оптимальный календарный план) [11]. [6]

Технико-экономический план (или ресурсный) представляет собой план ресурсного обеспечения инновационного проекта (материально-технического, интеллектуального, информационного, денежного) и определяет потребность в ресурсах и их состав, сроки поставок и потенциальных поставщиков и подрядчиков. В процессе ресурсного планирования подготавливаются и проводятся подрядные торги, заключаются договоры (контракты) на поставку [12]. [7]


Бюджет инновационного проекта ― это план, выраженный в стоимостных показателях и отражающий затраты, необходимые для достижения поставленной цели. Общий бюджет показывает расход средств на проект год за годом в течение всего времени его осуществления. При этом бюджет первого года с поквартальной и помесячной разбивкой определяется достаточно точно, бюджеты последующих лет могут изменяться с изменением цен. Исходной информацией для планирования затрат на проект служат: сметная документация по проекту и календарный план проекта. Планирование затрат при составлении бюджета проекта ведется от общего к частному, распределение денежных средств на проект по календарным периодам осуществляется в три шага:

1. Последовательно суммируется стоимость всех работ календарного плана и строится интегральная кривая освоения денежных средств в течение всего времени осуществления проекта. При этом рассматриваются альтернативные варианты планирования затрат: при ранних сроках начала работ, при поздних сроках начала работ и усредненный, наиболее вероятный вариант распределения затрат по времени.

2. Размер необходимых затрат в каждый временной период определяется путем суммирования стоимости работ, которые выполнены в этот период по календарному плану.

3. Осуществляется распределение затрат во времени по каждому виду работ. При этом рассматриваются возможные варианты использования средств: нормальный, ускоренный и замедленный [6].[8]

1.4. Жизненный цикл инновационного проекта

Жизненный цикл проекта — набор фаз, через которые проходит проект с момента его инициации до момента закрытия. Фазы, как правило, являются последовательными, а их названия и количество определяются потребностями в управлении и контроле организации или организаций, вовлеченных в проект, характером самого проекта и его прикладной областью.

Проект может быть разбит на фазы в зависимости от функциональных или частичных целей, промежуточных или поставляемых результатов, определенных контрольных событий внутри общего содержания работ или доступности финансов. Фазы, как правило, ограничены во времени, и имеют начальную и конечную или контрольную точку. Жизненный цикл может документироваться в рамках методологии. Жизненный цикл проекта может определяться или формироваться уникальными аспектами организации, отрасли или используемой технологии. В то время как каждый проект имеет определенное начало и окончание, конкретные результаты и действия, имеющие место в этом промежутке, широко варьируются для каждого проекта. Жизненный цикл обеспечивает базовую структуру для управления проектом, независимо от включенных в него конкретных работ [9].[9]


Жизненные циклы проекта могут варьироваться в широком диапазоне от предиктивного или управляемого планом подхода с одной стороны и до адаптивного или управляемого изменениями подхода — с другой. В предиктивном жизненном цикле, продукт и поставляемые результаты определяются в начале проекта, а любые изменения в содержании тщательно управляются. В адаптивном жизненном цикле продукт разрабатывается в ходе многократных итераций, а детальное содержание определяется для каждой итерации только после начала итерации.

Жизненный цикл инноваций – промежуток времени, в течение которого происходит создание, выпуск и использование инновационного продукта, позволяющего достичь поставленных целей. Жизненный цикл состоит из нескольких этапов, включающих в себя фазы инициации, планирования, реализации, завершения.

Спустя определённое время продукт становится непривлекательным для потребителей или нерентабельным для производителей. Поэтому необходимо постоянно его совершенствовать, внедрять изменения, либо заменять другим.

Концепция жизненного цикла инноваций является важным моментом при планировании реализации инновационного проекта и организации инновационного процесса [10]. [10]

Её значение можно охарактеризовать следующим образом: Согласно концепции, необходим постоянный и тщательный мониторинг рынка и его отдельных сегментов, а также прогноз и предвидение ситуации в будущем. Согласно концепции, необходима регулярная деятельность по планированию производства инновационных продуктов или их приобретению. Концепция представляет собой основу процессов планирования и контроля инноваций.

Контроль и анализ позволяют понять перспективы и время роста новшества, пик его развития и время окончания его существования.

1.5. Фазы жизненного цикла инновационного проекта

Проект может быть разделен на любое количество фаз. Фаза проекта — совокупность логически связанных операций проекта, завершающихся достижением одного или ряда поставляемых результатов. Фазы проекта используются, когда характер выполняемой работы уникален для части проекта, и, как правило, связаны с разработкой определенного основного поставляемого результата. Фаза может выделить процессы из определенной группы процессов управления проектом, но, вероятнее всего, большинство или все процессы будут выполняться в той или иной форме в каждой фазе. Фазы проекта обычно выполняются последовательно, но в некоторых проектных ситуациях могут перекрываться. Разные фазы, как правило, имеют различную продолжительность или трудоемкость. Высокоуровневый характер фаз проекта делает их элементом жизненного цикла проекта.


Структура фаз позволяет разделить проект на логические подгруппы для более легкого управления, планирования и контроля. Количество фаз, необходимость в них и степень налагаемого контроля зависят от размера фаз, сложности и потенциального воздействия проекта. Независимо от количества фаз, составляющих проект, все фазы имеют схожие характеристики:

-Деятельность имеет явную направленность, которая отличается от любой другой фазы. При этом могут привлекаться разные организации, месторасположения и использоваться разные наборы навыков.

-Для достижения основного поставляемого результата или цели фазы требуются методы контроля или процессы, уникальные для фазы или ее операций.

-Закрытие фазы сопровождается определенного рода передачей полученного продукта в качестве поставляемого результата фазы. Такое завершение фазы представляет собой естественную точку для переоценки предпринимаемых действий и, при необходимости, для изменения или прекращения проекта. Данная точка может называться шлюзом стадии, контрольным событием, анализом фазы, шлюзом фазы или этапом критического анализа. Во многих случаях закрытие фазы должно быть одобрено в той или иной форме, прежде чем она может считаться закрытой.

Не существует единственной идеальной структуры, применимой ко всем проектам. Несмотря на общепринятую отраслевую практику стремления к использованию предпочтительной структуры, проекты в одной и той же отрасли (или даже в одной и той же организации) могут существенно отличаться друг от друга. 

Некоторые организации вводят политики, стандартизирующие все проекты, тогда как другие позволяют команде проекта выбирать и адаптировать наиболее подходящий подход для каждого конкретного проекта. Например, одна организация может расценивать анализ целесообразности проекта как обычную предпроектную работу, другая может считать его первой фазой проекта, а третья может выделить анализ целесообразности в отдельный автономный проект. Аналогично, одна команда проекта может разделить проект на две фазы, тогда как другая команда проекта может принять решение об управлении всеми работами в единой фазе. Многое зависит от характера конкретного проекта и стиля работы команды проекта или организации [5].[11]

И так какие же есть фазы жизненного цикла инновационного проекта:

1) фаза инициации- это фаза, на которой выполняется определенный набор работ для его успешного запуска. В частности, происходит четкое определение целей и задач проекта, назначение руководителя проекта, разработка устава, идентификация участников и заинтересованных лиц.


2) фаза планирования- планирование проекта является одним из основных процессов в управлении проектами. Во-первых, этап планирования прочно связан с остальными основными этапами управления проектами.

На этапе планирования необходимо учитывать результаты этапа инициации проекта – устав проекта, реестр участников проекта, стратегия управления участниками проекта. На этапе планирования вырабатывается план управления проектом, сначала это может быть очередность основных активностей, впоследствии будут добавлены детали.

Во-вторых, план управления проектом является инструментом мониторинга и контроля и должен регулярно обновляться при появлении новой информации или изменений (например, по срокам). Благодаря мониторингу и контролю видно, насколько активности по проекту соответствуют установленным в плане для получения определенного результата.

Рабочий (текущий) план проекта – это документ или набор документов, который может изменяться по мере выполнения проекта с учетом появления дополнительной информации. Рабочий план обычно отличается от базового, обновляется руководителем проекта.

3) фаза реализации- главное содержание этой фазы - выполнение основных работ проекта, необходимых для достижения цели проекта.

Основными работами этой фазы являются: организация и проведение торгов, заключение контрактов; полный ввод в действие разработанной системы управления проектом; организация выполнения работ; ввод в действие средств и способов коммуникации и связи участников проекта; ввод в действие системы мотивации и стимулирования команды (участников) проекта; детальное проектирование и технические спецификации; оперативное планирование работ; установление системы информационного контроля за ходом работ; организация и управление материально-техническим обеспечением работ, в том числе запасами, покупками, поставками; выполнение работ, предусмотренных проектом (в том числе производство строительно-монтажных и пусконаладочных работ); руководство, координация работ, согласование темпов, мониторинг прогресса, прогноз состояния, оперативный контроль и регулирование основных показателей проекта:- ход работ, их темпы; - качество работ и проекта; - продолжительность и сроки; - стоимость и другие показатели; решение возникающих проблем и задач.

4) фаза завершения - на этой фазе достигаются конечные цели проекта, осуществляется подведение итогов и разрешение конфликтов, и закрытие проекта.

Основное содержание работ этой фазы, как правило, состоит в следующем: планирование процесса завершения проекта; эксплуатационные испытания окончательного продукта проекта; подготовка кадров для эксплуатации создаваемого объекта; подготовка документации, сдача объекта и конструкторской продукции заказчику; оценка результатов проекта и подведение итогов; подготовка итоговых документов; закрытие работ и проекта; разрешение конфликтных ситуаций; реализация оставшихся ресурсов; накопление фактических и опытных данных для последующих проектов; расформирование команды проекта [8]. [12]