Файл: Современные проблемы обеспечения качества и безопасности продукции.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 2
- Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. №982;
- СанПиНы и ГОСТы;
- Информация ФТС РФ "О продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования";
- Порядок проведения государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии государственного контроля и надзора, утвержденное Постановлением Госстандарта России от 1 сентября 2003 г. N 99.
Таким образом, в настоящее время к пищевой продукции установлены обязательные требования:
1) ко всем пищевым продуктам:
- Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиенические требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденные решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. №299.
- СанПиНами и ГОСТами (перечень которых установлен Информацией ФТС РФ "О продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования")
2) кроме того, к продукции животноводства и растениеводства установлены дополнительные соответственно ветеринарные и фитосанитарные требования в соответствии с Едиными ветеринарными (ветеринарно-санитарные) требованиями, предъявляемыми к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору) Таможенного союза, и фитосанитарными требованиями, установленными национальным законодательством стран - членов Таможенного союза.
Вывод: Одним из факторов, сдерживающих обеспечение безопасности и качества пищевых продуктов, является неэффективная реализация отдельных положений Закона N 29 государственными структурами. Так, в соответствии с его положениями в торговом обороте не могут находиться пищевые продукты, которые не прошли процедуру государственной регистрации. Такая регистрация в настоящее время неоправданно задерживается, что не соответствует требованиям защиты прав потребителей. Отсутствуют федеральные целевые и научно-технические программы обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, разработка и реализация которых также предусмотрены Законом N 29. Ненадлежащим образом проводятся государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. Не выполняются основные принципы технического регулирования, стандартизации и подтверждения соответствия. В соответствии с постановлением N 987 от 21 декабря 2000 года Роспотребнадзор осуществляет госконтроль и надзор только в сфере торговли, однако инспекторам сложно выявить дефекты в торговле, заложенные в производстве, не имея информации о технологии и рецептуре. Представляется, что функции Роспотребнадзора по контролю качества и безопасности пищевых продуктов целесообразно распространить и в сферу их производства.
1.3 Проблемы и направления обеспечения населения качественными и безопасными потребительскими товарами
Одна из важнейших проблем, которая на протяжении тысячелетий стояла перед человечеством — обеспечение населения продовольствием. Продовольственная безопасность государства является важнейшей составляющей экономической безопасности, которая в свою очередь, является частью общественной безопасности страны.[12] «Продовольственная безопасность России является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета — повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения», — гласит «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации». Это документ, представляющий собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.[13]
Доктрина является основой для разработки правовых, законодательных и нормативных документов и программ. Наиболее остро проблема обеспечения продовольственной безопасности проявилась в связи с нестабильной политической и экономической ситуацией в мире. Международные санкции, установленные для России, поставили экономику страны в экстремальное положение, требующее неординарных и срочных решений для выхода из сложившейся ситуации. В ответ на запрет доступа к финансовому рынку стран НАТО с нашей стороны было введено эмбарго на ввоз продовольственных товаров из этих стран. В ограничении импорта продовольственной продукции нет ничего критичного, так как импортировать следует только то, что мы объективно не можем производить сами на должном уровне качества и цен в ближайшей среднесрочной перспективе. Все остальное следует производить самим, делать его конкурентоспособным, представляющим интерес и для зарубежных покупателей. В этой связи было бы целесообразно во всех регионах иметь развернутые комплексные программы диверсификации экономики, что позволило бы более полно использовать природный и научно-производственный потенциал регионов, успешно решать вопросы импортозамещения, в том числе и в обеспечении продовольственной продукцией. Однако подобный ход должен сопровождаться повышением роли государственного регулирования аграрного сектора экономики, в виду его высокой значимости в обеспечении продовольственной безопасности, которая определят физическую и экономическую доступность продовольствия для населения. В этой связи эффективное обеспечение импортзамещения становится главной задачей государственной политики, так как государство обязано обеспечивать свое население качественными и экономически доступными продовольственными товарами.
Гораздо тяжелее решить проблемы обеспечения молочной продукции, зависимость от поставок которой значительно выше, в виду кризисного положения этой отрасли, выражающееся в продолжающем сокращении поголовья основного стада во многих регионах. При этом Россия является одной из наиболее перспективных стран с точки зрения потребления молочной продукции, которое увеличивается в среднем на 9,1 % в год. Поэтому так важно обеспечить импортозамещение и рост отечественного производства в данной отрасли. В настоящее время потребление молока растет умеренными темпами. Этому способствует в основном рост доходов населения, приводящий в дальнейшем к повышению потребления белковой пищи. В целом производство молочной продукции в России имеет скачкообразный характер, кроме того, объем потребления значительно превышает объем производства, что отрицательно сказывается на продовольственной безопасности страны и уровне жизни населения [4]. За период с 2000г. по 2003г. наблюдался стремительный рост объема производства молока. В 2005 г. он сократился на 7,5 %, что вызвано сокращением поголовья коров, снижением их продуктивности. В 2013г. наблюдается значительный спад, являющийся следствием подорожания кормов из-за неурожая 2012 г (рисунок 1).
Рисунок 1. Динамика производства и потребления молочной продукции в России за 2000–2014 гг.
Сложившаяся ситуация, безусловно, требует государственной поддержки, которую можно эффективно осуществлять, создавая благоприятные условия для роста инвестиций. Усиление государственной поддержки видится актуальным именно в сельском хозяйстве с акцентом на молочное и мясное скотоводство, строительство животноводческих комплексов, упрочение кормовой базы. Такая поддержка должна создавать максимально благоприятные условия для роста инвестиций, путем рефинансирования коммерческих банков под доступный для производственных предприятий (в том числе и аграрной сферы) процент и на сроки, соответствующие длительности научно-производственного цикла в инвестиционном комплексе.[14]
Расширение и удлинение рефинансирования коммерческих банков на универсальных единых условиях при снижении ключевой процентной ставки до уровня рентабельности предприятий инвестиционного сектора позволит найти необходимые для модернизации сельскохозяйственного производства и связанных с ним отраслей кредитные ресурсы. При этом средства прямой государственной поддержки, которые при таком механизме функционирования финансовой системы не будет необходимости тратить на субсидирование процентной ставки, целесообразно направить на стимулирование инновационной деятельности (в первую очередь это должно коснуться биологических и генетических факторов), развитие производства дефицитных видов продукции необходимых для импортзамещения, а также проведение программ развития села и повышения уровня жизни сельского населения.
Развитие сельскохозяйственного сектора и выполнение требований Доктрины являются, на мой взгляд, важнейшими аспектами обеспечения импортозамещения и продовольственной безопасности Российской Федерации. Необходимо восполнить недостаток продовольствия и обеспечить население страны необходимым объемом товаров даже в сложившейся ситуации внедрения санкционных мер. Необходимо также отметить, что за последнее десятилетие государство предприняло некоторые действия в обеспечении продовольственной безопасности России. Например, был принят Федерльный Закон «О развитии сельского хозяйства», Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг. и 2013–2020гг. Таким образом, сложившаяся в мире ситуация требует разработки новой системы управления продовольственной безопасностью страны, в основе которой должны находиться механизмы развития сельского хозяйства и соблюдение норм Доктрины продовольственной безопасности России (рисунок 2).
Рисунок.2 Механизм обеспечения продовольственной безопасности Укрепляя продовольственную безопасность, сохраняя интеллектуальный, человеческий потенциал продовольственной отрасли, Россия внесёт, возможно, самый важный вклад в свою долгосрочную экономическую безопасность. Развивая сельскохозяйственный сектор и выполнение требований Доктрины являются, на мой взгляд, позволят обеспечить импортозамещение и продовольственную безопасность Российской Федерации. Соблюдая, Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека) качество молока питьевого будет на высшем уровне, а самое главное оно будет безопасное. |
Глава 2. Оценка качественных характеристик образцов продукции «Домик в деревне», «Золотые луга», «Деревенское молоко из Талицы»
2.1 Характеристика исследуемых образцов молока «Домик в деревне», «Золотые луга», «Деревенское молоко из Талицы»
В рамках выполнения практической работы проводились исследования по определению органолептических и физико-химических показателей качества трех образцов молока, реализуемых в магазине «Магнит» ЗАО «Тандер» г. Городовиковска.
Характеристика 3 образцов молока питьевого представлена в таблицах 1,2,3.
Таблица 1
Характеристика образца № 1 – Молоко питьевое ультрапастеризованное «Домик в деревне»
Образец №1 |
Молоко питьевое ультрапастеризованное «Домик в деревне» |
|
Изготовитель |
ОАО «Вимм-Биль-Данн», Россия, 127591, г. Москва, Дмитровское ш. д.108 |
|
Состав |
Изготовлен из нормализованного молока, |
|
Пищевая ценность (содержания в 100 грамм продукта) |
Жир-2,5; белка- 2.8; углеводы- 4,7; |
|
Энергетическая ценность |
58,8 ККАЛ |
|
Масса образца нетто |
900 г. |
Таблица 2
Характеристика образца № 2 – Молоко питьевое ультрапастеризованное «Золотые луга»
Образец№2 |
Молоко «Золотые луга» |
Изготовитель: |
Филиал ОАО «Золотые луга» «Молочный комбинат Ситниковский», Россия, 627081, Тюменская обл., С. Ситниково, ул. Заводская, 7 |
Состав: |
Изготовлен из цельного нормализованного молока |
Пищевая ценность (содержания в 100 грамм продукта): |
Жир-2,5; белка- 2.9; углеводы- 4,7; |
Энергетическая ценность |
53 ККАЛ |
Масса образца нетто |
1 л |
Таблица 3
Характеристика образца № 3 – Молоко питьевое ультрапастеризованное «Деревенское молоко из Талицы»
Образец№3 |
Молоко питьевое ультрапастеризованное «Деревенское молоко из Талицы» |
Изготовитель: |
ООО «Талицкий молочный завод» Россия, 623620, Свердловская обл, Талицкий р-н, пос. Троицкий, ул. Мира 87 |
Состав: |
Изготовлен из цельного нормализованного молока |
Пищевая ценность (содержания в 100 грамм продукта): |
Жир-2,5; белка- 2.8; углеводы- 4,7; |