Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 497
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения организационного стресса
1.1. Сущность и причины стресса в организации
1.2. Индивидуально-типологические характеристики персонала организации
2.1. Программа исследования и краткая характеристика методик изучения
2.2. Результаты исследования и их интерпретация
Проанализируем результаты диагностики. Первыми рассмотрим результаты, полученные по «Шкале организационного стресса» (ШОС МакЛина, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) (Рис. 1).
Рис. 1 Средние баллы особенностей личности сотрудников в выборке испытуемых, выявленные по «Шкале организационного стресса» (ШОС МакЛина, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)
По рисунку 1 можно видеть, что у сотрудников средний балл выше по шкале активность и продуктивность, при этом все средние баллы по личностным особенностям, входящим по мнению автора в структуру организационного стресса, ниже средних показателей. Ниже всех баллы по шкале способность самопознания. Видимо среди сотрудников преобладает личности, которые не стремятся заниматься саморазвитием, так как им присущи активность и продуктивность в деятельности.
Проанализируем уровни организационного стресса у сотрудников, полученные по «Шкале организационного стресса» (ШОС МакЛина, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) (Рис. 2).
Рис. 2 Результаты диагностики сотрудников, полученные по «Шкале организационного стресса» (ШОС МакЛина, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)
По рисунку 2 видно, что у 35% сотрудников высокий уровень организационного стресса, у 25% стресс на низком уровне. Это видимо связано с особенностями восприятия профессионально–трудных ситуаций и профессиональным опытом преодоления стрессовых ситуаций – одни слишком эмоционально и близко их воспринимают, а другие наоборот.
Проанализируем результаты диагностики сотрудников, полученные по методике «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана) (Рис. 3).
Рис. 3 Результаты диагностики сотрудников, полученные по методике «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана)
По рисунку 3 видно, что у сотрудников немного по другому распределились уровни. Низкий уровень профессионального выявлен у 25% человек и высокий уровень выявлен у 25%. Некоторые расхождения в уровнях организационного стресса возможно связаны с особенностями методик.
Проанализируем результаты диагностики, полученные по Опроснику формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова. Первыми посмотрим данные по параметрам особенностей темперамента (Рис. 4).
Рис 4. Средний балл в выборке сотрудников параметров особенности темперамента, выявленные по Опроснику формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова
На 4 рисунке можно видеть, что у сотрудников средние баллы выше по коммуникативной эргичности (ЭРК – 34 балла – средний уровень) и коммуникативной скорости (СК – 34,05 балла – средний уровень, стремящийся к высокому). Ниже всего средние баллы по параметрам эмоциональности психомоторной (ЭМ – 25,5 балла – низкий уровень стремящийся к среднему) и эмоциональности коммуникативной (ЭК – 24,9 балла – низкий уровень).
Посмотрим какое среднее значение по индексам темперамента выявлено по Опроснику формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова (Рис. 5).
Рис. 5 Индексы темперамента, выявленные по Опроснику формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова
По рисунку 5 можно видеть, что средние баллы индексов темперамента у сотрудников показали средние значения.
Посмотрим какие типы темпераментов выявлены у сотрудников по Опроснику формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалов (Рис. 6).
Рис. 6 Общие типы темперамента, выявленные по Опроснику формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова
По рисунку 6 можно видеть, что среди сотрудников преобладают испытуемые с неопределённым типом темперамента – 50% человек, значит у них общая активность и общая эмоциональность в пределах нормы. 20% сотрудников сангвиники, то есть у них общая активность выше нормы, а общая эмоциональность ниже нормы. Смешанный низкоэмоциональный тип темперамента выявлен у 25% сотрудников, значит у них активность в пределах нормы, а общая эмоциональность ниже нормы. У 5% сотрудников выявлен смешанный высокоактивный тип темперамента, то есть у них общая активность выше нормы, а общая эмоциональность в пределах нормы.
Теперь с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена определим связь между показатели организационного стресса сотрудников и формально-динамическими свойствами индивидуальности.
Таблица 1
Результаты расчета
корреляции |
способностьсамопознания |
широтаинтересов |
принятиеценностейдругих |
гибкостьповедения |
общийуровеньстрессоустойчивости |
уровеньпрофессиональногостресса |
|
ЭРИ |
Коэффициент корреляции |
0,21 |
0,362 |
,480* |
0,377 |
,623** |
-,673** |
Знч. (2-сторон) |
0,373 |
0,117 |
0,032 |
0,102 |
0,003 |
0,001 |
|
ЭРК |
Коэффициент корреляции |
0,202 |
,468* |
,472* |
,488* |
,671** |
-,620** |
Знч. (2-сторон) |
0,393 |
0,037 |
0,036 |
0,029 |
0,001 |
0,004 |
|
ПМ |
Коэффициент корреляции |
0,319 |
0,387 |
0,291 |
,518* |
,731** |
-,811** |
Знч. (2-сторон) |
0,171 |
0,092 |
0,213 |
0,019 |
0 |
0 |
|
ПИ |
Коэффициент корреляции |
0,292 |
0,314 |
0,383 |
0,436 |
,607** |
-,649** |
Знч. (2-сторон) |
0,211 |
0,177 |
0,096 |
0,055 |
0,005 |
0,002 |
|
ПК |
Коэффициент корреляции |
0,056 |
0,432 |
0,372 |
0,373 |
,520* |
-,578** |
Знч. (2-сторон) |
0,814 |
0,057 |
0,106 |
0,106 |
0,019 |
0,008 |
|
СИ |
Коэффициент корреляции |
,451* |
,507* |
0,231 |
0,433 |
,803** |
-,838** |
Знч. (2-сторон) |
0,046 |
0,023 |
0,326 |
0,057 |
0 |
0 |
|
СК |
Коэффициент корреляции |
0,102 |
0,342 |
,471* |
0,302 |
,531* |
-,554* |
Знч. (2-сторон) |
0,67 |
0,139 |
0,036 |
0,196 |
0,016 |
0,011 |
|
ЭМ |
Коэффициент корреляции |
-0,441 |
-,739** |
-0,184 |
-0,206 |
-,671** |
,640** |
Знч. (2-сторон) |
0,052 |
0 |
0,438 |
0,384 |
0,001 |
0,002 |
|
ЭИ |
Коэффициент корреляции |
0,344 |
0,245 |
0,315 |
0,248 |
,564** |
-,704** |
Знч. (2-сторон) |
0,137 |
0,298 |
0,176 |
0,292 |
0,01 |
0,001 |
|
ИПА |
Коэффициент корреляции |
0,245 |
0,035 |
0,255 |
,530* |
,540* |
-,617** |
Знч. (2-сторон) |
0,298 |
0,885 |
0,278 |
0,016 |
0,014 |
0,004 |
|
ИИА |
Коэффициент корреляции |
0,337 |
0,416 |
,482* |
,500* |
,743** |
-,799** |
Знч. (2-сторон) |
0,146 |
0,068 |
0,031 |
0,025 |
0 |
0 |
|
ИКА |
Коэффициент корреляции |
0,182 |
,501* |
,476* |
,501* |
,698** |
-,684** |
Знч. (2-сторон) |
0,442 |
0,024 |
0,034 |
0,025 |
0,001 |
0,001 |
|
ИОА |
Коэффициент корреляции |
0,265 |
0,434 |
,451* |
,542* |
,741** |
-,755** |
Знч. (2-сторон) |
0,259 |
0,056 |
0,046 |
0,014 |
0 |
0 |
|
ИОАД |
Коэффициент корреляции |
0,309 |
,478* |
0,379 |
,476* |
,747** |
-,768** |
Знч. (2-сторон) |
0,185 |
0,033 |
0,1 |
0,034 |
0 |
0 |
|
* Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторонняя). |
|||||||
** Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя). |
|||||||
N = 20 |
По таблице 1 видно, что индекс общей эмоциональности не связан с уровнем организационного стресса у сотрудников, как и эргичность психомоторная, скорость психомоторная, эмоциональность коммуникативная. Активность и продуктивность сотрудников также не связана с организационным стрессом и формально-динамическими свойствами индивидуальности.
Наиболее сильная прямая связь определена у общего уровня стрессоустойчивости с ЭРИ, ЭРК, ПМ, ПИ, СИ, ЭИ, ИИА, ИКА, ИОА, ИОАД - р < 0,01. Уровень профессионального стресса напрямую связан с ЭМ (р 0,002 < 0,01), а с остальными параметрами и индексами уровень профессионального стресса, определяемый по методике «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана) имеет обратную сильную связь. А общий уровень организационного стресса, определяемый по «Шкале организационного стресса» (ШОС МакЛина, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) наоборот имеет обратную связь с ЭМ (р = 0,001 < 0,01).
Способность самопознания слабо связана с скоростью интеллектуальной (р = 0,046 < 0,05). Широта интересов слабо связана с эргичностью коммуникативной, скоростью интеллектуальной, индексом коммуникативной активности и индексом общей адаптивности (р < 0,05). Принятие ценностей других слабо связано с эргичностью интеллектуальной и коммуникативной, со скоростью коммуникативной и с индексами интеллектуальной активности, коммуникативной активности и общей активности (р < 0,05). Гибкость поведения слабо связана со всеми индексами, кроме индекса общей эмоциональности (р < 0,05).
Итак, мы выявили, что организационный стресс сотрудников связан со многими формально-динамическими параметрами личности.
Таким образом, эмпирическое исследование показало, что у сотрудников средний балл выше по шкале активность и продуктивность, при этом все средние баллы по личностным особенностям, входящим по мнению автора в структуру организационного стресса, ниже средних показателей. Ниже всех баллы по шкале способность самопознания. У 35% сотрудников высокий уровень организационного стресса, у 25% стресс на низком уровне. Низкий уровень профессионального выявлен у 25% человек и высокий уровень выявлен у 25%. У сотрудников средние баллы выше по шкале коммуникативной эргичности и коммуникативной скорости. Ниже всего средние баллы по параметрам эмоциональности психомоторной и эмоциональности коммуникативной.
Среди сотрудников преобладают испытуемые с неопределённым типом темперамента – 50% человек, у 20% сотрудников сангвиники. Смешанный низкоэмоциональный тип темперамента выявлен у 25% сотрудников. У 5% сотрудников выявлен смешанный высокоактивный тип темперамента.
С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена было выявлено, что индекс общей эмоциональности не связан с уровнем организационного стресса у сотрудников, как и эргичность психомоторная, скорость психомоторная, эмоциональность коммуникативная. Активность и продуктивность сотрудников также не связана с организационным стрессом и формально-динамическими свойствами индивидуальности. При этом организационный и профессиональный стресс сотрудников связан со многими формально-динамическими параметрами личности.
Заключение
Проведя анализ проблемы взаимосвязи организационного стресса и индивидуально-типологических особенностей сотрудников, можно сделать следующее заключение.
Теоретический анализ показал, что организационный стресс – это очень напряженное состояние сотрудника, возникающее при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с осуществляемой профессиональном деятельностью. Его можно отнести к определенному виду стресса, являющимся неотъемлемой частью профессиональной деятельности. Данный вид стресса может иметь разные причины, но основные среди них индивидуально-типологические особенности, потому что включают составляющие стрессоустойчивости личности. В литературе выделяют следующие виды профессионального стресса: информационный, эмоциональный и коммуникативный.
Индивидные характеристики представлены динамическим, эмоциональным, регуляторным компонентами, базирующимися на свойствах темперамента и нервной системы. Индивидуально-типологические характеристики персонала являются наиболее важным условием стрессоустойчивости, так как проявляются под влиянием факторов социальной и окружающей профессиональной среды. К данным характеристикам относят характер, способности и темперамент, который является наиболее эмоционально насыщенной характеристикой.
Эмпирическое исследование проводилось на базе ООО «АТОЛЛ». В нем приняло участие 20 сотрудников. Для диагностики были выбраны методики: «Шкала организационного стресса» (ШОС МакЛина, в адаптации Н.Е. Водопьяновой), «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана), опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова.
Анализ результатов показал, что у сотрудников средний балл выше по шкале активность и продуктивность, при этом все средние баллы по личностным особенностям, входящим по мнению автора в структуру организационного стресса, ниже средних показателей. Ниже всех баллы по шкале способность самопознания. Видимо среди сотрудников преобладает личности, которые не стремятся заниматься саморазвитием, так как им присущи активность и продуктивность в деятельности. У 35% сотрудников высокий уровень организационного стресса, у 25% стресс на низком уровне.
Низкий уровень профессионального выявлен у 25% человек и высокий уровень выявлен у 25%. Некоторые расхождения в уровнях организационного стресса возможно связаны с особенностями методик.
У сотрудников средние баллы выше по коммуникативной эргичности (ЭРК – 34 балла – средний уровень) и коммуникативной скорости (СК – 34,05 балла – средний уровень, стремящийся к высокому). Ниже всего средние баллы по параметрам эмоциональности психомоторной (ЭМ – 25,5 балла – низкий уровень стремящийся к среднему) и эмоциональности коммуникативной (ЭК – 24,9 балла – низкий уровень).
Среди сотрудников преобладают испытуемые с неопределённым типом темперамента – 50% человек, значит у них общая активность и общая эмоциональность в пределах нормы. 20% сотрудников сангвиники, то есть у них общая активность выше нормы, а общая эмоциональность ниже нормы. Смешанный низкоэмоциональный тип темперамента выявлен у 25% сотрудников, значит у них активность в пределах нормы, а общая эмоциональность ниже нормы. У 5% сотрудников выявлен смешанный высокоактивный тип темперамента, то есть у них общая активность выше нормы, а общая эмоциональность в пределах нормы.
С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена было выявлено, что индекс общей эмоциональности не связан с уровнем организационного стресса у сотрудников, как и эргичность психомоторная, скорость психомоторная, эмоциональность коммуникативная. Активность и продуктивность сотрудников также не связана с организационным стрессом и формально-динамическими свойствами индивидуальности. При этом организационный и профессиональный стресс сотрудников связан со многими формально-динамическими параметрами личности.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.
Список использованной литературы
- Алексиева Д.А. Возможности контроля за стрессом в организации: опыт Европейского Союза [Электронный ресурс] // Научный диалог. - 2015. - № 1 (37). - С. 171-179. Режим доступа: http://elibrary.ru/
- Банковский А.Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния / Ред. Дикая Л.Г., Занковский А.Н. - М.: Наука, 2012. – 159 с.
- Батурина Т.В. Стресс на рабочем месте: коллективный вызов [Электронный ресурс] // Системное обеспечение условий труда. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Сибирский государственный университет путей сообщения. – 2017. – С. 170-178. Режим доступа: http://www.ilo.org/
- Бергис Т.А., Азизова Л.Р. Факторы стрессоустойчивости сотрудников в условиях организационного стресса [Электронный ресурс] // Вектор науки ТГУ. – 2016. - №4(27). – С. 28-32. Режим доступа: http://elibrary.ru/
- Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. − М.: ПЕР СЭ, 2016. – 528 с.
- Большой Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gufo.me/content_bes/lichnost-34203.html.
- Водопьянова Н.Е. Психиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.
- Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Эксмо, 2006. – 1136 с.
- Григорьева И.В. Психологические механизмы и особенности влияния типов темпераментов на характер конфликтов // Человеческий капитал. – 2017. - №3. – С. 108-109.
- Гуревич П.С. Психология личности. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 559 с.
- Иохвидов В.В. Системный подход к использованию методов, приемов и средств обучения / В.В. Иохвидов, В.М. Иохвидов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2016. – Т. 22. - № 2. – С. 22-25.
- Козьяков Р.В. Методы и методики диагностики акцентуаций характера. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 250 с.
- Кочеткова А.И. Прикладная психология управления: учебник и практикум для академического бакалавриата / А.И. Кочеткова, П.Н. Кочетков. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 437 с.
- Кудинов С.И. Соотношение индивидуально-типологических особенностей организованности и самореализации личности // Вестник РУДН. – 2013. - №2. – С. 14-19.
- Леонова А.Б., Кузнецова A.C. Психопрофилактика стресса. - М.: МГУ, 2012. – 114 с.
- Феоктистова С.В. Психологические условия профилактики профессионального стресса у сотрудников коммерческой организации // Человеческий капитал. Материалы 8-ой международный междисциплинарный конгресс нейронаука для медицины и психологии. - 2013. – С. 414-415.
- Нагирнер И.И. Стрессоустойчивость и адаптация: теоретический анализ понятий // Актуальные вопросы психологии. – 2015. - №8. – С. 51-57.
- Нестерова О.В. Управление стрессами. – М.: МФПУ «Университет», 2012. – 320 с.
- Одинцова М.А. Психология стресса: учебник и практикум для академического бакалавриата / М.А. Одинцова, Н.Л. Захарова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 299 с.
- Петровская В.Г. К вопросу о сущности понятия ментальных способностей // Инновации в пути науки. Материалы VIII Международной заочной научно-практической конференции. Главный редактор М.П. Нечаев. – 2017. – С. 189-194.
- Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина. – Казань.: КНИТУ, 2012. – 212 с.
- Пшеничникова О.А. Характер и особенности его формирования [Электронный ресурс] / О. А. Пшеничникова, А. И. Хачатрян, А. А. Даниелян // Студенческая наука XXI века: материалы VIII Междунар. студенч. науч.-практ. конф. - 2016. - № 1 (8). - С. 214–216. Режим доступа: https://interactive-plus.ru/
- Самоукина Н.В. Управление без стресса. – М.: Изд-во НОУВО МТИ, 2015. – 104 с.
- Сапольски Р. Психология стресса. – СПб: Питер, 2015. – 480 с.
- Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1979. - 124 с.
- Смит М. Дж. Профессиональный стресс: человеческий фактор / Пер с англ. Мамонтова Е.В.; Под ред. Зинченко В.П., Мунипова В.М. – М.: Изд-во «Мир», 2012. –Т.2. – 244 с.
- Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. - СПб.: Речь. 2003. - 96 с.
- Токарева О.А. К вопросу о разработке модели индивидуального сопровождения детей в современной дошкольной образовательной организации // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества. – 2016. – С. 280.
- Федосова И.В. Формирование основ здорового образа жизни у учащейся молодежи в образовательном пространстве вуза: монография. – Иркутск: ВСГАО, 2014. – 186 с.
- Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2012. – 256 с.